Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха.
Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Круглое отверстие в основании – знак Солнца.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.
Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Босх. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
3. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Музей Прадо, Мадрид. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием.
Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Центральная часть триптиха. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Ведь циркови зоопарков в средние века не было. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и -- прежде всего -- открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). 1505-1510 гг.
Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Возьмем один случай. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. – М., 1992. Долой усталость. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт».
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Сад земных наслаждений. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали».
Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует.
Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Амелия находит очень забавным тот факт, что учёные с серьёзным видом обсуждают голый зад какого-то древнего мужчины.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. 11. Левая створка триптиха Рай.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Правая створка триптиха Ад. Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг попы грешника. Что это значит.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Умер художник в 1516 году. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Да-да, это не опечатка. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria.
Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Долой печаль. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Вот таким образом вокруг его образов десятилетиями кипят споры историков и контрастным толкованиям несть числа. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
Они считали все материальное проявлением зла. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. 15. И, по идее, должна не ведать стыда. 15. На правой створке изображён ад.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Откуда Босх мог видеть экзотических животных. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Теперь предлагаю перейти к деталям и поискать ответы на самые невероятные вопросы, которые вызывает эта загадочная картина. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Впрочем, невсе сэтим согласны. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. 14.
Неизвестно. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Почему. Однако они имеют место быть в раю Босха. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Сколько людей – столько и мнений. Это очень тонкая аллегория.
Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
На левой створке триптиха Босх изобразил рай. «Я потратила на всё около часа времени. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. И их мнения расходятся. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил.
Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. В толкованиях таких гибридов – а их в средневековом искусстве и до Босха было немало – трудно сказать, где исследователь достиг дна и когда пора остановиться. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Она смотрит прямо на зрителя. Он кишит всевозможными монстрами. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. – М. : Белый город, 2007, стр.
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Иероним Босх.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Он повелел и все создано». В центре мы видим некое причудливое сооружение. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Но не все души принимают муки.
Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Музей Прадо, Мадрид. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Иероним Босх. «Извлечение камня глупости»). Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Такими они считаются и сегодня. 1505-1510 гг.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Правда, он их видел по-своему, вот таким образом его творения отличались оригинальностью и в некоторой степени даже смелостью.
Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера.
Вот таким образом редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Иероним Босх. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Музей Прадо, Мадрид. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.
Для примера, одним из образов-пословиц является изображение с несколькими любовниками, которые закрыты стеклянным колоколом. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». – спрашивает он.
Возьмем один случай. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Это вообще был тренд в то время.
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Таким образом Босх изобразил последовательность: создание человека – торжество сладострастия на земле – последующее наказание ад. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова.
Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Сад земных наслаждений. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. 1505-1510 гг. Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий.
В центре находится гротескная фигура монстра. Впрочем, не все с этим согласны. 12.
Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. 6. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Цена копии знаменитого полотна доступная. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Возможно, они означают характер и сущность женщины. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.
Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.
В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
1. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха.
Босх – воистину великий комбинатор. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Но, что подтверждено – Босх при создании своих картин руководствовался библейскими мотивами. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Обратимся к ним. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Босх— воистину великий комбинатор. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. По бокам находятся другие сюжеты.
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.
Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. На нем нет ни людей, ни животных. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. 13. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Он утверждал, что Иероним ван Акен был членом Братства свободного духа— секты, которая впоследний раз упоминалась вНидерландах вначале XV века. Видимо, это было историческим моментом», прокомментировала Амелия. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Сад земных наслаждений.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Завтра – поздно». Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. 2. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Босх.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Ночто. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. 25-секундная песня набрала рекордное количество лайков и закрепила имя студентки в запросах всех поисковиков.
Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Все же это были люди другой психологии.
Какое утверждение верное. Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. Пусть сердце горит негой.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Птицеголовый монстрПо общепринятому мнению, птицеголовый монстр – это Дьявол, пожирающий души грешников.
Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности», продолжила она.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти.
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Дирк Бакс, один из самых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся как буквальная иллюстрация к фламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов – его первым зрителям она, вероятно, была ясна, а от нас чаще всего ускользает.
Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Это – третий день творения. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Амелия мечтает пойти по их стопам. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
Босх вышел из этой ситуации специфически. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Но что. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой.
Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Антония». Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии – это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха. На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Часть из них стала демонами. 2.