Борисов-мусатов меньше года жил в Тарусе, но его творчество покорило тарусян. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. Летом 1901года Борисов-Мусатов гостит в Зубриловке под Саратовом исключительном по красоте имении князей Голицыных-Прозоровских.
В искусстве Борисова-Мусатова каждая мельчайшая деталь художественного организма, как и общая его пластическая концепция глубоко продуманы и являются носителями смысловых, содержательных ценностей. Музыкальность картин Борисова-Мусатова находилась в русле поиска синтетического искусства, движения новой волны. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». С Борисова-Мусатова начинался «серебряный век» русской живописи. Почти одновременно с работой над серией станковых картин в 1903-1905 годах Борисов-Мусатов создал ряд эскизов для монументальных стенных росписей.
Кто же он такой – В. Э. Борисов-Мусатов. Даже личная жизньВиктора Борисова-Мусатова сложилась незадолго до его смерти. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
Здоровье Борисова-Мусатова оставляло желать лучшего. В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова весной следующего года его произведения, в том числе и Водоем, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом. К сожалению, жизнь В. Борисова-Мусатова прервалась очень рано, в расцвете его творчества.
Жизнь Борисова-Мусатова была, к сожалению, недолгой: он умер всего лишь в 35 лет. Искусству Борисова-Мусатова свойственна ранняя зрелость. Виктор Борисов-Мусатов как бы отбирает те компоненты, которые станут основой его мягких и лиричных пейзажных зарисовок. Иногдавиктора Борисова-Мусатова относят к монументальным декоратистам.
Несмотря на это, материальное положение Борисова-Мусатова остается тяжелым. Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно». Так что можно не сомневаться, что вид из окна флигеля сегодня такой же, каким был и во времена творчества В. Э. Борисова-Мусатова. Начав свою жизнь в Саратове – родина многих известных русских художников, Борисов-Мусатов получил образование в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Летом 1901 года Борисов-Мусатов гостит в Зубриловке под Саратовом исключительном по красоте имении князей Голицыных-Прозоровских.
С Борисова-Мусатова начинался «серебряный век» русской живописи. У Борисова-Мусатова их не было. Свою творческую задачу Борисов-Мусатов определил следующим образом: он писал своего единственного натурщика – солнце. Основные работы Борисова- Мусатова можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Саратовском художественном музее им.
Воспевая героиню, Борисов-Мусатов создает целый ряд картин – «У туалета», «Рисующая дама», «На диване», «За вышиваньем» (1901). Особое место в ряду самых поздних произведений Борисова-Мусатова занимают пейзажные работы 1905 года: пастель «Осенняя песнь», акварель «Балкон» и, наконец, шедевр художника – пастель «Куст орешника» (в Государственной Третьяковской галерее). Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. В этом общем движении Борисов-Мусатов смог проложить свой особый путь.
Борисов-мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Поиски Борисовым-Мусатовым новых средств выразительности можно сопоставить с одновременными исканиями в области поэтики раннего русского символизма. Тончайшим и нежным горбуном назвал Борисова-Мусатова Андрей Белый.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона. Борисов-мусатов родился в Саратове в дружной и любящей семье. Борисов-мусатов вступает в Союз русских художников.
О Борисове-Мусатове написаны монографии, выпущены альбомы, каталоги. Когда Третьяковская галерея приобрела несколько картин Борисова-Мусатова, его материальное положение несколько улучшилось, но существенно не изменилось – впрочем, практически всю жизнь он лихорадочно искал источник заработка. Это произведение – одно из самых поэтических у Борисова-Мусатова изображений природы. При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Живописные элегии Борисова-Мусатова» А. Алехина, М. 1992 г. Композиция и стилистика Витебского вокзала, шаг за шагом, сформировалась в процессе работы главного архитектора-строителя С. А. «Самым поэтичным и своеобразным художником» назовет искусствовед А. Русакова Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 — 1905).
Умер Борисов-Мусатов в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905.
Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. В Тарусе он создал свое последнее произведение – большую акварель «Реквием», посвященную памяти безвременно умершей подруги семьи Станюкович. Картина Водоем, показанная на одной из выставок МТХ имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. Как отметил К. Петров-Водкин, он придал поэзии прочную живописную форму. Сочетание яркого возбуждающего изумрудного цвета с более вялым, расслабляющим оливковым и тревожащим сине-зеленым создает ощущение смутного беспокойства взаимоотношения зеленых осложнены и омрачены присутствием сумеречных и беспокоящих густых фиолетовых и лиловых.
Формы обобщены, контуры растворяются в цветовых пятнах, предметы показаны в световоздушной среде колорит строится на тонко проработанных оттенках, раздельно положенных мазках дополнительных тонов и внимательно прослеженных рефлексах. Ему приходит предложение приехать с персональной выставкой в Германию. В 1899 г. художникВ.
В конце 1903года Борисов-Мусатов, желая быть ближе к центру художественной жизни, продает родительский дом в Саратове и перебирается в подмосковный Подольск. Грустная тишина. На снимке первоначального состояния картины Врубель набросал ее цветовые формы. Особенно ему импонировала идея использовать одну и ту же модель для создания разных женских образов. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова.
и успокаивалась при нем. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова-Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) и Гармония (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Станюкович скончалась. Пишет «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский музей, Питер).
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. В 1890 поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Темные, отливающие синевой гирлянды больших дубовых листьев, подобно навесу, обрамляют его сверху. Этот шедевр, который автор называл «мелодией грусти старинной» наполнен таинственностью.
Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Чистякова. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак.
Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств.
На смену чисто зрительному восприятию здесь вводится их сознательная организация. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет.
Встреченная с восторгом публикой, не несущая никакого конкретного действия, но невероятно эмоциональная картина стала свежей струёй в художественной жизни. Основным инструментом поэтического преображения в его произведениях является сама живопись. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.
Картина насыщена всеми оттенками зеленого цвета и по свежей зелени кустов и деревьев разбросана бело-розовая пена многочисленных цветов. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем.
Занимался у прекрасного педагога Ф. Кормона. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Дерожинская не приняла эскизы. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. В эскизе «Молебен на станции железной дороги» (1894, Третьяковка) с тщательностью воссоздана историческая реалия той эпохи: при строительстве новых транспортных путей священники ближайших к станциям церквей служили молебен с водоосвящением и призывали прихожан усердно помолиться Богу и попросить благословения, эскиз так и остался незаконченным. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона».
Но ничто не помогало. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма.
Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Особое слово о Мусатове сказал Максимиллиан Волошин: Есть художники, которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Державина, гостивших и проживавших там.
Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Выполненное в том же году полотно «Девушка с агавой» (Тр) продолжает линию произведений, в основе которых лежат принципы постимпрессионизма. Некоторые черты его внутреннего облика – мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность – уже в детские годы развились, конечно, как следствие болезни.
Этот яркий и чистый цвет, самый насыщенный и наиболее звонкий по тембру, являясь сильной доминантой, диктует цветовые отношения. Виктор ходил в другой комнате. Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. К этому периоду относится этюд «Агава» (1897, Тр).
Девочку воспитывала мать. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Саратов. Её изображение мы видим на многих работах мужа. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.
Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Как в сказке.
На переднем плане – куст орешника. И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. В одном из последних писем к А. Бенуа: «Теперь я живу в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Неспешный и волнообразный, он подобен ритму древних гимнов.
В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений". Близость к Москве была крайне важна для него. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников.
Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Повсюду свободные граждане» Но Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо.
Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. «Осенняя песнь» (1905, Тр) и «Куст орешника» (1905, Тр) – пейзажи Тарусы (куда они переехали) – новый вклад символизма в искусство изображения природы. Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. Колорит построен, таким образом, как созвучие близких друг другу холодных цветов. Неторопливо шествуют дамы в старинных платьях. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти.
Цикл эскизов под названием «Времена года» создавался для построенного в 1901-1902 архитектором Ф. О. Шехтелем особняка А. И. Дерожинской. И хотя Мусатов по-прежнему оставался жизнерадостным и открытым человеком, в его душе навсегда поселились склонность к одиночеству, стремление уйти от действительности в вымышленный мир фантазий, которые стали для него броней от всяческих зол. Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью.
Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». Глубокие синие тона платья сидящей девушки поддержаны более светлым тоном в отражении неба, а белые кружевные накидки – таким же полупрозрачным белым отраженных в воде облаков. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.
Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. 26 октября (ст. – прошептал кто-то тихо. Они обитают в тенистых аллеях парков их душа полна неясных стремлений.
Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец». Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса». «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. «Водоем» (Тр) был создан в зубриловсокм парке в самое счастливое для живописца время: Елена Владимировна Александрова наконец согласилась стать его женой спустя 7 лет после первого предложения. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.
Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. И то и другое раскрывается через жанровые, колористические и композиционные поиски живописца. Свое восприятие мира и радость общения с природойВиктор Элышдифорович Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, – «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905). Его последней картиной символично стала картина Реквием. Она помогала давать названия картинам.
Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Гоген делал то же со своими таитянскими фотографиями.
Эта поездка оказала на него огромное влияние. Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин. Как хорошо Боже, как хорошо.
Его страстью было – возможность работать кистью на больших плоскостях. В Питере его энтузиазм в борьбе за новое искусство высоко ценит Дягилев.
Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Он не успел ее завершить. Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. Сюжет очень прост.
Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. Фотография сосредоточена на женских фигурах, световой рефлекс сверкающего в воде солнца чудесно подчеркивает профиль смеющейся сестры, сложная прическа Елены Александровой чуть пересечена дальним краем бассейна. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Задумчиво – отрешенная, она является прообразом будущих «медитативных» женских персонажей большинства произведений Мусатова.
Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Какие-то надежды, какие-то ужасы.
Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. Также на картине изображены образы жены и сестры.
Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.
Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Эмоциональный импульс, получая отклик в другом сходном чувстве, обретает в этом дуэте особую значительность. И Виктор улыбался, радостно смущенный.
Цвет натуры так же не зафиксирован буквально, а переосмыслен, заново спланирован на полотне, организован. Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». Коровин, «академист» П. П.
С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Сумерки начинают сгущаться.
Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики. Стояла тишина. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. В этих снимках проявились стиль и авторская воля Мусатова. Преподаватель музыки Михаил Букиник, талантливый виолончелист, стал настоящим другом художнику, разделив с ним идеи пропаганды в живописи «нового искусства».
Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Зовут выставлять работы в Париже.
была твоим свадебным подарком». Брюсов предлагает Мусатову оформление своего детища — журнала «Весы». " 21 августа 1905 года Н. IO.
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином – нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.
Ван Гог копировал и варьировал картины Милле. Пример тому – полотно «Дафнис и Хлоя» (1901). Чувствуется аромат сирени. Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Однако из первых картин – «Окно» (1886, Третьяковка).
Станюкович. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.
Ведь после начнется другая жизнь. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Сердце художника свободно от условностей. Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея).
Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. В этой картине, как и в настоящих гобеленах, когда-то поразивших воображение юноши, художнику не нужна психологическая выразительность образов, жизненная достоверность происходящего. Как она перекликается с творчеством импрессионистов.
Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Елена сидит в спокойной расслабленной позе, положив руки на складки розового подола. В том же, 1901 осенью мастер создал восхитительное полотно «Гобелен» (Тр). Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. И отрезан от всего мира.
Как странно. Именно такой работой у Мусатова является Водоём. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Даже не в лицо, а в определенное выражение лица, которое волнует и тревожит их неотвратимо.
«Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Он также оказался реквиемом самому творцу.
Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды. В Париже Борисов-Мусатов был потрясен полотнами Пюви де Шаванна, французского символиста, в мастерскую которого в качестве ученика ему не удалось попасть. Виктор Эльпидифорович видел мир иначе, чем окружавшие его люди. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Шевченко (1955) и др.
Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.
Журнал стал главным печатным органом для тех, кто исповедовал «новое искусство». У времени и у них одно общее – вечность. Все содержание журнала — напряженное отражение «брожения умов» и активного поиска нового. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя.
Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. Повсюду жизнь. Пластика человека и природы, пластика вещей и эмоции сходны. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. В своих цветовых построениях художник идет уже не столько от натуры, сколько от декоративного замысла.
Современность отказывала им в славе. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.
Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Полотно решается как декоративное панно или гобелен. Этому способствовала безграничная родительская любовь.
До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне». Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Виктор Эльпидифорович Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна.
Эта идиллическая картина – редкое отступление автора от общей тенденции его произведений. Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта их картины – важный прием. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. Художественной школы в Саратове не было.
Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой.
Но тогда дело не зашло дальше эскизов. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Реквием был написан в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, где Борисов-Мусатов провел весну, лето и осень трагического и героического 1905 года. В акварели На балконе. Неторопливо шествуют дамы в старинных платьях.
Ясная гармония чувственного и духовного выражается и в пластической гармонии живописи. Как и всегда, он много и плодотворно работает. В лирическое настроение задумчивой мечтательности вторгается скрытая тревога.
Ключевой элемент колорита – сине-голубой цвет платья сидящей девушки. Это Автопортрет с сестрой. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя.
С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи и скоро вновь буду в ней, но уже в столице Российской Республики. Так же размыт пейзаж.
В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. Неужели все так просто – Кодак и немного стиля. Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею.
Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Работа над "Демоном поверженным" привела еще к одной встрече с фотографией. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Преобладающее значение имеет колорит.
В этом городе прошла большая часть жизни художника. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. На этой основе возникает взаимосвязь фигуры с пейзажем. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Прошло мгновение ока.
Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». Где я найду моих женщин прекрасных. Сам художник с детства был окружен любовью, которая помогла ему не озлобиться и вырасти очень приятным и доброжелательным человеком.
Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова. Положение ее стало ухудшаться. Предстающие глазу формы он хочет сделать прямым отражением неведомой, скрытой жизни.
Известность Борисова-Мусатова растет. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. В Москве Мусатов находит поддержку у Грабаря и Поленова.
Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902).
Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Себя мастер изобразил справа, при этом обрезал часть своей фигуры краем холста (прием, свойственный импрессионистам). И я хочу, чтобы слава этой картины. Центральная фигура уравновешивает и объединяет (сюжетно) левую и правую части картины, внося во взаимоотношения девушек ноту спокойствия и понимания.
Все подчинено своей логике и образ обретает черты идеального. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись.
Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек». Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей.
Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Виктор ходил в другой комнате. Такая активность кажется тайной, чудом искусства. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.
Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом».
Новую работу Мусатова «Изумрудное ожерелье» не случайно называли «Русская Примавера», подчеркивая ее внутреннюю связь с «Весной» Боттичелли. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. На пустынном берегу Оки.
Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове. Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. От своего учителя, художника В. В. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Мусатов героически боролся за жизнь больной. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Нижний Новгород» (1894, Тр), «Капуста и ветлы» (1894, Тр). Обострение болезни позвоночника и сложная операция вынуждают вернуться в 1893 в Саратов (климат не подошел питерский). Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.
И слава действительно пришла к художнику. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова.
Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. После ссылки вернулась в Москву. Живописный и композиционный строй картины воплощает в себе особый строй созерцания, подобный сновидению, где исчезают границы между кажущимся, отра-женным и явным. Станет книжным графиком. Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу.
Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Спокойный и светлый образ как бы растревожен изнутри, скованное и едва высвобождающееся из неподвижности, медленное проплывающее движение шествия порождает впечатление томления и усталости.
Иванова «Вагнер и Дионисово действо», В. Розанова «Зачарованный лес» — о будущем возрождении человеческой духовности, статья Рериха о Врубеле. Их волнует отнюдь не красота, т. е. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Но были и те, кто понял Мусатова. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы.
Проснулся. Весенний цветущий сад. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Люди очень разные, но очень созвучные друг другу.
Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Он становится членом Союза русских художников. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Последние годы жизни М. В.
Летние облака принимают фантастические формы. А между тем уже сто лет пролетело. Этюд «Две сидящие дамы» (1899, Рус музей) использованный позже для написания полотна «Гармония» (1900, Тр), знаменует начало нового этапа в его творчестве.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе.
Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Дамы изображенные на холсте, словно замерли под воздействием чего-то невидимого. Все меня захватит, вероятно, в другой форме.
Красный мяч, являясь самым ярким пятном в работе, фиксирует композиционный центр холста. В период, ознаменованный созданием Водоема (1902), вся система живописных средств направлена на преображение видимой натуры.
Он даже срезал фигуру девушки слева краем холста, еще более подчеркнув эту разомкнутость. В ее доме познакомился Мусатов с пушкинскими реликвиями Данзаса, услышал старинные семейные истории. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Но где же взять натуру, где взять моделей. Его понимают и поддерживают друзья, с которыми он учился в Европе.
Врубеля, творчество В. Э. "Неизвестная", сидящая в уголке дивана (видимо, это Анна Воротынская, запечатленная в "Гармонии" и "Гобелене"), – образ тихий и романтический Юлия Домбровская на том же самом диване в гостиной Мусатовых – спящая кукла игра в рококо. В 1890 году, когда Борисову-Мусатову исполнилось двадцать лет, он счел себя готовым для получения систематического образования в столичных художественных школах. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год.
Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Желание уйти от грязи и скуки, от чертова болота, от духа стяжательства и пошлого быта становится у Борисова-Мусатова все настойчивее. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. В Саратове у Мусатова было много друзей.
Картина Изумрудное ожерелье (1903 – 1904) являет некоторые иные черты. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Композиция его чрезвычайно проста. К этим эскизам фресок относятся акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (все-1905, Тр). Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника.
Но костюмы этой эпохи открывают простор для любых живописных открытий, а грация медленных, плавных движений идеально отвечает ритму композиций, где нет места диссонансам и контрастам окружающей реальности. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Интересно, что большинство фотопортретов Мусатова сделано с польских красавиц – в Саратове было немало семей, высланных с родины после политических событий середины века. Борисову-Мусатову свойственны сдержанность эмоций, мечтательное созерцание. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Движение это, словно музыка имеет свой ритм.
Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Картина неуловимо перекликается с произведением Ж. Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь», которое Виктор увидит только в 1890, когда уедет учиться в Москву. В них чувствуется несколько грустное лирическое настроение. Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. Той же цели подчинены его пространственные построения.
Музыкальность мусатовских картин, отразившаяся в их названиях, — влияние их дружбы. Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, – «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе.
Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Какие-то дороги забастовали. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников.
Доживет до 1991 года. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Стояла тишина. Художник болезненно переживал то, что общество было равнодушно к его духовным идеалам. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году.
Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Отныне Дамы на картинах Мусатова — это его идеальный образ. Борисова-Мусатова (1870-1905).
Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб. Здесь, на ученической выставке, он представил пять своих работ, ставших результатом его учебы у Чистякова. Заснул. Ему было 35 лет.
С момента появления дагерротипии ее диалог с живописью был неизбежен. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
Он в ожидании каких-то перемен. Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. Яркие пятна лепестков выглядят выдавленными на палитру красками – это была первая робкая попытка Мусатова проникнуть в «душу темы», как говорил он сам, оценить значение прекрасных даров флоры. В том же году был создан этюд «Цветы». Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье». А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков.
Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы. В Москве Мусатов находит поддержку у Грабаря и Поленова. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой.
Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Восточная живопись, возможно, положила начало его мягкой, но точно выверенной линии. Художник лирический и мечтательный, он творил отнюдь не интуитивно. Он становится членом Союза русских художников.
После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Она помогала давать названия картинам. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. В этой картине воплощен условный и странный мир призрачного видения.
Точно так же исполнены пейзажные этюды изображающие его родную Волгу. Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. Но одновременно возникают и другие связи. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев.
Преподаватель музыки Михаил Букиник, талантливый виолончелист, стал настоящим другом художнику, разделив с ним идеи пропаганды в живописи «нового искусства». Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Так, например, в этюде «В лодке» (1892) он показывает пейзаж, пронизанный светом и воздухом, в котором естественно и гармонично сосуществуют плывущие в лодке героини и природа. В платьях изображенных дам присутствует одна интересная деталь – так называемая «складка Ватто», характерный защип на спине под шеей, спускающийся до подола и похожий на шлейф.
Серова и М. А. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение. Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства.
И еще. Именно в эти годы вырабатывае он и живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины. Ему приходит предложение приехать с персональной выставкой в Германию. Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность.
Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Еще в 1897 у художника созрел замысел картины «Материнство», в которой, по его представлениям, должны были появиться не мать с ребенком, а немеркнущий образ вечной женственности. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Любимые женщины (сестра) позировали художнику и вдохновляли на создание истинного шедевра. В Питере его энтузиазм в борьбе за новое искусство высоко ценит Дягилев.
Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Герои не связаны между собой действием, каждый занят собственными мыслями. В его работах начала 1890-х, выполненных на пленэре, можно отметить некоторые приемы, свойственные импрессионизму. Ритмы картины чрезвычайно продуманны.
Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Фигуры людей и пейзаж как бы дематериализуются. Его работы отправились на выставки в несколько городов Германии, затем в Париж, вызвав множество благоприятных откликов критиков.
Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Импрес-сионистски обобщая форму, высветляя цветовую гамму, стремясь передать не только яркость и гармонию красок, но и окутывающий их воздушный покров, Борисов-Мусатов как бы перекликается в своих исканиях с Константином Коровиным и молодым Серовым он, однако, не повторяет их опытов, а идет независимым, вполне самостоятельным путем, в его работе отчетливо видна большая декоративность в решении бессюжетной картины, где элементы жанра и пейзажа сливаются в нерасторжимое целое. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Таким образом импрессионизм как исторически сложившееся творческое течение, с харак-терною для него обращенностью к окружающей действительности прежде всего к живой натуре, не стал для Борисова-Мусатова художественным мировоззрением, последовательным и цельным. Ученичество позади. Но сердце художника не выдержало нагрузки.
Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Осенью восстановился в МУЖВиЗ и доучился там до 1895.
Больная узнавала только В. Э. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. Художник задумал «сделать опыт над женской головой в портрете на воздухе, не стесняясь яркостью красок.
Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Многие картины и акварели, композиция которых кажется сочиненной, скомпонованы при помощи объектива. Движение это, словно музыка имеет свой ритм.
Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. В Саратове у Мусатова было много друзей. Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен.
Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка.
Получив соответствующую подготовку, вскоре уезжает в Петербург и поступает вольнослушателем в Академию художеств, а также в частную мастерскую Чистякова. К этому времени, художник многому научился не только у иностранных художников, но и у Н. Ге, В. Поленова, М. Нестерова, М. Врубеля и других соотечественников. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках.
Великолепное полотно исполненное в стиле живописи В. А. Серова и К. А. Коровина «Майские цветы» (1894, Тр) изображает беззаботную провинциальную идиллию, весенний сад, вплотную подступающий к стене дома. Это, по его словам, просто красивая эпоха. В это время в стране происходят бурные революционные события.
Зовут выставлять работы в Париже. Полотно «Изумрудное ожерелье» (1903-04, Тр) стало второй попыткой воплотить в жизнь старую идею. Задумчивый мотив звучит в природе. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Таков Водоем. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам.
А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Музыкальность мусатовских картин, отразившаяся в их названиях, — влияние их дружбы. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Борисова-Мусатова провела в Москве. Станюкович.
Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Это и есть подход к миру – декоративный». Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен.
В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом. Картины этих лет становятся шедеврами. но они остаются.
Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». На вопрос друга: «Что это за время. » — он ответит лукаво, глядя на один из своих холстов: «А это, знаете ли, просто Красивая эпоха» Появление на выставке Московского товарищества художников картины «Автопортрет с сестрой» вызвало непонимание и брань критиков.
В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение. Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Даже в Европе таких нет.
Изображая себя самого и свою сестру, Борисов-Мусатов обратился к абсолютно иному кругу художественных представлений и профессиона-льно-творческих приемов. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. В 1898 возвращается в Саратов.
В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое». Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины.
Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Здесь печатаются статьи Вяч. Обратим внимание на то, что автор намеренно связывает их в единый музыкально – волнообразный ритм, тем самым отделяя первый план от дальнего, занятого зеленовато-голубыми кустами, который приобретает функции плоского театрального задника. Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка, как бы прочерченная пером. Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. Художник вынужден оставить Петербург.
Чисто натуральный принцип построения полотна, опирающийся прежде всего на зрительный опыт художника, на видение, смотрение, созерцание, обусловливает и характер образа – чувственно-созерцательный. Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни.
Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. В глуши. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».
Новая картина оказалась решающим шагом на пути к вершинам мастерства. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру.
Неспешный и волнообразный, он подобен ритму древних гимнов. Его понимают и поддерживают друзья, с которыми он учился в Европе. Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты. Центральный персонаж в работе – сестра художника, одетая в старинное платье.
Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. Реальное пространство не прямо воспроизведено в картине, а пересоздано. «Художник всегда одинок – если это художник».
Все изображение решительно подчинено двухмерным категориям. Двойное опосредование натуры усложняет живописные образы Мусатова. В. Э. Желая быть ближе к Москве, художник в конце 1903 года покинул Саратов и перебрался в Подольск, затем в Тарусу.
Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. На рассвете 26 октября 1905 художник умер в 35 лет. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В костюмах смешаны эпохи и стили. – Человек носит свое счастье в себе самом.
Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». Художник происходил из демократической среды.
Таковы, например, «Волга. Какие-то слухи долетают до меня. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства.
Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев. Новую работу Мусатова «Изумрудное ожерелье» не случайно называли «Русская Примавера», подчеркивая ее внутреннюю связь с «Весной» Боттичелли.
Люди очень разные, но очень созвучные друг другу. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби». В доме Франца фон Штука, короля мюнхенского модерна, меня больше всего поразили не интерьеры и панно, а фотографии, с которых начинались самые известные его картины. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем».
.