Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха.
На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией.
Триптих имеет огромное количество деталей, фигур, загадочных существ и до конца не расшифрованных сюжетов. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Цена копии знаменитого полотна доступная. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Впрочем, не все с этим согласны. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Долой усталость. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
Часть из них стала демонами. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Иероним Босх.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Центральная часть триптиха. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. Музей Прадо, Мадрид. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Босх— воистину великий комбинатор.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Ведь циркови зоопарков в средние века не было. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
1505-1510 гг. Неизвестно.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. 1505-1510 гг. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Вначале его созерцали закрытым и видели довольно традиционный образ мира до появления в нем человека, а затем – распахнутым, потрясающим изощренностью изображенного. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.
Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Однако они имеют место быть в раю Босха.
Такими они считаются и сегодня. Умер художник в 1516 году. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Обратимся к ним. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно.
По бокам находятся другие сюжеты. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.
Какое утверждение верное. Босх – воистину великий комбинатор. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Так как в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). На нем нет ни людей, ни животных.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Босх вышел из этой ситуации специфически. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Так, вишню иногда называют райской ягодой, ее сладость символизирует мягкость натуры доброго человека. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года.
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.
Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. 1505-1510 гг. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Это – третий день творения. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос.
Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. И, по идее, должна не ведать стыда. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке -- кошмарная действительность.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Антония». Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь. Правая створка триптиха Ад. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.
1460 -1516). Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку на другой, да и мы ничего не знаем о присутствии адамитов в Хертонгебосе. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Он повелел и все создано».
Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. И их мнения расходятся. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Она смотрит прямо на зрителя.
В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Сад земных наслаждений. Ночто. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Сад земных наслаждений. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует.
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Сад земных наслаждений. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Левая створка триптиха Рай. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Но что.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. 2.
Одни утверждали, что центральная часть может представлять или даже прославлять телесные наслаждения. В центре находится гротескная фигура монстра. Они метафорически уподоблялись мужчине и женщине, Адаму и Еве, а их союз – плотскому соитию.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. – М. : Белый город, 2007, стр. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Почему. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. – спрашивает он. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. «Извлечение камня глупости»). Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Иероним Босх. Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Возможно, они означают характер и сущность женщины. Босх.
Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Это будет один из переходов от Рая к греху. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Завтра – поздно».
Возьмем один случай. Они считали все материальное проявлением зла. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.
Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Музей Прадо, Мадрид. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Сколько людей – столько и мнений. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Многие детали явно были нужны для создания демонического антуража икалейдоскопа форм, анедля скрытой игры всимволы.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.
Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Все же это были люди другой психологии. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. – М., 1992.
3. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Это вообще был тренд в то время. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Наконец, четвертый этап— очищение ингредиентов вводе, которое уподоблялось христианскому воскрешению иочищению души. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Музей Прадо, Мадрид. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть.
Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Возьмем один случай. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. 1. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Но не все души принимают муки.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха).
Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов. 15. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Впрочем, невсе сэтим согласны.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Давно замечено, что многие детали наработах Босха, отстранного вида фонтанов достеклянных цилиндров, отполупрозрачных сфер допричудливых округлых зданий изкоторых виднеются всполохи пламени, доболи напоминают сосуды, печи ипрочий алхимический инвентарь, который изображался втрактатах поискусству дистилляции. Он кишит всевозможными монстрами. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит.
2. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Долой печаль. Первый этап— смешение ингредиентов исоединение противоположностей— валхимических рукописях представлялся каксоединение мужчины иженщины, Адама иЕвы.
Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. На правой створке изображён ад. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей Ф. Дзери. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
6. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстает в облике Христа, второго лица Троицы и воплощенного Слова Бога. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Иероним Босх.
Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Босх. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу.
Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение.
Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Откуда Босх мог видеть экзотических животных. Пусть сердце горит негой.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).