Еще одна картина Борисова-Мусатова «Реквием» продолжает идеи, начатые в «Изумрудном ожерелье». В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель "Реквием" (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю.
Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Известность Борисова-Мусатова растет.
Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель Реквием (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович – жены известного писателя. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.
Таруса (1905, ГТГ), Куст орешника (1905, ГТГ), Осенняя песнь (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением.
В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. И все. Задумчивый мотив звучит в природе. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки.
Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко» Во многом это стало возможным благодаря искусству. За неделю до его смерти взбунтовавшиеся крестьяне разгромили имение. Какие-то надежды, какие-то ужасы. Местом действия картины «Реквием» является зубриловский парк. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно.
В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Шевченко (1955) и др. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие.
Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. В его понимании язычество — синоним пантеизма. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: На балконе. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса.
Излюбленный мотив его творчества — архитектуные виды Петербурга. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры.
Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца».
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Шелковистый блеск травинок на свету. Полные тонкого лиризма и неясной тревоги, эти холодные, выполненные в зелёно-синей гамме, текучие работы, отлично отражают свой век, обнажая тоску по близящемуся концу целой эпохи, смятение и неуверенность в будущем.
Положение ее стало ухудшаться. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.
Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. В одном из последних писем к А. Бенуа: «Теперь я живу в Тарусе. Бледнеет ночь.
Ведь после начнется другая жизнь. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Их волнует отнюдь не красота, т. е. Как в сказке. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.
Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Голубые, серебристые, перламутровые отблески волжской воды изумрудная зелень и охры ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розоватых облаков в ее зыбкой глади живут так или иначе во всех картинах Мусатова. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Державина, гостивших и проживавших там. Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин.
Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Росписи, однако, небыли осуществлены. Вместе с семьёй Мусатов перебрался в Подольск, тесно сойдясь с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала Весы. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.
Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Так же размыт пейзаж. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом.
Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. На пустынном берегу Оки. Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ).
Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». «Художник всегда одинок – если это художник». А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Так, в пейзаже Гобелена как бы извлечена из повседневности романтическая прелесть темных крон деревьев изящных узоров ветвей и листвы, солнечных лучей, скользящих по стене дома и светлой зелени газона.
Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Композиция его чрезвычайно проста. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства.
Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Большую часть ранних произведений художника составляли пейзажные этюды, но с середины 1890-х годов художника всё больше привлекает изображение человека, особенно женщины. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905).
Майские цветы (1894) Полное задора и весенней свежести полотно. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес.
Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Виктор ходил в другой комнате. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.
Стоял май в разгаре, белымбело цвели сады. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту. художественный музей им.
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Он в ожидании каких-то перемен. Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили).
Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Последние годы жизни М. В.
Созвучны теплые тона лиц и каштановых волос девушек, тона берега и желтеющей на солнце прибрежной зелени. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.
Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем». Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». Именно такой работой у Мусатова является Водоём.
"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Это, знаете ли, просто красивая эпоха. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы.
Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. На фоне бледно-голубого неба и прозрачного кружева изогнутых ветвей, одетых нежной зеленью листвы, золотой "букет" сережек орешника кажется сгустком света, как бы похищенного у солнца. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.
Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки.
– Человек носит свое счастье в себе самом. Проснулся. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Волею судьбы, это был реквием и самому автору.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. В 1899 г. художникВ.
Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. И даже просветы меж ветвей ее узорны. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 – 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие. Без труда опознается место действия, это любимая Борисовым-Мусатовым усадьба в Зубриловке. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т.
Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Содержание передано в аллегорической форме. Поместье Зубриловка.
Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. И слава действительно пришла к художнику. В. Э. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». В картине "Водоем" все уравновешено, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы.
Но в самой манере изображения двух беседующих женщин скрыто что-то неизмеримо более глубокое. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Поутру резкие и сочные тени от серо-голубых дощатых стен флигеля бросает на траву майское солнце. И отрезан от всего мира.
Здесь, совсем недалеко, на противоположном берегу Оки живет человек, которого Мусатов безмерно любит — Василий Дмитриевич Поленов. Его последней картиной символично стала картина Реквием. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Как и Борисов-Мусатов, Добужинский пытался выявить символические знаки в самой форме обыденных привычных вещей.
Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов.
Позднее, русские художники-символисты объединились вокруг журнала «Мир искусства» (А. В акварели На балконе. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества. И еще.
Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Постепенно энергичный и целеустремленный художник становится главой кружка молодых живописцев, увлеченных поисками новых путей в искусстве. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Борисова-Мусатова провела в Москве.
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года.
Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. От отца будущему художнику передались воля, упорство и аккуратность во всем, а от матери, Евдокии Гавриловны Колесовой – мягкость характера, впечатлительность, мечтательность и любовь к природе. Его последней картиной символично стала картинаРеквием.
Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Прошло мгновение ока. Также на картине изображены образы жены и сестры.
Станюкович. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере.
Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки.
Но, парадоксально, его творческий язык и идеи повлияли и сформировали ярчайших художников-новаторов 20-го века – Петрова-Водкина, Сарьяна, представителей саратовской школы Павла Кузнецова, Уткина, Карева, Матюшина их друзей Сапунова, Судейкина, Арапова. Однако общительности, умения преданно дружить, всегдашней готовности помочь людям, да и попросту постоянно проявлявшейся, несмотря на болезнь, жизнерадостности художник не утратил. Сумерки начинают сгущаться. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках.
И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной.
В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. Повсюду жизнь. Виктор старался передать яркий на солнце белый тон ограды, сизоватые тени на траве. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме.
В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы».
Девочку воспитывала мать. Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. Таруса, в пастелях Куст орешника и Осенняя песнь природа как бы растворена в чувстве художника. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни.
Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен. была твоим свадебным подарком». Летние облака принимают фантастические формы. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы.
Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Больная узнавала только В. Э.
В воде отражается холодное бледно-серое небо. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. В окрестностях – рощи, буераки, заросшие дубом, липой, кленом, а под Вольском и Хвалынском, где бывал Мусатов ребенком, подростком и юношей – сосновые леса. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ).
А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Как странно. но они остаются. Мусатов героически боролся за жизнь больной. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари.
Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней.
Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». В это время в стране происходят бурные революционные события. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья.
В этюде запечатлено окно небольшого флигеля, где жила семья Мусатовых в Саратове. Картины этих лет становятся шедеврами. Повсюду свободные граждане» Но Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Близость к Москве была крайне важна для него. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М.
Среди женских фигур на фоне торжественно вознесённой архитектуры, в которой узнаются зубриловские постройки, трижды возникает облик Надежды. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). На белые платья девочек легли отсветы розоватые у Лены и легкие голубые у Нины. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.
и успокаивалась при нем. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям.
Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905).
Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Четыре эскиза – "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) – объединены общим названием "Времена года". Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. В годы обучения в Москве Борисов-Мусатов встретил свою будущую спутницу жизни, художницу Елену Владимировну Александрову-Сковороду. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.
Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Необычайно простые по композиционному решению, с ясно ощутимыми ритмами линий и красок, полные прозрачной голубизны и бледного золота осени, эти произведения — прекрасные образцы открытого Борисовым-Мусатовым особого вида пейзажа — декоративного пленэра. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени).
" 21 августа 1905 года Н. IO. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников.
Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Реквием звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни.
В глуши. Это и есть подход к миру – декоративный». Она помогала давать названия картинам. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.
В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Одна из самых пронзительных его гравюр «Детские забавы», посвящена революции 1905 года. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Появление на выставках Гобелена, Водоема и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически. Станюкович. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза».
Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Какие-то дороги забастовали. В луже крови — кем-то брошенная в спешке детская кукла.
Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Станюкович скончалась. Затем молодой человек поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был знаменитый художник, мастер исторической живописи Павел Петрович Чистяков. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье».
Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Сидящая спиной, с портретно переданным профилем – Надежда Юрьевна Станюкович, давний друг семьи Мусатовых.
В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск. Какие-то слухи долетают до меня. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. 1903Романтика старинной усадьбы, тенистого парка сильно впечатлили художника. Гобелен 1901Весенняя история Летняя мелодияЗубриловский парк с женскими тенями превращается в туманное мистичное видение: вибрирующие, тающие очертания, блеклые, затухающие краски, становятся выражением мыслей о скоротечности жизни о том, что все кончается истончается исчезает Водоем1902 Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы. Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Стояла тишина. Верность Зубриловке Борисов-Мусатов сохранил до конца жизни.
Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. Именно в эти годы вырабатывае он и живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины.
Отныне место действия большинства его картин — терраса, пандусы, лестница чудесного зубриловского дома, построенного в 80-х годах XVIII века, лужайки, аллеи таинственного и романтического зубриловского парка. Но ничто не помогало. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».
Как она перекликается с творчеством импрессионистов. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб. Реальные впечатления, лежащие в основе Гобелена, были почерпнуты Борисовым-Мусатовым в Зубриловке. Заснул.
В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры: Б. М. Кустодиев: «Большевик», К. Ф. Юон: «Новая планета» и др. Весенний цветущий сад. У времени и у них одно общее – вечность. С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Мережковский писал о том, что погибший мир богов Эллады с какой-то удивительной закономерностью является в эпоху Возрождения: "Как будто из народа в народ из тысячелетия в тысячелетие братские голоса перекликаются и подают друг другу весть, что странники идут по одному пути, к одной цели, через все исторические перевалы, через все долины и горы".
На переднем плане – куст орешника. На фоне зеленого лужка красное пятнышко мяча. В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Державина, гостивших и проживавших там.
И я хочу, чтобы слава этой картины. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. Чувствуется аромат сирени. После ссылки вернулась в Москву.
Сюжет очень прост. А между тем уже сто лет пролетело.