Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника. Это ушастое создание в перевернутой воронке и с запечатанным сургучом письмом, надетым на клюв, – один из самых известных босховских монстров. Ад предстает у Босха как огромная кухня или строительная площадка.
Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария – «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Существует теория, что Босх страдал от шизофрении.
Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» издавна привлекал внимание любителей живописи и искусствоведов. «сад земных наслаждений» – самая известная, загадочная и неоднозначная картина Иеронима Босха. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».
Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. В произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями, но полно и оригинальных для той эпохи харь, рож и морд, которые можно встретить лишь в аду. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Меня зовут Лубберт Дас». В эту же дыру испражняется золотыми монетами еще один грешник. Люди дерутся из-за клочка сена — граблями, вилами, ногтями пытаются ухватить хоть клочок.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Возьмем словарь Даля: «ГЛАГОЛ — слово, речь, выражение словесная речь человека, разумный разговор, язык (и только потом) грам.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. В двух частях триптиха «Сад земных наслаждений» в середине мы видим фонтан.
Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Это саранча. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Таков его знаменитый триптих «Сад земных наслаждений», который был написан около 1500 года. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Вот вам и объяснение. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. К грифу лютни привязан еще один несчастный.
Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Она обладает какой-то потрясающей подвижностью и витальной силой. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.
Музей Прадо, Мадрид. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой.
В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Из средневековых литературных источников Босх заимствует идеи о его устройстве. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Ну дорогие, Пушкина то вспомните: «Глаголом жечь сердца людей» или старое доброе слово: «глаголить», это же не значит, что человек глаголами говорит.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Антония». Часть из них стала демонами. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. 12. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Под троном Сатаны – отверстие, ведущее уже в какие-то невообразимые адские пропасти. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Достоверные факты скупы. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20).
Сатана птицеголов, в его клюве виднеется заглатываемый им грешник. А на брюхе ската – вогнутый металлический диск, похожий на тарелку. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Ряд изображений, получили даже специальное название, – «Музыкальный Ад» Босха. 13.
Рядом с этим босховским гибридом изображена механизированная волынка. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Босх не указывает конкретно на грешника. Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Почему. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
К этой теме он обращается еще в юности. Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Казалось бы, полная идиллия. В "Саду земных наслаждений" из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари.
Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе— это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Музей Прадо, Мадрид.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Выше расположена ледяная часть Ада. Юркие, серые, как мышки, монахини наполняют мешки сеном. 11. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Отсюда мораль: самодисциплина и возвышенные удовольствия имеют большую ценность, чем безнравственные поступки. В толкованиях таких гибридов – а их в средневековом искусстве и до Босха было немало – трудно сказать, где исследователь достиг дна и когда пора остановиться. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом.
15. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Впоследствии мы увидим и у Брейгеля этот инструмент развеселой корчмы, злачного места, пьяных сборищ.
Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Дело в том, что Св. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет и она полна дьявольского соблазна.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. В "Возе сена" и "Страшном суде" запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. А «verbo», «verbale» и т. д. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». 2. Об этом можно судить по разбросанным здесь картам и игральным костям.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Сюжет не нуждается в пояснениях. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже. Босх с неослабевающей фантазией передает эффект крутящихся лопастей несколько размытыми огненными бликами и сам огонь, затягивающий дымом адскую перспективу. Выше – трон самого Сатаны и сам нечистый, восседающий на нем.
Но не все души принимают муки. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки. Изображение ската у Босха появляется и в «Искушении св. Антония», как образ демонического начала.
Надеюсь, мысль ясна – а вот и пример. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. 1505-1510 гг. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.
Это было последнее произведение Босха. Босх – воистину великий комбинатор. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. «Настоящее представлено на центральной створке. Однако и сюда уже проникло зло – вот кошка сжимает в зубах задушенную мышь, хищник терзает убитую лань, а в прекрасном фонтане жизни засела коварная сова.
Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Он может, как смиренный христианин, полагать, что ему уготован Ад, он может нарисовать себя среди тех, кто мучается в Аду, это другое дело, но выступать как поборник Сатаны, как один из демонов в Аду, – это абсолютно противоестественно для Босха. Эта пустая скорлупа обитаема: внутри – адская корчма. «Да будет свет.
Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. 6.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Откуда Босх мог видеть экзотических животных.
По-моему, смахивает на наклоненную латинскую «в или «w», напоминает обозначение шахматной королевы, также просто короны. Глагол — это и есть слово. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Так что к греху эти персонажи склонны, но еще не погрязли в нем, как остальные. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Во всяком случае, Босх четко различает инструменты, угодные Богу и греховные. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Что сделал Босх, так это заменил весла птичьими крыльями, перенес кораблептицу из океана на небеса и устроил в ней маленький адский костер, превратив ее в одно из бесовских наваждений, осаждавших в пустыне святого Антония. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В центре мы видим некое причудливое сооружение.
Иероним, создавая латинский перевод Библии, заменил слово «источник» на «фонтан». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Таким образом, обнаруживается некая серия автопортретов художника: «Воз сена» — на наружных створках в образе бродяги, еще в одном образе путника в тондо Босха (так называемый «Блудный сын»), человек, который поддерживает св. Антония, низвергнутого с небес, в триптихе «Искушение св. Антония» и вот здесь тоже.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Это – третий день творения. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. часть речи». Монахи. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Музицирующий человек, по Босху, склонен к греху или греховен.
» Если бы он просто произнес: «Свет. 1505-1510 гг. И даже Игорь Фёдорович, да. Кто здесь роскошествует. Хотя портретного сходства между этими лицами нет и, кроме того, на мой взгляд, следует отметить, что малоправдоподобно, чтобы художник изобразил себя в виде адского демонического существа.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. К грифу лютни привязан еще один несчастный. То есть не будет ли она восприниматься слишком буквально, обыденно. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Впрочем, не все с этим согласны. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
«Извлечение камня глупости»). Виден мост, который нам знаком по другим работам, мост с адской ратью на нем. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую.
Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Один из литературных источников – «Видение Тундала», нидерландский вариант которого появился в 1484 году. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Возможно, они означают характер и сущность женщины. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Страшно подумать, что может находиться на нижних ярусах преисподней.
Однако они имеют место быть в раю Босха. Сатана у Босха голубого цвета – снова та же символика. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. 2. Иероним Босх. Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев.
Это особенно видно по изображению преисподней. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Мы видели изображение лютни в «Возе сена» и в «Корабле дураков».
Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Не от длительной и тяжелой работы ли. ) Но с другой стороны — на них нет крови. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Мы увидим в его триптихе «Сад мирских наслаждений» так называемый «Музыкальный Ад». 3.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Во времена Босха была изобретена волынка с деревянным корпусом. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Вот, собственно и всё. Босх не знал, как выглядит последний, вот таким образом включил свое воображение. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб. Вот видите, очень немногие и те находятся лишь на распутье между добром и грехом». Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Ведь циркови зоопарков в средние века не было.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Умер художник в 1516 году. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.
Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. За возом шествуют сильные мира сего.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность. Оно не карикатурно, оно не искажено гримасой.
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Он повелел и все создано». В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
Возможно, это намек на грех занятия алхимией. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Ведьма, на чепце которой спереди укреплен маленький полумесяц, катит бочку подгулявшим демонам, расположившимся в другом отсеке этой таверны. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Но что.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Он истолковал изображения людей, животных и растений через тему смертных грехов, как символ мимолетности и быстротечности всего земного. Как уже отмечалось выше, в изображении ада Босх был более связан с традиционной иконографией и общими представлениями, чем в своих картинах земной жизни. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.
В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Если фигура собрана из множества элементов, надо выяснить, как они использовались и как толковались в средневековой иконографии. Такими они считаются и сегодня. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.
Где-то рядом стоит алхимический Босх – если не практик, то знаток алхимических символов и переводчик на визуальный язык алхимических концептов. Лютня стоит на нотном сборнике. Эти инструменты всегда выступают как инструменты греховные. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Лютня стоит на нотном сборнике. Его называли «Сад земных радостей», «Сад сладострастия», «Сад наслаждений», «1000-летнее царство». Правая створка изображает «Ад» и тоже полна неоднозначных, многосмысловых символов. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Еще о ножах, кажется, что они затуплены, от одного — так и вовсе откололась часть. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. В центре находится гротескная фигура монстра. И, по идее, должна не ведать стыда. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Это вообще был тренд в то время. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Возьмем один случай. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Внутренние створки картины образуют триптих.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Туда опускается еще один человек, наполовину заключенный в голубой прозрачный пузырь (та же символика прозрачности греха). Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле.
часть речи». Иероним Босх. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Для него это была истина в последней инстанции.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
Слово и Глагол — суть одно и то же, действенное Слово. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Отсюда недалеко и до творящего Логоса.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Сад земных наслаждений. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
В некоторых своих произведениях Босх поистине задает нам почти неразрешимые загадки. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
В этом лице, кстати, нет чего-то демонического. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Трон Сатаны очень своеобразен — вроде простого кресла на высоких ножках.
Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Сколько людей – столько и мнений. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Мы видели изображение лютни в «Возе сена» и в «Корабле дураков». Музыкальные инструменты у Босха встречаются довольно часто.
Есть нидерландская пословица: «Мир – это воз сена и каждый старается урвать свой клок». Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Центральная часть триптиха. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. », он бы без сомнения зажегся, но ведь он сказал: «Да БУДЕТ», употребив повелительное наклонение между прочим (imperativo, говоря в просторечьи). Только слабый огонек ее теплится в одной-единственной группе, сидящей наверху воза.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Уши, пронзенные стрелой, уши, между которыми торчит широкое лезвие ножа. Правая створка триптиха Ад. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Хотелось бы побольше узнать о странных знаках на лезвиях ножей. Музей Прадо, Мадрид. Здесь каждый получает по заслугам.
Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. А вот о СЛОВЕ у Даля: «исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить». Левая створка триптиха Рай. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Все же это были люди другой психологии. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Эти инструменты всегда выступают как инструменты греховные.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Отсюда «вербальный, например. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.
Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Босх почти не оставляет человеку никакой надежды. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. – спрашивает он. По бокам находятся другие сюжеты. 14. А кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец.
Музыкальные инструменты у Босха встречаются довольно часто. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Сад земных наслаждений. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых.
Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. Он, как мне представляется, НАЗЫВАЛ вещи своими именами.
Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Сад земных наслаждений.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Они считали все материальное проявлением зла. Орган – церковный инструмент, достойный Бога, а лютня, волынка, арфа предназначены для услаждающих плоть песенок, мадригалов. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. И, наконец, выше – ряд изображений, которые получили даже специальное название, – «Музыкальный Ад» Босха. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Голубой цвет мы встречали часто, начиная еще с «Корабля дураков», он символизирует обман, грех.
1505-1510 гг. На нем нет ни людей, ни животных. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Т. е. Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости и все произведения Босха – тема греха. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Художник изображает музицирующую пару с лютней и нотами. Но об этой картине мастера точно нужно рассказать подробнее.
Пожалуй, все. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Кто остается в выгоде. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Иероним Босх не относился к библейскому тексту как к метафоре.
В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Ведь Господь действовал Словом, носясь над водами. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Откроем теперь простой словарь итальянского языка: «VERBO — слово (и только потом) грам. Она несколько более благозвучна, но, по мнению Босха, столь же греховна. Тут же и блудница с большой игральной костью на голове кролик (еще один символ похоти), несущий грешника, как пойманную добычу, на каком-то багре с острыми крючьями.
Вот таким образом музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне. Он кишит всевозможными монстрами. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Здесь каждый получает по заслугам.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Босх вышел из этой ситуации специфически. Это очень тонкая аллегория. Ад сам по себе — пропасть, а туда и заглянуть страшно. Иероним Босх. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Шарлатаны. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. рядом). Она смотрит прямо на зрителя.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
На правой створке изображён ад. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.