В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500». С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении девяти рисунков. Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босхавряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшеевремя. Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).
Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний.
На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком. Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера – лучший дар Иеронима Босха потомкам.
Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде. Иероним Босх. До нас дошли только некоторыекартины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха.
Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Одно из важнейших произведений Иеронима Босха, полон злых насмешек над священнослужителями. С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении восьми рисунков.
В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500». Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Иероним Босх– один из самыхзагадочныххудожников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Босх – был личностью весьма интересной. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Некоторые исследователи предполагают, что здесь изображена другая почитаемая святая – дочь короля Португалии Либерата, распятая по приказанию отца-язычника за то, что стала невестой Христовой. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Кто-то заимствует у него «букву». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Это увлечение длилось несколько десятилетий. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Кто-то — дух. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние».
На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Не случайно в Средневековье ересь, которая поражает организм Церкви, часто уподобляли заразной болезни, называли проказой, сравнивали со зловонными язвами и т. д. Английский историк Дебра Стрикленд интерпретируя старика как Антихриста, предположила, что кровоточащая рана тоже могла быть навеяна средневековыми антиеврейскими стереотипами.
Его техника называется алла прима. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Их мощи, как считалось, сначала хранились в Милане, а в 1164 году император Фридрих Барбаросса передал их в Кёльн, где культ трех королей приобрел особый размах.
в боковом пределе) братства. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Его техника называется алла прима. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Это было последнее произведение Босха.
И так далее. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека).
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами.
Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено – товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Его техника называется алла прима. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Его причудливо-устрашающие миры вызывали изумление уже у современников – вот таким образом в XVI веке Босха так часто копировали.
Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Легенда о мессе Св.
На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. в Хертогенбосе (Брабант).
Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Босх пошел еще дальше. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Позже, однако их репутация была восстановлена.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Однако в иконографию волхв-мавр – его называли то Бальтазаром, то Каспаром – пробился не сразу. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.
Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6.
Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Лишь семь творений Босха подписаны. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне».
Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.
Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Его техника называется алла прима. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Ерун ван Акен родился около 1453г.
– Тело Христово. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Но почему они принесли именно такие подарки. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Лишь 7 творений Босха подписаны. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Лишь семь творений Босха подписаны. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Около 1480г. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Мир Босха причудлив, но многие толкования, которые историки предлагают его работам, у него самого явно вызвали бы изумление. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. 19:19. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25картин и 8рисунков. 7 Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Эти детали, которые встречаются только у Босха, судя по всему, маркируют пространство, где сидит приемный отец Спасителя, как иноверное и нечистое. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.
Творчество Босха загадочно. Весьма нетипичный случай для художника. У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев).
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. Спорна центральная часть. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс».
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. 13:2 – 24.
Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом.
Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Его техника называетсяалла прима. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок.
Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Лишь семь творений Босха подписаны.
Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам3. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Точная дата рождения Босха неизвестна. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь).
Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.
Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Это особенно видно по изображению преисподней.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама.
«Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах.
Лишь семь творений Босха подписаны. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Меня зовут Лубберт Дас». Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
А такая символика выглядела не слишком благочестиво. 20:8. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Мать его была дочерью портного.
Такое украшение считалось неподобающим для мужчины или чем-то экзотическим инокультурным и иноверным. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта).
Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии.
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча.
Однако никто из живописцев не повлиял на кинематографическую картину мира основательнее, чем Иероним Босх — главный хоррормейкер Средневековья, почетный профессор ночных кошмаров, художник, чьего наследия хватило последователям на добрых 500 лет. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. вХертогенбосе (Брабант).
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.
Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Мы этого точно не знаем. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Видение должно было развеять сомнения одного из мирян, который не верил в то, что кусок хлеба реально становится телом Бога. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.