Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Картина Босха «Сад земных наслаждений» написана в конце 15 века. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха.
Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».
Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Интересно отметить, что музыкальные инструменты здесь часто выступают орудием пыток: так, один человек распят на арфе, другой придавлен лютней. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Неизвестно. «Извлечение камня глупости»). Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Музей Прадо, Мадрид. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как абсолютно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. 3.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. 1505-1510 гг. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Сад земных наслаждений.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Правая створка триптиха Ад. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Цена копии знаменитого полотна доступная. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
И их мнения расходятся. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Почему.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Музей Прадо, Мадрид.
Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Все же это были люди другой психологии. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Босх— воистину великий комбинатор. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Французский искусствовед Юргис Балтрушайтис в свое время показал, что этот странный гибрид, как и многие другие, придуман задолго до Босха.
Она смотрит прямо на зрителя. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Иероним Босх. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. В центре мы видим некое причудливое сооружение. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
2. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Нидерланды. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. В центре находится гротескная фигура монстра. Впрочем, не все с этим согласны. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть.
На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами. Но что. 14. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Откуда Босх мог видеть экзотических животных. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков.
Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. 1. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. 1505-1510 гг.
Иероним Босх. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Какое утверждение верное. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
Он кишит всевозможными монстрами. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. На нем нет ни людей, ни животных. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос.
Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Они считали все материальное проявлением зла. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Музей Прадо, Мадрид. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. 12. Часть из них стала демонами. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). – спрашивает он.
На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор.
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Первый этап – смешение ингредиентов и соединение противоположностей – в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера.
Это будет один из переходов от Рая к греху. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. На правой створке изображён ад.
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Впрочем, невсе сэтим согласны. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю.
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Иероним Босх. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. По бокам находятся другие сюжеты. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Он повелел и все создано».
Сад земных наслаждений. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». 1505-1510 гг.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Возьмем один случай.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. Это – третий день творения.
Возможно, они означают характер и сущность женщины. Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
1460 -1516). Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца.
Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку на другой, да и мы ничего не знаем о присутствии адамитов в Хертонгебосе.
Босх вышел из этой ситуации специфически. А птица вот-вот проглотит лягушку. Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Сколько людей – столько и мнений. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Приписывается Босху. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Ведь циркови зоопарков в средние века не было. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. 11. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании.
Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. 15. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. По мнению других – замысел художника заключался в том, чтобы показать, насколько греховен существующий мир. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. 2. Это очень тонкая аллегория.
Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Похожие кораблептицы известны на античных печатях, которые в Средневековье ценили как амулеты.
Такими они считаются и сегодня. Центральная часть триптиха.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Возрождение. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Левая створка триптиха Рай. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Птицеголовый монстрПо общепринятому мнению, птицеголовый монстр – это Дьявол, пожирающий души грешников.
Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Умер художник в 1516 году. Но не все души принимают муки.
6. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Причем они изображали немифических созданий, ареальные греческие или римские корабли сносом вформе лебедя или другой птицы. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Но, что подтверждено – Босх при создании своих картин руководствовался библейскими мотивами. 59 x 51 см. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников.
Сад земных наслаждений. Гертогенбош. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Собрание Ф. ван Ланшота. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Однако они имеют место быть в раю Босха. Втолкованиях таких гибридов— аихвсредневековом искусстве идоБосха было немало— трудно сказать, где исследователь достиг дна икогда пора остановиться. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Незабудем оБосхе-безумце, Босхе-извращенце иБосхе-на-галлюциногенах, атакже психоаналитическом Босхе, который поставляет неисчерпаемый материал для спекуляций обархетипах коллективного бессознательного. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм.
По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу – один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
Ночто. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. И, по идее, должна не ведать стыда. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Босх – воистину великий комбинатор. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса – это котурны, как у актеров игравших в греческих трагедиях. Это вообще был тренд в то время. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. Антония». Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
Дерево, масло. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. 13. Возьмем один случай. Картина просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.