Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини. Посетителей дворца так же восхитят затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античные Портлендская ваза, Палестринская мозаика и статуя пьяного сатира, а в подвалах — руины древнего храма Митры. После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон. Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения. Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.
Одна из самых необычных достопримечательностей палаццо – это спиралеобразная лестница, которую возвел внук Карла Модерно – Франческо Борромини.
По ту сторону реки Аньене расположен жилой квартал Монтесакро. Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис. Интерьер богато украшался статуями и рельефами, составлявшими как бы единое целое с архитектурой и произведениями живописи, с помощью которых достигались головокружительные иллюзионистические и перспективные эффекты.
ввысь, к основному источнику света в этом темноватом помещении, к овальному фонарю. отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др. Внутреннее пространство церкви довольно четко выражено во внешних объемах. Кстати, ее экспозиция занимает сразу два здания – палаццо Корсини и палаццо Барберини. Как круглая скульптура, он смотрится со всех сторон.
Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину (рис. Особенно замечательны в этом отношении декоративные композиции иезуитского монаха Андреа Поццо (1642—1709), главными произведениями которого являются росписи церкви Сант Иньяцио и алтарь в церкви Иль Джезу в Риме (рис. 27). Завтрак-сладкая выпечка, напитки, фрукты, вкусные био-йогурты. История дворца тесно связана с историей фамилии Барберини. Веки св. Таковы элементы этого архитектурно-скульптурного произведения, в котором нельзя сказать, что является структурой, а что — украшением, но которое невольно останавливает взгляды каждого проходящего и заставляет их устремиться вверх, а следовательно (по замыслу глубоко верующего мастера), — к богу.
Все эти частные собрание были объединены в единое целое и размещены в Национальной галерее. Расположена на одном из склонов Альбанских гор. Таков, например, первый образец дворца нового типа — палаццо Фарнезе таковы же и два шедевра Виньолы — вилла папы Юлия III и замок Капрарола.
Прочие работы: Лаццаретто (1733) и церковь Джезу в Анконе (1743—1745) церковь Сантиссима Анунциата (с 1761), палаццо дАнгри (1755) и другие дворцы в Неаполе проект фасада Миланского собора (1750) и перестройка палаццо Реале в Милане (вместе с Пьермарини). Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664). Петра Риччолини, Муки Святого Себастиана Доменикино и Месса Св. 52). Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г. Если не считать различия в плане (круг в Аричча, эллипс в Сант Андреа), построение интерьеров чрезвычайно близко: ордер, обрамляющий капеллы и водруженный на него, украшенный кессонами и расчлененный арочными ребрами купол.
Скульптуры, расположенные в строго определенных местах здания, выполняли функцию контрфорсов. выше). Он спарил колонны по длинным сторонам двора, срезал углы, обработав их искривленными в плане антаблементами и, ритмически чередуя архивольт с горизонталью, по-новому подал мотив арочного и двух прямоугольных проемов, носящих название «палладианского». Папа Иннокентий Х, когда средства наобустройство столь любимой имплощади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог— нафонтаны, начто получил ответ отжителей Рима: «Pane, pane, non fontane. » (Хлеба, хлеба, анефонтанов. ).
Петра, а в расходящихся лучах золотистого света – сонмы ангелов. Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Он четко отделяет нижнюю часть церкви от парусов и арок, перекрывающих неравные апсиды.
Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г. ) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями. В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность. 58).
Особого внимания заслуживают: Кара Анании Помаранчо, Распятие Св. Устроился на строительстве собора Св. В результате три фронтона оказались вписанными один в другой (рис. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
Ансамбль площади состоит из небольшой, недавно (ок. А в 1949 году весь комплекс был выкуплен государством. Она была собственностью банкира Торлония, который хотел построить элегантный комплекс, окруженный высокими пальмами.
В 1628 г. назначен главным архитектором собора св. Первоначальное образование получил в мастерской отца. С боков находятся низкие корпуса и ряд служебных замкнутых двориков, рассчитанных на приезд грандиозной свиты монарха. Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви – соответственно св.
Он отличался роскошной отделкой и богатством материалов. А на улице Бернини находится Манежный двор и театр. Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663). По приезде в Рим Борромини сначала работал со своим дядей К. Мадерной.
рис. Противостояние вылилось вовзаимные упреки иподозрения. 34). Главный портал церкви напоминает величественную триумфальную арку.
60). Крылья постепенно отступают. Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов.
Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). В этом сказались как учет градостроительных требований, то есть необходимость подчинения построек второстепенного значения главным архитектурным акцентам, так и вкусы феодальной аристократии, стремившейся к внешне подчеркнутой сдержанности, чопорности и замкнутости. Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался скенографией. В вилле дЭсте в Тиволи, построенной архитектором Пирро Лигорио (ок.
В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность. Остальное-за доп. плату. В маленьком Павильоне Авроры знаменитая фреска Гвидо Рени. Значительно дальше от Турина лежит охотничий замок Ступиниджи (с 1729).
Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения. Криволинейные поверхности стены между трехчетвертными композитными колоннами нигде не остаются гладкими: ниши, обрамленные дополнительными малыми ордерами, филенки и скульптура практически заполняют все поле. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. 284 колонны опоясывают с боков площадьв 4 ряда. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Очень шумно ночью, один лифт на весь отель, приходится долго ждать, чтобы уехать. Дворец является неотъемлемой частью Национальной галереи старинного искусства.
Овальная площадь с обелиском посередине и двумя фонтанами в ее геометрических фокусах охвачена, словно щупальцами, гигантскими четырехрядными колоннадами (символ раскрытых для верующих объятий церкви) и превращена в огромный раскрытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем. Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64). Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св. Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). Библиотека, основанная кардиналом Франческо Барберини и насчитывавшая более 60 тыс.
Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. Родился в семье скульптора Б. Кастелли. Основу экспозиции составило собрание предметов искусства Неро Корсини. Последняя представительница некогда влиятельного семейства, принцесса Корнелия Барберини (1716–1797), вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна, что положило начало ветви Барберини-Колонна. Важнейшая градостроительная работа — площадь св.
Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта. Подкупольное пространство окружено венцом невысоких капелл, образующих глубокие ниши в нижнем ярусе расчлененной коринфскими пилястрами стены. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Ступенчатый спиралеобразныйфонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару.
Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом. Палаццо Барберини бесспорно может похвастаться роскошным декором. Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1661), первоначально строившаяся Райнальди, но перешедшая потом к Борромини, расположена на площади Навона напротив Берниниева фонтана Четырех Рек (см. Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов.
По просьбе кардинала Амелио и графа Ногарола, Рафаэль Барберини дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини. Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед.
Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам. Изначально сад занимал очень обширную территорию. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660—1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Каждой пилястре, отмечающей шесть основных устоев церкви, соответствует ребро купола.
Так представители знатного рода попали в опалу. Больше всего повергло в шок, что на 4 этаже, где ресторан, там же и номера сьюты (. ) -вечером устроили презентацию работ какого-то современного художника:толпы людей, шум, гам, по коридору не пройти к собственному номеру. При сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), связывающей папский дворец с собором св.
Его брат Франческо (1659— 1739) построил Филармонический театр в Вероне и перед тем, как обосноваться в Болонье (1726), работал в Риме, Вене и Нанси. Залитые светом плафоны, украшенные сложными по форме кессонами и скульптурным декором, не останавливают этого движения, а, напротив, придают ему характер безграничности.
Карла Борро-мея. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены.
Проект великолепного здания, расположенного сегодня на улице Четырех Фонтанов, был разработан Карло Мадерно (1556-1629) имя которого неразрывно граничит с реализацией идей Браманте и Микеланджело при достройке фасада собора Святого Петра. Виньола обратился к форме купольной базилики. Интерьер интересен многочисленными произведениями искусства. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане.
Здесь чудом сохранились интерьеры и меблировка, благодаря чему современники могут иметь представление о вкусах знати восемнадцатого века. Иоанн Златоуст и св. Великолепный парк был поделен на участки и распродан. Августин со св. Прямоугольные варианты планировки площади были отвергнуты после проверки на макетах фрагментов колоннады, сделанных в натуральную величину (1657): ближайшая к Ватикану колоннада скрывала благославляющего с балкона папу от значительной части собравшейся на площади толпы.
Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка) правое же крыло является чисто декоративным добавлением. В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит. Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцамиработы Тициана («Апостол Марк на троне»), Луки Джордонеи Пьетро Либери.
Все постройки левее площади Барберини были в свое время уничтожены. Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис.
Но не в этом его главная особенность. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio). Джузеппе Цимбало, прозванный Цингарелло, расширил собор, построил церкви Сант Анджело (1663), Санта Кьяра (1687) и особенно поражающую богатством деталей Санта Кроче, а также монастырский корпус при ней, служащий теперь Префектурой (рис. В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен).
Его главное произведение — церковь Санта Мария делла Салюте (1631—1687), самое большое купольное здание Венеции, построена при въезде в Большой канал. С 1751 переехал в Казерту, где построил замок. Сооружался данный дворец Рима с 1625 по 1633 годы. Казалось бы, трудно было изобрести что-либо новое в этой традиционной композиции, но Борромини и здесь внес неожиданные пластические и ритмические моменты.
Из отдельных культовых построек Бернини наиболее выдающаяся — церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658—1678). Даже гирлянды и путти в основании купола повторяются в обоих интерьерах. том V) были основаны на круглом и квадратном плане. Петра, лежащую перед фасадом собора. Подножие портика решено в виде полукруглой лестницы. доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения.
Общее впечатление, производимое интерьером, — безусловная устремленность пространства. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Дворец в свое время был обителью очень влиятельного рода Барберини. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось.
Николы Альбергати, значительно изменил первоначальный интерьер Микельанджело. Эффекты светотени здесь абсолютно исключительны. Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. По плану Бернини вначале был сделан задний фасад здания, а затем окна и винтовая лестница.
В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625). Церковь увенчана высоким барабаном имеющим сложную выпукло-вогнутую форму. Общая глубина площади, достигающая более четверти километра (280 м), позволяет охватить глазом всю композицию в целом, включая венчающий центрическую часть храма мощный купол.
Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Обелискперенесен сюда из цирка Максенция. Над ним поднимается фантастическое венчание: уходящая кверху спираль, на которую водружена венчающая корона, — полное своеобразия, близкое по духу современной скульптуре завершение. План церкви и монастыря с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка). При Термах Диоклетиана есть Национальный римский музей, созданный в 1889 году.
Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. Луиджи Ванвителли (1700, Неаполь— 1773, Казерта) учился в Риме у отца — художника Гаспара ван Виттеля. Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). В нескольких шагах отсюда Дворец Роспильози Паллавичини (1603 г. ), в котором размещается знаменитая картинная галерея с шедеврами Караваджо, Рубенса, Боттичелли, Рафаэля и других живописцев. При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом. Частью дворцового комплекса по проекту Мадерно стал сад, расположенный за зданием.
выше). Безудержная фантазия мастера, его стремление довести до предела все выразительные средства архитектуры (его изгибающиеся стеновые поверхности, усложненные силуэты венчающих частей, взаимное пересечение и перетекание пространств в интерьерах) придают произведениям Борромини трепетную, доходящую до беспокойства динамичность, а вместе с тем лишают их той тектонической целостности и внушительной, величавой серьезности, которые отличают творчество Бернини. Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св.
Основатель этой династии декораторов и граверов Фердинандо Галли (1657—1743) издал в 1711 г. в Болонье большой трактат. Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева).
Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Биография Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino) италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии. Наиболее ранний (1632— 1638) оригинальный замысел Борромини осуществлен им в ренессансном палаццо Спада: это рассчитанный на иллюзорный, театрализованный эффект короткий коридор, прорезающий низкий садовый корпус и ориентированный на поставленную в крошечном садике позади корпуса, ярко освещенную статую.
Наряду с работами по завершению собора и площади св. Созданная Бернини площадь св. Прочие архитектурные работы в Риме: участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна) дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки фасад коллегии Пропаганда Фиде отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658) скала Реджа в Ватикане (1666) церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658). В итоге, великолепный сад сегодня имеет довольно миниатюрные размеры. Такое композиционное построение наружных объемов храма стало затем в архитектуре барокко общепринятым. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.
Вскоре в левом крыле появилась Его лестница, оформленная в виде квадратного колодца. С момента выхода зрителя на овальную площадь колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
В середине XVIII века мужская линия рода Барберини пресеклась. Из гражданских построек Гварини следует отметить палаццо Кариньяно в Турине (1680), свидетельствующий об использовании в дворцовой архитектуре приемов, выработанных в культовом зодчестве. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтончики нижних окон «наложены» на антаблемент.
Но уже в середине восемнадцатого века мужская ветвь семейства пресеклась. Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Необычайно одаренный, разносторонний мастер (он был также живописцем), Бернини стал подлинным художественным диктатором Рима. Эта борьба завершилась после смерти Микеланджело проектом Карло Мадерны (1556—1629).
Лишь позднее ситуация немного изменилась благодаря покровительству кардинала Мазарини. Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) -становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Это движение архитектурных масс достигнуто сгущением ордерных элементов и членений, а также увеличением пластического рельефа и разнообразия деталей от периферии к центру композиции. Закругленный торец входной ветви получил лишь слабое выражение в пластическом выделении средней части, тогда как главное внимание мастера было, по-видимому, обращено на общую пластическую разработку этой декоративной фасадной плоскости, подчиненной сложному ритмическому распределению полуколонн и пилястр. Ну а заканчивали строительные работы Д. Бернини и Пьетро да Кортон. Колонны полукруглого входного портика спарены.
Св. И вот мы на Квиринальской площади с прекрасным фонтаном Диоскуров. По настоянию папы Павла V Мадерна в 1607—1614 гг. 44).
Внушительному пятиэтажному фасаду свойственно почти классическое благородство, но богатейший парк, украшенный фантастическим каскадом (пожалуй наиболее богатым в бедной водой Южной Италии) и интерьеры — яркие произведения позднего барокко. Плафон Сант Иньяцио (1681)—фантастическая перспективная композиция, в которой уничтожены всякие границы между архитектурными, скульптурными и живописными формами — является, пожалуй, наиболее ярким, экстатическим примером театрализованно эффектного завершения внутреннего пространства в культовом зодчестве барокко. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia).
Богато декорированная алтарная ниша как бы вплотную придвинута к входящему в церковь зрителю.
Им были заложены две центрально-купольные церкви на пьяцца дель Пополо (1662), отметившие начало знаменитой трехлучевой системы улиц: Санта Мариа ин Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (рис. Перспектива этих маршей вместе с венчающими помещение аркадами и колоннами производит впечатление настоящей сценической декорации. Оратория Филиппо Нери Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. Доносящим Истину жестом, оно приветствует множество аллегорических фигур вокруг – Рассудительность, Правосудие, Справедливость, Милосердие и Красоту.
Там собраны греческие и римские скульптуры, гробницы, терракотовые изделия и картины. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства.
Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах — местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Джакомо делла Порта умер в 1602 г., дальнейшее строительство продолжили архитекторы Карло Мадерно и Джованни Фонтана. Василия Сублейраса. С 1769 — в Милане.
Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Средний пролет выступает вперед два боковых образуют запады. Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий.
Мастером построена церковь Санта Мариа ин Кампителли (1665—1667 рис. Вновь здание было открыто для посетителей в 2011 году. Урбан VIII сразу же начал перестраивать дворец, работы длились с 1627 по 1634 года. Борромини приписываются капеллы Спада в церкви Сан Джироламо делла Карита (после 1660) и Фальконьери в церкви Сан Джованни деи Фиорентини.
Наибольший вклад в возвеличивание рода внес именно Маффео Барберини. рис. Но наружный облик церкви чрезвычайно различен. Однако пространство церкви крайне усложнено расположенными крест-накрест эллиптическими нишами и проемами в соседние помещения.
Из частных дворцов, построенных Лонгеной, наиболее значительны палаццо Незаро (1679) и палаццо Редзонико (начат ок. 26) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов».
Петра в Риме. Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дель Пополо. Его коньком была сложнейшая головокружительная планировка интерьеров, неизменно тщательнейшая проработка деталей. В создании дворца в 1627-1633гг. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой. Начал деятельность в Риме как художник с 1733 — член Академии Сан Лука в 1736 — включен в строительную комиссию собора св.
Интересны также церковь СантАньезе фуори ле мура. Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715—1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие. Джованни Баттиста Ваккарини (1702—1768), получивший образование в Риме, — пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIIIв.
Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. Целостность внутреннего пространства церкви, особенно ясно воспринимаемая из центра церкви искусно достигнута тем, что капеллы соответствуют пролетам основных подкупольных устоев, а формы арок, соединяющие эти устои, многократно повторяются в обходе, в обрамлении капелл, эдикулах и полуциркульных окнах. Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670). 53). 42).
Агаты, двор монастыря Иезуитов. Уже первая работа мастера была неожиданностью и стала буквально манифестом нового стиля: это грандиозный бронзовый балдахин (киворий) высотой 30 м, устроенный в центре собора под его стометровым куполом. Он украшен витиеватыми изгородями и прекрасными цветочными клумбами. Верхний ярус стены с окнами завершается овальным куполом со световым фонарем в центре. 2, 8, 69). Тем сильнее впечатление, которое получает зритель, когда по мере приближения к паперти он постепенно осознает огромные масштабы ансамбля и вырастающего перед ним грандиозного фасада.
Семейство Барберини в 1952 году продало также все принадлежащие им скульптуры и картины. Именно в них вплоть до 1955 года проживали последние наследники некогда великого рода. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час. В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие. С 1624 г. начинается деятельность Бернини в соборе св.
41). на рис. Наиболее интересен его маленький прямоугольный двор, обрамленный со всех сторон двухъярусными ордерными галереями.
В настоящее время в здании гости могут осмотреть 34 зала. Отход от гармонических образов Высокого Возрождения к более приподнятому, «героизированному» образу, введение в архитектуру ярко выраженного эмоционального начала, нарастание элементов репрезентативности в дворцовых и культовых сооружениях, усложнение и динамизация пространственного построения, повышенно пластическое ощущение архитектурных масс и форм — все эти принципы, зародившиеся в зодчестве позднего Возрождения, были впоследствии развиты и переработаны в архитектуре барокко.
Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения. Его«Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) —барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Вначале над проектом работал Карло Модерна.
Самыми характерными постройками Борромини, дающими возможность проследить идейную заостренность образа и рассмотреть средства его художественного воплощения, являются церкви Сан Карло алле кватро фонтане (1635—1667) и Сант Иво (1642—1660) в Риме. Именно они возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада. Такова его капелла Санта Синдоне (начата в 1667 г. ) собора в Турине. Гениальный декоратор, Бернини достиг этого постановкой в подкупольном пространстве собора гигантского бронзового кивория (балдахина) со спиральными колоннами и причудливым завершением, а также эффектным скульптурным оформлением видимой за киворием алтарной абсиды. Общими усилиями постройка помпезного палаццо была завершена уже в 1633 году. Начатое в 1664 г. здание было закончено только в 18 в., причем сильно искажено пристройкой.
