Сарасвати, в древнеиндийской мифологии река (главная для ариев) и ее богиня. Рея, в греческой мифологии древняя богиня, титанида, дочь Урана и ГЕИ, супруга Кроноса, родившая ЗЕВСА, ПОСЕЙДОНА, АИДА, ДЕМЕТРУ, ГЕРУ. Кама, в древнеиндийской мифологии бог любви, сын прекрасной богини Лакшми (античные параллели ЭРОТ, АМУР). Адитьи, в древнеиндийской мифологии группа богов — сыновей богини АДИТИ.
Она представляла собой древний тип богини плодородия и была известна во многих местах и под разными именами. Гелиос и Селена («Солнце» и «Луна») также были персонажами народных верований, наделявших их колесницами, в которых они совершали свой путь по небосводу. Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. В греческой мифологии ему соответствует бог Аполлон. Титаны Кей (Небесная Ось. ) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Такие разные ипостаси, как царица мира мёртвых и покровительница всходов объясняются тем, что по представлениям древних греков и, видимо, древних славян, всходы вырастают из семян, которые находятся под землёй (подземный мир – мир мёртвых), а, значит, являются действием силы подземного бога – Персефоны (Мораны). В эпоху Римской империи Гелиос становится центральной фигурой языческой религии.
В царство куда не проникают лучи солнца можно только войти. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Ярило – бог весеннего плодородия, бог весны, неистовой страсти, любви. Под названием Цереры (Ceres) с 496 г. до н. э. была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме абсолютно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. А вот имена древнегреческих богов известны практически каждому.
Гера (рис. 46), жена Зевса, богиня брака и покровительница островов Самос и Аргос. Однако это вовсе не означает, что Даждьбог не мог быть сыном Сварога и Лады. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс – в Додоне и Олимпии, Аполлон – в Дельфах и на Делосе, Афина – в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий – в Епидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria – вещая супруга Нумы.
Akad», нем. E. Curtins, 1890). Зевс – страшный изменник. Нимфы – (название означает «источник», у римлян – «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров.
Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы— преимущественно к солнцу или луне или к грозам. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности Либер и Либера – чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников – были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья Ферония считалась подательницей обильной жатвы Флора была богиней расцвета и плодородия Палес охраняла пастбища и скот. Один из самых высших богов древних славян-язычников.
Греческую мифологию принято разделять на три периода. В греческой мифологии этим двум славянским богиням соответствуют Мойры.
При рождении гении вселяются в человека, при смерти – отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами). От Геи родился Уран и затем от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Считается главным из богов Олимпа.
Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Здесь же приводится миф о сотворении первой женщины, который рассказывается также в «Трудах и днях» Гесиода. Трезубец — символ власти, давал божеству абсолютную власть над морскими глубинами.
Изначально этот бог являлся олицетворением света, солнца. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов) и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц. Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). Akad», нем. Этот образ был и прекрасен и злой одновременно.
Гефест – бог огня, кузнечного ремесла, покровитель кузнецов. Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу или луне или к грозам.
Тогда Богиня Нюкта (Ночь) родила в наказание Кроносу (Времени) Эриду (Раздор), Апату (Обман), Керу (Уничтожение), Немесиду (Отомщение за преступления) и других. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела (их воплощает триада Ахура Мазда, Ама Вахишта, ВОХУ МАНА) и тем самым усилить лагерь добра в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми АНХРО-МАНЬЮ. Мы знаем разные сочетания иерархии генеалогии божественных существ— «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах— Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Небесный бог – творец всей живой природы и мира в целом. Богиня Афродита олицетворяла любовь и покровительствовала не только богам, но и людям.
Изображалась Гера, как красавица, с большими глазами, длинными волосами и прекрасной фигурой. Ахуры в «Авесте» АХУРА МАЗДА, МИТРА.
Интересным фактом является то, что дочерью Деметры является Персефона – богиня подземного царства мёртвых, которая во всех смыслах схожа со славянской богиней Мораной (Мара, Марена). человеческих прав. Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы обоготворение— даже при жизни). Артемида – богиня плодородия (Рожаница), покровительница красоты и молодости.
Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. d. Berl. В греческой мифологии Велесу соответствует такой бог, как Гермес. У одного царя были три красавицы дочери из них особой красотой выделялась младшая Психея. Зевс — самый главный из всех.
Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов» и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли. По повериям Доля и Недоля являются помощницами богини судьбы Макоши. От титанов Реи и Кроноса появились старшие боги: Зевс (рис. 45), в дальнейшем самый могущественный и сильный, его братья (Посейдон, властитель морей и океанов, Аид, правитель царства мертвых) и сестры (Гера, Деметра и Гестия).
Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Во многих культурах (напр., в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах), трикстер и культурный герой часто смешиваются. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), – благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром бег жрецов Фавна, луперков имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля.
В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения но— не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений— оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Одним словом, – их миропонимание и мировоззрение.
Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Мы знаем, далее, разные сочетания иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). Даждьбог – бог дающий, так же бог Солнца, бог света. Появившись на поле сражения, она усмиряла своего не в меру разошедшегося брата.
Видимым его проявлением, «телом», назван огонь, небесные воды именуются его женами. Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом.
Осирис научил людей земледелию. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др. ) изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен. В египетской мифологии бог-творец Птах творит весь мир своим словом. От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер).
Морана – богиня подземного мира, мира мёртвых, покровительница смерти, хозяйка зимы. Отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну. Леля – дочь богини Лады.
Он представал перед гречанками то в виде дождя, то лебедем или быком. Добровольно приняв страдания и смерть, Иисус Христос как бы выкупил собою людей из плена и рабства у сил зла, которым они предали себя в акте «грехопадения». Став взрослыми, люди покидали свои дома, но взрослая жизнь не приносила им счастья. В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога.
Следующий век, серебряный, был уже не так хорош, как золотой. Другим местом его культа был названный по его имени холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового тракта, ведшего в Этрурию и гавани в связи с этим Янус был богом покровителем торговли и мореплавания. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию».
Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В состоянии ярости она могла накликать большие беды на землю и людей. Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) – например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona) и мест – например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina.
Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя».
Дионис покровительствовал деревьям, садоводам, культурным растениям. Это бог, который участвует в жизни каждого человека непосредственно. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории игнорировавшие момент эволюции. Для Ареса война была нужна просто ради пьянящего аромата схватки и свежей крови.
Да, отношение греков и римлян к богам со временем менялось. В индийских Ведах асуры в германо-скандинавской мифологии — асы. К. О. Mller). Сатиры – (греч. Свое восприятие человеческих взаимоотношений, а также представления о природных явлениях они отразили в легендах и сказаниях. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы.
Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Леля – богиня весны, красоты и молодости. Имена трёх мойр: Клото – прядущая нить жизни, Лахесис – определяющая судьбу, Атропос – неотвратимая участь или мойра, перерезающая нить жизни.
Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов— с физикальной (например, Форкхаммера) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера). Афродита оскорбилась за то, что Психее стали воздавать божеские почести и решила её погубить.
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие— на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных ит. п. ) особенностей. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». ИИСУС ХРИСТОС, в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней» и всю конкретность конечной человеческой природы — как иудей, выступивший с проповедью в Галилее и распятый около 30 года н. э.
Под его влиянием находились музы. Яриле соответствует греческий бог Дионис. Зевс – бог неба, грома и молний. В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы их именем клялись.
Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств и музам. Велес – один из самых главных богов языческого пантеона славян. Происхождение некоторых героев неясно. Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы обоготворение— даже при жизни).
Каждая из версий вырабатывала свои собственные эзотерические теогонии. Самым авторитетным автором, всецело посвятившим себя классификации богов, был историк Гесиод, писавший на рубеже VIII и VII вв. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. К творцам в мифах относятся также: Кецалькоатль (индейцы), Мазда (иранцы), Эл (финикийцы), Аллах (ислам) и др. Жена Посейдона — богиня шумящего моря Амфтрита. В христианстве такими берегинями считаются ангелы. Он постоянно занимался прелюбодеяниями с другими богинями.
Аполлон – сын Зевса. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию».
Вся жизнь людей была пропитана восхвалением бога и слепым покорением. Мойры в переводе с греческого – часть, участь, доля. Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. После смерти все они отправились в царство теней. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу и Мойре – богине судьбы.
der Griechen», нем. Велес всегда был связан с миром мёртвых Навью, с душами предков. Позже он создал свой оракул, символом которого стал лавр. Символы Зевса – орел, гром, дуб. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея).
Она является покровительницей женщин, рожениц, рукоделия. Однажды она вызвала к себе детей-титанов с просьбой восстать против отца. Появляется в виде звезды на небосклоне прямо перед появлением Солнца. Аполлон по греческой мифологии является сыном богини Леты (Лада) и братом Артемиды (Лели), тогда как в славянской мифологии мы находим только лишь упоминание его как сына Сварога. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов.
Богиня семейного благополучия, единения и мира. Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) – Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Брачные связи порой сопровождались различными приключениями, обманами, перевоплощениями и т. д. (похищение Европы). Они постоянно враждовали между собой и не приносили богам даров. Гея, как любая мать, сильно из-за этого страдала. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги).
Предположительно другими именами Чернобога в славянской традиции также являются и такие, как Кощей (Кощный бог) и Ящер. Доля и Недоля (Среча и Несреча) – богини судьбы, богини-пряхи.
С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Единственное, что не сходится, это то, что Артемида (рим. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию».
Он брат-близнец Артемиды. Олицетворяет этот громовержец бесконечный небосвод. Некоторые исследователи считают его известный труд «Теогонию», в которой он описал всех известных ему богов, первой попыткой составления своего рода «энциклопедии богов» античного мира. Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. Мы знаем разные сочетания иерархии генеалогии божественных существ— «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах— Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес).
Пришел Зевс на Олимп через подлость, скинув в Тартар своего отца Кроноса. лад греч. Деметра – древнегреческая богиня плодородия и земледелия.
Так, настоящим отцом Тезея, сына афинского царя Эгея, по слухам, являлся сам бог Посейдон. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. Например, Гея, которая была бабкой Зевса и «матерью всего». Фальконе «Грозящий Амур»Самый известный миф об Эроте – рассказанная Апулеем история Психеи («Души») и Купидона. Психея или Психе (др. -греч.
Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (напр., афинских демов) и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц. Vlker, bes. Это почитание выражалось чисто внешним образом— посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины и гражданам и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Аид был правителем подземного царства или нижнего мира. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Божества подземного мира не имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас в соответственном отделе греческой мифологии у римлян не было даже царя этого подземного мира.
Olymps», в «Sitzb. Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Лихих коней владыка океана получил в подарок от брата Аида. Во второй главе этого цикла мы рассмотрим схожесть языческих славянских и древнегреческих Богов. Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (др. -греч. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом.
Греческий бог-кузнец Гефест по мифологии построил все здания на Олимпе, а также ковал для Зевса (Перуна) молнии, не знающие промаха. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои и где какой почитался преимущественно (например, Зевс— в Додоне и Олимпии, Аполлон— в Дельфах и на Делосе, Афина— в Афинах и в Линдосе, Гера в Аргосе и на Самосе, Асклепий— в Эпидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. Не пренебрегал и земными девушками.
Под его предводительством молнии. Лето покровительствует материнству и рождению. Он, скорее, культурный герой, чем трикстер. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Осирис погибает от руки своего младшего брата, бога пустынь Сета.
Уран не очень-то был рад рождению сторуких непобедимых великанов-гекатонхейров. Почитался также как олицетворение небесной звездной (ночной) тверди. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. И древнейшие русалки и древнейшие сирены считались покровительницами плодородия.
Мифы, боги, герои, демоны Эллады и Рима. Именно этот вершитель распределяет доброе и злое на планете, считали греки. Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы обоготворение — даже при жизни).
От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. Наиболее же распространена версия, судя по которой количество мойр приравнивается к трём (Макошь, Доля и Недоля. ). Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов— с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К.
Первоначально сам акт творения воспринимается довольно приземлено. Они были символом гражданского единения и мира.
Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. Он был также богом войны (Mars Gradivus) военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, вот таким образом иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая.
Часто в мифах описывают связь бога с женщиной. Одна из богинь Рожаниц – особо почитаемых в славянской культуре. Меркурий первоначально был известен как deus indiges – покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе и все ветра: северный ветер – Борей (), восточный – Эвр (), южный Нот () и западный, ласковый ветер Зефир (), несущий обильные дождём тучи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.
Это и устрашало древних греков. d. griech. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Велес – бог торговли и богатства, бог творческих людей, покровитель домашней скотины и так далее. Аполлон в Греции был одним из самых почитаемых богов.
Это главная богиня, которая покровительствовала браку и супружеской любви. Деметра – великая Богиня-Мать, которая покровительствует земледельцам. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. В греческой мифологии Леля соответствует богине Артемиде. Умирающий и воскресающий бог. Макошь сравнивают с Деметрой.
Он является царем всех богов. d. griech. Ахуры, в иранской мифологии класс божественных существ, боровшихся за упорядочение космоса и человеческого общества, против хаоса, тьмы, зла. Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба (вечного мрака) и медными стенами с медными воротами бога Посейдона (бога морей). От Тартара Гея породила чудовищных Тифона и Ехидну. Зевс также считается отцом людей и многих богов.
Известны разные сочетания иерархии генеалогии античных божественных существ – «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах – Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Он отец бога Асклепия — покровителя докторов. Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеapийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса. Во власти Аида были большие богатства и мир спокойствия.
В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», т. е. В Греции похожим божеством является Уран.
«козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. Жертвенник Гестии стоял в каждом доме возле семейного очага.
Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).
Посейдон отличался мягким характером, стремился избежать ссор. Соответствием Чернобога в греческой мифологии является Аид. Ведь он был не просто богом войны (его сестра Афина Паллада тоже считалась богиней войны, но справедливой и честной), а вдохновителем жестокой резни и бессмысленных убийств.
Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). С развитием общества изменялись и мифологические воззрения. О. Mller). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н. э. ).
И Аид и Персефона вместе царствуют в подземном мире, где обитают души предков. Как и богиня Лада, Леля является одной из двух богинь-рожаниц. Это была старинная арка, служившая как бы входом на форум (атриум Рима).
Первыми появились Гея – земля, Тартар – ад и Эрос – любовь. Это вовсе не призыв к тому, чтобы заимствовать греческое язычество и полностью перенести его в славянскую культуру, но всё же обратить пристальное внимание на богов из других языческих культур и тем самым попытаться возродить некоторые утерянные элементы языческой культуры славян, определённо стоит. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Главное святилище бога Януса (Janus Geminus или Quirinus) находилось на северном конце форума, против храма Весты. Люди медного века воевали между собой, пока не исчез с лица земли последний человек.
И с тех пор древнегреческие боги живут в памяти людей. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Арес был сыном Зевса и Геры. Гермеса часто изображают с ягненком на плече, как покровителя стад. Свою невинность они восстанавливали искупавшись в источнике (Афродита). Ворота ее в военное время были раскрыты под аркой находилось изображение двуликого бога.
В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления. Божества источников (обыкновенно – богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. E. Curtins, 1890). Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. Эти божества отличались независимостью от мужских богов и обладали воинственностью (Афина и Артемида).
Уран является одним из самых древних богов. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем.
Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др. ), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa и др. ), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina и др. ), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas и др. ), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др. ). Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Обычно творцами людей становились боги (например, в египетской мифологии сотворение человека в каждом большом городе приписывалось разным богам). АХУРА МАЗДА, ОРМАЗД, в иранской мифологии верховное божество. Она была красивой и прекрасной, легковлюбляяв себя всех вокруг, влюблялась и сама.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что практически все верования на земле и даже все традиции, древние праздники, представления, мировоззрение и так далее имеют так много общего, что можно с уверенностью утверждать, что все они произошли из одного корня из одного источника имеют в своей основе некую единую концепцию представлений, которая появилась во времена индо-европейцев или гораздо раньше, когда человек ещё только-только начинал осваивать этот мир и стал проявлять первые зачатки разума. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ее помощницей и посланницей стала Ирида – богиня радуги. Интересен для изучения и такой миф древних греков, согласно которому Зевс решил, что Персефона будет жить осень и зиму в царстве Аида (в подземном мире), а весну и лето на Олимпе – у богов неба.
Аполлон прекрасно музицировал Занимался целительством и прорицательством. Сын Урана и Геи – титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь – океанид. Жители Эллады воспринимали городские общины как большие семьи, вот таким образом в пританеях (административные здания в греческих городах) обязательно присутствовали святилища Гестии. В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. За это был сослан на целых 8 лет.
Его оружие – молния в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Уран – бог неба, супруг земли Геи.
Рассказы о них передавались из уст в уста, воспевались в поэмах и описывались в романах. Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п. ) особенностей. Каждый бог имел свою особенную роль и выполнял отведенную ему функцию. Аполлон и Dis pater – также чисто греческие божества из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis dives – богатый ). Лада – славянская богиня весны, любви, брака.
Он смог хитростью отнять у отца власть. Например, в гомеровских поэмах мойра всегда упоминается в единственном числе. Он великий громовержец, который повелевал небом, громом, молниями и всем миром. Атрибутами или символами Зевса являются щит и топор. Персефона – древнегреческая богиня царства мёртвых, дочь Деметры и Зевса (Перун), супруга подземного бога Аида (славянское соответствие Чернобогу, Кощею, Ящеру).
Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. дон. э. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). В греческой мифологии Перуну соответствует бог Зевс. Уран по мифологии греков «Первый стал править всем миром». В римской мифологии ей соответствует Минерва. Количество мойр достоверно не выяснено.
Во многих североамериканских мифологиях Койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звезды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Перун – бог грома и молнии. Однако в древнегреческих мифах, где фигурирует Деметра – явный аналог Макоши и её дочь Персефона (Персефона-Кора) – стопроцентное соответствие Мораны, эта связь существует.
Можно различить, далее, культы государственные и частные. Другие же оказываются самыми обыкновенными смертными. Фиванцы полагали, что люди вышли из зубов дракона, посеянных Кадмом (сын финикийского царя Агенора, основатель Фив), а жители Аркадии считали себя потомками Ралсга, рожденного Землей. Почти сто лет человек проводил в младенческом состоянии, опекаемый матерью и отцом.
Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Она была прекрасней самой Афродиты и на её красоту приезжали любоваться издалека. Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.
Гера, в древней мифологии, была женой Зевса. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Творит мир усилием или посредством мысли.
Мы узнаём, какие где почитались боги или герои и где какой почитался преимущественно (например, Зевс— в Додоне и Олимпии, Аполлон— в Дельфах и на Делосе, Афина— в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий— в Эпидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Сварог – бог неба, бог-кузнец, покровитель свадеб, создатель Земли. Именно к Аиду отправлялись все умершие души. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании и во внешней обстановке культов и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины затем и гражданам и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел искать удовлетворения своим религиозным потребностям.
В Греции как раз таким божеством был Аполлон, на Руси – Даждьбог. Эти люди были высокими, сильными и жестокими. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.
Сын титанов женился на собственной сестре. Особенно тяжело переживала Гера измену мужа. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. По одной из легенд Афродита (Леля) в отместку за то, что Эос делила ложе с её возлюбленным Аресом, внушила ей любовь к смертным, с тех пор Эос каждую ночь проводит с одним из людей, этим объясняется пунцовый свет зари, которая стесняется того, что происходило ночью. d. Berl.
