Она одна обращена к зрителю. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. По версии Вазари эта женщина – Симонетта Веспуччи, первая красавица Флоренции второй половины XV века. Современники считали её красоту божественным даром, воплощением абсолютного замысла и за свою красоту девушка получила прозвище Несравненной и Прекрасной Симонетты.
Так что эта работа не только первый крупный заказ, но и первый автопортрет мастера. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Оно то и передалось всем братьям в семье. По словам Вазари, он «отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду».
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Репродукции Сандро Боттичелли словно пышный, лёгкий, едва уловимый сон. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Одно из них – «Покинутая». Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо.
Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории.
Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Ключ к процветанию вселенной и каждого ее отдельного элемента – всеобъемлющая любовь. Картины Сандро Боттичелли полны мифологических сюжетов и библейских аллегорий. В последние годы жизни Боттичелли уже почти ничего не писал. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). С. Боттичелли «Покинутая» (ок.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». И хотя в середине стоит Венера, это лишь дань регламенту истинный центр композиции — Весна. По словам некоторых летописцев, среди них был и Боттичелли.
Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). В 1478году по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, дальнего родственника Лоренцо Великолепного, Боттичелли пишет один из своих известнейших шедевров— «Весну» («Primavera»).
Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). 1475).
Варнавы. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Что же определяет искусство Боттичелли. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. Достоверно не известно, какие отношения сложились между Боттичелли и его первым учителем.
Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием. Чтобы прославиться и обрести вес в обществе, Гуаспарре (чье имя в другом прочтении Каспар— носил один из новозаветных волхвов, что и определило сюжет заказанной картины) вкладывает огромные деньги в строительство семейной капеллы в церкви Санта Мария Нуово и заказывает алтарную роспись набирающему популярность Боттичелли. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры – чувственную.
Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
Испытующе смотрит на нас Флора. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. Тогда Пилат приказал отдать тело.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Венера на полотне Боттичелли являет собой и эталон женской красоты XV века— длинные светлые волосы, бледная, светящаяся кожа, миндалевидные глаза, вытянутое лицо, худощавая фигура черты идеала, обозначенные еще Симоне Мартини в XIV веке, сформулированы в «мадоннах» Филиппо Липпи и здесь доведены до совершенства. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Кто она, эта женщина. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. В 1500году он пишет одну из своих самых мрачных и единственную подписанную картину— «Мистическое Рождество». Наполотне изображена роскошная поляна вапельсиновом саду, где весна входит всвои права, здесь расцветают цветы, которых художник нарисовал больше пятисот штук разных видов, форм ицветов.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное.
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был полноват. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Несмотря на широкую известность, которой произведение пользовалось сразу после своего завершения, его ждала нелегкая судьба и долгие годы скитаний. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Купить репродукции картин Сандро Боттичелли в интернет магазине картин и постеров АртПостерГалерея. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Проявившаяся уже в ранних произведениях мастера склонность к созерцательности, позволившая ему про никнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, делала его равно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Что же. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.
Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим.
В 1481–1482годах Лоренцо Медичи отправляет Боттичелли, наряду с другими флорентийскими мастерами, в Рим, где он получает свой крупнейший заказ от папы римского Сикста IV на роспись капеллы (которую в дальнейшем назовут Сикстинской, по имени папы). Перед нами довольно разные оценки.
Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе. Программу росписи составили сцены Ветхого и Нового Завета из жизни Моисея и Иисуса Христа. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды.
Читайте в статье «Олимпийские боги»). Стремление к большей глубине и драматизму, все значение которого смог оценить лишь Адольфо Вентури, явственно проявляется и в других произведениях Боттичелли. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Кисти Боттичелли принадлежат три фрески, описывающие историю Моисея (смотрите на те, где есть архитектура, — говорят сегодня гиды в Сикстинской капелле, желая обратить внимание туристов на творчество Боттичелли) и воплотившие в себе все то, что Боттичелли взял от Возрождения, — сложную световоздушную и линейную перспективу, внимание к техническим и архитектурным деталям.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Вбудущем этот приём подхватят идругие художники. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. Обратите внимание на известную картину Рождение Венеры – с ней связана малоизвестная, но интереснейшая история.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями, что обсуждалось в кружке Медичи. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. Если впервом портрете Боттичелли изобразил назаднем фоне интерьер комнаты, товпоследней копии онрешил сделать однотонный фон, что небыло характерным для портретной живописи того времени.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Любоваться произведениями великого живописца, все равно, что погружаться в иллюзорный мир нравственной мудрости и красоты, далёкий от шумных реалий современной жизни. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Заказы его были весьма многочисленны. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение, Венчание Богоматери, Аллегория клеветы. Сандро Боттичелли – великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. Первыми самостоятельными произведениями Боттичелли были несколько изображений Мадонн. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. К концу XV века жизнь и мировоззрение Боттичелли претерпели кардинальные изменения.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. 1 марта 1445 года родился великий итальянский художник, представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. В его руках жертвенная чаша и кропило. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», все же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Хотя к ее ли образу.
Данилова. Рисунок фигур изображает бурное напряжение.
Написанная темперой по холсту, она предназначалась для украшения загородной виллы Медичи и впервые изображала мифологические фигуры в натуральную величину, подражая античной скульптуре. В 1481 году Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо и Козимо Росселли получил приглашение от папы Сикста IV в Рим для написания фресок на боковых стенах только что возведенной Сикстинской капеллы. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».
Боттичелли покинул мастерскую Филиппо Липпи в 1467году в возрасте двадцати двух лет. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио.
Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио – итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Иоанном Евангелистом». Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок»), возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. Может мастер кисти смотрел далеко вперед.
Композиция двухфигурная. Последнее появление его в истории искусств относится 1504году, когда Боттичелли участвовал в работе группы художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело во Флоренции. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище.
