Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя.
И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.
Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Такими они считаются и сегодня. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Обратимся к ним. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Сад земных наслаждений. Однако они имеют место быть в раю Босха. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Босх. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Это вообще был тренд в то время. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Первый этап— смешение ингредиентов исоединение противоположностей— валхимических рукописях представлялся каксоединение мужчины иженщины, Адама иЕвы. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Музей Прадо, Мадрид. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Умер художник в 1516 году. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. По мнению Френгера, элитарное религиозное сообщество Богоматери в Хертогенбосе, к которому принадлежал художник, на самом деле было Адамитами и заказанный ими алтарь, особенно центральная часть, – ни что иное как пересказанная изобразительными средствами доктрина и программа секты. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Дьявольский механизм— вычлененный из тела орган слуха— составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Почему. Все же это были люди другой психологии.
Иероним Босх.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. Так как в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления.
Сад земных наслаждений. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха).
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Это – третий день творения.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Босх— воистину великий комбинатор. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. Музей Прадо, Мадрид.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Завороженно вглядываясь в причудливые создания, собранные Босхом из всех мыслимых материалов, в его зверолюдей, древорыб и птицекораблей, размывающих границы между живой и неживой природой, животными, растениями и человеком историки часто их интерпретируют по принципу конструктора. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Босх вышел из этой ситуации специфически. Он кишит всевозможными монстрами.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу.
Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Ночто.
Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Иероним Босх. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм.
– М., 1992. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Музей Прадо, Мадрид. В толкованиях таких гибридов – а их в средневековом искусстве и до Босха было немало – трудно сказать, где исследователь достиг дна и когда пора остановиться. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире.
– М. : Белый город, 2007, стр. 3. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Возьмем один случай.
Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Пусть сердце горит негой. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Логика вцелом здравая, нопорой заводит слишком далеко, так какдва плюс два невсегда равно четырем. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.
«Извлечение камня глупости»). Правая створка триптиха Ад. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере.
Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Ведь циркови зоопарков в средние века не было. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Сад земных наслаждений.
Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. — Боковые панели триптиха, где расположены изображениярая и ада, могут складываться, закрывая центральную панель.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. – спрашивает он. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. На нем нет ни людей, ни животных.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть.
Раз на спине монстра стоит часовенка, значит, как предполагают толкователи, вся эта дьявольская конструкция изобличала алчность церкви. Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами.
Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Левая створка триптиха Рай. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. 15. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Долой усталость. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. 6.
Босх. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря на противоположной стороне обреченный вечной погибели висит в ушке дверного ключа. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Впрочем, невсе сэтим согласны. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос.
У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Раньше считалось, что все известные алтари исполненные Босхом, предназначались для церквей. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории.
Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ».
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Босх – воистину великий комбинатор.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. 2. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой.
На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. На левой створке триптиха Босх изобразил рай.
Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. 1505-1510 гг. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Второй этап— медленное нагревание ипревращение ингредиентов вединую массу— уподоблялся прыжкам, кувыркам изабавам детей, родившихся валхимическом браке. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. Иероним Босх. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
2. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм. 1. Сколько людей – столько и мнений.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. 1505-1510 гг. Возьмем один случай. Чтобы выяснить смысл какой-то детали, важно проследить ее генеалогию – но этого недостаточно.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Но не все души принимают муки. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Центральная часть триптиха. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Но что. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Она смотрит прямо на зрителя. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.
Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
Антония». Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Они считали все материальное проявлением зла. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей.
Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Часть из них стала демонами. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. В центре находится гротескная фигура монстра. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами.
Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Откуда Босх мог видеть экзотических животных.
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Впрочем, не все с этим согласны. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Вот исюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин иженщин придаются любви истранным играм. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней.
Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Дирк Бакс, один изсамых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся какбуквальная иллюстрация кфламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов— его первым зрителям она, вероятно, была ясна, аотнас чаще всего ускользает. Долой печаль.
Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем -- как на смертный грех. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. И, по идее, должна не ведать стыда.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
История искусства. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Он повелел и все создано». Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. На правой створке изображён ад. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Завтра – поздно».
Возможно, они означают характер и сущность женщины. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство.
Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».
Рассказы о шедеврах Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. 1505-1510 гг. По бокам находятся другие сюжеты. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.