Босх взял за основу традиционный для Нидерландов того времени тип трёхстворчатого алтаря и использовал ряд канонических тем (сотворение мира, рай, ад).
Тем более если возвращаешься к картине несколько раз. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. схему 2). Он был внимателен к желаниям заказчика и добросовестно исполнял его капризы (особенно, если заказчик был влиятельным вельможей). Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Святая Троица в его композиции масштабно доминирует над изображением сотворения мира.
Центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений» нередко называют «алхимическим садом» : тут и изобильная астрологическая символика и совокупления в стеклянных сферах (читай колбах и ретортах) и непременный «Фонтан юности» – собственно алхимический контекст ни у кого не вызывает сомнений. «Извлечение камня глупости»). Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Скорее всего художника следует искать среди тех образов, которые несут на его картинах Свет и Добро, недаром он принадлежал к Братству Богородицы. Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Корабль традиционно символизировал церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах – не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Третий (самый дальний) – венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не столько внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному. Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. А предусмотрел ли множество этих интерпретаций сам художник.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. А надо всем – на облаке – маленький, воздевший руки Христос. В основном это монументальные триптихи -- «Страшный Суд», «Сад земных наслаждений». Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни.
Многие детали явно были нужны для создания демонического антуража и калейдоскопа форм, а не для скрытой игры в символы. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот – жестокость, дьявол)Противоречие между спокойным и безгрешным мужчиной и несущей в себе семена греха женщиной воспроизводится и в окружающей их природе. Данная деталь, наряду с другими, наводит на мысль о скрытом еретическом подтексте. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. посетителей.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Однако во времена Босха кофешопов было не так уж много. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. 11.
судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. В «закрытом» виде – это скудный монохромный перечень архивных документов.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем.
В христианском вероучении это — Бог Слово Иисус. Что касается отношения Босха к алхимии – его трактуют по-разному. К примеру, французский исследователь Жак Шайи называет Босха «пристрастным свидетелем одного из важных этапов алхимического искусства». Известность Босха уже при жизни художника перешагнула пределы его родного Буа-ле-Дюк – небольшого бельгийского городка. Заказчиками художника были не только жители Герцогенбосха (другое название города) и городской магистрант, но и знатные испанские вельможи. Произведения Иеронима Босха любил и собирал испанский король Филипп II, одна из ранних картин художника – «Семь смертных грехов» – висела в спальне короля, а повторение «Воза сена» – над рабочим столом.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Композиция – широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся.
ок. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Название картине дано уже в современной литературе, а во второй половине XVI века, когда она попала в собственность короля Филиппа II, ее называли «Многообразие мира», в XVII веке у нее было название «Тщеславие и слава». На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой – Ад, а между ними помещался образ земного бытия. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Тем более что в самом Хертогенбосе в течение года будет проходить еще множество мероприятий, посвященных великому Иерониму, от выставок-оммажей современных художников до Босх-парада.
Колорит картины, построенный на преобладании ржаво-красных тонов, воссоздает атмосферу жажды крови, обуревающую всех присутствующих. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Забудьте о метафорах и аллегориях – Босх был реалистом. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). И их множество обладает определенной системой. Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.
Кстати, благодаря мрачному правителю Испании (которого впоследствии французский историк Жюль Мишле, «открывший» Средние века Европе XIX столетия, назвал привидением, растворившимся в мрачных покоях Эскориала) именно в Прадо находится лучшая в мире коллекция произведений этого нидерландского живописца. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». На нем нет ни людей, ни животных.
Это правдоподобная версия – многие художники пытаются добыть золото посредством химических реакций между холстом и красками (магическим эликсиром тут иногда выступает талант, а иногда – ушлый арт-дилер). Босх не указывает конкретно на грешника. Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге — символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба.
И даже Игорь Фёдорович, да. Но об этом говорили редко. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Начало зрелого периода творчества (1485-10) отмечено созданием алтарного образа «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос. Босховское сотворение мира намного ближе катаризму, чем церковным доктринам. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. Там, откуда он родом, все это обычное дело. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления. Есть также мнение, что Босх рисует здесь картину ложного рая, буквально заполоненного символами похоти, почерпнутыми в основном из традиционной символики, но отчасти и из алхимии – лжедоктрины, которая, равно как и плотский грех, преграждает человеку путь к спасению.