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Но – судьба распорядилась иначе и после первого же года в ювелирной мастерской (а надо заметить, что обучение в ней начиналось не только с тяжелого труда, но и с рисования), Боттичелли попал в ученики к одному из великих художников Флоренции, Филиппо Липпи, чей стиль оказал невероятное влияние на Боттичелли. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Иеронима. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. 1 ВЕНЕРА.
Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения. Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок.
Мы можем предположить, что хорошие— учитывая как влияние, которое оказал Филиппо Липпи на становление живописной манеры и идеала красоты своего ученика (высвеченный, пастельный колорит, светлые волосы, светящаяся кожа, поворот головы в три четверти), так и то, что много лет спустя Боттичелли станет учителем сына Филиппо и Лукреции, Филиппино Липпи. Эту картину итальянского художника можно увидеть вэкспозиции Лондонской национальной галереи. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Пламенные проповеди монаха Савонаролы сделали свое дело. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
И так каждый день, в одно и то же время. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа. Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса.
Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици).
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Укартины есть скрытый смысл. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Первое документальное свидетельство о нем относится к 1458году, когда его отец, Мариано Филипепи, указал в налоговом кадастре Флоренции, что у него четыре сына— Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Афродиты.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался.
Он тайно исповедовал христианство. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Варнавы». Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа.
Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи.
Рядом с ними меркнут любые другие изображения, даже электронные. Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко.
Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Но берегитесь: весна — пора опасная. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии».
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
Сандро Боттичелли (итал. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени – прием, ставший чертой его стиля написания полотен. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика».
Иеронима.
И, конечно, это породило особое искусство. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Лишь когда европейские художники научились с совершенной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. В этой работе замешано все, что интересовало художника в тот момент, — античное искусство и мифология (миф о Флоре), знание античной скульптуры (или зарисовок с нее, что прослеживается в композиции произведения и постановке фигур), неоплатоновское учение о душе как идеале (если принять во внимание версию о том, что центральная фигура картины— образ умершей невесты заказчика картины (она— единственная, кто движется в картине не по направлению к зрителю, а от него), воплотившейся в идеале— сродни Дантевской Беатриче). Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.
1495). Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. С. Боттичелли «Весна» (1482).
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Название картины уже говорит освоем сюжете. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Около 1470года Боттичелли открывает свою мастерскую и начинает принимать первые заказы. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет.
Художник был силен в написании натюрморта. И все же это так. А знала ли Симонетта о существовании Сандро. Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в мае 1510года и 17числа был похоронен на кладбище церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). С каждого полотна выдающегося мастера струится мягкое сияние чистых прозрачных цветов. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Во Флоренции в то время гремели пламенные, революционные проповеди фра Джироламо Савонаролы. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.
Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано. Весь мир знаком с его образами-аллегориями, можно сказать, что Боттичелли подарил миру настоящий эталон женской красоты. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин (в основном «мадонн»), выполнявшиеся учениками художника по его рисункам и картонам.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Известно, что Боттичелли был младшим из четырех братьев.
В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария.
Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
С тех пор интерес к его картинам не угасал. Яркие и красочные полотна прекрасно украсят интерьер.
«Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н. А. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. В какой-то момент влияние его было настолько сильно, что семейству Медичи пришлось спасаться из Флоренции бегством, а на всех главных площадях города зажглись «костры тщеславия», в которых люди, отрекаясь от бренного мира, жгли все, что могло быть сочтено предметом развлечения или орудием греха, — музыкальные инструменты, книги, предметы роскоши, картины и пр. от Луки I: 46). Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св.
Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици. Сюжет этой картины известен всем. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Они не требуют специального света, они его излучают. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. В близкой по времени "Мадонне Бенуа".
Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это.
Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В 1480-х годах Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» («Величание Мадонны»)— одну из своих самых известных при жизни работ на религиозную тему в виде весьма сложного композиционно тондо. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет.
Если верить Вазари (наиболее близкому по времени к Боттичелли и информированному исследователю), Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, прозванный Боттичелли, родился в 1445году в семье флорентийского кожевника Мариано Филипепи. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Художник отказался не только от трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического языка. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Зиновия». Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Картины Сандро Боттичелли в интерьере смотрятся невероятно эффектно и драматично. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. В 1475году он создает свою первую значительную работу, с которой входит в круг двора Лоренцо Медичи Великолепного— картину «Поклонение волхвов». В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.
В 1484-м появляется его самая известная картина— «Рождение Венеры». В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).
После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Все происходящее на картине лишь ее окружение. Гуманного, просвещённого, величественного и абсолютного подобно божеству. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали».
Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной.
«Уже в картине «Благовещение» (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, — отмечает И. Е. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Художник Боттичелли признан критиками и ценителями искусства одним из самых талантливых мастеров, чьи картины до сих пор вызывают восхищение. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. Помимо своего творчества, наставник юного Боттичелли прославился романом с послушницей Лукрецией Бутти, которую он выкрал из монастыря, женился на ней и впоследствии сделал моделью для своих многочисленных и очень популярных «мадонн».
Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты.
«Мадонна Магнификат» вошла в число наиболее копируемых и популярных сразу после написания— редкий случай в истории живописи. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици).
Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Иоанном Крестителем и св.
Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480).
Очень красивая, нежная картина наполнена светом, нонекаждый сможет уловить ееистинный смысл. Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Иосиф изображён с терновым венком в руке.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Она много лет украшала его виллу Кастелло. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св.
Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей.
К тому же «Весна» являет собой один из первых примеров чувства контура, которое расцветет в полную силу в графике и поздних живописных работах Боттичелли. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, среди их многочисленных потомков. В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного, скончавшегося в 44 года от подагры.
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.