В древней Греции Заре соответствовала богиня Эос. Но никто из них не осмелился перечить отцу кроме самого младшего и коварного Кроноса (Время). В «Теогонии» Гесиода повествуется о героях, родившихся от божественных матерей и о смертных избранницах богов. О. Mller). Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса.
Диана) считалась богиней охоты, тогда как подобных признаков у Лели мы не находим, однако охотничьи навыки, покровительство охотникам могло просто затереться из памяти людей по прошествии целого тысячелетия. Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу или луне или к грозам. Заря (Зорька, Заря-Заряница, Денница, Утренница) – богиня утренней зари.
Буквальное значение — «господь мудрый». Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нем понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга и, напр., жрец был тот же государственный магистрат. Наконец выздоровел Эрот и добился у верховного бога согласия на брак с Психеей. Вот таким образом другое имя Иисуса — Спаситель.
Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храме свою целлу. Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). По верованиям славян, Сварог подарил людям металл и научил ковать различные орудия. Удивить их Зевсу было чем.
В древности его часто изображали в виде столба (идола) которое украшено побегами, цветами, травами. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди). Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Прометей – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Olymps», в «Sitzb. «душа», «дыхание») – в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания её представляли в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Но на определенном этапе развития культуры отношение изменилось в скептическую сторону. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца (утро – отсюда Janus Matutinus) и все календы, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней.
К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве. Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п. ) особенностей. От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). Богиня также оберегала чужеземцев и страждущих.
Их младшие братья — дэвы, благие в древнеиндийской мифологии и злые в иранской. Чернобог – бог подземного мира, царь мира мёртвых. Богини-Девы соответствовали незамужним женщинам. В свое время Аполлон уничтожил страшное чудовище, которое оккупировало Дельфы.
О великом Зевсе знали дети с пеленок, а все неудачи относили к гневу великого божества. А по какой причине разгорелось сражение, было делом второстепенным. Сходство с Велесом очень яркое.
Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Они не имели детей и считались вечными девственницами. Как так случилось, что у двух культур произошла замена сферы деятельности схожих богинь, является настоящей загадкой.
Греки верили, что Посейдона можно увидеть при сильном шторме в открытом море. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Особое внимание стоит обратить на таких древнегреческих полубогов, как Сирены.
Но постепенно его культ расширил свои границы. Vlker, bes. до н. э. Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии – есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».
Дороги назад оттуда нет. Для людей это означало смерть. Богиня была злобной и строгой, очень ревнивой и отчасти жестокой. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов) и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Мало кто сегодня знает названия шумерских кумиров или ассирийских идолов. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое) историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Дионис – это бог производительных сил, бог плодородия, любовной страсти, бог растений. Геркулес (переделка на лат.
Две помощницы плетут пряжу, которая является судьбой человека. Корни этих представлений восходят к тотемизму. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) – злому Юпитеру родственный Юпитеру Summanus (sub mane – под утро) был богом ночных бурь. Римские боги были нравственнее греческих. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств.
Помимо прочего, дочерью Леты, является Артемида, которая соответствует богине Леле. В развитой древнеиндийской религии бог-творец Брахма создаёт мир силой своей мысли. Первый, наиболее древний, называется хтоническим, затем идут олимпийский и героический период, включающий в себя ранний и поздний этапы. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Аид – бог подземного царства мёртвых.
В 1850 году дон. э. Макошь очень разносторонняя богиня. на кресте. Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем.
В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли. Их четверых детей нарекли Илифией, Гебой, Гефестом и Аресом.
У Зевса была неограниченная власть не только над людьми, но и над богами. Зевс — верховное божество древнегреческой мифологии. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое) историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сварог известен именно своим кузнечным ремеслом. Но отец не любил его и не скрывал своего отношения.
От Геи родились дети: Тартар (Бездна), Понт (Внутреннее море), Нерей (Спокойное море), Тавмант (Морские чудеса), Форкий (Страж моря), Эврибия (Морская сила), титаны и титаниды, гекатонхейры. Тартар – в древнегреческой мифологии глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида (бог подземного царства мёртвых). Это тёмная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо.