Он крестил Спасителя мира в Иордане и наблюдал сошествие на Него Святого Духа. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом».
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья щемящей тоской, спокойная созерцательность неудержимой страстностью. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи. Тела приобретают округлые формы.
В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Как никакой другой художник XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он, наметив еще в «Св. Августине», в Иоанне раскрыл окончательно внутреннюю борьбу в человеке, обнажив душевные раны, почти не поддающиеся лечению.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Юные ангелы по сторонам от Марии с лицами «словно из живого огня» (Данте)— столько в них нежно-пламенного сострадания — здесь выглядят как музыкальный фон и вместе активные «слуги просцениума», откинув занавес, зачинающие действо трагической мистерии. «Алтарь св. А теперь онемели от ужаса. Многие из них были людьми бесчестными.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны.
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. И не только лица. Книга написана на высоком научном уровне.
Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Ключом к ее смыслу считается стих Данте, посвященный кроткому величию Мадонны: «О дева-мать, дочь своего же сына». Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, но психомахию.
Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Кроме того, на картине помимо Магдалины, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан — святые мученики, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». руб.
Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Саломея отнесла страшный дар матери. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Уже Верроккьо, Перуджино и Беллини сделали в этой области немало важных открытий, но лишь Леонардо решил стоявшую перед художниками проблему. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Нет более углов. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением.
Перед нами довольно разные оценки. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
Пророк всегда внушал ему уважение. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Rudolph Ernst Salome and the Tigers. В танцовщицы шли девушки из знатных семей.
Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. На это из них не решился бы никто. Лицо Антипы помрачнело. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Барнабы». Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Были алмеи и у евреев. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Настоящая книга из серии «Русская икона» рассказывает о древнерусской иконографии святого Иоанна. Считается исторической фигурой его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Иеронима. Иоанн Креститель обличал пороки сильных мира сего и за это был казнен.
Борются люди и кони. У Леонардо все полно движения. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (Йоханан бар Зехарья— «сын Захарии»— «совершающий ритуальное очищение водой» 6—2 годы до н. э. - ок. Никогда не изображал он отречение и муки.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Богородица ли она вообще.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Для него началась пора беспокойных скитаний. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Дочь Иродиады – Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. В большом многофигурном алтарном образе Боттичелли синтезирует, своеобразно преломляя, художественный опыт сугубо интимных своих произведений типа «Маньификат» и «Мадонны с гранатом».
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. В первой — очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли — при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов, — но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости: в расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Танцы с раздеваниями.
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка.
Мария — и мать и царица и «дочь своего сына» — как подчиненная его божественному началу. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Каждая линия в нем неуловимо тревожно вибрирует от внутреннего напряжения. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Вместе с тем «Алтарь св. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Затаенно нарастающий драматизм «Мадонны на троне» прорывается откровенным трагизмом в небывалом страстно-страдальческом типе Крестителя, знаменуя период, когда идеал Золотого века начал блекнуть для самого его создателя, словно в ожидании морального суда, когда подвергнут сожжению вдохновленные боттичеллевым примером и творчеством «безнравственные и языческие» картины.
Строгая перспектива архитектуры и пола оттеняет текуче-волнистую гибкость очертаний фигур. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Образ, воплощающий мистическое ожидание неотвратимого крестного пути ее младенца, с особой пронзительностью возрождает линию «Стойкости», волнующей «силою в слабости». Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Белая лошадь в этом эпизоде – леонардовский мотив, обретающий, как и всякое заимствование Боттичелли у других художников, характер глубоко личной интерпретации. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. В день своего рождения Ирод устроил пир. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. К мягкости стремятся и краски. Месть семи покрывал. Краткая форма этого имени – Саломея).
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Варнавы. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично.
Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Что же определяет искусство Боттичелли. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах.
Уделял он внимание и рукам. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. Все тело отражает данное душевное движение. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца.
Его легкое движение вторит движению Мадонны. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Предстоящие изящному трону Марии святые образуют два крыла по сторонам, как ангелы в вариантах «Мадонны с гранатом». В «Алтаре св. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует софистический, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Картина, как известно, не была окончена.
Но это была грация элегическая. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Леонардо также интересовал рисунок волос. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли. Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Как будто снова после относительно простодушных юношеских опытов в аристократический мирок Боттичелли из отдаления доносится голос народа, согласно Савонароле, «призванного самим богом для спасения человечества».
Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Ее имя Царица Саломея Александра. Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион (Shelamzion). У Леонардо нет линии, есть только формы.
Тревога — лейтмотив главного образа — волнами расходится по всей картине. Немало дурных дел совершили они в жизни. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Еле заметны, еле уловимы переходы. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия.
Михаила или с мужественной весомостью крупных рук немолодого святого Игнатия. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.
По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. При этом она доступна для самого широкого круга читателей, . В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. Все спуталось в дикий клубок. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. И смолкли гости.
Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией, характерной для искусства Боттичелли. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Леонардо покинул город. Содержание его рисунков самое разнообразное. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Пластически высечены контуры. У них все блестит и сверкает.
Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Он прожил там до 1499.
Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной, волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу противоположных линий. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
Она столь же богата, как его литературный образ. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Об оттенках они не заботились.
Но убить пророка. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Она была настолько уважаема, что поколениями матери и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь.
В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. от Луки I: 46).
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Эта просьба была исполнена. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Так Саломея – может быть, впервые в истории – использовала стриптиз как орудие мести. Барнабы» и в особенности самый трагический из его героев становятся несомненным предвестием надвигающихся «сумерек души» самого Боттичелли, этой «чарующей натуры, в которой мистическая чуткость соединилась с горячей чувственностью». Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Именно этот новый этап во второй половине восьмидесятых годов открывает «Алтарь св. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы.
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.