Бориса Кустодиева можно определить по нескольким признакам: интересные и сложные композиции, любовь к написанию зимних пейзажей, массовость людей в его картинах. Картина Бориса Кустодиева Зима: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора».
Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря.
И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого.
Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. В понимании народа церковь охраняет огромную страну и ее многочисленное население от всевозможных бед, направляет ее на истинный, верный путь. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Я. Билибин, 1901). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. Репин, в изображениях крестных ходов использовали в обличительных целях.
С формой же предмета — будь то машина, человек, животное — распоряжаться так свободно, как с цветом, нельзя». Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др.
Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Однако можно сказать, что его повествования развертываются не во времени, а в пространстве. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. А шуба. И если бы я был один — мне было бы легче переносить это чувство инвалидности». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Люди веселы и беззаботны, а на заднем фоне видны купола церкви.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Церковь окружена засыпанными снегом, белоснежными деревьями. Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал».
Судейкина. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. и т. п.
Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии»2. Как рассказывает В. В. Какова шуба на нем. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. М. Г. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом.
Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей.
Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. — ведь замечательное полотно «Девушка, освещенная солнцем», написанное молодым Валентином Серовым, вызвало целый каскад брани в среде академиков живописи. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим».
Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Не все созданное Кустодиевым нравилось публике, порой казалось проявлением мещанских вкусов. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Перов и И. Е.
Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Предмет интересует его в меру своей характерности. Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Его современники, передвижники с их духом антиклерикализма игнорировали тему праздников или, как В. Г. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Он редко показывал конкретные города (Вербный торг у Спасских ворот, 1917), предпочитал создавать обобщения на основе натурных зарисовок или сокровищ своей зрительной памяти. Потому художник выбирает панорамные композиции с глубоким и сложным развитием пространства (варианты Масленицы, 1916), совершенные, близкие квадрату форматы полотен (Балаганы, 1917 Троицын день, 1920) изображает теплые зимние солнечные дни с инеем и обильным пушистым снегом или нежаркие ясные дни в разгар лета.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать.
Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. же время живут».
Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник.
Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Зашел с мороза прямо в шубе. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. «Рассказ, — пишет В. В.
В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы.
Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка.
И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят.
Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Жизнь как праздник трактует в начале XX века уже К. Ф. — не просто натура, «вставленная» в холст. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями.
Я. Билибин, 1901). Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». На эту тему XIX век в отечественном искусстве дал бесчисленное количество зарисовок художников натуральной школы и всего два фундаментальных полотна – Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге (1869) К. Е. Маковского и Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, множество изображений мчащихся куда-то масленичных троек на лукутинских шкатулках и на холстах П. Н. Грузинского. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д.
В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды". Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи.
были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства». С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Он твердо решил стать художником. Место действия перестает быть фоном.
циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Это образ России, каким его видел великий художник. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Нет нужды цитировать эпитеты, которые в сердцах произносили маститые маэстро.
Иначе и не могло быть. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Да это и не важно. Это вполне понятно. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Полотно притягивает душевностью и свежестью. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург).
Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. (Сам художник уже не мог ее посетить— болезнь обострилась и вскоре ему предстояла операция). Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей.
В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. Вот кого рисовать-то. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы»3. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.
Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Преобладающая в «Зиме» белоснежная и светлая палитра – это отзеркаливание мастером той доброты и нравственной чистоты, которой во всем мире известны русские люди. И. Шаляпин», 1922, там же). Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом.
Он жить не сможет». «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления.
На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. В 1911 году А. Н. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Или — зачем далеко ходить. Изображенное Кустодиевым тоже было театром. Я. Билибин, 1901).
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. На первом плане картины «Зима» – простые жители, едущие в расписных санях. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было.
Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Позже появятся масленицы С. Ю. Снежные сугробы и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.
В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. Юон в своих пейзажах древнего центра Москвы и Троице-Сергиевой лавры. В ходе одной из них стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать, что сохранить – подвижность ног или рук. Сам храм тоже светлых тонов – это не случайно.
Он оставлял место для наития. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. И. Шаляпин».
Давая советы своему сыну, К. Б. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.
Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Картины Кустодиева богаты именно оттенками.
Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Для них масленица только началась, весь день – катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов – представление в театре, а вечером – к столу с блинами и красной икрой.
Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Художник – без рук. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре.
Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Иванов.