Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Сад земных наслаждений и самое загадочное из творений Босха. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя.
Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Ответ вы можете найти в продолжении – статье Сад земных наслаждений Босха.
И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.
– нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.
Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
В центре композиции поднимается Источник Жизни -- высокое, тонкое, розовое сооружение, отдаленно напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Он должен был служить для украшения алтаря.
Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. В композиции Сада радостей земных выделяются три плана. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. которую Бог уготовил человечеству.
Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнажённых всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах – не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. На нем нет ни людей, ни животных. По бокам находятся другие сюжеты.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Цена копии знаменитого полотна доступная. Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Второй этап – медленное нагревание и превращение ингредиентов в единую массу – уподоблялся прыжкам, кувыркам и забавам детей, родившихся в алхимическом браке.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Это – третий день творения.
Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.
Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена.
Конечно, всегда можно сказать, что еретический смысл триптиха был доступен только для посвященных, но для этого у Френгера с последователями явно аргументов не хватит. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Это будет один из переходов от Рая к греху.
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Эта победа – главная тема правой створки триптиха. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года.
«Извлечение камня глупости»). Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Пылали костры инквизиции. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Центральная часть. Возьмем один случай. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. И их мнения расходятся. Изображение человека в обнимку с совой расценивали как предпочтение мудрости любовным утехам. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.
В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Босх— воистину великий комбинатор. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век – воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей безгреховности (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный золотой род людей современному, худшему железному роду, которому присущи все возможные пороки. Кто хочет быть весёлым – веселись сегодня. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.
Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Это очень тонкая аллегория. Это вообще был тренд в то время. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Впрочем, не все с этим согласны. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины.
Правая сторона – это Ад. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. 1х3. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. 12. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Поглощенность проблемами земного существования человека, смелое отступление от незыблемых канонов религиозного искусства в выборе и интерпретации тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и о его причастности к великому процессу рождения культуры Нового времени.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. 1460 -1516). Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Центральная часть. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Долой усталость. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости и все произведения Босха – тема греха. Но что.
Похожие кораблептицы известны наантичных печатях, которые вСредневековье ценили какамулеты. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. – М. : Белый город, 2007, стр.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512).
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».
Умер художник в 1516 году. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Многие детали явно были нужны для создания демонического антуража икалейдоскопа форм, анедля скрытой игры всимволы. Возьмем один случай.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Такова страшная участь. Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Все же это были люди другой психологии. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Если фигура собрана измножества элементов, надовыяснить, какони использовались икактолковались всредневековой иконографии. Босх вышел из этой ситуации специфически.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Впрочем, невсе сэтим согласны. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. 13. – М., 1992. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Такими они считаются и сегодня. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад».
Но что. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. И, по идее, должна не ведать стыда. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
И «сады наслаждений» существовали в действительности, к примеру, в Ферраре, у семьи Эсте, в Мантуе (знаменирый Чайный Дворец Гонзага). 15. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора.
Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Источники: Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Часть из них стала демонами. В Вульгате (Библии, переведенной на латынь) этот сад называется paraisum voluptatis (т. е. Завтра – поздно. 12. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Идея парности всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников. Это особенно видно по изображению преисподней. – нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. О технике живописи Иеронима Босха. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Французский искусствовед Юргис Балтрушайтис всвое время показал, что этот странный гибрид, какимногие другие, придуман задолго доБосха. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо160— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.
Она смотрит прямо на зрителя. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Земляника – знак праведности и трудолюбия.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Это сюжет, который мы видим навнешних створках триптиха, где Земля предстает втретий день творения, когда Творец отделил сушу отморя ипоявились растения, ноеще небыло человека.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Пусть сердце горит негой. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
В своих описаниях триптиха, наполненного «мужчинами и женщинами, черными и белымив различных позах и с различными жестами, птицами, всевозможными животными изображенными с большим реализмом, такими завораживающими и фантастическими деталями, что их просто невозможно описать тем, кто этого не видел», Беатис ничего не говорит о его названии. Слушаюший лес и смотрящее поле Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами.
Однако, в главе 2. 8 Книги Бытия говорится, что «Господь в восточной части Эдема разбил сад и поместил туда им сотворенного человека». 6. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб. На первом плане показаны различные радости. 15. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.
Босх. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Но он описывает некоторые интересные детали окружающей картину обстановки. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.
В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. буквально рай удоволствия или наслаждения).
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло160— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Антония».
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти.
11. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
– спрашивает он. Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал.
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. История искусства. Босх. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
Он повелел и все создано». Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Иоанна.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Сад земных наслаждений состоит из 3-х частей. Какое утверждение верное.
На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. 9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Босх – воистину великий комбинатор.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Неизвестно. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.
Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Вот исюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин иженщин придаются любви истранным играм. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов.
Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая.
Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. Долой печаль. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Обратимся к ним. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Сцены триптиха гости герцога разгадывали как ребус, а затем обсуждали, вступая в интеллектуальный спор с художником. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений».
В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Завтра – поздно». То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
14. Сколько людей – столько и мнений. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. На правой створке изображён ад.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Долой печаль. 2. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Они считали все материальное проявлением зла. Ночто.
Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду.
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.
Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.