Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Творчество Босха загадочно и современно. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт».
Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже.
15. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.
Уютная открыточная одноэтажная Америка из-за опрятных фасадов которой вдруг начинает переть инфернальная жуть, — его излюбленная натура. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. На картине» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек».
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Однако этот художник, как никто, умел соединять народный юмор и традиции «эмалевой» аллегорической живописи, с мрачными, демоническими фантазиями, грезами и пророчествами о безрадостном существовании человечества. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Перед странником лежит ненадежный мостик.
Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Достоверные факты скупы. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани.
Однако никто из живописцев не повлиял на кинематографическую картину мира основательнее, чем Иероним Босх — главный хоррормейкер Средневековья, почетный профессор ночных кошмаров, художник, чьего наследия хватило последователям на добрых 500 лет. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия).
Лишь семь творений Босха подписаны. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов.
Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес.
Удивительны и сакральные картины Иеронима Босха, как «Несение креста» и «Ecce Homо», где он противопоставляет злобную хищную толпу героическим страданиям одиночек. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 – 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Внизу под ним буйствует Жадность. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Это было последнее произведение Босха. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт.
Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Иероним Босх редко подписывал свои произведения и никогда не датировал.
Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». На первый взгляд, он является живописцем-морализатором, — недаром многие его картины и росписи носят нравоучительный, притчевый характер («Корабль дураков», «Аллегория Семи смертных грехов»). Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча.
На черном фоне расположен под ним Ад. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. И даже Игорь Фёдорович, да.
Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов.
Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. 11. Кто-то заимствует у него «букву». Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Босх – был личностью весьма интересной. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Что же мы видим у Босха. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е.
13. Творчество Босха можна разделить на две части: своеобразные моралите характерные для раннего творчества и более символические поздние работы. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян.
«Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Картина Босха – не иллюстрация к ней. «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М».
В течение 5веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям относить художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». И все же лучше судить о Босхе по его работам. Эта суета не касается святого, который крепок в вере.
Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Вот таким образом, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Меня зовут Лубберт Дас». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. 12. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. 14. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Босха почитали короли, а искусствоведы гадали, не принадлежал ли он к еретической секте.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). По Писанию они все еще закрыты.
Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.
Пастыри и паства совместно беспутствуют. На картине, вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Его техника называется алла прима. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. Это очень тонкая аллегория. Рядом сидит в кресле тучный монах.
Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Картина Босха показывает корабль. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Он – живое обличение глупости и безбожия. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Как воссоединится душа с телом. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку.
Другой объелся до рвоты. Перед вами – репродукция картины Босха. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками.
Но разгадать настоящую тайну этого странного художника не удалось никому. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Это – кощунственная для церкви мысль. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Люди совсем потеряли голову от дармовщины, которая им попалась на пути и каждый являет пример, как погоня за земными благами оборачивается смертным грехом. Безжалостность – вот что она значит для живописца.
С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали.
В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Кто-то — дух.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Сколько его ни набери, богаче не будешь.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
«Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сад наслаждений» — в этих сделанных на заказ произведениях художник полностью раскрывает перед нами свое видение стихий, обволакивающих беспечного человека ловушками, подробно выписанных мерзких тварей, насилия и мрачного пламени вечной войны и казней. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов.
Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Вот, собственно и всё.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Названия его произведений даны искусствоведами, а не ими самим. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Это уже безнравственность и блуд.