Свою творческую задачу Борисов-Мусатов определил следующим образом: он писал своего единственного натурщика – солнце. При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Живописные элегии Борисова-Мусатова» А. Алехина, М. 1992 г. В настоящее время, отдых на зарубежных курортах давно перестал быть прерогативой людей, обладающих лишь высоким уровнем дохода. Виктор Борисов-Мусатов как бы отбирает те компоненты, которые станут основой его мягких и лиричных пейзажных зарисовок. Борисов-мусатов меньше года жил в Тарусе, но его творчество покорило тарусян. Здоровье Борисова-Мусатова оставляло желать лучшего.
Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Почти одновременно с работой над серией станковых картин в 1903-1905 годах Борисов-Мусатов создал ряд эскизов для монументальных стенных росписей. В Академию Борисов-Мусатов попал без труда, но столкнулся там с той же рутиной, что и в московском училище.
Даже личная жизньВиктора Борисова-Мусатова сложилась незадолго до его смерти. Умер Борисов-Мусатов в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Борисов-мусатов. Борисов-мусатов и «саратовская школа». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2апреля1870— 26октября 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
К сожалению, жизнь В. Борисова-Мусатова прервалась очень рано, в расцвете его творчества. Иногдавиктора Борисова-Мусатова относят к монументальным декоратистам. Борисова-мусатова. Основные работы Борисова- Мусатова можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Саратовском художественном музее им.
Кто же он такой – В. Э. Борисов-Мусатов. Особое место в ряду самых поздних произведений Борисова-Мусатова занимают пейзажные работы 1905 года: пастель «Осенняя песнь», акварель «Балкон» и, наконец, шедевр художника – пастель «Куст орешника» (в Государственной Третьяковской галерее). Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Борисов-мусатов родился в Саратове в дружной и любящей семье. Борисова-мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. У Борисова-Мусатова их не было. Музыкальность картин Борисова-Мусатова находилась в русле поиска синтетического искусства, движения новой волны.
Тончайшим и нежным горбуном назвал Борисова-Мусатова Андрей Белый. После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870— 26 октября (8 ноября) 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Когда Третьяковская галерея приобрела несколько картин Борисова-Мусатова, его материальное положение несколько улучшилось, но существенно не изменилось – впрочем, практически всю жизнь он лихорадочно искал источник заработка. Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона.
Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Борисов-мусатов. Это произведение – одно из самых поэтических у Борисова-Мусатова изображений природы. Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14)апреля1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию.
В работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905) Борисов-Мусатов запечатлел зубриловские постройки. Борисов-мусатов вступает в Союз русских художников. Воспевая героиню, Борисов-Мусатов создает целый ряд картин – «У туалета», «Рисующая дама», «На диване», «За вышиваньем» (1901).
Искусству Борисова-Мусатова свойственна ранняя зрелость. О Борисове-Мусатове написаны монографии, выпущены альбомы, каталоги. Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. «самым поэтичным и своеобразным художником» назовет искусствовед А. Русакова Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 — 1905). Еще удерживал Борисова-Мусатова в Петербурге Эрмитаж с его коллекцией классического искусства. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза.
Борисов-мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался.
Б. -М. испытавший влияние П. Пюви де Шаванна, П. Гогена и художников группы «Наби», соединил его с тенденциями импрессионистич. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. оказал значительное влияние на творчество художников объединения «Голубая роза».
Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. Чистякова, также в мастерской Ф. Кормона (1895–98) в Париже. Станюкович. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.
Ему было 35 лет. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. Тем не менее Мусатов решил продолжить образование в петербургской Академии художеств, куда подал прошение за подписью «Борисов-Мусатов». В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний.
Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. особняка Дерожинской, акварель, 1904–05, ГТГ и ГРМ). Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек».
Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом. Картины этих лет становятся шедеврами. Борисова-Мусатова (1870-1905).
В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. На пустынном берегу Оки. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью).
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее.
14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Но где же взять натуру, где взять моделей.
Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.
Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Некоторые черты его внутреннего облика – мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность – уже в детские годы развились, конечно, как следствие болезни. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество.
У времени и у них одно общее – вечность. Как хорошо Боже, как хорошо. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Союза русских художников (с 1904). В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск.
В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Хозяином ее был известный французский художник Фернан Кормон, удостоенный в 1880 году за свое творчество ордена Почетного легиона, а в 1898 году возглавивший французскую Национальную школу изящных искусств. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. В училище он возвращался неохотно: по его мнению, там мало что изменилось. В глуши.
Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. В нач.
Персонажи ее словно движутся на фоне переливов зелени, составляя живой орнамент из женских фигур, листьев и трав. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков.
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Проснулся. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». была твоим свадебным подарком». В одном из последних писем к А. Бенуа: «Теперь я живу в Тарусе.
В 1890 году будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И еще. В. Э. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе.
«Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.
" 21 августа 1905 года Н. IO. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. Б. -М. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией.
художник и график. Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Стояла тишина. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». Чувствуется аромат сирени.
Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Грустная тишина. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств».
Коровин, А. Е. «пейзажа настроения». Их волнует отнюдь не красота, т. е. На переднем плане – куст орешника. Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу.
Однако училище его разочаровало. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Станет книжным графиком. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. Они передавали свойственное им умение владеть изобразительными средствами в воссоздании натуры, не навязывая ученикам своих эстетических воззрений и своей собственной художественной манеры. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. 26 октября (ст.
«Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев. Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель.
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. Последние годы жизни М. В. Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. В 1895 путешествовал по Крыму и Кавказу исполнил много этюдов. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».
Родители безумно любили своего сына. Какие-то дороги забастовали. Виктор ходил в другой комнате. Виктор был первенцем у родителей. Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства.
Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. организации композиции, элегичности настроения. На фоне бледно-голубого неба и прозрачного кружева изогнутых ветвей, одетых нежной зеленью листвы, золотой "букет" сережек орешника кажется сгустком света, как бы похищенного у солнца. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно.
Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. Задумчивый мотив звучит в природе.
В этом городе прошла большая часть жизни художника. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Современность отказывала им в славе. Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы. Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин. Сумерки начинают сгущаться.
1900-хгг. Вдекабре 1904 года ухудожника родилась дочь, наследующий год онпоселился вТарусе, вдоме Цветаевых. Заснул. Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам.
Ведь после начнется другая жизнь. Это Автопортрет с сестрой. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, – «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Положение ее стало ухудшаться. Её изображение мы видим на многих работах мужа.
Но именно тогда его творчество приобрело подлинную самостоятельность. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов (его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера – Борисов-Мусатов). Уже в шесть лет у мальчика проявилась страсть к рисованию.
Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. И слава действительно пришла к художнику.
Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями. Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе.
Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Мы можем увидеть её на многих работах художника. Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса». Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию.
Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Отец был железнодорожником. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени).
Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. Коровин, «академист» П. П. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.
Стояла тишина. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи.
Где я найду моих женщин прекрасных. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. В дальнейшем Борисов-Мусатов, биография которого так коротка, не смог из-за тяжелого климата закончить Петербургскую художественную академию. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове.
Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби». Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. Композиция его чрезвычайно проста. Она помогала давать названия картинам.
В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Но где же взять натуру, где взять моделей. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Саратов. И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. А отец, бывший камердинер помещика А. А. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник.
Чистякова. Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. Из преподавателей только Василий Дмитриевич Поленов поддерживал искания молодого художника. Повсюду жизнь. Он в ожидании каких-то перемен.
Серова и М. А. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. А между тем уже сто лет пролетело. Это и есть подход к миру – декоративный». С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью.
Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. Она помогала давать названия картинам. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение.
Какие-то слухи долетают до меня. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может.
В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. Летние облака принимают фантастические формы. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения. Знакомство с творчеством Н. Н.
Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899), «Гармония» (1899-1900) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Но в 1894 году Поленов покинул училище и на его место пришел Константин Савицкий, усмотревший в Борисове-Мусатове прямо-таки «опасного ученика». Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А. Т.
Той же цели подчинены его пространственные построения. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись. Создавал также «чистые», безлюдные пейзажи («Осенняя песнь», 1905, ГТГ) и эскизы монументально-декоративных панно (символистский цикл «Времена года» для моск. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое».
Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем». В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. Но здесь нет и той бессюжетности, о которой шла речь в связи со станковыми картинами и нет прежнего безразличия к индивидуальной характерис-тике персонажей.
Виктор ходил в другой комнате. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Станет книжным графиком.
Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним.
Это, по его словам, просто красивая эпоха. В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне». Станюкович скончалась. Последняя работа Б. -М. – незавершённая акварель «Реквием» (1905, ГТГ)– одно из лучших созданий рус. В это время в стране происходят бурные революционные события. Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников.
Художник вынужден оставить Петербург. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства.
Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников.
И я хочу, чтобы слава этой картины. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Один из современников, саратовский писатель А. М. Федоров писал о художнике: «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. Порывая с традицией импрессионизма, Борисов-Мусатов отказывается от масляных красок и работает теперь преимущественно темперой, с ее глубокими, несколько глухими тонами, а также пастелью и акварелью.
Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.
Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Повернутое в профиль лицо женщины тщательно моделировано и вырисовывается отчетливым силуэтом, не свободным даже от графической жесткости с такой же подчеркнутой пристальностью и детализацией написано и лицо самого художника. Художник вынужден оставить Петербург. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках.
Таков Водоем. Между 1901 и 1904 годами он написал обширную серию картин, разнообразных по эмоциональному содержанию и характеру профессионально-творческих решений, но связанных между собой единством лирического мироощущения. Её изображение мы видим на многих работах мужа.
Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. и успокаивалась при нем. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Шевченко (1955) и др.
Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. Сама сестра художника, запечатленная на большинстве картин, дожила до 70-х, оставила ценные воспоминания. Как странно.
Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. И Виктор улыбался, радостно смущенный». И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности.
Молодые художники – И. И. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность. Как она перекликается с творчеством импрессионистов.
Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова. Мусатов героически боролся за жизнь больной. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Осенняя песньБиография Виктора Борисова-Мусатова (1870 – 1905)Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию.
В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма.
«Никто, как Вы, не заслужили такого доверия в стремлении поддержать молодежь», – спустя годы писал ему в письме Борисов-Мусатов. Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Уже ранние пленэрные композиции художника проникнуты ощущением волнующей тайны («Окно», 1886, «Майские цветы», 1894, обе– в ГТГ). БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович, рос.
По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». – Человек носит свое счастье в себе самом. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».
Как и всегда, он много и плодотворно работает. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Художественной школы в Саратове не было.
Как и всегда, он много и плодотворно работает. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Но его картины приходится по вкусу далеко не всем. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Подобные искания один из французских критиков определит как более вдумчивые, мудрые и утонченные по сравнению с французскими импрессионистами.
В результате травмы у него стал расти горб. С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений.
В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Борисова-Мусатова провела в Москве. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность.
Сюжет очень прост. Возле чайного столика фигура самого художника будто невзначай вписанная в угол полотна и частично срезанная его краем. Чл.
Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». Прошло мгновение ока. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты.
Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Учился в МУЖВЗ (1890–91 и1893–95), петерб.
Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Больная узнавала только В. Э. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики. мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой («Весна», 1898–1901, ГРМ «Гобелен», 1901 и «Изумрудное ожерелье», 1903–04, оба– в ГТГ).
Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». в Саратове, с 1903– в Подольске и Тарусе. Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. Также Мусатов настоятельно советует читать своим друзьям-художникам новый роман Мережковского "Смерть богов" и его перевод книги античного автора Лонга "Дафнис и Хлоя".
Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника.
Весенний цветущий сад. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. Серов, К. А. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
Художник происходил из демократической среды. Осенью 1895 года он отправляется в Париж. Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года. Эта поездка оказала на него огромное влияние. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника. Она помогала давать названия картинам. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса.
До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». Стиль Б. -М. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье.
Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Мучительные операции, которые ему пришлось перенести не один раз, лишь на время облегчали его физические страдания, но исправить увечье уже не могли. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. но они остаются. Левитан, М. Нестеров, В. А. Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает связать свою жизнь с живописью.
живописного символизма, крупнейшим представителем которого был Б. -М. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. В своих словно подёрнутых дымкой нереальности, «сновиденческих» произведениях Б. -М.
Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Ученичество позади.
Полотно решается как декоративное панно или гобелен. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона».
стремился выразить романтич. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Доживет до 1991 года.
Врубеля, творчество В. Э. Где я найду моих женщин прекрасных. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности.
– прошептал кто-то тихо. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Ему было 35 лет.
Главными героями этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Но ничто не помогало. Но в целом, окружающая действительность, с ее резкими контрастами, а также провинциальный быт, давали все меньше поводов для вдохновения и он все настойчивее стремится уйти от грязи и скуки, от чертова болота, от мещанских пересудов, гуляний и танцевальной музыки, доносящейся из Очкина сада. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции.
В Париже за три года ежедневных посещений Лувра и мастерской Кормона художник выработал свой стиль и получил признание. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. В 1895-1897 годах он проводил каждую зиму в Париже, работая в мастерской Фернана Кормона изучая музеи и внимательно всматриваясь в творчество современных ему французских художников. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903).
Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. Вот почему он ехал в Париж не только оттачивать графическое мастерство, но и увидеть работы кумира молодых художников, жаждавших грез, эмоций и поэзии Пьера Пюви де Шаванна. Работы художника вызвали восторженные отклики критики.
Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Какие-то надежды, какие-то ужасы.
Его символы, а точнее — аллегории облечены в формы, полные сдержанного благородства, пластической ясности. Доживет до 1991 года. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Они обитают в тенистых аллеях парков их душа полна неясных стремлений.
АХ (1891–93) у П. П. Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. Как в сказке. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — русский художник, художник, фотограф, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Родился Виктор Эльпидифорович 2 (14) апреля 1870 года в семье служащего железной дороги. Свое восприятие мира и радость общения с природойВиктор Элышдифорович Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, – «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905).
Преобладающее значение имеет колорит. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб.
Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец».
История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. После ссылки вернулась в Москву. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.
Девочку воспитывала мать. В 1899 г. художникВ. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. С1898 жил преим. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. От своего учителя, художника В. В. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля.
Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. И отрезан от всего мира.
Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин. Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея). «Художник всегда одинок – если это художник».
Повсюду свободные граждане» Но Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Одиночество его было наполнено неустанным трудом дни проходили в работе над картинами и в постоянном, систематическом чтении.
– пишет художник. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Его рисунки и виньетки украсили в 1905 страницы ж. «Весы».
Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение. Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. Даже в Европе таких нет.