Третий этап – очищение смеси огнем – в алхимических трактатах символически представлялся как казнь или муки ада. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли был еретиком. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Невероятно амбициозный проект.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность к народной культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Эта цитата объединяет создателя с сотворенным им миром. Меланхоличное древесное чудище, в чреве которого пирует веселая компания.
Фольклор, алхимические и астрологические поверья, позднесредневековая мистика, подготовившая Реформацию, соседствуют тут причудливо и парадоксально, однако явственно проступают и новые, ренессансные идеалы: они видны и в общем панорамическом охвате прекрасного в основе своей мироздания и в том центральном положении, которое занимает здесь пытливая человеческая мысль, для тренировки и воспитания которой и сооружены все эти пугающе-прельстительные лабиринты (подлинным олицетворением героической мысли выступает св. О технике живописи Иеронима Босха. Когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
Мощное звучание обширных цветовых пятен красного одеяния святых фигур скрепляет всю композицию триптиха. Картина «Извлечение камня глупости» представляет фольклорную линию в творчестве художника. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы.
Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Вот, собственно и всё. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку. Астрологический феномен, как недавно было доказано, является основой построения произведения.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. На его голове, самой большой части тела, красуется диск, по которому похотливые грешники и дьявол прогуливаются вокруг волынки, символа мужского полового влечения. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). 20).
Так фрагмент центральной части с любовниками в стеклянной сфере, мог символизировать грехопадение, мог показаться пропагандой учения адамитов или его критикой, мог быть прочитан как алхимическая аллегория, а мог быть и просто иллюстрацией к старой нидерландской поговорке: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Да что сфера изображение обычной рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста, а также намекать на голландские пословицы: «Большая рыба поедает маленькую» или «Каждая селедка на своем хвосте висит». И это не считая тех случаев, когда рыба означала рыбу. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2).
Дата рождения нам неизвестна. Так, например исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», – льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII – XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Хотя у нас не было задач привлечь как можно больше народа. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. В его архивных документах не раз упоминается имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже создание модели канделябра. Фонтана жизни здесь нет -- трухлявое «древо смерти» растёт из замёрзшего озера. Закрытые створки самого известного триптиха Иеронима Босха иллюстрируют библейский сюжет «Сотворения мира»: «В начале сотворил Бог небо и землю.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). – спрашивает он. 12. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Достоверные факты скупы.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу. Вот, например, одна из таких сцен. Он осуждал идеи алхимиков, но знал их.
В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. его самого забавляло обилие трактовок и смыслов, которые вкладывала в его работы публика. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм.
К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Такими они считаются и сегодня. Другие полагают, что Босх не только был «пристрастным свидетелем», но и практиковал сам. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Мессией, антихристом, провидцем, безумцем или, может быть, всем этим сразу. Летающие рыбы. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Это было последнее произведение Босха. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII века.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Сюжет главной сцены обыгрывает старую нидерландскую пословицу «Мир — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Мать Босха происходила из семьи резчика по дереву.
Голубовато-серые тона вечереющего неба, тихая умиротворенность пейзажа, проникновенный взор Иоанна, уходящий за пределы картины, — все создает ощущение как бы зримо звучащего божественного слова. Невозможно знать. Босх редко изображает Иегову-Сатану в образе человека. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Но для историков искусства И. Босх оказался очень трудным художником, даже и сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку сюжетов и отдельных образов его картин. Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Нет никаких сомнений в том, что Босх был сведущ в алхимической теории, по крайней мере, осведомлен об основных ее понятиях.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Он утверждал, что Иероним ван Акен был членом Братства свободного духа – секты, которая в последний раз упоминалась в Нидерландах в начале XV века.
Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Впрочем, она почему-то недостаточно активно дискутируется научным сообществом. Вдалеке, в космической мгле, предстаёт Творец, наблюдающий за рождением нового мира.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
Считается произведением зрелого Босха. Так что «Сад земных наслаждений» Босха изображение человечества, пойманного в ловушку своих грехов, — вещь, впитавшая атмосферу эпохи, ставшая ее символом, как, впрочем и другие произведения мастера. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Некоторые исследователи утверждают, что на центральной панели изображено утопическое общество, но при внимательном изучении оказывается, что это фальшивый рай. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие— торжество сладострастия. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Это аллегория греховной жизни людей. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Центральная часть триптиха изображает земной мир. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. На правой створке зритель видит ад.
Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах – круговорот страстей.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин» — алхимии, астрологии, черной магии, тайны колдунов той эпохи. Впрочем, это явно не про Босха: Иероним удачно женился на богатой и работал не ради денег. Тем более странно, что в произведении Босха над Землей изображен Иегова, а не Христос. По бокам находятся другие сюжеты. Особенно если читать ее слева направо, последовательно.
«Алтарь Святого Антония» посвящен святому отшельнику, жившему в 3-4 веке в Египте. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду.
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. Атрибут вполне традиционный, но в пластической системе Босха он имеет негативный оттенок.
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
В картине «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1486-1490) апостолу досаждает дьявол. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Босх был «полиглотом», универсальным переводчиком на любой язык. Тогда Сатана стал подражать Богу, построив себе трон выше облаков и приказав своим ангелам переделать Землю и небо (ранее созданные Богом Отцом), придав им нынешний вид100. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. Его техника называется алла прима.
Его полуобнаженное тело все в крови. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Это – третий день творения. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет колючая пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом. Это очень тонкая аллегория. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней.
У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Не очень много, не так ли. В течение 5веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям относить художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Если принять во внимания особенности эпохи, когда Босх создавал свои живописные «кошмары», то следует признать: ближе всех к истине был король Испании.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Рассматриваемая композиция — первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Босх создал странное, фантасмагорическое зрелище – «Сад Земных Наслаждений». А в другой части райской панорамы густые стаи темных птиц вихрем вырываются из пещеры в скале, напоминающей жерло огромной печи, неустанно выпекающей все новые жизни, взмывают вверх, потом возвращаются, снова погружаясь в темноту и опять вылетая на свет.
Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Не забудем о Босхе-безумце, Босхе-извращенце и Босхе-на-галлюциногенах, а также психоаналитическом Босхе, который поставляет неисчерпаемый материал для спекуляций об архетипах коллективного бессознательного.
Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости и все произведения Босха – тема греха. В момент создания этого собрания соотечественники художника считали своего короля (в те годы Нидерланды были частью империи Габсбургов) созданием почти столь же несимпатичным, как и адские фантомы, населяющие творения Босха. Под ним посреди темного облачного эфира только что созданная твердь. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Маленький городок лежал в стороне от известных художественных центров страны, но поскольку семья Босха, включая деда, отца, брата и дядей, была связана с живописью, то Иероним рано приобщился к художеству.
Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. В музее Северного Брабанта (провинция в Нидерландах.
Не забывая притом оставить интригу – чтобы, разгадывая ребус, влиятельный вельможа мог остаться в дураках. Иконографическое решение «Сада земных наслаждений» было отчасти продиктовано религиозным содержанием, но также было рассчитано и на мощный визуальный эффект. Это вообще был тренд в то время.
Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии – это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха. Центральная часть триптиха – собственно «Сад радостей земных» – представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. На центральном панно триптиха есть заботливое дерево, верхом на мыши и нежно держащее спелёнатого младенца, — искусствоведы назвали дерево «ложной или псевдо-Марией».
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. – NT). И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а бесконечно настойчивое стремление откликнуться на жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 году в наследство от родственников жены. Тема конца света (Откровение Иоанна Богослова) – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. Уже зрелым Босх создал «Воз сена» – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы.
Интересно, как воспринимали творения художника его современники. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Повествование открывается сценой битвы на небесах и низвержения восставших ангелов (в верхней части левой створки). 251— ум.
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Орел (типичный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет своего хозяина. Ученая саранча. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. Поныне мир Босха загадочен и полон тайн.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Так что, если эта версия и состоятельна, то разве что в качестве утешения тем мастерам культуры, которых природа обделила воображением. Другие намекают на то, что для «погружения в тему» Босх принимал рекреационные препараты. Сам триптих получил название по теме центральной части, где по мнению искусствоведов изображён «Сад земных наслаждений» (1500—1510).
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Это «Сад радостей земных» – одна из самых известных картин Иеронима Босха. Свой триптих «Сад радостей земных» или «Сад наслаждений» (его часто называют самым «босховским» произведением), Иероним Босх создал в 1503 году и в нем его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Лично я занимался этим семь лет. На нем тиара папы римского.
Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. dhwes— «дуть, дышать дух»). Композиции Босха, особенно такие как «Страшный суд», «Сад земных наслаждений», «Воз сена» подобны каким-то невероятным алхимическим лабораториям, полным роящихся метаморфоз.
Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению человека. Бледные цвета закрытого триптиха сменяет буйство красок. Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населённый множеством обнажённых фигурок мужчин и женщин. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом.
Мы старались избежать этого эффекта. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. О налогах, о браке, об имуществе. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Будущий святой стал первым христианином избравшим отшельническую жизнь: 35 лет жизни в пещере и 20 лет на горе, прежде чем удалиться в египетскую пустыню, где он прожил до глубокой старости.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Но не о творчестве. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). 13. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Так видный российский психиатр Марк Бурно отмечает, что творчеству Босха свойственен «полифонический характер – своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом». Немногочисленные биографические факты свидетельствуют о том, что Босх прожил удручающе нормальную и даже скучную жизнь.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Открытая правая створка— из-за обилия музыкальных инструментов— прозвана «музыкальным адом». В 1508 году его посетил Лукас Кранах и скопировал триптих Босха «Страшный суд». Однако впоследствии, как это часто случается, Босха забыли и только во второй половине XIX века его картины извлекли из запасников картинных галерей. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Основная тема – хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном и обычные предметы. В центре Ада находится огромная фигура монстра, это своего рода «гид» по Аду – главный «рассказчик». Отшельника Антония (род. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Лишь у души есть шанс на спасение. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Нас было восемь человек. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Прогневив Отца своей непокорностью, он был изгнан из Царства света.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Но что. ил.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. С другой стороны, ощущение греховности всего происходящего не покидает зрителя, -- и художник не стремится непременно расставить все точки над «i», демонстрируя земную жизнь как космически-грандиозное противоречие. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». рядом).
Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Человека окружали напоминания о бренности всего сущего. Часто сегодняшние выставки-блокбастеры превращаются таким образом в поклонение реликвиям. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте. На правой створке изображён ад. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.
Все же это были люди другой психологии. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.
Мне пришло в голову, что эта картина – настоящий кинофильм. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. И, по идее, должна не ведать стыда. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
14. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе.
Первая из них по внешним признакам — жанровая. В качестве примера можно назвать сцену сотворения мира на внешних створках триптиха «Сад земных наслаждений» (музей Прадо, цв.
На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25картин и 8рисунков. Меня зовут Лубберт Дас».
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир -- стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может».
Антония». По его мнению, Босх, наблюдавший пришельцев в XV веке, – это антинаучный вздор: абсолютно очевидно, что Босх сам был пришельцем. Наряду с религиозными сюжетами на створках, решенными относительно традиционно (Рай с сотворением человека, Ад с его наказанием), в главных частях триптихов появляются многочисленные фантастические гротески. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Лишь семь творений Босха подписаны. Это будет один из переходов от Рая к греху.
На это намекают чаши с вином и перевернутый кувшин. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Карл ван Манд ер, человек, написавший историю северного искусства подобно тому, как Вазари создал историю искусства итальянского, писал о картинах Босха следующее: «удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
В открытом – красочный и разнообразный пейзаж, наполненный обнаженными фигурами. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. 15. Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Ярусами наслаиваются изображения и первый ярус, хаотический, сменяется другим, где фигуры уже включаются в зловещее и неуклонное круговое движение, а тот, в свою очередь, третьим – в котором угрожающе господствует симметричные недвижные образования непостижимой природы. Триптих условно назван по главной его части, где изображено некое мистическое чистилище плоти и духа, загадочный Сад Любви, занимающий срединное положение между раем на левой створке и адом на правой красочная пестрота, жеманная манерность, свойственные придворным гобеленам, в плавном спиралевидном ритме преобразуются в чувство вольного парения духа, с птичьего полета созерцающего услады плоти (множество внешне скабрезных мотивов, как в народном свадебном фольклоре, слагаются в гимн природной гармонии между человеком и мирозданием). 400 тыс. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. 20, см. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт».
Хертогенбос – небольшой город, в нем и ближайших окрестностях живет около 140 тыс. 1505, Берлин, Государственные музеи). Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары — это одновременно символы ада и смерти и намек на огонь алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн — это еще и эмблемы черной магии и дьявола. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Зато благодаря архивам Хертогенбоса мы многое знаем о его повседневной жизни. Он подобен босховским совам, которые незаметно контролируют земную жизнь. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Впрочем, не все с этим согласны.
Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 года. В том числе знаменитый триптих, гениальный кошмар — «Сад наслаждений» (1510).
Это один из его любимых сюжетов -- «Искушение святого Антония» (Приложение 3), где отшельника осаждают дьяволы. Разумеется, кое-что меняется, когда ты тратишь на это больше времени. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Освещенные сферы кажутся темными по сравнению с небесным светом, который они отражают.
Он повелел и все создано».
Босх – воистину великий комбинатор. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Точная дата рождения Босха неизвестна. «Он встал, пошел дальше, взволнованно повторяя стихи, остановился перед темноватым квадратом, по которому в хаотичном беспорядке разбросаны были странные фигуры фантастически смешанных форм человеческое соединялось с птичьим и звериным, треугольник с лицом, вписанным в него, шел на двух ногах Произвол художника разорвал, разъединил знакомое существующее на части и комически дерзко связал эти части в невозможное, уродливое. Самгин постоял перед картиной минуты три и вдруг почувствовал, что она внушает желание повторить работу художника, – снова разбить его фигуры на части и снова соединить их, но уже так, как захотел бы он, Самгин. Протестуя против этого желания и недоумевая, он пошел прочь, но тотчас вернулся, чтобы узнать имя автора. Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. А Ева извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Однако чаще в его картинах видели «ужастики», приятно щекочущие нервы, то есть относились к произведениям художника примерно так же, как мы — к творениям Стивена Кинга сотоварищи. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. Из тёмной влаги выступают очертания суши.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Мать его была дочерью портного. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Многие уверены, что патологическая образность Босха – родом из видений, которые посещали художника в состоянии измененного сознания.
При каждом взгляде на картину она будет другой. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Творец держит книгу, по-видимому Ветхий Завет. «Иеронимус Босх» – это псевдоним, которым художник подписывал свои произведения, а настоящее его имя Йероен Антонисзаен ван Акен.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». И все же лучше судить о Босхе по его работам. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:на первом плане показаны «различные радости». Мне надо было написать главу о «Саде земных наслаждений» для книги, над которой мы работали и каждый день я ходил к этой картине в Прадо – хотя, разумеется, многократно видел ее до того и знал практически наизусть. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Спустя четыре столетия после его смерти художники-сюрреалисты «пожаловали» Иерониму Босху титул «Почетный профессор кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени воплотил бредовое мировоззрение конца Средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
Интерес превзошел все ожидания. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любвилодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
«Иероним Босх» – прочитал он на тусклой, медной пластинке. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рейнерта». Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.
Жизнь его протекала внешне спокойно. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Однако насчет природы видений единодушия снова нет. Кто-то норовит поставить Босху диагноз. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. На первом плане Господь благословляет только что созданных им Адама и Еву. подвержен меланхолии и депрессии, вызванным боязнью ада и дьявола.
Его Земля, по описанию Босха, была творением зла с момента создания. также рис. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Билеты были полностью распроданы и даже фиксированная их продажа на конкретное время не помогла снизить интенсивность потока.
Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Не случайно испанский король распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции — Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Известно, что семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и его брат, четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему брату Госсену (в 1478г. ). Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории -- от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира.
Возьмем один случай. В 1478 году умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Общий смысл этих произведений трагичен: человечество греховно, вся его история — это путь в бездну. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. «Счастье и стекло – как они недолговечны. ». XV век — мир в ожидании Апокалипсиса.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. В высоком кресле сидит птицеголовый монстр, карающий обжор и чревоугодников. Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Правда, в конце XVI столетия именно испанские богословы «обвинили» творения Босха в ереси, но затем оправдали их. Отсутствие подробной биографии неизменно возбуждает сочинителей.
Но в городском архиве сбереглись скудные сведения о ней. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Босх вышел из этой ситуации специфически.
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. человек. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу. Ты можешь перемотать назад, вернуться можешь вообще смонтировать фильм как угодно. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит.
Босха собственные интересные композиции. Она смотрит прямо на зрителя. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Но есть и разница. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
В определенном смысле биография Босха подобна его знаменитому триптиху «Сад земных наслаждений». Его кошмары реальны.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Сколько людей – столько и мнений. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Целое столетие самым популярным сюжетом европейского искусства (за пределами Италии) был «Danse Macabre» («Пляска смерти»)— изображение кошмарного хоровода мертвых и живых. Алтарь распахивается и радует глаз своими красками. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Но самое главное, он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно.