В «Рождении Венеры» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании — небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Навстречу удовольствиям и радости они пошли с отроческой страстностью: все виды прекрасного восхищали их и главной добродетелью представлялась любовь.
И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов".
Сегодня мыпоговорим ивспомним самые красивые изнаменитые картины Сандро Боттичелли. Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. 1475). Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, – пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино.
Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Не построил своего дома, не свил семьи. Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи.
С. Боттичелли «Весна» (1482). Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Но это правда. Богиня цветов Флора щедро усыпает землю розами инарциссами, северный ветер Зефир своей силой гнет ветки деревьев книзу. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане.
ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим. Как пишет советский искусствовед В. Липатов, сколько себя помнил, «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.
В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным».
Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь.
Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Благовещение – благая весть – неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано.
Был он, что называется, не от мира сего. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Композиция двухфигурная. Каждая его картина— это настоящий шедевр искусства, абиблейские темы придают имеще более мистический шарм инастоящий смысл. Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится.
Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Название картины уже говорит освоем сюжете. Сандро родился в семье кожевника. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены».
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. И все же это так. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году. И это напоминает поединок за новорожденную. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный именовался Платоновской академией. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). На протяжении многих лет Боттичелли поддерживал дружеские отношения с семьей Медичи, неоднократно работал по заказам членов этой многочисленной семьи. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).
Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Он тайно исповедовал христианство.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). С. Боттичелли «Покинутая» (ок.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». 1495). Тогда Пилат приказал отдать тело. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом.
Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана. Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело деВивиано деБрандини изГаиуоле.
Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Иосиф изображён с терновым венком в руке. Вбудущем этот приём подхватят идругие художники. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.
Кто она, эта женщина. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.
Может мастер кисти смотрел далеко вперед. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 578 дней. Художник воспроизвел наполотне рождение богини красоты, женственности исовершенства— Венеры илиже Афродиты, родившейся изпены морской. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть.
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 578 дней. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Невозможно также описать ивсе разнообразие ввыражениях лиц уюношей иустариков совсеми отклонениями, покоторым можно судить осовершенстве его мастерства». И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Ученик онбыл очень трудолюбивый истарательный, арезультат незаставил себя долго ждать.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. " – Петрарка, поклоняющийся своему "златокудрому ангелу" – Лауре.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем.
Укартины есть скрытый смысл. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в тот же апрельский день, когда была погребена прекрасная Симонетта, оплакиваемая всей Флоренцией, Джулиано был заколот в соборе ножом наемного убийцы.
Его дыхание наполняет ветер цветами.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции. Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе. И так каждый день, в одно и то же время.
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Именно рядом с ней Боттичелли хотел быть похороненным, что и было исполнено спустя 34 года после смерти Симонетты. Варнавы работы Боттичелли). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты.
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Что же. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый.
Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Сюжет этой картины известен всем.
"Уходят злые звезды с небосклона, узнав Ее прекрасный лик вдали. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами. Читайте в статье «Олимпийские боги»).
Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Краски он готовил на основе сухих порошков с различными натуральными и искусственными добавками, эта древняя техника носит название темперного письма и является традиционной для церковного изобразительного искусства – иконописи. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Афродиты. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция. Вазари так отзывался об этой картине: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. В его руках жертвенная чаша и кропило. Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
Заказы его были весьма многочисленны. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.