В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера— А. Г. Венецианова. Как мы уже отмечали выше, В. Боровиковский создал целую галерею парадных портретов. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.
Такая сомнительная слава было у картины Владимира Боровиковского Портрет Марии Лопухиной. Уже по этому портрету можно судить, насколько значительным художником был в то время Боровиковский. Из поздних работ Боровиковского выделяются новым уровнем реализма и художественности портреты Д. Трощинского (1819) и Дубовицкого-младшего (ок. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.
Владимир Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. Деревья, как обычно у Боровиковского, образуют фон этого портрета.
Рокотов, Левицкий и Боровиковский – три великих русских портретиста XVIII и начала XIX века – представляют примеры трех художественных индивидуальностей, столь не похожих друг на друга, что с трудом можно поверить тому, что они принадлежат одному времени. Данный портрет не был заказан, его задумали для Боровиковского друзья из кружкаН. В. л. боровиковский — автор ряда парадных портретов.
Среди его учеников наибольшую известность приобрели Бугаевский-Благородный И. В. (кисти которого принадлежит портрет Боровиковского см. Владимир Лукич Боровиковский – великий русский портретист, убедиться в этом легко. В 1795году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг. ) – русский художник (украинского происхождения), мастер исторической и портретной живописи. Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист иконописец представитель сентиментализма.
Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). Известно, что сам Боровиковский не был равнодушен к обаятельной Лопухиной и свои чувства сумел передать в портрете. Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород, Малороссия —1825)— русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств. «портрет неизвестной с ребенком» тесно связан с более ранними произведениями Боровиковского – единственного крупного представителя сентиментализма в русском искусстве. В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи.
Лопухиной, написанный Боровиковским, является самой поэтичной и лучшей работой художника-портретиста. Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Как искусный художник-портретист, Владимир Боровиковский не мог обойти стороной необычайную красоту дочери обер-камергера А. Л.
Сентиментализм сообщил портретам Боровиковского обаяние мягкой задушевности, классицизм внёс ясность архитектоники и строгую гармонию цвета, реалистическая традиция русского портретного искусства определила жизненную убедительность его характеристик. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). Фактура портрета гладкая: Боровиковский, следуя манере Левицкого 80-90-х годов, пишет жидкими красками, сливающимися в плотный слой, в котором открытые мазки редко бывают видны.
Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. Боровиковский создал много портретов членов императорской семьи: «Портрет Анны Павловны и Николая Павловича детьми», «Портрет Александры Павловны», «Портрет Елены Павловны», «Портрет Марии Павловны». Самый ранний портрет Боровиковского – портрет О. К.
По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Лопухиной, Скобеевой, Н. А. Возможно, что Львов обратил внимание Екатерины на художника и она предложила ему переехать в Петербург. Иконы иконостаса были написаны гризайлью на красном фоне. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями.
Часто это движение повторяется почти буквально. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична.
Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе.
Но в лицах уже нет ничего повторяющегося, ничего одинакового. Несомненно, что живопись Лампи более эффектна, чем живопись Боровиковского. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов.
Младшая сестра играет на гитаре, заглядывая в нотный листок, который держит старшая. С поразительным мастерством художник передает величественный облик знатного вельможи, его изнеженное, барственное лицо, снисходительно-насмешливый взгляд. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита.
Даже модели портретистов не считают важным сообщать о том, кто и когда писал их портреты. Львов, несомненно, принимал самое близкое участие в судьбе художника: даже первая квартира, где поселился художник, переехав в Петербург, находилась в доме, принадлежавшем Львову. Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Они словно изваяны из мрамора.
Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. Как мрамору им свойственны упругость и прозрачность. Ритмичность, мягкая плавность всех очертаний соответствуют плавности и ритму музыки. Из загадочного сумрака, мягко, как бы мерцая, выступают лица на портретах Рокотова.
Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Просветленный взор устремлен вверх. Боровиковский обращался к различным формам портрета – интимным, парадным, миниатюрным.
Нарышкиной, М. А. Державиным, Е. И. Там создавались модные имена. В числе лиц, сопровождавших Екатерину, был Н. А. С 1792 года Боровиковский брал уроки у австрийского живописца И. Б. И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся.
Орловой-Денисовой, со всей силой обнаруживаются особенности портретного стиля художника. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Аллегории, созданные художником в 1787 году для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым (не сохранились), привлекли к нему внимание высшего света и в конце 1788 года Боровиковский был приглашен в Петербург. К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики.
