Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) — блистательный художник, разносторонне одаренный, глубоко чувствующий и сострадающий, один из тех творцов русского Серебряного века, чей неповторимый мир притягивает, волнует нас и столетие спустя. Приобщаясь к душе Бретани, Борис Григорьев работал с упоением: «Сейчас я очень воспрял духом, повеселел и буквально все меня принимают за сумасшедшего — я громко ору в полях, плачу от восторга и любви и работаю как безумец», — пишет художник в письме М. Горькому от 14. 07. 1926 года. После переезда в Париж весной 1920 года Борис Григорьев совершал частые поездки в Бретань и Нормандию.
Книги Бориса Григорьева переиздаются в издательстве «Круг коллекционеров». Борис Алексеевич Григорьев (26 октября 1935, Иркутск— 8 августа 2012, Москва)— советский и российский киноактёр, режиссёр, педагог. Цикл «Intimit» открыл эротическую тему в творчестве Бориса Григорьева.
Для России талант Бориса Григорьева был потерян на многие десятилетия. Борис Григорьев родился 11 июня 1886 года в Москве. Среди произведений бретонского цикла Бориса Григорьева — «Бретонские крестьяне», «Старуха бретонка», «Женщина из Бург де Батц», «Бретонские волынщики», «Бедность», «Замечательный суп» и др. Книги Бориса Григорьева переиздаются в издательстве «Круг коллекционеров».
Борис Григорьев с любовью рисовал портреты своих близких, особенно жены, Елизавета Георгиевны Григорьевой и сына Кирилла. Но разговор о творчестве Бориса Григорьева далек от завершения. Советский и российский режиссер, актер Борис Алексеевич Григорьев родился 26 октября 1935 года в городе Иркутске. Борис Дмитриевич Григорьев (1886 – 1939) – блистательный художник, разносторонне одаренный, глубоко чувствующий и сострадающий, один из тех творцов русского Серебряного века, чей неповторимый мир притягивает, волнует нас и столетие спустя.
Борис Григорьев имел не только художественный талант, но и литературное дарование. Борис Григорьев родился 26 октября 1935 года в Иркутске. Борис Григорьев – портретист. На выставке также можно увидеть иллюстрации Бориса Григорьева к сборнику эротической поэзии и прозы «Эрос Московитов», который был выпущен в Мюнхене в 1924 году.
Вот что пишет Борис Григорьев о работе над портретом Шаляпина: «Я написал его на огромном холсте. Борис Алексеевич Григорьев (26 октября 1935, Иркутск — 8 августа 2012, Москва) — советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, педагог, заслуженный деятель искусств России (2000). Книги Бориса Григорьева переиздаются в издательстве «Круг коллекционеров». Обращаясь к литературному наследию Бориса Григорьева, мы отчетливо видим его слитность с миром изобразительным, ощущаем их органическое единство.
Особенно запоминается выразительный рисунок «Маленькие бабы» (1911 год, коричневая бумага, графитный карандаш, белила), где игрушечно-округлые фигуры баб уподобляются стволам берез. 1920–1931», которой художник придавал программное значение. Ему были близки и поэтические поиски Маяковского, острые и злободневные.
В лице обычной деревенской женщины проступают черты древней праматери. Последнее издание включало в себя, в частности, портреты актеров МХАТа. С 1911 Григорьев публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», оформлял русский фольклор.
Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ исполненных им на родине. Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному. Настоящим любовным открытием была для Григорьева работа над портретом С. В. Как писал критик, «прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».
Данный автопортрет был написан Григорьевым в 1916 году и впервые представлен на выставке «Мира искусства» в 1917 году. Женский образ исполнен телесной красоты и достоинства. Линия самое минимальное средство в руках художника. Книга имела определённый успех у читателей и является одним из любимых созданий автора.
Ясного вышла также книга (альбом) «Intimit», куда вошли навеянные парижскими впечатлениями рисунки, акварели и гуаши Б. Григорьева, а также статьи искусствоведов В. Дмитриева и В. Воинова. Полковник в отставке. И их труд не пропал даром — мы оказались чрезвычайно внушаемой нацией. Это — третье издание книги «Скандинавия с чёрного хода».
Возможно, такое многообразие граничит с беспокойной и неуемной натурой мастера. Награжден двенадцатью правительственными наградами. А. Блок). Борис Григорьев, как известно, был человеком непоседливым и вечно находился в поиске.
В русском искусстве было традиционно принято идеализировать народ и патриархальную Русь, вот таким образом крестьянские образы из цикла «Расея» были восприняты противоречиво. Маковский определил художника как «необычайно острого и злого психолога современного вырождения». Теперь его называли «лукавым естествоиспытателем» и «охотником на людей», который с жадностью всматривается в жизнь города и обитателей. Уже в 1916 году Елизавета Георгиевну арестовали («понятия я не имела, за что арестована»), два месяца она провела в тюрьме.
Одни листы были сделаны во множество красок, другие почти an camaieu. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Картина дышит нежностью и любовью. В 1915–1916 совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Приют комедиантов».
Грядущие события словно подтвердили прозорливость художника. В действительности, Борис Григорьев с юности мечтал «появиться с новым произведением не как художник, а как писатель». В картинах много от иконографии: фронтальные фигуры, максимальное приближение к зрителю, статика предстояния (контакт «глаза в глаза» со зрителем), поясной срез фигур.
Исторической литературы о французском маршале Ж. -Б. Поэтическим эквивалентом серии живописных и графических работ, опубликованных в книгах «Расея» и «Лики России» в 1918-1924 гг., стала поэма «Расея» — наиболее значительное произведение Григорьева-литератора. Свой автопортрет он наделил романтическими чертами, свойственными этой среде. Работы из цикла «Расея» и продолжающего его цикла «Лики России» занимают на выставке отдельный зал.
Все эти годы Григорьев по-прежнему был очень популярен. Ю. В. Андропова (ныне Академия внешней разведки Службы внешней разведки РФ).
Моя любовь к нему приближается к истерии». «Иные считают его большевиком в живописи иные оскорблены его Расеей иные силятся постичь через него знаковую сущность молчаливого как камень загадочного славянского лица иные с гневом отворачиваются — это ложь, такой России нет и не было. »— охарактеризовал разноголосицу мнений А. Толстой. Разбуженная в детстве любовь к театру и театрализации, проявилась также и в работе над театральными декорациями и сценическими костюмами, в картинах на цирковые и танцевальные мотивы. Материалом для этих работ послужили давние детские впечатления от русской провинции (детские и юношеские годы художника прошли в Рыбинске) и приметы жизни крестьянства Олонецкой губернии, где Григорьев побывал летом 1918 года. В первых двух «отметились» «Центрполиграф» с «Мим-Дельта» (2002) и «Молодая гвардия» в варианте «Повседневная жизнь советского разведчика» (2004). В 1939 году художник скончался на своей вилле в городке Кань-сюр-Мер близ Ниццы.
Несмотря на близость с футуристами, мастер избегал крайних форм авангарда. Я не извиняюсь за эти фразы. «Многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса», — писал А. Бенуа. При создании портрета Григорьев использовал свои наблюдения за пластикой и движениями Мейхерхольда во время работы с актерами в его питерской студии на Бородинской улице (Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях).
Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Природный материал человеческой плоти словно оттачивается резцом жизни, что лишает лицо покоя, насыщает его духовной энергией (сам Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»). Горький позировал по 2, 5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом и Григорьев вскоре начал ощущать в нем «подлинного друга» «Я люблю всё, что его окружает. Ю. В. Андропова (ныне Академия внешней разведки Службы внешней разведки РФ). Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает.
Лишь иногда, в основном в лицах стариков, проглядывают мудрость и просветление. Григорьев очень хотел написать портрет композитора и осенью 1930 года, на даче Рахманинова в Клерфонтене, ему это удалось. Он прост, лишен претензий. Так передается художником загадка природы — феномен гениальности. Эта картина фрагментарно включена Григорьевым в полотно «Лики мира». Ощущая приближение потрясшей Россию катастрофы, он писал угрюмые, корявые лица крестьян, «реальные до жути». Здесь совершался поворот «от ночных кафе Монмартра — в глубь русской деревни».
Он удивителен, блестящ и по-человечески добр. Глинки в Москве. Были русские сады с вишневыми деревьями в цвету, жалкие провинциальные улички с частоколами, городские скверы с тоскливыми провинциалами, сидящими в вечерние часы на скамеечках.
В пронзительном полотне «Старуха-молочница» («Старуха с коровой») (1917) мы видим старую женщину в черном повойнике и выцветшем сарафане с болезненно сжатым, впалым ртом и невидящими глазами. Гротеск используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда). Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов – объединение молодых художников, творчески близких к футуристам. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения Мир искусства, на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Мейерхольд обучал студийцев правильно двигаться. Одни были в вышину формата, другие были в длину, трудно умещающиеся на страницах книги. В новых изданиях появились автопортреты художника, портреты современников, в том числе актеров Художественного театра.
Царя Петра I в Швеции тоже изображают далеко не положительным героем. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. Но особенно важно, что уже тогда Григорьев продемонстрировал свою «одержимость линией».
На выставке можно увидеть около 150 произведений Бориса Григорьева из отечественных и зарубежных собраний (музеев и частных коллекций). Весь этот пёстрый комплекс показывает нам, каким разным художником был Борис Григорьев и убеждает, что его наследие не сводится к пронзительным образам пред- и послереволюционной «Расеи». Целые поколения революционно-демократических и советских историков XIX и XX веков изрядно потрудились над тем, чтобы представить защитников царского самодержавия и русской государственности в самом неприглядном свете и изобразить их как грубых, несправедливых, жестоких, коварных и лживых «врагов народа». Автор намеренно подчеркнул преемственность идейно-образной структуры изобразительного цикла «Расея» и своей поэмы. Работа над поэмой началась после отъезда из России, в 1919 году, под впечатлением последнего перед эмиграцией лета, проведенного в Вытегорском уезде.
В 1918 году в Петрограде, в издательстве Б. М. Например, образ худой девочки в черном платье «переведен» Григорьевым с приводившегося суть выше графического листа: взгляд этой рано повзрослевшей девочки, с рождения надломленной тяжестью жизни, преследовал художника. Это и напряженно-озабоченное выражение лица героини и ниспадающее движение складок одежд и детских пеленок, что придает неустойчивость положению младенца, словно забытого матерью. Всё это наложилось на собственный опыт борьбы за существование и подступавшую болезнь (рак желудка). Здесь были и Смердяков и Алеша и Грушенька и сам Старец. Григорьев и Максим Горький познакомились в Петербурге в 1919 году. Рахманинов эмигрировал из России в конце 1917 года и тяжело переживал разрыв с родиной.
Масштабный цикл картин и рисунков «Расея», впервые показанный на выставках «Мира искусства» 1917-1918 гг., произвел на современников сложное впечатление. Полковник в отставке. Известность в России пришла к художнику после показа этого цикла на выставке «Мира искусства» в 1913 г. Свои графические и живописные циклы художник стремился увидеть напечатанными в сочетании с текстом и создал особый вид «экспонирования» в книге. М. И.
Intimite (интимность, франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. Художник создает своеобразные новеллы, о глубине которых можно судить по его признаниям. Маски персонажей пьесы «На дне» превращены Григорьевым в страшные символы юродивости, в лики дна России. Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге.
Одной из самых ярких работ этого периода является монументальное полотно «Улица блондинок» (1917), которое обобщало цикл «Intimit» и репродуцировалось в качестве фронтисписа в одноименном альбоме. Объединяющая разные грани его таланта литературность – «идейность», от которой, по словам Григорьева, он страдал в своем творчестве, явственно проступает в портретах. Некоторое время художник верил, что сможет вернуться на родину и окажется «принятым в ее объятия», верил, что сможет быть не пасынком, а сыном своей родной страны.
В кулуарах тогда кто-то сказал: «Родился новый Тулуз-Лотрек». В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: Сейчас я первый мастер на свете. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. В композиции преобладает резкая ломаная ритмика. Переписка говорит о том, что Григорьев восторженно воспринимал личность писателя.
Гибкая, аристократически-изысканная линия царит в его большом графическом цикле «Интимность» («Intimit», 1916–1918), созданном на темы парижских будней (вышел отдельным альбомом в 1918 г. ). Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости». Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой.
Как писал критик, «прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. Здесь представлены портреты и прочая станковая живопись, бытовые зарисовки иллюстрации к книгам (современных авторов, а также классиков, включая Пушкина и Тургенева) и журнальным публикациям (в журналах «Новый Сатирикон» и др. ), эскизы для театральных постановок (известно, например, что Григорьев работал над эскизами костюмов и декораций для неосуществленной постановки оперы «Снегурочка» в Большом театре). 1920 – 1931», которой художник придавал программное значение. Как вспоминает Борис Григорьев, даже во время игры в преферанс «с нищенской картой» Шаляпин оставался «великим артистом» он «хотел не денег шиберов, а самой игры, ее артистичности, веселого хода». Не случайно Н. Пунин писал о рисунках Григорьева как о «парадоксах в пространстве и на плоскостях, нежных иронических и блестящих». Таковы издания «Расея» (1918), где помимо очерков П. Щеголева и Н. Радлова, были григорьевские тексты «Линия» и «Учитель» «Intimite» (1918) со статьями В. Воинова и В. Дмитриева.
Вытянутая по горизонтали многофигурная картина «Земля народная» («Земля крестьянская», 1917) является композиционным полотном, в котором собраны воедино сюжеты и образы, уже отображенные художником в отдельных рисунках и холстах цикла. Ныне они находятся в коллекции Государственного музея музыкальной культуры им. Надо сказать, театральная и балаганная тематика привлекала Григорьева издавна. Одни листы были сделаны во множество красок, другие почти an camaieu. Арестовали меня в октябре, значит в начале зимы, конечно, Кирилл и я погибли бы на этапе». Он отметил также, что «способность Григорьева найти во всей мимолетности и призрачности жизни нечто более глубокое и вечное является одной из лучших сторон его таланта, могущего создать образы настоящего искусства, жестокого и правдивого, как сама жизнь».
Таковы издания «Расея» (1918), где помимо очерков П. Щеголева и Н. Радлова, были григорьевские тексты «Линия» и «Учитель» «Intimite» (1918) со статьями В. Воинова и В. Дмитриева. Гротеск используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда). Портрет оказался мистическим предзнаменованием судьбы мастера.
Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. Художник писал их на родине и в эмиграции. Вот почему она требует и культуры глаза и изобразительной воли». Контраст красного и черного цветов вносит в произведение ноту трагизма и усиливает противостояние основных персонажей: трагически-выразительной, словно потерявшей точку опоры фигуры Мейхерхольда-денди и — пламенеющей фигуры его зловещего двойника («стрелка»), застывшего в напряженной позе.
Объединяющая разные грани его таланта литературность — «идейность», от которой, по словам Григорьева, он страдал в своем творчестве, явственно проступает в портретах. Однако столь масштабная и разнообразная ретроспектива творчества Бориса Григорьева, какая предлагается публике сегодня в Русском музее, делает эту выставку первой в России по-настоящему представительной экспозицией. Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне». до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается. В 1917-18 гг. Здесь эротический мотив сплетается с социальной проблематикой и театральными реалиями. Не случайно Н. Пунин писал о рисунках Григорьева как о «парадоксах в пространстве и на плоскостях, нежных иронических и блестящих».
Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка. В 1909–1913 Григорьев много путешествовал и жил в Европе (в Париже, Австрии, Скандинавии). Награжден двенадцатью правительственными наградами. Еще в Рыбинске, где большая семья Григорьевых (в семье было шестеро детей – 5 сыновей и дочь) снимала 12 комнат в доме Волжско-Камского банка, Борис и его братья постоянно ставили домашние спектакли. Затем, уже живя в Петербурге, Борис Григорьев был частым посетителем литературных вечером в кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», где выступал не только как декоратор, но и как поэт.
Однако в тексте поэмы «Расея» наивные надежды и ностальгические воспоминания уступили место теме пасынка, потерявшего мать-Россию, на месте которой проступили деформированные, уродливые черты мачехи. Живёт в Москве и с. Курапово Лебедянского района Липецкой области. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка.
Характерны для Григорьева портреты изображающие человека-в-роли, человека-лицедея: портрет В. Э. Мейерхольда, (1916, Русский музей, Санкт-Петербург) И. Е. Репина (1915), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Ф. И. Шаляпина (1918) и других. Знатоки увидели в недавнем ученике сложившегося мастера с собственной манерой. Горький считал эту работу лучшим своим портретом. В 1919 г. Григорьев уехал из России.
Во французской столице он создал несколько тысяч рисунков и многому научился. 1800 – 1917» статьи о нем нет). Из отдельных парижских рисунков 1913 г. и переработанных парижских набросков Борисом Григорьевым был составлен большой цикл, названный «Intimit» («Интимность»), куда вошли также работы 1916-18 гг. Рахманинова: «Шестьдесят четыре часа прекрасной музыки, абсолютного контакта и работы на сто сотых».
С. К. Еще один портрет композитора сейчас находится в частном собрании. Представленный на выставке живописный портрет Рахманинова невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции: все внимание сосредоточено на изображенном в профиль лице композитора, пластическая проработка которого отличается необычайной тщательностью (набухшие веки, мешки под глазами, глубокие складки морщин, темная кожа лица). Актер А. Мгебров вспоминал: «Долго. Ю. В. Андропова (ныне Академия внешней разведки Службы внешней разведки РФ).
Сам Борис Григорьев говорил: «Сдвиг пропуск ироническая гипербола делают линию мудрой. Однако лики далеко не святые. А в 1921 году появилось полотно «Лики России» (до недавнего времени оно находилось в собрании Ростроповича—Вишневской) и начался новый одноименный цикл, ставший продолжением цикла «Расея». В Берлине вышли книги «Расея» (1922) в сопровождении очерков А. Н. Толстого, С. Яблоновского и В. Шайкевича и «Лики России» (1923 – 1924) на французском и английском языках с текстами Клода Фаррера и Клэр Шеридан, а также бретонский цикл в книге «Boui-boui au bord de la mer» (1924) с новеллами М. Осоргина и статьей С. Маковского «Карандаш Бориса Григорьева». Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости (из письма поэту В. В. Каменскому).
Горделивый пристальный взгляд, черная шляпа, костюм «Апаш». Портрет весьма необычен. И действительно, Шаляпин продолжал «играть роль» даже в самых банальных бытовых ситуациях. Богемный дух Парижа вдохновил Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков. Например, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева «парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными ироническими и блестящими», отметив при этом, что художник «до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается». Григорьев показал себя как художник, для которого нет мелких, незначительных тем. Потрясающая работа «Бретонские волынщики» («Крестьяне играющие на дудках») привезена на выставку из Лихтенштейна.
Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Из рассказов Замятина Григорьев, вероятно, узнал, что не существует «лыковой Расеи», как нет больше святой Руси Нестерова или сказочного царства Васнецова.
Живёт в Москве и с. Курапово Лебедянского района Липецкой области. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. Репродукцией этого полотна открывалось берлинское издание «Расеи» (1922).
В меньшей степени известны его потрясающие портреты видных деятелей русской культуры и уж совсем в новинку многим покажется цикл «Intimit» (Интимность) или волшебный бретонский цикл или удивительно нежные образы жены и сына. Возможно, одной из решающих причин этого перелома в сознании художника стала встреча с выехавшим на Запад Евгением Замятиным, старым другом Григорьева, который некоторое время жил в парижской квартире художника, а лето 1932 года провел на вилле Григорьевых «Бориселла» около Ниццы (название виллы составлено из имени художника и его жены Эллы — Елизаветы фон Браше (1883-1969). Волконской в дар России.
Он поместил в качестве эпиграфов к поэме отрывки из статей Алексея Толстого и Сергея Яблоновского, напечатанных в берлинском издании «Расеи» (1922), а также свое стихотворное посвящение «Ея пасынкам» из первого издания книги (1918). Шаляпин изображен в собственном доме, в халате и с обнаженными ногами. Одни были в вышину формата, другие были в длину, трудно умещающиеся на страницах книги. Цикл «Интимность» сделал Григорьева известным и признанным живописцем, критика отнеслась к нему благожелательно. Думали, будет новый Тулуз де Лотрек А получился глубокий русский художник, может, более русский, чем многие и многие». Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге. В то же время он никогда полностью не поддавался влияниям новейших течений.
Его театр был обвинен в отрыве от советской действительности и закрыт, а через год, летом 1939 года, Мейхерхольд был арестован и расстрелян 2 февраля 1940 г. Наряду с собственно портретами, на выставке представлен знаменитый автопортрет Бориса Григорьева под названием Lntanger («Иностранец» или «Чужой») (в книге К. Уманского «Новое русское искусство» картина обозначена как Ein Russisch («Русский»). Давние знакомые, Григорьев и Маяковский, во время написания этого портрета сотрудничали в журнале «Новый Сатирикон». В 1913 художник вошел в объединение «Мир искусства», на выставках которого активно экспонировались его работы, в основном большая серия парижских рисунков «Интимность», темой которой стали типажи непарадного Парижа. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Карл XII настолько прочно вошел в русскую историю и русское сознание, что, когда речь заходит о Северной войне или о деяниях царя Петра I, мы автоматически вспоминаем и о короле Швеции и о его подданных, которые «погорели» под Полтавой.
По словам жены, он «любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое». Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) — интереснейший русский художник первой половины ХХ века, выдающийся художник и виртуозный график. Здесь совершался поворот «от ночных кафе Монмартра – в глубь русской деревни».
Как и в парижской серии, образы людей – крестьян, детей, стариков – создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой шедеврики (выражение Григорьева) художника. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Бернадоте, князе Понте-Корво, а впоследствии короле Швеции и Норвегии Карле XIV Юхане, в России практически нет.
из серий «Женщины», «Парижские кафе», «История одной девушки» и близкие им по тематике произведения изображающие быт цирковых артисток, кафешантанных певиц, проституток. Считается, что именно после поездок в Париж 1911 и особенно 1913 года начинается «настоящий Григорьев». Сам Григорьев лучшей своей работой в портретном жанре называл портрет М. Горького.
Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Его образы стремились к натурподобию, что естественно привело Григорьева к созданию одного из лучших и знаменитейших циклов «Расея» изданного в 1918 в виде альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника. Он плодотворно работал как пейзажист и портретист переиздал свою «Расею» на русском и французском (1921, 1922) и дополнил ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском языках 1923, 1924). Эта работа занимает особое место в творчестве художника. Григорьевы увлекались музыкой и театром играли на различных инструментах, абонировали ложу в городском театре. Критик заметили невероятную легкость, стремительность и безупречную точность его линий. Художник создает своеобразные новеллы, о глубине которых можно судить по его признаниям.
На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву, показывая, как надо на сцене убивать. В этих ранних работах проявилась редкостная наблюдательность Григорьева, которая, по словам С. Маяковского, «заострена насмешкой, его вкус тяготеет к гротеску, к причудам обыденного, к фантазму пошлости». Это картины и рисунки самых разных творческих периодов (от самых ранних до созданных перед смертью) и жанров. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку.
Сравнивая в шутку художника с известным литератором Аполлоном Григорьевым, Горький замечал: «Оный Григорьев, хотя и не Аполлон и стихов не сочиняет, критических статей не пишет, но – талантлив удивительно» 1. Прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. Среди графических работ этого своеобразного цикла можно назвать, например, следующие рисунки: «Маленькие бабы», «Деревенская любовь», «Девушка с косами», «Возвращение с поля», «Кухарка и дети». Сам художник в письме поэту В. Каменскому называл себя «первым мастером на свете»: «Я не извиняюсь за эти фразы. Здесь были и Смердяков и Алеша и Грушенька и сам Старец.
Позже они были переданы дочерью Рахманинова И. С. В сознании русских людей слово «жандарм» вызывает примерно такие же отрицательные ассоциации, как слова «палач», «каратель», «изверг» или любое другое из этого смыслового ряда. По выражению А. Блока, в картинах и рисунках «Расеи» Григорьев предстал художником, мыслящим «глубоко и разрушительно».
Лучшие работы цикла — «Олонецкий дед», «Старуха-молочница», «Девочка с бидоном», «Земля народная» (другое название «Крестьянская земля»), «Расея». Он отметил также, что «способность Григорьева найти во всей мимолетности и призрачности жизни нечто более глубокое и вечное является одной из лучших сторон его таланта, могущего создать образы настоящего искусства, жестокого и правдивого, как сама жизнь» 4. В отличие от многих других образов «Расеи», в лице старухи нет озлобленности, хотя мы чувствуем, что эта русская крестьянка прожила многотрудную жизнь. Блок).
Фоном картины служит пейзаж русской деревни, поднимающейся горками, с бедной церквушкой на холме, с треугольниками снопов. В цикле «Расея» тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего «глубоко и разрушительно» (А.
Он дорог и близок мне как часть меня самого. Награжден двенадцатью правительственными наградами.