Но мифология этого периода настолько богата, что представлена множеством других влиятельных персонажей. Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом. Если почитать статьи о древних богах Греции, может сложиться несколько преувеличенное впечатление о том, что эти конкретные мифические символы существовали на ее территории вечно. Древние мифы и легенды Греции создают в сознании современного читателя весьма противоречивый образ бога.
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»). Интересно знать: слово «пантеон» в широком значении обозначает место захоронения известных людей, а в контексте древней истории — группу богов, которые принадлежат к одной религии (иногда мифологии).
В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса. Пан ходит по тенистым долинам, приютом ему служат пещеры он веселится вместе с нимфами леса и горных источников, пляшущими под звуки его пастушеской свирели (сиринги, сиринкса), – инструмента, который им же и изобретен иногда он и сам пляшет с нимфами. «Молчи, – говорит он, – не произноси здесь моего имени я погиб, если Зевс увидит меня здесь но если ты хочешь, чтобы я тебе рассказал о том, что происходит на Олимпе, возьми этот зонтик и держи его раскрытым над моей головой тогда боги не увидят меня». Европа вместе с подругами любовала красотой быка, который позволил им приблизиться к нему и гладить его.
Выходя замуж, приносили дары ей. Аристофан в своей комедии «Птицы» осмеивает это народное поверье. Он же бог красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Он великий громовержец, который повелевал небом, громом, молниями и всем миром. Этот прекрасный юноша был сыном троянского царя Троса. Вырос Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками и широкой грудью.
Главными из них были два праздника Панафинеев – Великие и Малые. Деметра сочеталась с Ясионом, сеятелем и родила ему Плутоса (богатство) она наказала неутолимым голодом нечестивца Эрисихтона, «портящего землю».
Все живое склоняется перед ней, великой богиней. Ее обыкновенно изображают крылатой и держащей в руках лавровый венок или ветку. Это главная богиня, которая покровительствовала браку и супружеской любви.
В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления. Дионис могущественный бог, преодолевающий все враждебное ему. Гера облегчает женщинам страдания родов ей помогает в этой заботе её дочь Илития (Eileithyia).
Сизиф, коварный царь Эфиры (Коринфа), осужден был катить на гору камень, постоянно скатывавшийся вниз – олицетворение волн, постоянно набегающих на берега Истма и сбегающих с них. Смерть и воскресение Иакинфа олицетворяли зимнюю гибель и весеннее возрождение растений. Зевс — верховное божество древнегреческой мифологии. Громоносные стрелы (перуны), которые Зевс держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога все, кто вступал с ним в борьбу, был ли то бог или простой смертный, – все поражались этими стрелами.
Эти учения внушали человеку, что смерть не страшна, что душа переживает тело.
Поэзию и музыку древние греки считали даром Аполлона. Из понятия о боге дождя, проникающего в землю, развилось представление о посредничестве между небом, землею и подземным миром и Гермес сделался в мифах Древней Греции богом, провожающим души умерших в подземное царство (Hermes Psychopompos). Религия древних греков — это языческий политеизм, а сам пантеон богов насчитывал огромное количество небожителей, которые жили на священной горе Олимп. Гера, в древней мифологии, была женой Зевса. Он – охранитель порядка, созидатель общества и общественных учреждений и законов.
В честь Афины в Греции построено очень много храмов. Но приношение жертв умершим улучшало их жалкую участь. Позже, когда в Древнюю Грецию проникло влияние Востока, к этим двум богам было присоединено третье, заимствованное из Малой Азии, богиня земли Рея Кибела. Зевс носил разные наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди). Потому в каждом греческом доме очаг был религиозным средоточием семейства. Она покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности.
Таким образом, он был поставлен в близкую связь с богами, живущими в земле (хтоническими богами). Мы узнаём, какие где почитались боги или герои и где какой почитался преимущественно (например, Зевс— в Додоне и Олимпии, Аполлон— в Дельфах и на Делосе, Афина— в Афинах и в Линдосе, Гера в Аргосе и на Самосе, Асклепий— в Эпидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Некоторые из героев Древней Греции (Геракл, Тесей) ходили в подземное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон.
Пан – пастырь овец и коз. Остров Крит считался местом рождения Зевса, одно из названий которого – Зевс Критский.
Зная это, Зевс сажал ее рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять. Кто подходил к очагу и садился на пепел его, тот приобретал право на покровительство. Он пас стада своего отца, когда орел, схватив его в свои могучие когти, унес на Олимп.
А девушки Греции особо чтят ее за покровительство в женском рукоделии. Дитя подобрал отец и отнес его на Олимп, где при виде его все боги покатились со смеху. Богиня Афродита олицетворяла любовь и покровительствовала не только богам, но и людям. Оно наглядно проявлялось в виде виноградных гроздьев, чей сок пьянит людей. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Древние мифы и легенды Греции были насыщены кровавыми войнами за власть.
В Мадридском музее находится картина Рубенса на эту же тему. Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения но— не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений— оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Это богиня справедливой войны. Она была дочерью тирского царя и славилась своей необычайной красотой. Это, в свою очередь, не понравилось Гее и она подговорила своих детей-титанов свергнуть отца (мифы о древних богах Греции изобилуют подобными мотивами).
Именно к Аиду отправлялись все умершие души. Зевс, главный бог в мифах Древней Греции – собиратель облаков, сидящий на престоле в высоте эфира, потрясающий своим молниеносным щитом, Эгидою (грозовою тучей), животворящий и оплодотворяющий землю, с тем вместе и установитель, охранитель законного порядка. Иногда было возливаемо масло на эти посвящённые богу Гермесу кучи камней, как на первобытные жертвенники их украшали цветами, венками, лентами. d. griech. Велика власть Геры – Царицы богов. Древние мифы и легенды Греции посвящены богам и героям.
Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Дочь Зевса Афина, богиня войны и мудрости, была одной из самых уважаемых небожительниц. Самый древний греческий оракул, посвященный Зевсу, находился в Додоне, в Эпире.
дон. э.
Богиня Афина выиграла его, подарив области основу её земледелия – оливковое дерево. Греческая культура имеет тесную связь с греческою религией. Её постоянной спутницей была крылатая богиня победы (Ника). На великие Панафинеи все жители Аттики собирались в Афинах и устраивали великолепное шествие, во время которого в Акрополь несли новую мантию (пеплос) для древней статуи богини Паллады.
Самым известным из них был миф о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Он женился на богине Гее и у них родилось множество детей: сначала титаны – шесть огромных гигантов, затем циклопы (одноглазые чудовища), а потом три уродливых монстра, каждый с сотней рук и пятьюдесятью головами – гекатонхейры. Афродита была и Ашера и Астарта.
Гермы (то есть символы Гермеса) первоначально были просто кучи камней, насыпанные на межах, у дорог и особенно на перекрёстках это были межевые и путевые знаки, считавшиеся священными. Они сжалились над маленьким уродцем и унесли его на дно океана. Арес всегда вооружен он любит шум битв.
Для людей это означало смерть. Афродита Небесная (Urania), богиня честной любви, покровительница семейной жизни, была оттеснена в мифах о богах Афродитою Всенародной (Pandemos), богинею сладострастия, праздники которой в больших городах обращались в разгул пошлой чувственности. Отцом его был Гермес, матерью – дочь Дриопа («лесного бога»). Деметра «Скорбящая» (Achaia) ходила по всей земле, отыскивая дочь и во многих городах совершался праздник Деметры Скорбящей, печальные обряды которого имели сходство с финикийским культом Адониса.
Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы— преимущественно к солнцу или луне или к грозам. «Видишь ли ты, – говорит Еврипид, – эту необъятную величественную бесконечность, окружающую землю со всех сторон: это – Зевс, верховный бог». К свите Посейдона принадлежали тритоны, число которых было несметно.
Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства. В таких же местностях находились и те оракулы, чьи ответы давались душами умерших. Пастухи считали его своим покровителем и приносили в дар молоко и мед диких пчел. Иногда он держит в своих могучих когтях громовые стрелы.
В общерелигиозном сознании эллинов не существовало какой-либо определённой общепризнанной догматики. В итоге родилось много интереснейших преданий. Зевс, увидав ее, так прельстился ею, что решил ее умыкнуть.
Vlker, bes. Деметра дает урожаи. Во время этого праздника проводились военные игры, состязания в пении и танцах. Он родился слабым и уродливым младенцем. У Зевса была неограниченная власть не только над людьми, но и над богами.
В гневе Гера схватила и бросила сына с Олимпа вниз, на далекую землю. Основным оружием Зевса стали молнии и громы, которые ковали для него циклопы. По мифам Древней Греции о богах, Аполлон случайно убил этого своего любимца во время метания диска (символ того, как диск солнца убивает своим зноем цветы). Общественная жизнь Афин была проникнута служением Палладе.
Гермес покровительствует путникам не только при жизни. Вся жизнь людей была пропитана восхвалением бога и слепым покорением. Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (др. -греч. Элизий, лежавший, по древнегреческим мифам, у океана (или архипелаг на океане, называвшийся островами Блаженных), был областью загробной жизни героев давней старины и праведных. Древнегреческой мифологии легко было провести параллель: так и человек после недолгой жизни под радостным светом солнца нисходит в темное подземное царство, где вместо лучезарного Аполлона и светлой Афины Паллады царствуют в великолепном дворце мрачный, суровый Аид (Гадес, Аидоней) и строгая красавица, жена его, грозная Персефона.
С началом его царствования история повторилась. Его культ был занесён в Древнюю Грецию из Малой Азии, где существовал местный бог Апелюн. После, когда представления о загробной жизни получили в элевсинских таинствах более полное развитие, мифы Древней Греции стали делить подземное царство Аида на две части, Тартар и Элизий. Когда он ударяет своим трезубцем по морю, поднимается буря, волны бьются о скалы берегов так, что земля дрожит, утесы трещать и обрушиваются. Афина всегда изображалась со щитом, мечом и копьем. Первоначально Дионис был грубоватым богом простонародья.
Произошли мифы древней Греции по тому же принципу что и народные сказки. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое) историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Почти все греческие оракулы (в том числе главный из них – Дельфийский) были основаны в святилищах Аполлона. Он велит правителям быть заботливыми о благе управляемых. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. В 1850 году дон. э.
Уран встречал рождение каждого из своих потомков со всевозрастающим ужасом. И люди, желая улучшить свою жизнь, обращались к Афине за помощью и советом. Бог сияющего света Аполлон, был сыном Зевса от Латоны (которая была в древнейших греческих мифах олицетворением тёмной ночи). Дороги назад оттуда нет.
Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Olymps», в «Sitzb.
А Элевсинские таинства, учения которых распространились по всему греческому миру, давали глубокомысленные истолкования мифам о «земле-матери», богине Деметре, о похищении её дочери (Коры) Персефоны суровым владыкою подземного царства, о том, что жизнь Персефоны идет то на земле, то под землею. Первой парой имевшей антропоморфные черты, были Гея (Земля) и Уран (Небо).
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Никто не может превзойти его в ловкости и хитрости. Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы обоготворение— даже при жизни).
Многие мифы также отразились в древнегреческой музыке. В состоянии ярости она могла накликать большие беды на землю и людей. Иакинфии, праздновавшиеся в июле (девять дней), сопровождались печальными обрядами в память о смерти прекрасного юноши Иакинфа (Гиацинта), олицетворения цветов. Кроме них в царстве мертвых было еще три реки: Лета, чья вода уничтожала воспоминание о прошлом, Пирифлегетон («Огненная река») и Коцит («Рыдание»).
И всякие общественные моления греков начинались воззванием к Гестии. Но там и все ужасы смерти. Он отец богинь часов (Ор), олицетворяющих собою правильный ход годичных перемен природы и правильный порядок человеческой жизни он отец Муз, дающих радость сердцу человека.
Потому Деметра была «законоположица» (Thesmophoros) и пятидневный праздник Фесмофорий, «законоположений», торжествовался в честь её. Она была «русая» богиня, под покровительством которой люди пашут, сеют, жнут, вяжут хлеб в снопы, молотят. Это и устрашало древних греков.
В царство куда не проникают лучи солнца можно только войти. Культ Зевса Громовержца был весьма распространен в Греции.
Гефесту, богу огня, воздавали хвалу ремесленники (в частности, кузнецы). Давайте разбёрёмся с вопросов «что такое мифы». У них были многочисленные потомки.
Согласно представлениям эллинов, существовало несколько поколений богов. Зевс, как высший бог, олицетворял идею духовной и умственной сущности человека. Но в эпоху тираний его значение возросло. Покровительствуя в торговле, Гермес дает людям доход и посылает богатство.
Он изображается почти всегда у ног бога или на его скипетре. Она соответствовала Астарте, когда ее чтили как «богиню высот», как суровую, вооруженную копьем Афродиту Уранию (небесную) или Афродиту Акрейскую, местами служения которой были вершины гор, которая налагала на своих жриц обет вечного девичества, охраняла целомудрие супружеской любви и семейную нравственность. О великом Зевсе знали дети с пеленок, а все неудачи относили к гневу великого божества.
Как бог музыки он часто изображался с кифарой в руках. По их мифам Гермес, бывши еще младенцем, завернутым в колыбельное белье (в туман рассвета), украл стада (светлые облака) бога солнца, Аполлона и спрятал их в сырой пещере у морского берега натянув струны на скорлупу черепахи, он сделал лиру и, подарив ее Аполлону, приобрел дружбу этого более могущественного бога. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Она послала Триптолема ходит по всей земле и учить людей хлебопашеству и добрым нравам. В древнегреческой мифологии насчитывалось 12 главных небожителей.
Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов— с физикальной (например, Форкхаммера) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера). Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Богиня Гера – строгая охранительница святости брачного союза и под её защитой находится верная мужу домохозяйка она благословляет, супружество детьми и охраняет детей. Малые Панафинеи отмечались ежегодно, а Великие – раз в четыре года. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов) и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. У древнегреческих поэтов он сделался богом войны. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи.
Местностью Истмийских игр была возвышенность близ Схина (Schoinos, «Камыши», низменности, поросшей камышом), осененная сосновою рощею. Древние Афины совершали множество праздников в честь любимой богини. Дионис в мифах Древней Греции о богах первоначально олицетворял изобилие растительной силы. Безграничный Хаос породил вечный Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту.
Надо сказать, что Зевсу тоже была уготована судьба отца (пасть от руки сына), но он сумел ее избежать благодаря помощи титана Прометея. Akad», нем. E. Curtins, 1890). Своими меткими стрелами (солнечными лучами) Аполлон истребляет всякую скверну. Особенно тяжело переживала Гера измену мужа.
Этот образ был и прекрасен и злой одновременно. С этой стороны его культ ещё теснее соприкасается с нравственными идеями. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Карнейский праздник совершался в честь Аполлона-воителя, в месяце карнее (августе).
Это сумел осуществить самый младший из ее сыновей – Кронос (Время). Он превратился в белого быка и присоединился к стадам тирского царя. Аид был правителем подземного царства или нижнего мира. По древнегреческим мифам, в обширное жилище царя умерших Аида ведут широкие ворота. Это почитание выражалось чисто внешним образом— посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины и гражданам и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел искать удовлетворения своим религиозным потребностям. В гроте горы Киллены родился сын Зевса и нимфы Майи, посланник богов.
С развитием цивилизации, понятия об этих деятельностях стали преобладающими в представлении о Гермесе и первоначальное пастушеское значение его было перенесено на одного из второстепенных богов, Пана, «бога пастбищ», подобно тому, как физическое значение Аполлона и Артемиды было передано менее важным богам, Гелиосу и Селене. Пан охраняет неприкосновенность природы, ее мирный покой. Его жена, Гера, в мифах Древней Греции – сварливая богиня атмосферы имеющая служительницами своими радугу (Ириду) и облака (греческое название облака, nephele, слово женского рода), с тем вместе и установительница священного брачного союза, в честь которого греки совершали на празднике обильной цветами весны торжественные обряды. Богиня была злобной и строгой, очень ревнивой и отчасти жестокой.
Посейдон сильный, широкоплечий и характер у него неукротимый. Даже Эринии утратили в древнегреческих мифах свою беспощадность, сделались Эвменидами, «Доброжелательницами». Когда греческие моряки стали плавать далеко, то, возвращаясь, они дивили свой народ мифами о чудесах западного моря: о сиренах, прекрасных морских девушках, которые живут там на подводных островах под светлою поверхностью вод и обольстительным пением коварно заманивают мореплавателей в погибель, о добром Главке, морском боге, предсказывающем будущее, о страшных чудовищах Сцилле и Харибде (олицетворениях опасной скалы и водоворота), о нечестивцах циклопах, одноглазых великанах, сыновьях Посейдона, живущих на острове Тринакрии, где гора Этна, о красавице Галатее, о скалистом, обведенном стеною острове, на котором весело живет в великолепном дворце бог ветров Эол с своими воздушными сыновьями и дочерьми. Уран — Небо — воцарился в мире.
У него находили прощение кающиеся грешники, но лишь при искренности раскаяния. Богиня мудрее всех богов Олимпа.
Потому в мифах Древней Греции о богах Паллада и Арес враждебны между собою. Потому он был главным богом на приморьях и на мысах. Между ними такая же разница, как между радостным служением богине любви в лучшие времена Древней Греции и шумными сирийскими оргиями, на которых богине, окруженной евнухами, совершали служение необузданным разгулом грубой чувственности. При желании богиня может одарить любого даром предвидения. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой.
Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.
К пастухам Пан иногда добр и входит в приятельство с нами но иногда он делает беду им, подымая в стаде внезапный испуг («панический» страх), так что все стадо разбегается. Глядя на них, Уран боялся, что когда-нибудь дети восстанут против него и убьют. Мрачный муж Персефоны, Аид (Гадес), «Зевс подземного царства», владычествует в глубине земли там источники богатства и плодородия потому он называется также Плутоном, «обогатителем».
Афина хранит города, крепости и их стены. Плакучие ивы и бесплодные тополи окружают обширный дворец Аида.
По преданию, одержав победу над чудовищем мрака, Пифоном, Аполлон сочинил первый пеан (победный гимн). Гермес изобрел и пастушескую свирель, с которою ходит по горам родины. Иксион, царь лапифов, «первый убийца», был привязан к огненному вечно вертящемуся колесу это было наказанием ему за то, что он, бывши в гостях у Зевса, нарушил права гостеприимства, хотел изнасиловать целомудренную Геру.
Арес яростен. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Две главные реки подземного царства, по мифам греков, – Стикс и Ахерон, «глухо шумящая река вечной скорби». Зевс назначил их хранителями этого храма.
В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. Тираны, чаще всего выступавшие вождями низов в борьбе против знати, намеренно противопоставляли плебейского Диониса утончёнными богам аристократии и давали празднествам в честь него широкий, общегосударственный характер. Он ведет и души умерших в их последний путь – в печальное царство Аида.
Гермес Гермес – сын Зевса и нимфы гор Майи. Прохожие прибрасывали камни к положенным прежде. Каждое торжественное жертвоприношение начиналось принесением жертвы ей. Оба они живут у своей матери, ночи, на западе.
Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). Стихи и песни всегда исполнялись на его праздниках. В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Зевс сказал им, кто он и его спутник и приказал им следовать за собой на вершину одной горы, позволив им высказать какое-нибудь желание, обещая его исполнить. Из Хаоса источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Гера царит на высоком Олимпе, является советчицей и помощницей своему супругу. Такие гермы стояли и по дорогам и по улицам, площадям, у ворот, у дверей ставили их и в палестрах, в гимназиях, так как Гермес был в мифах Древней Греции о богах покровителем гимнастических упражнений. Все верховные боги, кроме Аида и его семьи, жили на горе Олимп (которая существует в реальности).
На этот же остров привез Зевс похищенную им Европу. Потому, кто находил непогребенное тело, обязан был покрыть его землею.
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие— на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных ит. п. ) особенностей. На бракосочетание Геры и Зевса все боги прислали им свои подарки.
Они играли на трубах, сделанных из раковин, резвились, волочились за нереидами. Она была красивой и прекрасной, легковлюбляяв себя всех вокруг, влюблялась и сама. Нежно любя друг друга, они оба пожелали умереть одновременно.
Этот эпизод древнегреческих мифов, по-видимому, развился под сильным финикийским влиянием.
Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). Древние народы не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Входить в них свободно могут все страж их, трехголовый пёс Цербер, ласково пропускает входящих, но не позволяет вернуться назад.
Они были одним из любимых предметов искусства. Деметра, «земля-мать», была в мифах Древней Греции о богах олицетворением той силы природы, которая при содействии солнечного света, росы и дождя дает рост и созревание хлебу и другим плодам нив. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Девственная богиня Афина Паллада, по мифам Древней Греции, родилась из головы Зевса.
Их существование в царстве Аида было тоскливо и печально. В нем заключался источник жизни мира.
Подобно Афине, он был в Древней Греции богом домашнего очага семейной жизни, потому под покровительством Гефеста и Афины совершался в Афинах прекрасный праздник «государственной семьи», праздник Анатурий, на котором обносили новорожденных детей крутом очага и этим обрядом освящали их принятие в семейный союз государства. d. Berl. Он является в мифах греков и римлян не богом, созидающим вселенную, а богом-устроителем. Оттуда каждый вечер прилетает крылатый сон и, проносясь над людьми, сыплет на них из рога или с макового стебля успокоение его сопровождаюсь гении сновидений – Морфей, Фантаз, навевающие отраду на спящих. Пан Пан – божество стад, пастбищ, лесов и полей, сын бога Гермеса и нимфы Дриопы.
В греческих мифах Аполлон целил не только тело, но и душу. Так, дерзкий Титий, хотевший изнасиловать мать Аполлона и Артемиды, лежит повергнутый на землю два коршуна постоянно терзают его печень, – орган, бывший, по мнению греков, вместилищем чувственных страстей (очевидная переделка мифа о Прометее). Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день. Война длилась целое десятилетие Зевс и его союзники победили и заточили врагов в Тартаре. Мы знаем разные сочетания иерархии генеалогии божественных существ— «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах— Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес).
Он источник всего доброго и благородного. Два прекрасных дерева остались по бокам храма охранять вход в него. Осирис научил людей земледелию. Эта победа была победой пробуждающегося ясного сознания ума и духа. Греки приносили жертвы умершим на их гробницах.
Он дает благоденствие царям и народам, городам и семействам он же и правосудие. Афину связывало с прославленным древнегреческим городом множество мифов. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы.
Он воздымает бури, но он же дает благоприятный ветер по мановению его, море поглощает корабли но он же и проводит корабли в пристани. Орел исполняет многие поручения богов – так, например, он приносит Зевсу-ребенку нектар (божественный напиток), которым поят его нимфы на острове Крите. Души умерших отводил в подземное царство Аида Гермес. Он взял себе в жены благодатную Землю.
Во власти Аида были большие богатства и мир спокойствия. Обратившись лицом к западу, резали жертвенное животное над глубокой ямою, нарочно вырытою в земле и кровь животного текла в эту яму.
А Варрон, приводящий в своем сочинении эти слова, прибавляет: «Вот почему ему воздвигают храмы без крыш, дабы лучше видеть небо или самого бога и говорят, что его следует призывать в свидетели только под открытым небом». Но в мифах Древней Греции она и богиня супружеской жизни, дающая детей.
Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Эти представления происходили из понятия о связи между возникновением и гибелью растений в круговороте жизни природы и из понятия о Гермесе, как вестнике богов они послужили источником множества древнегреческих мифов, ставивших Гермеса в очень разнообразные отношения к житейским делам людей. Там прожили они до глубокой старости, не зная болезни и дряхлости. Пришел Зевс на Олимп через подлость, скинув в Тартар своего отца Кроноса.
Рубенс и Корреджо писали картины на эту тему, но ни одна не пользуется такой славой, как картина Рембрандта (в Дрезденской галерее). Заручившись поддержкой братьев и сестер и призвав на помощь заточенных в Тартаре великанов, Зевс стал бороться с отцом и другими титанами (некоторые впоследствии перешли на его сторону). Каждый бог имел свою особенную роль и выполнял отведенную ему функцию.
– Данаиды вечно носили воду и лили ее в бездонную бочку. – Жена Посейдона, Амфитрита, была олицетворением шумящего моря. Пан и означает «понравившийся всем». Наказанием другому герою мифов, Танталу за его бывшее беззаконие было то, что нависший над его головою утес постоянно угрожал раздавить его и кроме этого страха он мучился жаждою и голодом: он стоял в воде, но когда наклонялся пить, вода отодвигалась от его губ и понижалась «до черного дна» перед глазами его висели плоды но когда он протягивал руки сорвать их, ветер поднимал ветви вверх.
Начал создаваться мир.