Они более крупны и классичны в одежде старшей. Жизненность – вот главное свойство гения Левицкого. Фон с едва намеченным интерьером лишён излюбленных Боровиковским пейзажных элементов. Молодая женщина нежна и мечтательна.
Он видит человеческие характеры в четких пределах живой формы, в реалистическом, материальном цвете, в жизненно правдивой композиции. Но индивидуальное сознание – это исторически обусловленное понятие.
Наконец, одинаков покрой платья с широким открытым воротом, обнажающим шею и облегчающим плечи. Пальцам, перебирающим струны, художник противопоставил другую руку, лежащую без движения. Кисть руки погружена в тень, которая смягчает силу жеста. Тип крестьянина примыкает к «апостолам», упомянутым выше. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении.
Может быть именно этим образом руководствовался Пушкин, когда ему нужно было изобразить Екатерину такой, какой увидели ее девически-невинные глаза Машеньки Мироновой – «капитанской дочки». Во всех его произведениях цвет органически, нерасторжимо связан с формой. Небольшой, нервный, чрезвычайно тонко проработанный рот, огромный прекрасной формы лоб. Художник не использовал для работы роскошные аксессуары, дорогие драгоценности и перья.
Существуют сведения, что он учился у Левицкого. С работами Левицкого Боровиковский мог познакомиться в доме Львова, где, помимо чудесных портретов молодой хозяйки, был и портрет хозяина (1789). Отражением его тщеславия служили многочисленные изображения, которые он заказывал иностранным и русским мастерам. Как только император Павел I взошел на престол, он вызвал в Петербург друга детства. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона). Лицо Левицкого необычайно значительно.
Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет. В облике молодой матери – ни малейшего оттенка жеманства. Год, когда сделаны эти рисунки, неизвестен. Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям. Предводитель дворянства Киевской губернии, поэт XVIII в. В. Капнист пригласил Боровиковского расписывать помещение, в котором должна была остановиться императрица.
Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. Русские художники смотрели на это с понятной досадой и презрением.
Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Лампи при отъезде из Петербурга оставил ему свою мастерскую. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг.
Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Державина (1813, Третьяковская галерея), кажутся только гостеприимными хозяйками, рачительными домоправительницами, но такие портреты, как портрет М. И. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Владимира, св. Боровиковский. Звездный час ее наступил в 1814 году, во время проведения Венского конгресса.
В руке она держит символ богини любви – яблоко. Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Свет окутывает лица мягкой воздушной светотенью.
Это первое по времени портретное изображение простой русской женщины. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств.
Это типичные для XVIII века аллегории изображающие Екатерину в образе богини мудрости Минервы, которая объясняет семи мудрецам древней Греции смысл своего «Наказа». Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Сверкают бриллианты и ордена, блестят складки парчи и муар орденских лент. Филипповой. Боровиковский родился на Украине, в Миргороде, 24 июля (4 августа) 1757 года.
Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Воспоминания современников о художниках крайне скудны. Боровиковский был портретистом по призванию.
Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов). Она здесь на первых ролях. Владелец «Обуховки» Василий Петрович Капнист был полковником 7-го миргородского малороссийского казачьего полка и 9-го киевского. Разница наблюдается только в незначительных деталях.
Лица всегда идеализированы и даже обезличены. Он создал такое чудо живописи, еще не вполне оцененное, как беспримерная по красоте и огромности замысла сюита «смолянок». Неподалеку от Миргорода находилось сельцо «Обуховка», принадлежавшее Капнистам. Достойная старость.
Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. Александр Борисович получил прекрасное домашнее воспитание, продолжил образование за границей, учился в Лейденском университете. Она менее красива.
Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». Цветом выражена природа вещей и даже их фактура, то есть характер поверхности. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки.
Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. У нее более узкий разрез глаз, толстоватый нос. Легкими воздушными тканями окутаны плечи женщин. Головы их увенчивающие, несут в себе всю силу характера, всю неповторимую прелесть живого человека. Награвированный великолепным резцом Н. И.
Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Иностранных художников выписывали цари и магнаты вроде Голицыных или Юсуповых. Обнаженные части тела, особенно руки и шея, написаны с огромным пластическим чувством. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест.
Этот портрет представляется более интересным. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л.
Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы.
На голых сучьях деревьев висят сосульки. Художник создаёт в этом портрете удивительную по цельности цветовую композицию. Продолжал увлеченно работать над религиозными заказами, сочетая барокко с классицистическим началом (композиции для иконостасов – Борисоглебского собора в Торжке, 1790-1792 Иосифовского собора в Могилеве, 1793-1794 сохранились, как и его миргородские иконы, лишь частично).
Его называли «бриллиантовым князем». Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. В это время он сблизился с масонами. Он греет руки и одет тепло потому, что он стар и потому, что на дворе стоит зима. Там находились деревянный дом владельца и каменная церковь, построенная по его проекту.
Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. Приготовления к приему лежали на дворянстве и в них Капнист принимал большое участие. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С. Кругом нависла зима.
Девушка одета в свободное белое платье, подпоясанное голубым шарфом. «Зима» автопортретна для Боровиковского, конечно, не по внешнему облику, а по восприятию неуклонного хода жизни. «Иногда ему (художнику Чарткову) становилось досадно, когда он видел, как заезжий художник, француз или немец иногда даже вовсе не художник по призванию, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и накоплял себе вмиг денежный капитал». Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина.
Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Положения рук натуральны, так как связаны с действием. Вместе с Боровиковским над убранством интерьера этого грандиозного архитектурного ансамбля трудились профессора Академии художеств: Григорий Угрюмов, Алексей Егоров, Василий Шебуев, Андрей Иванов. В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие.
Когда Лампи уезжал из Петербурга, он передал Боровиковскому свою мастерскую. Это лицо художника, сумевшего познать жизнь. По одним сведениям, Боровиковские были бедными дворянами, по другим – простыми казаками. Она олицетворяет прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты.
Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Знаменательно, что лицо старика бодрое, никакого уныния и мрачности в нем нет. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности.
Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Академия не интересовалась художником, если теряла с ним служебную связь. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»).
В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). Она ведущий голос в этом дуэте. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа.
Русские художники были не столько раздосадованы тем, что в чужие руки ушел от них этот огромный заказ, сколько оскорблены в своих патриотических чувствах тем, что верховная власть проявила такое откровенное недоверие к силам своих национальных художников. Арсеньева. Проходя мимо зрителя, Екатерина на мгновение задерживает свой взгляд. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. Портреты Рокотова не столько реальные изображения людей, сколько отображения их душевной стихии, тоже вполне реальной и глубоко индивидуальной. «Портрет М. Лопухиной» (Гос. Правда, некоторые, как Н. И.
Можно было бы ожидать, что роль цвета Боровиковский сведет к нейтральной расцветке. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов).
Видимо, без всяких усилий Лампи писал огромные парадные портреты. Кисть его приобрела значительную уверенность, рисунок стал четким и ясным. Русский художник-портретист В. Л.
Ее красота кажется вполне созревшей. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. В. Боровиковский виртуозно владел кистью и умел изобразить на полотне фактуру материала: мягкость бархата, блеск золота, волну струящегося атласа, сияние драгоценных камней – всё, что может подчеркнуть богатство и знатность. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком.
Пластика обеих фигур и лиц изумительна. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. В это время творят крупнейшие художники Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.
Мелкие складки идут от ворота и пересекаются узким зеленым поясом. Это вовсе не случайное обстоятельство, оно выражает академическое понимание искусства. Художник создает весьма необычный образ духовного лица.
В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Вскоре она оказалась в чужих руках. На фоне пейзажа – колосьев, березок и васильков, символизирующих сельскую простоту, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом платье с локонами, небрежно ниспадающими на плечи. Это придает картине нарядность, красочность и колоритность. Капнист еще в детстве был знаком с Боровиковским, который был его сверстником.
Она не только живет и понимает жизнь, но деятельно в ней участвует. Художник берет уроки в мастерской И. Б. И когда Дау, жадный до денег, нахватал заказов превыше сил и начал исполнять их не только небрежно, но даже недобросовестно, выдавая за живопись наклеенную на холст и раскрашенную гравюру, то русские художники, призванные к экспертизе «работ» Дау, несомненно, с чувством известного удовлетворения установили плутовские махинации англичанина. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм. Лёгкие тени на стене создают впечатление реального пространства. Родился он в небогатой казачьей семье.
Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. и А. С. Уткина, он стал необычайно популярным.
Все покрыто снегом и льдом. Со 2-й половины 1790-х гг. В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича.
