Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха).
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
И двустворчатая раковина, символ супружеской неверности, – тоже. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. От чего тот испражняется галками, улетающими вверх.
Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Возьмем один случай. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. По бокам находятся другие сюжеты.
Изображение человека в обнимку с совой расценивали как предпочтение мудрости любовным утехам. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Там их полно. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Сорванных.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Но что. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Босх— воистину великий комбинатор.
В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. И мне лично это даже импонирует. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях.
Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны. В центре находится гротескная фигура монстра.
Тут он может импровизировать по ходу рисования. Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. И даже Игорь Фёдорович, да. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
НЕ ограниченное нарисованным (а есть еще нечто, стоящее как бы ЗА нарисованным), то – логически – может ли предложенная выше установка Босха породить художественное в принципе. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. – У Босха не так.
Вплоть до гигантских – относительно человеческих фигур. Такими они считаются и сегодня. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Приблизительное время написания — 1500-1510 годы.
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. – М., 1992. А оно есть.
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Сколько людей – столько и мнений. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Это вообще был тренд в то время.
Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности. Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Гертогенбош. – В общей бледости тел при общей пестроте всего остального. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай».
Впрочем, невсе сэтим согласны. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.
И он – не художник. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Работа представляет триптих только формой. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Собрание Ф. ван Ланшота. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. И размеры их в разных местах разные.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Но если в Италии уже было Высокое Возрождение, то севернее гуманизм только продирался. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
6. Впрочем, не все с этим согласны. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Если художественно только то, что выражено не в лоб, т. е. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. В чем оно.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. 11. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Достоверные факты скупы.
Кто хочет быть веселым – веселись сегодня.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». В центре мы видим некое причудливое сооружение. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Долой усталость. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами.
Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Еще до начала рисования. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Босх вышел из этой ситуации специфически. 12.
Нидерланды. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. (А как же иначе. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Возьмем один случай. И она, по-моему, натуралистична. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Благочестивый отшельник Святой Антоний подвергается всем возможным испытаниям и мукам, которые только способно было изобрести дьявольское воображение Босха. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Антония». Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых.
буквально рай удоволствия или наслаждения). Пользуясь недостатком у того художественного вкуса. Вот таким образом данная на каждом художническом шагу и точка отсчета и величина искажения дают величину и фальши и религиозного фанатизма Босха. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Пусть и проповеднически страстный. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». 15. «Извлечение камня глупости»). В своих описаниях триптиха, наполненного «мужчинами и женщинами, черными и белымив различных позах и с различными жестами, птицами, всевозможными животными изображенными с большим реализмом, такими завораживающими и фантастическими деталями, что их просто невозможно описать тем, кто этого не видел», Беатис ничего не говорит о его названии. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Все же это были люди другой психологии.
Вот, собственно и всё. Там и другое, негативно символизировавшее в Средние века сладострастие, есть – ежевика. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). – М. : Белый город, 2007, стр. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Завтра – поздно».
Его чувство меры в изображении голых мы б и не оценили. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Дерево, масло.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. И «сады наслаждений» существовали в действительности, к примеру, в Ферраре, у семьи Эсте, в Мантуе (знаменирый Чайный Дворец Гонзага). Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
«Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Умер художник в 1516 году. На нем нет ни людей, ни животных. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. и т. п. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Приписывается Босху. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. – В неприятии этого мировоззрения Босх и применил сплошную наготу людей на триптихе. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
10). Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Обратимся к ним. В толкованиях таких гибридов – а их в средневековом искусстве и до Босха было немало – трудно сказать, где исследователь достиг дна и когда пора остановиться. Впрочем, косвенное доказательство есть косвенное.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
13. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
На правой створке изображён ад. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
И средневековая жестокость и несвобода, в частности, вызывала ереси. – спрашивает он. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
Существо глотает – головой вперед – очередного человека. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Ему УЖЕ все известно. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Пусть сердце горит негой.
Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Причем они изображали немифических созданий, ареальные греческие или римские корабли сносом вформе лебедя или другой птицы.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. Однако, в главе 2. 8 Книги Бытия говорится, что «Господь в восточной части Эдема разбил сад и поместил туда им сотворенного человека».
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Если б он нарисовал глаза живыми, другие б слова (а не с негативной аурой похоть) приходили б на ум зрителю. Это следование в лоб второго из первого.
Но – известной. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
14. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее.
Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Босх.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Это будет один из переходов от Рая к греху. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты).
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Вот так же и босховское презрение к плотскому не противоречит его приятию бесплотного, духа.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. И т. д. Никто не присутствовал при заказе. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. 59 x 51 см. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Она смотрит прямо на зрителя. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Часть из них стала демонами. В трактатах по дистилляции регулярно встречается изображение возлюбленных в округлом стеклянном сосуде. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Но от этого он художником не становится.
Птицеголовый монстрПо общепринятому мнению, птицеголовый монстр – это Дьявол, пожирающий души грешников. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Ночто.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
Почему. Босх – воистину великий комбинатор. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Никто не опровергнет, что даже и заказчику художник может исподтишка напакостить.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Это – третий день творения. И падает это дерьмо в круглую бездну. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Если он и занимается разнообразием, например, эмоций мужчин по поводу женщин (замкнувшаяся в своей ограниченности в кольцо кавалькада скачущих на животных мужчин вокруг круглого же пруда, полного женщин), так чтоб поизгаляться над этими эмоциями. Босх.
Они считали все материальное проявлением зла. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. А иллюстратор известной идеи. Раковина же, плоды и ягоды – другое дело.
2. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Оно сидит на стульчаке и испражняется синим пузырем, в котором проглоченные было им люди. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Это очень тонкая аллегория. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. 15.
Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. В Вульгате (Библии, переведенной на латынь) этот сад называется paraisum voluptatis (т. е. Если б художник лица снабдил бы ресницами и бровями, он бы должен был изобразить и волосы на лобках. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад».
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.
На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. В эпоху Ренессанса наслаждение, delizias по-итальянски, в аристократических кругах означала высшую форму духовного удовольствия.
Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Возрождение. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Он повелел и все создано». В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Ибо художественность и противоречивость очень уж близки. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Но он описывает некоторые интересные детали окружающей картину обстановки. (Все-таки в названии апельсин есть apple, яблоко, плод с библейского запретного древа). Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Долой печаль. Проблема лишь донести до нас, зрителей, в столь же накаленном виде.
Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Ею не украсить церковный алтарь. И, по идее, должна не ведать стыда.
На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели.