В ноябре 1884 года Врубель отправляется писать образы «Богоматерь с младенцем», «Христа», «Кирилла» и «Афанасия» для Кирилловской церкви в Венецию. Образ «Богоматерь с Младенцем», созданный в Киеве Михаилом Александровичем Врубелем — шедевр русской живописи.
На её нимбе греческие буквы – аббревиатура слов «Божья Матерь», эти буквы можно встретить на любой иконе. Кстати его учитель обучал Репина, Сурикова, Васнецова и Серова.
Совет помог, однако Врубель смог его использовать только на трёх оставшихся образах13. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме».
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Позднее из-за наступления холодов образ перевезли в лаврские реставрационные мастерские. Центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица также изображена фронтально и с небольшим наклоном головы.
Бенуа отвергал обвинения Врубеля в «шарлатанстве» и «вывертах», однако в то же время отмечал, что «Врубель не свободен от вывертов» и «что Врубель не гений и что он, как большинство современных, в особенности русских, художников не знает границ своего таланта, не знает круга своих способностей и вечно возносится якобы в высшие, в сущности только чуждые ему сферы. Младенец Иисус на руках у Богоматери в Кирилловской церкви списан с младшей дочери Эмилии Львовны— Ольги. Однако в свидетельствах современников нет ни одного упоминания о страсти Врубеля именно к Праховой. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой— держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предварением кубизма и мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» (А. А. Блок) колорит – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Врубель проводит в Венеции около полугода. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Позднее из-за наступления холодов образ перевезли в лаврские реставрационные мастерские. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Он был начат Врубелем в рабочей комнате Прахова.
Художник, сознавая, что ему не вылечиться, как-то с грустью сказал жене: «Я, наверное, с Кирилловского начал, в нем же и закончу» (в то время в Кирилловском монастыре, в который входила Кирилловская церковь, размещалась больница для душевнобольных). Врубель ответил:«Да, это шрамы. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но— главное— это чудная, строгая гармония линий и красок В образе Богоматери (не юной) чувствовалась чрезвычайная напряженность, граничащая, быть может, с экзальтацией».
Предложение это Врубелю понравилось и через Вену он поехал в Венецию. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Он критически относился к современному искусству.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Врубель уезжает из Киева, принесшего ему столько личных страданий. Они говорят о музыке, поэзии, литературе.
Первый рисунок— «Голова богоматери» акварель, гуашь, лист склеен из шести частей, 1884, — находится в Киевском музее русского искусства. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». А. М. В то же время Маковский отмечал, что Врубель «с точки зрения чисто религиозной, православной, вероятно, далеко не безупречен» и что «из всех этих зрачков, пристальных, немыслимо расширенных, огромных, веет потусторонней жутью, что сродни соблазнительному пафосу его вечного спутника— Демона7». Н. А. Прахов также вспоминал12, что у его матери (Эмилии Праховой) «были чудесные глаза тёмно-василькового цвета и красиво очерченные губы».
Обычно Врубель не доводил эти работы до конца. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Несмотря на то, что все известные сейчас «Демоны» сделаны значительно позже их замысел и начало относят именно к киевскому периоду.
Комиссия решила начать реставрацию иконы в лаврских реставрационных мастерских (реставратор К. Кржеманский) и отметила необходимость проведения физических и химических исследований с обязательной фотофиксацией для выяснения причин лущения картины. «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы. »— спросил Коровин. Врубель вечно гениальничает и только досадливо вредит этим своему чудному дарованию». В работе над ними Михаил Александрович уже не копировал старинные образцы. Такому крутому повороту в своей судьбе художник обязан воле случая. 27 июня 1929 года комиссия в составе профессоров Ф. Шмита, В. Зуммера, Ф. Эрнста, а также К. Мощенко, В. Базилевича и А. Александрова произвела осмотр иконы «Богоматерь с младенцем». Жаль, что я здесь не живу. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Вскоре Врубель понимает, что их разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских и в его сердце просыпается любовь. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но— главное— это чудная, строгая гармония линий и красок В образе Богоматери (не юной) чувствовалась чрезвычайная напряженность, граничащая, быть может, с экзальтацией2». Константин Коровин вспоминал, что однажды жарким летом он пошёл купаться с Врубелем на большой пруд в саду.
27 июня 1929 года комиссия в составе профессоров Ф. Шмита, В. Зуммера, Ф. Эрнста, а также К. Мощенко, В. Базилевича и А. Александрова произвела осмотр иконы «Богоматерь с младенцем». В киевской квартире А. В. Прахова, которая располагалась в угловом доме 6 по улице Большая Житомирская (11 по улице Владимирская), бывало много гостей, преимущественно это были люди искусства, которых Прахов привлёк к работам над строившимся Владимирским собором. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. У его апостолов были живые прототипы. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Учился в петербургской Академии художеств (1880–1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина.
Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Праховы часто забирали и прятали эти наброски, так как Врубель имел обыкновение использовать их как черновики и часто рисовал что-то поверх ранее нарисованного.
Из-за службы отца семья часто переезжала. Художник написал на стенах несколько фигур ангелов, Христа, Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции — огромное «Сошествие Святого Духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Предложение это Врубелю понравилось и через Вену он поехал в Венецию. «Сколько у нас красоты на Руси. » — такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Кроме членов комиссии присутствовал директор Русского музея Нерадовский. Фон только на этой картине реалистичен. Приехав осенью 1884 года в Петербург, Прахов сообщает своему старому другу Чистякову, наставнику Врубеля в Академии, об обнаруженных в Кирилловской церкви фресках и просит порекомендовать какого-нибудь талантливого ученика, который смог бы написать за 1200 рублей «на цинковых досках четыре образа для одноярусного мраморного иконостаса в византийском стиле». Искусствовед и критик А. Н. Бенуа отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». ВРУБЕЛЬ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Н. И. Мурашко, навестивший Врубеля в Венеции в своих воспоминаниях писал14, что Врубель жил в бельэтаже старинного палаццо «чуть ли не XIV века» и снимал две комнаты, расписанные фресками в комнатах были лепные потолки и вся эта обстановка настраивала Врубеля на определённый лад. Я резал себя ножом». При этом, работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды».
В 1884 году Врубель уходит из Академии. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. В мае 1884 года в киевской квартире Прахова появился «худощавый, русый, застенчивый молодой человек с тонкими чертами лица». Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Эта картина была задумана ещё в Киеве. И Чистяков рекомендует Врубеля.
Основную работу над иконой Врубель выполнил в Венеции, куда отправился в ноябре 1884 года. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Причём «Христос» и «Богоматерь» были «вполне выяснены», «Кирилл» только начат, а менее всего была сделана работа над «Афанасием». Однако в свидетельствах современников нет ни одного упоминания о страсти Врубеля именно к Праховой.
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля — он проник в его дух. Кроме членов комиссии присутствовал директор Русского музея Нерадовский. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым.
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. В «Сошествии Святого Духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви Врубель следует иконописной схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. В киевской квартире А. В. Прахова, которая располагалась в угловом доме 6 по улице Большая Житомирская (11 по улице Владимирская), бывало много гостей, преимущественно это были люди искусства, которых Прахов привлёк к работам над строившимся Владимирским собором. В 1884 году Михаил Врубель уходит из Академии художеств и перебирается в Киев. Существует даже версия об их переписке, якобы уничтоженной после смерти Эмили Праховой ее дочерью Ольгой. Вершиной киевского периода явились неосуществленные – в силу противодействия церковных властей – эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем – в том же собрании).
Н. А. Прахов также вспоминал, что у его матери (Эмилии Праховой) «были чудесные глаза тёмно-василькового цвета и красиво очерченные губы». Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Никаких следов этой работы до настоящего времени не дошло — художник ее уничтожил. Вот таким образом в 1880 году Михаил поступает в Петербургскую Академию художеств, обучаясь у педагога Павла Чистякова.
«Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди. )» — это строки из восторженного письма Врубеля к сестре. На волосах с левой стороны есть мазок масляной краской, светлой охрой— Врубель, увидав свой рисунок у Праховых дома, захотел переписать всё лицо масляной краской, — он открыл свой ящик с красками и один раз мазнул. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. В то же время Маковский отмечал, что Врубель «с точки зрения чисто религиозной, православной, вероятно, далеко не безупречен» и что «из всех этих зрачков, пристальных, немыслимо расширенных, огромных, веет потусторонней жутью, что сродни соблазнительному пафосу его вечного спутника— Демона». Он перекликается с опустошённостью души. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Сохранилось письмо отца Врубеля, который видел в Киеве незаконченное полотно первого «Демона», на котором он выглядел, как «злая, чувственная, отталкивающая пожилая женщина». Искусствовед и критик А. Н. Бенуа отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Тогда он переехал в Москву. Первый рисунок— «Голова Богоматери» акварель, гуашь, лист склеен из шести частей, 1884, — находится в Киевском музее русского искусства. Я резал себя ножом». Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Эмилия позвала всех завтракать и Врубель пошёл вперёд, а Н. А. Прахов с сестрой решили, что художник только испортит при переписке рисунок и спрятали его за шкаф.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Николай Адрианович Прахов, которому тогда было 11 лет, вспоминал, что Врубель, когда ездил из своей киевской квартиры в Кирилловское имел обыкновение заезжать на дачу к Праховым, где часто брал детский альбом для рисования старшей дочери Праховых и начинал рисовать в нём или писать акварелью кого-нибудь из членов семьи Праховых, чаще всего— Эмилию Прахову за какой-нибудь работой. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Он был начат Врубелем в рабочей комнате Прахова. Следуя стилистике сохранившихся в церкви старых фресок, художник трудится над фигурами ангелов, головами Христа, Моисея, композициями «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач».
Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Окончил он ее спустя 6 лет, но заниматься скучным делом ему не хотелось. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Д. Врубель жениться на Е. Х.
Врубель вечно гениальничает и только досадливо вредит этим своему чудному дарованию»5. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Несколькими годами ранее профессору А. В. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. В письмах из Италии он пишет, что здесь можно учиться, а творить — только на родной почве что творить — значит чувствовать, а чувствовать — значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Основную работу над иконой Врубель выполнил в Венеции, куда отправился в ноябре 1884 года. Хозяйкой этого салона была супруга Прахова, 32-летняя мать троих детей Эмилия Львовна Прахова, лицо которой послужило Врубелю моделью для Богородицы.
Комиссия решила начать реставрацию иконы в лаврских реставрационных мастерских (реставратор К. Кржеманский) и отметила необходимость проведения физических и химических исследований с обязательной фотофиксацией для выяснения причин лущения картины. Химический анализ произвёл профессор Политехнического института Сеньковский. Образ Эмилии еще долго будет преследовать художника.
Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Бенуа отвергал обвинения Врубеля в «шарлатанстве» и «вывертах», однако в то же время отмечал, что «Врубель не свободен от вывертов» и «что Врубель не гений и что он, как большинство современных, в особенности русских, художников не знает границ своего таланта, не знает круга своих способностей и вечно возносится якобы в высшие, в сущности только чуждые ему сферы. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Н. И. Мурашко, навестивший Врубеля в Венеции в своих воспоминаниях писал, что Врубель жил в бельэтаже старинного палаццо «чуть ли не XIV века» и снимал две комнаты, расписанные фресками в комнатах были лепные потолки и вся эта обстановка настраивала Врубеля на определённый лад. Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы. »— спросил Коровин. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это не так: современники узнавали в его «Сошествии» киевских ученых, священников, археологов. Русский художник М. В. Нестеров, который был привлечён А. В. Праховым к росписи Владимирского собора, особенно выделял эту икону Врубеля, подчёркивая одновременность следования византийской традиции и врубелевскую оригинальность: «вышло нечто, от чего могут глаза разгореться.
Врубель соединил в них средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Химический анализ произвёл профессор Политехнического института Сеньковский.
Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Н. А. Римского-Корсакова последний был особенно духовно близок Врубелю в силу своей любви к фантазиям «в русском сказочном роде». Первый рисунок— «Голова Богоматери» акварель, гуашь, лист склеен из шести частей, 1884, — находится в Киевском музее русского искусства. Обычно Врубель не доводил эти работы до конца. Врубель ответил:«Да, это шрамы.
Младенец Иисус на руках у Богоматери в Кирилловской церкви списан с младшей дочери Эмилии Львовны— Ольги10. Вессель. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. «Чудесным человеком» стала для него Эмилия.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Совет помог, однако Врубель смог его использовать только на трёх оставшихся образах. Даже в таком состоянии он пытался работать используя короткие моменты просветления.
Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Причём «Христос» и «Богоматерь» были «вполне выяснены», «Кирилл» только начат, а менее всего была сделана работа над «Афанасием». Он был начат Врубелем в рабочей комнате Прахова3.
То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). А Киев — самым желанным городом: «Как хорош, однако же, Киев. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Кроме того, яркая индивидуальность Врубеля плохо вписывалась в компанию с традиционными живописцами.
С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. С юных лет в мальчике неутолимо росла любовь к художеству и прекрасному. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств.