И даже животных, которых никогда не видел, просто по описанию словесному и редким картинкам Босх рисует хорошо. И даже животных, которых никогда не видел, просто по описанию словестному и редким картинкам Босх рисует хорошо.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. 11. Вокруг сена мельтешит людская толпа. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды.
По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. Такие видения хорошо запоминаются и при соответствующих способностях позднее воспроизводятся больными в виде картин. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия.
Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8212 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8212 изгнание Адама и Евы из Рая. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Что же мы видим у Босха.
Очевидно их было крайне мало. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом.
При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Современников Босха забавлял гротеск его изображений.
Сюжет не нуждается в пояснениях. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». То, что нам известно так мало фактов из жизни художника, может свидетельствовать о его замкнутости и необщительности.
В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт».
Перед странником лежит ненадежный мостик. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. Его техника называется алла прима. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Известно еще одно произведение с изображением Босха, хранящееся в музее аббатства города Аррас во Франции. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.
Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Это очень тонкая аллегория.
Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Вот, собственно и всё. Это молодой мужчина с округлым лицом, выражающим то ли недоумение, то ли скрывающим какую-то загадку, на нем длинная одежда и странная шапка.
Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Как воссоединится душа с телом. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).
Это вполне традиционно и понятно. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Легенда о мессе Св.
Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Можно по-разному трактовать символику Босха, но есть детали, расшифровка которых не под силу самому искушенному знатоку. Его техника называется алла прима. И даже Игорь Фёдорович, да. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.
Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. Это было последнее произведение Босха. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Здесь количество «нечисти» еще ограничено.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Это увлечение длилось несколько десятилетий. 15.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Характерно, что с самого начала творчество Босха носит разоблачительный или морализаторский характер, в нем на первом месте – борьба добра и зла, порока и добродетели.
(Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы 8212 это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, 8212 так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства 8212 с другой. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Рядом сидит в кресле тучный монах. По своему назначению многие из произведений Босха вполне соответствуют традиционному для того времени месту искусства в жизни.
Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Пастыри и паства совместно беспутствуют. Это было последнее произведение Босха.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Они пьют вино. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Бог видит «. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Перед вами – репродукция картины Босха.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Ему счастливо удалось избежать преследований за свои произведения, которые могли трактоваться как еретические. Лишь 7 творений Босха подписаны. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Что же думал про себя сам художник. 12. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.
13. Творчество Босха загадочно. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Босх вышел из этой ситуации специфически.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Больные называют это сном наяву. Только третий, правый триптих несет неотвратимость наказания за содеянное ибо это – черный Ад.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Другой объелся до рвоты. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Остальная публика потешается, срезает у дурня кошелек, неприлично ласкается, в общем, всё как у людей. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника).
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. е. Сад земных наслаждений и самое загадочное из творений Босха.
Босх искусно пишет фантастических служителей Дьявола. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Внизу под ним буйствует Жадность.
Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. вХертогенбосе (Брабант). Возможно, вот таким образом художник помещает изображения в круг, словно намекая на вселенскую значимость того, о чем рассказывается в картинах. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Тема самого первого его триптиха 8212 171Воз сена187 (между 1490 и 1500 годами) 8212 безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечествопосле грехопадения. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ерун ван Акен родился около 1453г. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
– Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
«А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Как полагают, художник высмеивает здесь суеверные представления тех времен о возможности избавиться от глупости с помощью операции. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания).
Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
Достоверные факты скупы. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Картина называется «Искушение святого Антония «. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. в Хертогенбосе (Брабант). Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. Все же это были люди другой психологии.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Это особенно видно по изображению преисподней.
Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Картина называется 171Искушение святого Антония 171.
Это вообще был тренд в то время. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Босх – был личностью весьма интересной. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Он – живое обличение глупости и безбожия. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Воображение 8212 фантастическое. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре.
Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Ад изображен в правой части триптиха.
Его полуобнаженное тело все в крови. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа.
Антоний (251-356 г. ) 8212 реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе».
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. В таком случае в юноше можно видеть одного из пяти тысяч обращённых в истинную веру стараниями святой. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
«Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. 14. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
И наиболее сложным. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими.
В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада.
Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. На черном фоне расположен под ним Ад. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Спорна центральная часть. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.
Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. О биографии Иеронима Босха известно немного, знаем лишь, что он родился примерно в 1460 г. в небольшом голландском городке Хертогенбос (находится в провинции Брабант на юге Голландии) и практически всю свою жизнь прожил в этом городе. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Это – кощунственная для церкви мысль. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.
Картина Босха – не иллюстрация к ней. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
В живописи ему было интересно совершенно другое. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Все это как будто списано с картин Босха. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур.
Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Психиатры называют это состояние онейроидом. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Его техника называетсяалла прима. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: 171Берегись, берегись. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. в боковом пределе) братства. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Лишь семь творений Босха подписаны. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека.
Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Жизнь его протекала внешне спокойно. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Безжалостность – вот что она значит для живописца. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны.
Темой 171Искушения св. Триптих «Поклонение волхвов» (ок.
Меня зовут Лубберт Дас». Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Вот и Босх населял свои картины такими животными.
В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Лишь 7 творений Босха подписаны.
Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Увлеченные жадностью, они дерутся за вожделенное сено. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Картина Босха показывает корабль. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. По Писанию они все еще закрыты.
Лица людей свирепые. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков».
Это уже безнравственность и блуд. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Босх был весьма начитан и образован, о чем можно судить по сюжетам его произведений, где использовались содержание старинных книг, в первую очередь религиозных, народные предания и пословицы. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». 1505, Берлин, Государственные музеи). Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания.
Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.
Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Сколько его ни набери, богаче не будешь.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Картина глубоко символична — в центре картины огромный воз с сеном и куча людей стремится на него залезть. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов.
Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
тварей на балу не мало. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.