Истоки архитектуры барокко берут свое начало в зодчестве позднего Ренессанса. Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично. Кстати. Но в 1653 году прекрасный палаццо вновь перешел в собственность семейства. Церковь расположена на углу виа Феличе (теперь Куаттро Фонтане), у ее пересечения с виа Квиринале, соединяющей Квиринал с выездом из города, отмеченным микеланджеловской Порта Пиа, т. е. у одного из самых ответственных перекрестков барочного Рима.
По странному стечению обстоятельств она отмечает не только начало наиболее активного периода в деятельности мастера (с 1638), но также и финал его творчества, поскольку фасад церкви оставался длительное время незавершенным (после окончания всех прочих работ) и был выполнен мастером лишь перед самой его смертью, явившись таким образом его последней работой. Стройный, вытянутый по вертикали, он заставляет задирать голову в этой узкой улице. Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами. К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ.
Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, по-видимому, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). В результате современный сад имеет очень скромные размеры по сравнению с первоначальными. Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596—1669). Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви.
Овладел профессией каменотеса. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца—католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают, что в основе шестиугольной формы лежитформа пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости)— геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII (1568-1644г. г. ). Начало строительства церкви относится ко времени его правления. Если попали внутрь, зайдите взглянуть на скульптурное надгробие Станисласа Костки – работа французского скульптора Пьера Ле Гро (вход в ризницу платный). Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном). Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра.
С 1615 г. переехал в Рим, где выполнил следующие работы: перспективный коридор в палаццо Спада (между 1632 и 1638), церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638—1640, фасад — 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642, освящена в 1660), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647—1650, скульптура выполнена позднее), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645—1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654), палаццо Фальконьери (1650—1658). Боковые торцы изгибающихся снова вперед антаблементов выглядят как раскреповки. Крупнейшим венецианским зодчим этого времени был Бальдассаре Лонгена (1598—1682). Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Это осложняет замысел и вносит динамику в окруженное капеллами внутреннее пространство.
Марши фланкированы двумя отставленными от стен ионическими колоннадами, несущими внутренний сводчатый потолок, который становится ниже и уже в соответствии с уменьшением общих габаритов лестницы. Именно по их пожеланию здесь был построен первый небольшой дворец. Внешняя объемная композиция храма утрачивает свою целостность. Петра, Бернини использовал прием искусственной перспективы.
Франческо Кастелли, прозванный Борромини (1599, Биссоне близ Комо— 1667, Рим), с 1608 г. обучался скульптуре в мастерской отца Б. Кастелли, архитектора герцогов Висконти в Милане. Третья церковь Кортоны — Санта Мариа аль Корсо (ранее — Санта Мариа ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным. Его произведения сосредоточены в Катанье — портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г. Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741), церковь св. В последующих произведениях Борромини эти качества еще более усиливаются.
На улице Салария находятся также Катакомбы Присциллы, самые важные городские катакомбы.
Новый хозяин сразу приступил к перестройке дворца. 56). Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Первое что надо увидеть это Сан Карлино (San Carlo all Quattro Fontane) – закрыта для посетителей с обеда, открыта только с утра, посмотреть ее надо обязательно, зайти во внутренний двор и спуститься в крипту, если будет открыта. Купол лишен ясных для зрителя очертаний он как бы парит на 16 соединенных попарно и взаимно пересекающихся арках. Сильвестра на Квиринале, построенная в XI веке и полностью переделанная в XVI веке.
В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. В 300 метрах от шедевра Борромини находится шедевр Бернини – Сант-Андреа-аль-Квиринале. 1650 г. ). Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29).
Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Самым крупным представителем итальянского барокко, сыгравшим решающую роль в сложении и развитии этого стиля, был великий архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680).
