После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет Виктор Борисов-Мусатов А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. Особое место в ряду самых поздних произведений Борисова-Мусатова занимают пейзажные работы 1905 года: пастель «Осенняя песнь», акварель «Балкон» и, наконец, шедевр художника – пастель «Куст орешника» (в Государственной Третьяковской галерее). Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. Виктор Борисов-Мусатов – выдающийся русский художник, живописец, график, один из виднейших представителей символизма в русском искусстве, певец «дворянских гнёзд». Борисов-мусатов вступает в Союз русских художников. Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона.
И, конечно же, его творчество сказалось на работах последующих мастеров, особенно авангардистов. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М.
Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. Сумерки начинают сгущаться.
Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Врубеля, творчество В. Э.
Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы.
Весенний цветущий сад. Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». Ему было 35 лет. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое».
С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Он был окружен любовью, заботой и лаской. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Пейзаж "Осенняя песнь" является как бы заключительным аккордом этой краткой живописной сюиты. Картины этих лет становятся шедеврами. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства.
Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. Чистякова. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним.
Чтобы понять духовную атмосферу, в которой выросло искусство Борисова-Мусатова, следует заглянуть в его дневники и записные книжки, в перечни прочитанных им книг. Летние облака принимают фантастические формы. Васильев, а затем приехавший из Петербурга В. В. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах.
Преобладающее значение имеет колорит. Ученичество позади. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Виктор ходил в другой комнате. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Стояла тишина.
Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Молодые художники – И. И.
Наконец, весной 1895 года Мусатов окончательно порвал с Училищем и принял решение совершенствоваться за границей. Формы обобщены, контуры растворяются в цветовых пятнах, предметы показаны в световоздушной среде колорит строится на тонко проработанных оттенках, раздельно положенных мазках дополнительных тонов и внимательно прослеженных рефлексах. Родители безумно любили своего сына. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.
Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Станюкович. Серова и М. А. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире.
Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек». Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Она помогала давать названия картинам.
Серов, К. А. Даже в Европе таких нет. Таков Водоем.
В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея).
Столь же гармоничны и плавные очертания обеих фигур линии одной как бы повторяются или продолжаются в повороте головы, торса, рук другой изгибах складок одежды, в округлых очертаниях пруда. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью.
Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек.
Когда родился Виктор – счастью не было предела. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. В зависимости от эмоционального содержания картины, цвет становится то интенсивным и напряженно-ярким, то, напротив, приглушенным и блеклым.
Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». На переднем плане – куст орешника. Учителя рисования – сначала Ф. А. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза».
Её изображение мы видим на многих работах мужа. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея). Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
Живописно вещь решена по-новому. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы.
В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы».
Последние годы жизни М. В. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение.
– прошептал кто-то тихо. Все разнообразие теплых и холодных красок дивного летнего дня слилось в чарующую мелодию стройную, светлую, возвышенную. Виктор ходил в другой комнате.
По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес.
Произведения просто завораживают своей красотой. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет.
Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.
В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Положение ее стало ухудшаться. Осенью, в октябре, молодой художник умер.
Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Получив соответствующую подготовку, вскоре уезжает в Петербург и поступает вольнослушателем в Академию художеств, а также в частную мастерскую Чистякова. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника.
Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Коновалов – обращают внимание на его способности. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины.
Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.
Сюжет очень прост. " 21 августа 1905 года Н. IO. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». И Виктор улыбался, радостно смущенный. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби».
Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. Борисов-Мусатовнаписал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо с просьбой посмотреть старинное имение. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К.
Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».
Мусатов героически боролся за жизнь больной. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи.
Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Призраки полны скорби и печали. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
Девочку воспитывала мать. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.
В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.
Свое восприятие мира и радость общения с природойВиктор Элышдифорович Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, – «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905). Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Но ничто не помогало. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».
Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905).
В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым.
Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Как хорошо Боже, как хорошо. Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма.
Саратов. Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Как она перекликается с творчеством импрессионистов. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира».
Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Произведения просто завораживают своей красотой. В результате травмы у него стал расти горб. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ.
Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». В начале XX века Борисов-Мусатов, биография которого, к сожалению, уже приближалась к концу, был особенно счастлив.
Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Вместе с ним на фронт, для работы в военно-полевом госпитале, уехала его жена, Надежда Юрьевна, но, не вынеся крайнего нервного напряжения, заболела, вернулась в Москву. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека.
Необычно композиционное построение картины – центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье. Отец был железнодорожником. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». Но где же взять натуру, где взять моделей. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. В этом городе прошла большая часть жизни художника. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Зубриловский парк с женскими тенями превращается у художника в туманное мистичное видение: вибрирующие, тающие очертания, блеклые, потухающие краски. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Мусатов четко знал то, что хотел сказать. Недаром живопись художников-волжан, вошедших в русское искусство на грани века, – Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петрова-Водкина, Уткина, Карева и Матюшина – так напоена солнечным светом, наполнена прозрачной синевой, недаром все они прежде всего колористы, то есть работают над цветом.
В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Чистяков и представитель запоздалого классицизма Ф. Кормон – служили одним и тем же принципам в преподавании искусства. Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды.
Темы этих картин взяты из прошлого русской усадьбы, понятого, впрочем, подчеркнуто субъективно. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Этому способствовала безграничная родительская любовь.
Левитан, М. Нестеров, В. А. После ссылки вернулась в Москву. Больная узнавала только В. Э. Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения.
Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса». Творчество Ватто пробудило в нем уже знакомое влечение к прошлому, овеянному очарованием и изяществом. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т.
Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Это Автопортрет с сестрой. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Они обитают в тенистых аллеях парков их душа полна неясных стремлений. Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере.
Художественной школы в Саратове не было. Грустная тишина. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись.
И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем.
Полотно решается как декоративное панно или гобелен. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Задумчивый мотив звучит в природе. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник.
Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки.
Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове. Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка "пророк избранный" – так скромно именовали себя набиды). Шевченко (1955) и др.
Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. Борисова-Мусатова провела в Москве. В ней обобщены цвет и форма. Как и всегда, он много и плодотворно работает.
Доживет до 1991 года. Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». Она помогала давать названия картинам.
Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Они мало покупаются, но художник признан во всем мире.
Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею.
Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова.
Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.
Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин.
Ведь Мусатов опоэтизировал Россию 19-го, даже 18-го века – он ее буквально восстанавливал в жизни своей усадьбы. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, – «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Будучи "по совместительству" библиотекарем реального училища, обладавшего неплохим собранием книг, он стал руководить и чтением Мусатова, снабжая его книгами но искусству. Как она перекликается с творчеством импрессионистов. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова.
Композиция его чрезвычайно проста. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика-подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника.
И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Станет книжным графиком. На фоне бледно-голубого неба и прозрачного кружева изогнутых ветвей, одетых нежной зеленью листвы, золотой "букет" сережек орешника кажется сгустком света, как бы похищенного у солнца. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен.
Чувствуется аромат сирени. Художник вынужден оставить Петербург. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Как она перекликается с творчеством импрессионистов.
Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.
Современность отказывала им в славе. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере.
Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы».
Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. В 1899 г. художникВ. Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года.
Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903). Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми.
Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. У ребенка начал расти горб. Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец». В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет.
Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. 26 октября (ст. Коровин, А. Е. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. Коровин, «академист» П. П.
«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Где я найду моих женщин прекрасных. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности.
В воде отражается холодное бледно-серое небо. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Стояла тишина.
Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Картины этих лет становятся шедеврами. В 1935 году Марианна мужественно разделила участь своего мужа "социально опасного элемента" С. Н.
Пока не пошел снег. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей.
Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Призраки полны скорби и печали.
Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи.
Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Художник происходил из демократической среды. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. и успокаивалась при нем.
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова.
Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. В. Э. Борисова-Мусатова (1870-1905).
Той же цели подчинены его пространственные построения. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи.
Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.
Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка.
И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Их волнует отнюдь не красота, т. е. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.
Знакомство с творчеством Н. Н. Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста. От своего учителя, художника В. В. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса.
В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне». Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом».
Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться.
Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений.
Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Станюкович скончалась. Мережковский писал о том, что погибший мир богов Эллады с какой-то удивительной закономерностью является в эпоху Возрождения: "Как будто из народа в народ из тысячелетия в тысячелетие братские голоса перекликаются и подают друг другу весть, что странники идут по одному пути, к одной цели, через все исторические перевалы, через все долины и горы".
Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.
Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями.
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.
Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.