Чувство скульптурной пластики у Боровиковского сочетается с высокой живописной гармонией. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. Томная полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, тяжелые веки слегка приподняты над задумчивыми, чуть грустными глазами, небрежно опустилась нежная рука. Известный стихотворец и автор сатирической комедии «Ябеда» Василий Капнист был его сыном.
Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь. Портрет Лопухиной написан на фоне пейзажа.
Существуют также сведения о том, что Боровиковский учился у австрийского портретиста И. -Б. И лицам художник придает тот же характер изваяний. Более широкой и более общественной жизнью живет А. Е. – не только изображение внешне сходное с оригиналом, но и стремление художника передать внутренний мир человека, его характер, душевные порывы. Но самым замечательным среди мужских портретов является незаконченный портрет учителя художника, великого портретиста Д. Г.
Однако при ближайшем рассмотрении «Зима» оказывается написанной с такой живописной энергией, которой почти никогда не достигала деликатная кисть Венецианова. Задумчивость и легкая улыбка Лопухиной выдают ее погруженность в мир собственных чувств. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Арсеньевой (вторая половина 1790-х годов, Русский музей), Е. А.
От всего ее облика веет скромностью и даже застенчивостью. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Какое подкупающее девичье простодушие и веселость в портрете Арсеньевой и какая строгость, суровость и даже жестокость в энергичном лице Скобеевой (Русский музей), недаром же вариант портрета изображает ее в образе недоступной Дианы (Государственный Исторический музей). И не только многочисленные портреты семейства Львова, которые писал Боровиковский, указывают на эту близость. Он жестоко страдал от подагры, «которая вошла в правую руку и заняла обе ноги». Для Боровиковского это очень важно и характерно.
Львову принадлежало имение Арпачево (Новоторжский уезд, бывш. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. Это размышление о старости, нужно думать, относится к последним годам жизни художника. По преданию, Лука Боровиковский занимался живописью и был первый учителем своего сына. Почти всегда тело опирается на руки, спокойно сложенные. Складки платьев ложатся красивыми изломами, как складки классических одеяний.
Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. В России оно формировалось в XVIII веке. Этот момент вносит в композицию ритмическую стройность. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову.
Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Лопухиной, может быть, самый поэтичный и женственный среди всех созданных Боровиковским. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Левицкого (Русский музей).
Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова. Портрет не закончен и, вероятно, вот таким образом не подписан и не датирован.
Вероятно, Лука был художником-самоучкой вроде изображенного Гоголем (в повести «Ночь перед Рождеством») кузнеца Вакулы таких любителей, доходивших до большого мастерства, видимо, много было тогда на Украине и плоды их творчества быстро и охотно принимались народом. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.
Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Такой портрет заранее предполагает передачу интимных, глубоко личных чувств и переживаний. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет.
Лампи. Это вполне реальный образ, так же, как реально и все его окружение. Звание же академика ему было присуждено в 1795 году «за два портрета, написанные с натуры». Лабзина, одна из замечательных русских женщин. Такие портреты, как портрет Лабзиной или Долгорукой, знаменуют наступление иных времен. Боровиковский создает особый тип малоформатного портрета, близкого миниатюре, но имеющего свои отличия, как в технике, так и в образном звучании.
Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. Однако некоторые признаки позволяют датировать портрет 1802 – 1803 годом.
Эпитет «портретный» был самым унизительным. Левицкого. Существовала постоянная конкуренция со стороны иностранных портретистов, наводнявших тогда Россию, с легкостью проникавших в придворные круги и светские салоны, куда для русского художника, чаще всего разночинца, не умевшего «и ступить по придворному», путь был заказан.
Только на лицах художник сосредотачивает все свое внимание. Вероятно, таким он и был и художник точно подметил несоответствие между торжественностью обстановки и некоторой будничностью выражения лица и изображенного. Это «Сон Иакова» (Третьяковская галерея), рисунок карандашом.
Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Львов, Капнист и Державин были женаты на родных сестрах. Но Боровиковский является подлинным живописцем. Недаром же особенно высоко ценились способность рисовать на память и искусство композиции. В столице, с которой связано все его дальнейшее творчество, он сблизился сизвестным архитектором, поэтом и музыкантом Н. А.
А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797).
Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». Он пал в бою под Гросс-Эгенсдорфом.
Капнист и Державин примыкали к тому же кругу. Она не жеманничает. Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения.
Ее губы сложились в привычную улыбку. Образ М. И. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Особенности же детской психики менее понятно художникам.
Левые руки держат абсолютно одинакового размера яблоко. Там — портрет друга, высоко духовного человека. Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790-е годы, такие, как портреты М. И. В 1785 году удостоился сана архиепископа. Ее правая рука перебирает струны, а левая прижимает их к гитаре. Те художники, которые были связаны учебой или служебными отношениями с Академией художеств, относительно подробна отражены на страницах академических журналов.
Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку.
Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Живопись церкви принадлежала Боровиковскому. В русском искусстве жанр портрета стал главенствующим во второй половине XVIII века. «Портрет неизвестной с ребенком» выделяется среди работ Боровиковского необычайной строгостью. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи.
Характер их очень знаменателен. В нем собирается культурный цвет столицы. Среди них портрет Гагариных (Третьяковская галерея) представляется наиболее совершенным. Дубовпцкая (Третьяковская галерея) и в особенности Д. А.
Львовым, у которого Боровиковский жил первые десять лет, а также познакомился с Д. Г. В нем нет кабинетного антуража. Этот портрет был написан в 1794 году. Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским.
Художники воссоздали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности. Слева на фоне — изображение распятого Христа.
И поэт с достоинством ее встречает, а вскоре он увидит своего юного преемника, который перевернет всю русскую словесность и обрадуется встрече с ним. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Как теперь выяснилось, это не Львовы, а горничные-девушки искусные плясуньи, о которых упоминает Державин в стихотворении «Другу».
Павел приблизил и обласкал Амвросия. Они говорят без жестов и сильных движений. Львов, архитектор, сочинивший в 1783 году тему для портрета «Екатерина-Законодательница», написанного Левицким. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского).
Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Она была женой вице-президента Академии художеств, за «дерзостный» поступок лишенного чинов и высланного в деревню. Были ли в свите Екатерины художники – неизвестно. Устами героя «Портрета» Гоголь выразил чувства возмущения русских художников этим незаслуженным положением иностранцев их внешними успехами. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию.
Портрет считается самым удачным произведением Боровиковского. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Но рисунок этот неразрывно связан с формой и нигде не выступает отдельно. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения.
Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. Ни одно из них не повторяется, они показаны контрастирующими парами. Но эта красота не является произвольным сочинением художника, а опирается на действительность так же, как всецело связаны с русской жизнью дорогие нам образы пушкинской поэзии. Это не условный фон, а реальная обстановка: «Широкое озеро сияло неподвижно. Иногда это движение очень легко и эластично и руки просто лежат на какой-нибудь опоре.
Он применяет немногие композиционные приемы, лишь незначительно их варьируя, явно не придавая большого значения композиционному разнообразию в трактовке фигуры в портрете. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Более подробный анализ композиции мог бы обнаружить и другие ритмические соответствия (например, край нотного листка и плечо и рука гитаристки). К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года).
Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). Также вполне народным типом является старик крестьянин, олицетворяющий Зиму (Третьяковская галерея). Особенно интересны их изломы в правом углу портрета, где складками выражено сидячее спокойное положение фигуры. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров. Она стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль.
Мазки сохранили всю свою отчетливость. Нарышкиной (1799) и др. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Вместе с аллегорией «Зимы» этот портрет мог сыграть существенную роль в направлении творчества Венецианова, который, как известно, был в течение ряда лет учеником великого портретиста. Все эти портреты полуфигурны. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег.
Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. Сияющую молодость написал Боровиковский. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. Достоверно известно, что В. Л. Боровиковский показывает не общественный статус Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности.
Лампи, который жил в Петербурге четыре года, с 1792 по 1796. Но в 1787 году, когда Владимиру Лукичу было уже тридцать лет, Екатерина II отправилась в Крым. Левицким, Г. Р.
Затем он вышел в отставку, возвратился в Миргород, в дом своего отца. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики. По маршруту одна из остановок императрицы была намечена в Кременчуге, для чего был отведен дом, специально оборудованный для ее приема.
Первым по времени двойным портретом является портрет двух девушек «Лизаньки и Дашеньки» (Третьяковская галерея), долгое время считавшийся портретом сестер Львовых. Колени прикрыты шалью. Руки и их положение в том и другом портрете абсолютно одинаковы. Такова Е. Н. В парадном алом мундире с орденами св.
Все портреты Левицкого поражают своей жизненностью, сочностью, материальностью письма. Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера. Темные, чрезвычайно живые глаза являются центром портрета.
Цель создания портретного образа – обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Около 1795 года Боровиковским был написан портрет Екатерины (Третьяковская галерея). Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг.
Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. И. Б. Обучался у отца-иконописца, Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского), занимался церковной живописью в духе украинского барокко (иконы для Троицкого храма в Миргороде, 1784).
Непринужденно пишет Боровиковский. Жизнь проходит для нее недаром. Так известия о Рокотове кончаются с момента его переезда в Москву. Львова.
Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. Композиция обнаруживает ясный и быстрый ум художника, без усилий охватывавший жизнь. Долгорукой, поражают своей значительностью и духовной красотой. Фигуры, одинаковые по своему сложению и позе, психологически безличные играют роль своеобразных пьедесталов. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков.
Н. А. Эта работа была исполнена Боровиковским до 1791 года, так как в этом году церковь уже была открыта. Из ряда работ религиозной живописи «евангелисты» выделяются народным, русским характером своих типов.
М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Все жадно впитывает Боровиковский.
Все это определило значительное место отечественного портрета в современной ему европейской живописи. Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами.
В 1794 году по представлению Лампи Боровиковский был признан «назначенным», то есть кандидатом в академики. Общественное положение портретиста было сугубо тяжелым. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер. В структуре Академии художеств портретистам отводилось последнее место. Самое раннее произведение Боровиковского исполненное в Петербурге, помечено 1789 годом.
По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. Лопухиной (1797, Третьяковская галерея), Е. Н. Портрет – это художественный образ, т. е. Тонкая одежда младшей плотно облегает ее тело.
Такая лаконичность и простота присущи искусству того времени – сентиментализму. Она одета в нарядный сарафан и кокошник с бусами и вуалью. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат».
Твердая осанка исполненная выразительности. Портрет М. И. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. В русском искусстве происходят те же процессы. Лампи-отца, пользовался советами Д. Г.
Они обоснованы строением и движением тела и характером материй, но, что еще важнее, связываются с душевным строем моделей. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». Художник создает лирическую поэму. Такой улыбкой встретила она и Марию Ивановну. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Он родился в семье священника Владимирской епархии, ранний период жизни был тесно связан с Москвой. походила на портреты князя».
По-видимому В. В. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. Красота и личная и национальная, присуща каждому его портретному образу.
Анны и св. Это значит, что оно не несет в себе никакой психологической нагрузки. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке».
Их взгляд пристален – это изучающий взгляд художника. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. Жену Львова, Марию Алексеевну, урожденную Дьякову, дважды писал Левицкий, также весьма близкий к семейству Львовых. Иногда, как в портрете Скобеевой, тело опирается более грузно. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Только символические фигуры истолковывают их как изображения евангелистов. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ).
Во второй половине XVIII века самосознание русского общества приходит к следующим «выводам»: человек ощутил себя в прочной связи с эпохой, стал действующим лицом времени. На груди почти всегда большой бант бледного голубого, розового или фисташкового цвета. На губах играет сдержанная приветливая улыбка.
К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. Александра Невского, св. Чувствуется, что Боровиковкий вложил часть своей души в этот шедевр.
С точки зрения живописи этот портрет считается совершенным. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. Поспешите в Третьяковскую галерею и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Однако конец карьеры был весьма плачевен.
Не сойдясь в цене с великим собирателем, в 1885 году владелец потребовал возвратить картину в город Николаев. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Наступила осень жизни.
В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию. По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера.
Этот новый тип русской женщины начинает преобладать в живописи Боровиковского. Именно с икон начинал и сам Владимир. Боровиковский в своем творчестве до известной степени стоял в оппозиции к официальному академическому искусству. Тверской губернии). Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной.
Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. Гармония создается всем строем портрета – линии певучи и плавны, положение руки повторяет форма ветки дерева над молодой женщиной. В таких изумительных портретах, как портреты В. И. Арсеньевой, М. И.
Академия художеств оценила успехи художника и в 1795 году удостоила его званием академика, а позднее (в 1802 году) – советника петербургской Академии Художеств. Левицкий – художник огромного диапазона. Лицо М. И. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки.
В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Боровиковский родился в Миргороде 24 июля 1757 года (по старому стилю) в семье Луки Боровика, который называл себя также и Лукьяном Боровиковским.
Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой.