Картина Бориса Кустодиева Русская Венера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Он твердо решил стать художником.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др.
Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
А вот другие светила русской живописи — Репин, Шишкин, Левитан, Врубель, Серов, Рерих, Нестеров (чудесный его эскиз к «Видению отроку Варфоломею» из собрания Догадина)— представлены неплохо. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные стенки, оформил 11 театральных спектаклей. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки». И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
Какова шуба на нем. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. В «Русской Венере» Кустодиев дает отсылку к другому божеству.
Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Протасов рассказал, что собрание галереи неплохо пополнялось из государственных фондов, да вот беда, лукаво посетовал он, произведений знаменитого земляка в ней все же маловато. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Но ни в одной из его картин вы не найдете даже мрачного пятна. Он и реален и идеален в одно и то же время. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток).
Он создает «Купчиха за чаем», (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920) и «Русская Венера» (1925-1926). Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Я. Билибин, 1901). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. «Русская Венера» – это огромная картина изображающая пышнотелую женщину (но лучше сказать – бабу) в бане.
К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Только это в Средиземном море была морская пена, а в России – пена банная.
Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан». Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). Затащил мужика с базара — и писал при народе. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. С холстом по-прежнему были проблемы. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Чертовски трудно.
Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). Ведь она родилась из пены. На ее простецком курносом лице – задорная улыбка. Жизненная веселость и телесная конкретность образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера». Вместе с семьей отправляется в Париж.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Картина «Русская Венера» – одна из последних работ художника. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Только щеки да нос краснеют».
Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Самая большая победа – это победа над собой и над своей болью.
Пышнотелая барышня искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Натурщицей, как и для многих других работ, стала его дочь. И. Шаляпин», 1922, там же). Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Картина представляет собой обобщающий образ. Ленинград летом опустел. Ему нужна была обнаженная натура.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи.
Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Художник создал свой особый иллюзорно-солнечный радужный мир, который нуждался в богине и на обороте ранней, двадцатилетней давности картины уже зрелый мастер пишет русскую Венеру.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Перед нами именно Венера. Вот и Кустодиев изображает блудницу (посмотрите на задорный блеск в ее глазах), которая еще не стала святой. К этому времени у них уже родился сын. Критики единодушно признают «Русскую Венеру» одним из лучших портретов Кустодиева, а кто-то вообще лучшим достижением русского портретного искусства.
Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
В самом деле имел же художник право пожелать своей героине счастья. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Искусство требует всей жизни. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. Об этом свидетельствует тот факт, что картина Русская Венера была написана на обороте ранней картины На террасе (1906 г. ), представляющей собой групповой портрет семьи художника. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
И. Шаляпин». С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Вот насколько мы уголок можем видеть. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Художник изображает свою Венеру в русской, утопающей в клубах пара, бане. Воинов писал: «Теперь это уже не скелет, не туманный призрак смерти, а существо, обладающее подлинной плотью и неугасимым порывом к борьбе и победе».
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Я. Билибин, 1901). Именно в этот период Кустодиев продолжает галерею женских образов, начатую им в 1912 году картиной «Купчихи в Кинешме». Вот кого рисовать-то. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). – Так как это обнаженная натура.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Почему уговаривает. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). А шуба. Полнотелая, здоровая женщина с золотистыми волосами держит в руке березовый веник. Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом.
Друзья разъехались на отдых кто куда. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Это такой очень типичный, может быть, для купеческого вкуса интерьер, богатый изображениями роз, пышных, распустившихся роз, которые как бы даже созвучны вот этому прекрасному, розовому женскому телу. Я. Билибин, 1901). То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции.
Будто впервые.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Блудницу, которая стала святой. Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ведь она достойна этого.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Это идеал женской красоты, созданный воображением народа. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Отца своего он почти совсем не помнил. Зашел с мороза прямо в шубе.
Полотно обыгрывает древнегреческий миф о рождении Афродиты (в древнеримском варианте – Венеры). Позднее по дорожным впечатлениям была выполнена картина «Украина»: хатки с соломенными крышами по дороге, обрамленной высокими кипарисами, движутся возы с сеном. Когда же настала пора писать маслом, позировать пришлось любимой натурщице Кустодиева — дочери Ирине.