Для возведения охватывающих пространство овальной площади четырехрядных крытых колоннад (их высота —19 м при такой же ширине) с проездами для карет и проходами для пешеходов понадобилось 284 коллонны, 80 столбов и 96 больших венчающих аттик статуй. 38). Эти частные коллекции были объединены в одно собрание и в 1895 году в палаццо Корсини разместилась Национальная галерея античного искусства, со временем вошедшая в состав Национальной Римской галереи. Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. В соответствии с общим характером архитектуры рассматриваемого периода композиционные решения этих площадей, основанные на сложных криволинейных очертаниях, отличаются большой пространственной динамикой.
Образцом в этом отношении является построенный Пьетро да Кортона фасад церкви Санта Мария делла Паче (1656—1657), замыкающий композицию одноименной площади. Мартино Лунги Младшему (1602— 1657) принадлежит церковь Санти Винченцо э Анастасио (1646—1650), фасад которой, построенный по классической, но очень собранной и вытянутой вверх двухъярусной схеме, найденной Виньолой, как будто бы сплошь составлен из колонн. В XI веке во Флоренции обосновалось семейство Барберини, очень богатое и влиятельное.
Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Одним из таких исторических комплексов является Палаццо Барберини. Однако данные залы посетить можно лишь в определенные дни. 1524—1663), в создании которого принимали участие Мадерна, Борромини, Бернини и Пьетро да Кортона, выдвинутые крылья образуют со стороны улицы кур-донер (почетный двор) входная часть трактуется в виде парадного вестибюля овальной формы со сложной системой обширных лестниц, ведущих в приемные залы. Идя от Порта пия по Корсо Италия, приходим на площадь Фьюме (Река), откуда начинается улица Салария. Райнальди выполнены также устремленный ввысь двухъярусный ордерный фасад церкви Сант Андреа делла Валле (1665—1670) и апсида церкви Санта Мариа Маджоре (1673), которая завершила алтарную часть этой древней базилики и ориентированную на нее улицу Феличе, пробитую Д. Фонтана (главный портик базилики см. Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Филиппо Ювара (1678, Мессина — 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана.
В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь. выполнил Пьетро да Кортона. 5.
Был в Лиссабоне (1719—1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца. в дворцовых стенах работала мастерская по изготовлению гобеленов. 64). Расцвет барокко приходится здесь на 2-ю половину XVIII в., когда арх. Работы велись достаточно быстро.
С 1627 года по 1683 гг. 36). Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. Однако не эти объемы привлекают внимание проходящих по улице. Амвросием. Кругу он неизменно предпочитал эллипс.
Центр эллипса отмечен установленным Фонтаной обелиском, а фокусы — фонтанами.
35). В базилике хранится картина Тинторетто«Брак в Кане» (1561 год). Алтарная ниша богато декорирована. Планы церквей отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен, следующих за очертаниями ромба (Сан Карло) или треугольных и сферических ниш, следующих за очертаниями шестиугольника (Сант Иво). Уже в раннем произведении Борромини — оратории монахов-филиппинцев (начата в 1637 г. )— достаточно отчетливо выступают особенности его искусства.
Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых яркихбарочных церквей Рима. Изменения в архитектуре городского дворца второй половины 17 в. можно видеть на примере построенного в Риме по проекту Бернини палаццо Киджи (Одескальки). Однако в 1645 году после смерти Урбана VIII, для семейства наступили трудные времена.
Петра в 1739—1743 — руководил строительством римского порта во Фьюмичино. В трудные времена, чтобы достойно содержать палаццо, многие его сокровища были проданы. Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами.
Работы Борромини исполнены драматического напряжения. После объединения Италии и включения Рима в состав Королевства, на волне масштабных преобразований, наследники семьи Барберини были вовлечены в многочисленные земельные спекуляции, спровоцированные нехваткой средств на содержание роскошной резиденции. Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства. Не так давно, палаццо был закрыт на реставрационные работы, которые продлились пять лет. Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов.
Карло Райнальди (1611—1691), выходец из семейства североитальянских зодчих, работал вместе с Борромини на постройке церкви Сант Аньезе и завершал ее после смерти мастера. Организация фасада в целом очень сложна. В типичном для этого времени римском палаццо Барберини (ок. При общем базиликальном плане церквей их фасады сплошь и рядом образованы выпуклой стеной, расчлененной многоярусными ордерами.
В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599—1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. Виньола резко выделяет главный фасад (собственно барочные качества которого были усилены в его окончательном варианте архитектором Джакомо делла Порта) как основной, наиболее импозантный элемент объемной композиции и расчленяет его в соответствии не столько со структурой внутреннего пространства, сколько с масштабом улицы — прием имевший большое градостроительное значение. Наследников Урбана V заподозрили в растрате. Среди них можно увидеть работы Караваджо, Рафаэля, Гвидо Рени, Эль Греко, Тициана и многих других великих художников. Принятый Бернини тосканский ордер колонн их пропорции и формы отличались бы почти классической сдержанностью и монументальностью, если бы не несколько подчеркнутая телесность и грузность их, а также пышный, увенчанный декоративной скульптурой аттик.
Сейчас во дворце располагается Национальная галерея античного искусства. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками.
В дальнейшем планы постепенно менялись. Строительные работы продолжались с 1627 по 1634 годы. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание. Так, например, план церкви Сант Иво, сооруженной Борромини, напоминает очертания пчелы в шестиугольной ячейке сот — намек на пчел из герба заказчика постройки, папы Урбана VIII Барберини. Почти одновременно со строительством монастыря, церкви и созданием интерьеров Сан Карло Борромини работал над ораторией Сан Филиппо Нери в монастыре Филиппинцев (1637—1643). В 15 лет убежал в Рим.
Новые общественные задачи, возникшие перед мастерами римского зодчества позднего Возрождения, предопределили характер трактовки различных типов светских и культовых сооружений. Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини. 47). После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643—1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Длинная аллея ведет к главным воротам резиденции, за которыми пространство двора раздвигается широким полукругом. В основу легло собрание произведений искусства Неро Корсини, кардинала, родовое «гнездо» которого, дало приют второй части коллекции.
46). 30). Устремленный ввысь, стройный по пропорциям фасад резко расчленен по высоте на две почти равные части: нижнюю—в виде сильно выступающего вперед и отбрасывающего глубокую тень полукруглого портика и верхнюю, в которой выпуклые поверхности стены сочетаются с раскрепованными колоннами и пилястрами.
Его композиции отличаются необычайной изощренностью пространственных построений и декора. и получил у Лонгены новую типично барочную разработку. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Выдающимся мастером позднего барокко был архитектор и ученый-математик Гварино Гварини (1624—1683), работавший главным образом в Турине. Афанасий, св. Петра. В градостроительной практике этого времени вырабатывается тип площади, пространство и застройка которой подчинены монументальному сооружению играющему роль композиционной доминанты. Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе. Еще недавно историки архитектуры порицали Борромини за его крайности.
Однако в XVIII веке архитектор Ванвителли, который должен был построить капеллу Св. Над всем царит высокий овальный купол, обработанный серией разнообразных по форме, небольших, но глубоких кессончиков. Чередование дворцовых пространств замыкается парадными помещениями дворца. Главная лестница Ватикана, Скала Реджа известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини. «Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини ифонтан Четырех Рек Бернини.
Она образована путём слияния нескольких крупных частных коллекций. В начале своего творчества тяготел к маньеризму. Петра (1656— 1667). Балдахин — произведение, стоящее на грани между скульптурой и архитектурой.
Новый Папа Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в многочисленных злоупотреблениях и махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы). По контрасту с ордерными членениями центра боковые части были скомпонованы в виде плоско рустованных поверхностей стен, оживленных только ордерными наличниками окон. И на смену ему пришел Франческо Борромини. Помимо церкви Борромини построил и монастырь Сан Карло.
29).
Уже в 1740 году его коллекция предметов искусства насчитывала более 600 произведений. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо.
Агнии за стенами, построенная в 342 году на месте погребения Святой Агнии и церковь Св. Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь.