Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Его чувство меры в изображении голых мы б и не оценили. Пользуясь недостатком у того художественного вкуса. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Но что.
В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. И их мнения расходятся. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика. Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Но от этого он художником не становится.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Ему УЖЕ все известно. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Все же это были люди другой психологии. Но если в Италии уже было Высокое Возрождение, то севернее гуманизм только продирался.
Там и другое, негативно символизировавшее в Средние века сладострастие, есть – ежевика. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Бестселлер эпохи Молот ведьм. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Но – известной. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. – В общей бледости тел при общей пестроте всего остального.
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. И она, по-моему, натуралистична. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Победителем-учеником. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Возьмем один случай. И падает это дерьмо в круглую бездну. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». И т. д.
И даже Игорь Фёдорович, да. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. И размеры их в разных местах разные.
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. – спрашивает он. Часть из них стала демонами. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Он повелел и все создано».
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Там же и умер в 1516году. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Чернокнижником и алхимиком. Ибо художественность и противоречивость очень уж близки. Более или менее достоверно следующее. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов.
Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Особый драматизм ситуации придает тот факт, что музей Прадо сам позволил провести новую атрибуцию своих полотен и, более того, в обмен на результаты этих исследований согласился отправить некоторые картины Босха в Голландию. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. И правда, кем был Босх.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Если художественно только то, что выражено не в лоб, т. е. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней.
На правой створке изображён ад. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Игра, название которой отсылает к Семи смертным грехам, начинается в Национальном музее Лиссабона: главный герой по прозвищу Худи видит во время школьной экскурсии триптих Искушение святого Антония, знакомится со странным человеком, подозрительно много знающим о творчестве Босха и исчезает – дальнейший сюжет зависит от действий игрока. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Если он и занимается разнообразием, например, эмоций мужчин по поводу женщин (замкнувшаяся в своей ограниченности в кольцо кавалькада скачущих на животных мужчин вокруг круглого же пруда, полного женщин), так чтоб поизгаляться над этими эмоциями. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Вот, собственно и всё. Такими они считаются и сегодня. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Всеобщей босхомании немногим более полувека, хотя назвать его забытым художником никак нельзя. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Какое утверждение верное. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.
Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел. Антония».
Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости и все произведения Босха – тема греха. Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Впрочем, не все с этим согласны. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. НЕ ограниченное нарисованным (а есть еще нечто, стоящее как бы ЗА нарисованным), то – логически – может ли предложенная выше установка Босха породить художественное в принципе. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. По бокам находятся другие сюжеты. Сорванных.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. буквально рай удоволствия или наслаждения). Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Последней версии придерживаются немногие, так как если присмотреться к фигурам на центральной части картины, то можно увидеть, что Босх в аллегорической форме изобразил губительные последствия земных удовольствий. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Священное писание.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Неизвестно. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Никто не опровергнет, что даже и заказчику художник может исподтишка напакостить. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. (Все-таки в названии апельсин есть apple, яблоко, плод с библейского запретного древа). Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Тут он может импровизировать по ходу рисования. И «сады наслаждений» существовали в действительности, к примеру, в Ферраре, у семьи Эсте, в Мантуе (знаменирый Чайный Дворец Гонзага). Достоверные факты скупы.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Почему.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Они считали все материальное проявлением зла. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. И, по идее, должна не ведать стыда. Еще до начала рисования.
Ночто. Сколько людей – столько и мнений. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Многие детали явно были нужны для создания демонического антуража и калейдоскопа форм, а не для скрытой игры в символы. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. В чем оно. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Это вообще был тренд в то время. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Она смотрит прямо на зрителя. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. В центре находится гротескная фигура монстра. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки).
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Проблема лишь донести до нас, зрителей, в столь же накаленном виде. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
6. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции.
В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена. Его живопись – отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. А оно есть. Апокрифы. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. – В неприятии этого мировоззрения Босх и применил сплошную наготу людей на триптихе.
судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Впрочем, невсе сэтим согласны. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Если б он нарисовал глаза живыми, другие б слова (а не с негативной аурой похоть) приходили б на ум зрителю. 10).
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Впрочем, косвенное доказательство есть косвенное. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Это – третий день творения. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Босх— воистину великий комбинатор. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. А иллюстратор известной идеи.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Вплоть до гигантских – относительно человеческих фигур. Однако, в главе 2. 8 Книги Бытия говорится, что «Господь в восточной части Эдема разбил сад и поместил туда им сотворенного человека». Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. И мне лично это даже импонирует. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Существо глотает – головой вперед – очередного человека.
В своих описаниях триптиха, наполненного «мужчинами и женщинами, черными и белымив различных позах и с различными жестами, птицами, всевозможными животными изображенными с большим реализмом, такими завораживающими и фантастическими деталями, что их просто невозможно описать тем, кто этого не видел», Беатис ничего не говорит о его названии. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. И средневековая жестокость и несвобода, в частности, вызывала ереси. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
Но он описывает некоторые интересные детали окружающей картину обстановки. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно.
Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Возьмем один случай. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Пусть и проповеднически страстный.
Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
И двустворчатая раковина, символ супружеской неверности, – тоже. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). На нем нет ни людей, ни животных. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами.
Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. 2. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Это следование в лоб второго из первого. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Никто не присутствовал при заказе. и т. п.
Цена копии знаменитого полотна доступная. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Раковина же, плоды и ягоды – другое дело. – У Босха не так. Все.
Босх вышел из этой ситуации специфически. В центре мы видим некое причудливое сооружение.
В Вульгате (Библии, переведенной на латынь) этот сад называется paraisum voluptatis (т. е. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Там их полно.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Босх – воистину великий комбинатор. (А как же иначе. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть.
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Средневековую мистику и демонологию. «Извлечение камня глупости»). Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти.
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Умер художник в 1516 году. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток.
И он – не художник. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Оно сидит на стульчаке и испражняется синим пузырем, в котором проглоченные было им люди. О нем вообще мало что известно. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.