Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника. Эта история— важный элемент мифологии майя и зачастую изображается в искусстве.
Леди Кровь была изгнана наружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке (имена даны языком киче, а не языком классических майя). Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. человек. Письменность ацтеков. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – Колибри юга, он с юга, колибри левой стороны, колибри-левша.
Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. Тело жертвы после ритуального убийства сбрасывалось со ступеней пирамиды. В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Главным писцом, который соответствовал визирю при дворах Старого Света, был так называемый Ах-Кутун (Ah Kutun, «он от священных книг»), то есть государственный библиотекарь.
Они попробовали слепить человека из глины, но результат им не понравился. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. В 1-6 вв. Эта церемония проходила в каждом обществе майя в ближайшие пять безымянных и несчастливых дней в конце прошлого года и предполагала сооружение специальной дороги (вероятно, подобной «тротуарам» классического периода) к идолу, размещённому в одном из четырёх направлений, сразу за городской чертой ежегодно выбиралось новое направление, с циклом в четыре года и в направлении против часовой стрелки. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Наиболее жестоким даром богу было трепещущее сердце, вырванное у живого человека.
Она была больше, чем Майя-Мать она была также Maga Бабушка-богиня и Almaya Мандэина Кристиана, названная «Вечностью». Часть эпики подземного царства также описана в Пополь-Вух эта эпика очень похожа на египетскую «Книгу мёртвых». Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). «Добрый» или «злой»— часто также не постоянная характеристика богов майя.
Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты. В различные периоды истории в легендах индейцев Кукулькан упоминается как покровитель, бог дождя, ветра, земли и других ипостасей природы (религии индейцев были свойственны множественные воплощениях божественных существ). Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И. -Кавиль – олицетворение урожая, И. -Туль – плохих дождей, портящих посевы, И. -Кинич-Ахав – солнца, И. -Каб – земли, И. -Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените. Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Хуракан фактически проводит процесс творения, а Тепеу и Гукумац им руководят. Чтобы сохранить свою власть, Тепеу и Гукумац решают создать народ, который мог бы поклоняться им.
В этом Мировая девственница была связана с идеей иллюзии, создавая «видимое». Это универсальное имя достигло и западного полушария. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. Я твоя свободная воля.
После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Сперва ими были побеждены злые сводные братья, превращенные героями в людей-обезьян. Вот таким образом в руках его постоянно факел и каменный топор, да и само имя переводится как «топор». Целью этих действий было увеличение охотничьей добычи, производства мёда и воска ит. д.
На ней находятся млекопитающие. В 1 – 6 вв. Он, как правило изображается в виде скелета с таким непременным атрибутом как "мертвый глаз" (обычно их несколько), который вписывается в элементы "костюма" и/или компонует ожерелье бога смерти. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови.
Майя были уверены, что их предки родом из далеких северных пещер. Одна половина этого круга живая. Майя часто сажали в центре поселений деревья сейба, которые символизировали эту связь. Во-первых, многие боги майя имели несколько персонифицированных проявлений, нередко не менее четырёх (например, по количеству сторон света), которые почитались под индивидуальными именами в зависимости от конкретной ситуации.
Но остерегайся своего самомнения. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Много майя преследовались за свою веру на протяжении веков начиная с прибытия европейцев.
Неотъемлемыми элементами образа этого божества являлись темный, почти черный, цвет кожи, а также длинный нос и толстые губы. Древние майя считали, что эти колодцы являются проходами в подземные миры. Дом Мрака был погружен в вечную тьму. Кровь проливалась по важнейшим датам календаря, чаще из языка женщин и пениса мужчин.
Известно, что цивилизация майя была одной из наиболее развитых империй своего времени. После него почти все люди погибли, а те, что уцелели, превратились в небольших обезьян. О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами. Бог майя Кукулькан переводится как пернатый змей или крылатый змей. Имел много ипостасей из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др.
За миллионы лет, таким образом, этот полуостров превратился в гигантскую пористую губку. В-третьих, некоторые боги имели молодую и старую формы или, особенно в течение классического периода, телесную и бестелесную.
Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев. Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя.
В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Некоторые данные (мировоззрение инков, ацтеков и опять же мифология древних майя) были получены благодаря испанским хроникам XVI века, сохранившимся в малом количестве.
За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Я человек – Эб. Для человека боги создали время на поверхности земли. Земля была создана, но боги делают несколько неудачных попыток создать на ней желаемый народ.
Колониальное и современное его юкатекское имя – Кизин ("скопление газов") и Вак Митун Ахау (возможно, Митун это мифический топоним, преисподняя, Миктлан у ацтеков). Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух. После смерти людей их души отправляются в высшие или низшие миры.
Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Письменность майя была иероглифического типа. Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. Для прироста маиса и людей он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Мифология майя была богата на всевозможные легенды и сказания о мирах. К примеру имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества.
Боги наслали на них потоп. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». К этому дереву пришла дочь владыки подземного мира, Шкик. Вот таким образом Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода. Их отец со своим братом отправились играть в мяч с владыками Шибальбы (мира мертвых). За каждый из них отвечал свой бог. В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра).
Сохранился поздний миф майя о сотворении мира. Много майя преследовались за свою веру на протяжении веков начиная с прибытия европейцев. Стены некоторых строений на Юкатане представляют собой изображение лика Ицамны. Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках.
Майя верили в цикличность окружающей их реальности, в повторение вещей, события и явлений. На его плече была выдолблена голова колибри. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Зачастую они принимали форму «аналогичного волшебства», например, выливание воды в огонь, чтобы вызвать дождь.
Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Племена разговаривали на схожих словах и имели схожие верования. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Последним подвигом была победа над царями Шибалбы.
Даты и символы были насыщены символическими значениями. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Майя представляли его в виде беззубого старца с морщинами на лице.
эль-indio muere (когда большая сова поет индеец умирает). В переводе с индейского языка Ицамна – дом ящерицы или дом игуаны.
В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Боги Кукумац, Хуракан и богиня Тепев создали землю, долины и горы, животных и растений. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Под землей также существовали свои девять слоев, своего рода, круги ада древних майя. С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд.
Согласно поздним источникам, предыдущий мир умер в «большом потопе» (идея, которая также найдена у ацтеков), когда небо упало на землю и свет исчез. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов – Кукульканом и Хуроканом. Главное божество майя на своих изображениях представало в образе старца с одним зубом во рту. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным.
Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. Религия играла главенствующую роль в обществе древних индейцев майя. Запад Запад —это сторона заката солнца, владения осени.
О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни. В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв.
Большая же часть людей попадала после смерти в подземный мир. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. За это Шкик изгнали из подземного мира. И только после этого люди были сделаны из маиса.
Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов. Сапотеки считали его покровителем своей нации. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan).
Ицамна становится творцом мира изобретателем письменности, основателем жречества. Их познания в астрономии, математике и других науках поражают. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилияптицаягуар) или антропоморфный – старик. Там их предательски убили.
Каждая цветная троица правила годом. Возглавлял это число Кукулкан (Kukulkan), преемник Кавила в качестве покровителя правящей касты, культ которого возник уже в пост-классический период и достиг расцвета при приходе тольтеков на Юкатан. Богиню луны звали Иш-Чель. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. В этот системе также существовал и пятый «угол», центр, который ассоциировался с сине-зелёным цветом. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось.
Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Каждый из углов был направлен в свою сторону света, которая имела свой собственный цвет. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний.
Изображения на стелах, которые ранее считались изображением воды, стекающей с опущенных рук правителей, как это сейчас известно изображают стекающую кровь. Миктлантекутли) и основателем культуры. Однако, до тольтекской эры человеческие жертвы редко встречались, вместо этого использовались животные: индейки, собаки, белки, перепела и игуаны. Титул жреца, Ах-Кин (Ah Kin— «он от солнца»), говорит о связи с календарём и астрономией и в их обязанности включались не только проведения ритуалов, но и образование.
н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Не менее почитаема у майя была жена Ицамны – богиня Иш-Чел.
Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). По углам скамейку подпирали змеи. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). У майя было весьма своеобразное отношение к смерти.
Чак сначала покровительствовал очистке участков под посевы. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Например, женщины, умершие в родах и воины всегда попадали в некое подобие рая.
У древнего племени майя были развиты наука, религия, культура. Так что нередко два разных бога, «молодой» и «старый», были одновременно и самостоятельными фигурами пантеона, с собственными мифологическими сюжетамиМифологические сюжеты – последствия реальных катастроф. Также Чак семантически связан с войной (в классику и постклассику) и последующими жертвоприношениями – непременным атрибутом войны. Это были боги дождей, ветра, поддерживающие небеса и т. д. Майя считали, что земля является плоской и имеет форму четырехугольника. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Эти люди оказались слишком умными и догадливыми. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды.
Также в мифологии говорится о богах войны и смерти. Тонатиу – покровитель союза "воинов-орлов", его символ – орёл. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. Они сливались в едином мировоззрении, которое отражалось в искусстве того времени.
Этот бог тесно связан с дождем и грозовыми явлениями: свечением (молния), у майя цельталь "Чахук", что означает "луч" или "гром". Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Мифология ацтеков. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов.
Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. Бог огня, Кинич Ахау, согласно мифологии был связан с покровителем водной стихии Чааком. Позже, боги попробовали создать людей из глины, но у них опять ничего не вышло. Его ведению подлежали водные растения и съедобные улитки.
С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. Бакабы в значительной степени слились с богами ветра – павахтунами и богами дождя – чаками. Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства.
В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя.
А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. Мифология майя. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов.
Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Они отличаются по происхождению, в том числе различно и время их создания. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее.
Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. Голова плюнула в ее ладонь и девушка забеременела. календарь майя).
Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства.
Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами отсюда и собственное имя Ицамна и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений.
Небо у майя имело тринадцать уровней или слоев, где жили разные боги. Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом изобретатель грамотности и покровитель образования и наук. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней. Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему.
Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. В некоторых регионах страны Майя полагали, будто Чак – не один, а целых четыре бога, каждый из которых живет в одной стороне света. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта и существовал до появления её с противоположной стороны.
Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени. Это богам совсем не понравилось и они затмили им взор туманом. На протяжении истории цивилизации майя эти боги меняли свое значение. Майя считали Землю головой Ицамны, а небосвод – его туловищем. и будет уничтожен 21 (или 23) декабря 2012 года, когда современный цикл так называемого длинного счёта подойдет к концу. Ночное небо часто представлялось окном, которое показывает все сверхъестественные явления. Дом Ягуара был населен хищными зверями, которые могли разорвать на части.
И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта и существовал до появления её с противоположной стороны. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Майя-Shakti — Ив, «Вечное Женское» : она заставила своего супруга съесть яблоко. Оно способно погубить все твои старания. Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох.
В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Кецалькоатль – сын Мишкоатля и Чимальмат. Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. Они верили в существование богов плодородия, охоты, стихий, небесных светил.
Каждому человеку при рождении даруется свобода. В жертву приносились рабы и внебрачные дети или сироты, купленные к этому случаю. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. Он – сын Коатликуэ. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. В более поздние периоды майянской истории, ближе к закату цивилизации майя, Иш-Чел – бог ветра и по совместительству покровительница ткацкого ремесла, шитья, пряжи и всех швейных изделий.
В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. Бог огня майянцев выполнял функции защитника царских династий и городов, подчинявшихся им. Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана. Бог Кукулькан отметился и еще одним значимым достижением. С этого момента для людей в мире появилось много тайн и загадок.
Кецалькоатль (Quetzalcoatl) – змея, покpытая зелёными пеpьями или драгоценный отец змей, сметающий дороги, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Его представляли как молодого человека в высоком головном уборе. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.
Юкатан образовался 75млн лет назад после падения метеорита. Его символ смерть и перерождение природы. Оно проникало во все миры и связывало их между собой.
Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. и проявлениями одной и той же сверхъестественной сущности. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н. э. Люди оказались непокорными и непочтительными.
Он также родом из долины Мехико, где был известен как покровитель торговцев «Бог Л», но позже стал богом войны и в этой роли появляется в Дрезденском кодексе. В них находились храмы, дороги, статуи. Иконографические облики их различны. Кукулькан был одним из важнейших существ, божеств в мифологии индейских цивилизаций.
Он – сын Коатликуэ. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин. Каждый ритуал майя диктовался календарём, самый главный цикл которого составлял 260 дней. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее.
Восток Восток — это направление восхода солнца и весны. Кавиль (Kauil). На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. В отличие от ацтеков, жрецы майя не придерживались целибата.
Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т. д. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков (типичная роль для богов-близнецов в религиях Мезоамерики).
В преисподнюю же отправлялись только грешники из несших социальных слоев. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением.
Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Вот таким образом в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. Юг В классические времена Юг считался эквивалентом «низа». Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом в их ведении были и реки и озёра. Накануне испанского завоевания такие идолы воскуривали благовониями и каучуком и ритуально кормились.
Он позволял им созерцать все, даже богов на небесах. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Вот таким образом Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея.
Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) – владыка царства мёртвых. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. Имел много ипостасей из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp.
Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь или «Добрая Красная Дорога».
Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку"). Их легенды основываются на тщательных наблюдениях за небом и поведением небесных тел. Многочисленность же упоминаний под различными именами тех или иных богов объясняется несколькими факторами. Получившиеся из глины создания сразу же рассыпались.
Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). В Дрезденской рукописи он назван Шиб – "страх" (миром мертвых у майя киче является Шибальба – "место страха"). В Доме Холода была очень низкая температура.
Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом изобретатель грамотности и покровитель образования и наук. Небо также поддерживалось четырьмя богами— бакабами (Bakab), а по другой версии— четырьмя деревьями разных видов и соответствующих цветов. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 – 5 вв. По некоторым данным их более двух сотен.
Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Боги приняли решение изгнать их в лес.
Большая часть из них еще не изучены. Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т. е.
Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Во времена расцвета цивилизации майя одним из главных богов был бог кукурузы. Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый).
Пожалуй, самый значимый бог. Например, часто встречались номера 4, 9, 13 и цветовые направления. Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Это лишь немногие из испытаний для душ умерших.
Но не забывай о свободе своего разума. В третий раз люди были созданы из дерева, но и тут боги просчитались. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Скандинавская Майя, персонифицирована в беременную мать хаоса перед началом: Ginnungagap.
Почитали также бога и богиню маиса. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия.
В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма были два святилища – посвящённые Тлалоку и Уицилопочтли. Народ майя Юкатана предлагал ей жертвы так же, как это делали в северной Индии — в те же самые сезоны, определённые теми же самыми звёздами. «Звёзды майя» совпали со звёздами созвездия Скорпиона на индуистских и греческих диаграммах. Другая версия — она была Матерью-богиней Маяуель мексиканской Агавы, названа «Женщиной с Четырьмястами Грудьми», лелеющей мир и ко всем существам в мире она относится по-матерински. Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. Кроме этих богов, в пантеоне майя существовали покровители социальных классов и профессий.
Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. Само имя бога и означает в переводе «дом Игуаны». С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др.
Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Ранее он уже создавался и погибал. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). Фактически этот бог тождественен мексиканскому Миктлантекутли. Большая часть найденной керамики имеет похоронное значение, такая керамика часто содержала пищу и воду «в дорогу». Его жена – Миктлансиуатль.
Чак является одним из первых известных богов обширного пантеона майя. Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы.
С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Он творец мира, основатель жречества изобретатель письменности. Имелись и другие способы датирования.
Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Последние занимают связующее положение между половинами Зодиакального круга. С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя».
Богом торговцев и выращивателей какао (которое ценилось как валюта) был Эк-Чувах (Ek Chuwah), с чёрным лицом и длинным носом. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. Бог Мишкоатль Бог МишкоатльМишкоатль (Mixcoatl) – "облачный змей", (IxTak Mixcoatl) – "белый облачный змей". Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом.
На голове у нее была змея, а вместо ног лапы хищного зверя. Хурокан – бог природного начала и всех буйных природных сил. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин с водой. Согласно их мифам из него фонтаном извергаются кровь и сгнившие тела. Обитает он в укромных местах, но чаще всего – в колодце-сеноте. Наконец, нередко можно было встретить божественную пару – мужское и женское божество, которые были одновременно и отдельными богами и символизировали единство противоположностей и могли рассматриваться как одна «божественная единица».
Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2, 5 тыс. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Она находилась на страже между миром живых и миром мертвых. Каждый из них также олицетворял собой одну сторону света и один цвет.
Считалось, что во время их пересечения наступают катаклизмы и катастрофы для всего человечества, вот таким образом жертвоприношения были в эти периоды особенно часты и обильны, чтобы только умиротворить богов и дать им новых и свежих сил для продолжения их жизнедеятельности. Вторая сторона Зодиакального круга – мертвая. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Они получились на редкость умные, покорные и благодарные творцам, но взор их был слишком пронзителен.
С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Из божеств, относящихся к женскому полу, наибольшее значение имела красная богиня (жена бога дождя). А все мироздание представлялось в виде дома Ицамны, опорой которого были гигантские игуаны. Они велели лисице, койоту, попугаю и ворону принести по початку кукурузы. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов.
Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Верховным владыкой богов Майя считался Ицамна. Потому и тема подземного царства была очень распространена на найденной керамике майя. Каждое Солнце непременно заканчивалось катастрофой глобальных масштабов.
Позднее главным богом стал Ицамна – старик с крючкообразным носом и бородкой. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену бога Шочипилли, так как она была очень красивой, под стать ему самому. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. до н. э.
сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг).
Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей. Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).
Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе. Глиняный человек не мог двигаться, разваливался на куски. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Однако, главный бог майя это далеко не бакабы или Уицилопочтли, это Ицамна. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок.
Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра). В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. Часто эти группы воспринимались как единое целое.
Бог Ах ПучДрезденский кодексВ мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Страшные пытки, которые пришлось пережить войнам в Шибалбе, завершились казнью: голова одного из братьев-близнецов была повешена на тыквенное дерево. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии.
Возможно, бог грозового неба. В народных представлениях упоминается множество Чаков. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Они имели соответствующие стороне света цвета. Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».
Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания.
Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – колибри юга, колибри левой стороны. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Подземное царство, Шибалба (Xibalb), состояло из девяти уровней, которые были населены старыми богами смерти и гниения. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны.
На голове Тлалока – зубчатая корона, стан – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин вместе с водой. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Текст Махаяны говорит, «Из всех форм Майи, женщина является самой важной».
Искусством заведовали люди-обезьяны, происхождение которых весьма подробно описано в Пополь-Вух. Важной чертой этой пещеры являются многочисленные иероглифические тексты (до нас дошли около 400 текстов) и изображения, выполненные на стенах чёрным углём. Земля поддерживалась четырьмя старыми богами— павахтунами (единственное число: Pawahtun), точнее четырьмя формами одного бога.
В «Пополь Вухе» описывается необычное рождение этих близнецов. Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст.
Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Природные колодцы имеют связи с этими тоннелями. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril).
На его плече была выдолблена голова колибри. Как уже упоминалось, майя верили в циклическую природу времени (см. Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. В легенде говорится о летучей мыши, что она промежуточное создание между птицами и животным и вот таким образом ей грозит гибель. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Затем ими были повержены злые птицы в мифологии майя, под руководством Вукуб-Какиш. Согласно мифам майя, в центре Земли растет дерево, проходящее через все небесные сферы. Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек.
Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов.
Первым в этом списке идет бог смерти, чье имя Кими (Cimi). Когда говорят главные боги майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. Богом земледелия был Шипе. лет. Чтобы умилостивить богов им приносили жертвы – растения, животных, а нередко и людей.
Дети, которых родила красная луна, не раз и не два спасали мир. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. Майя полагали, что каждой сфере деятельности покровительствует определенное божество. В этом темном и холодном царстве их души еще долго скитались до окончательной смерти.
Его женой была Иш-Чел (Ix Chel, «Леди Радуга»), старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Она была также духом постоянно живущим в женщинах. К народу майя относилось несколько племен. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры.
Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. Кровь, пролитая правителями и представителями их семей имела важное ритуальное значение. У майя также были боги имеющие отношение к смерти и загробной жизни: Ах Пуч (бог смерти, владеющий миром мертвых), Кими (бог смерти), Иш-Таб (богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств), Зипакна (демон подземного мира).
Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Во время прогулки по саду дочь одного из владык Шибалбы забеременела от головы героя (. ), повешенной на дереве. Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). Ими было предпринято несколько неудачных попыток. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит.
Затем боги сотворили четырех человек из кукурузы. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. Каждой стороне света майя приписывали наличие нескольких богов. Их творения были глупыми и не понимали, зачем нужно молиться богам. Некоторые божества имели вид животных или птиц.
Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. На востоке стоит красное дерево, на юге – желтое, на западе – черное, на севере – белое. В конце они победили царей Шибалбы в игре в мяч, но всё-таки были казнены. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.
В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. календарь майя). Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) – "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) – "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) – "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) – "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) – "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) – "Ночной Ветер". В народной книге майя «Пополь Вух» содержится несколько мифологических циклов.
Очевидна и несомненна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. В Центральной Мексике его имя – Тлалок. Вот таким образом он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком.
Голову отца (Хун-Хун-Ахпу) повесили на дереве. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (вот таким образом Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью. На нем имеется множество пещер, затопленных водой. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног.
От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). Жертвы могли быть небольшими животными, «кровопусканиями» высокими должностными лицами и, хотя и нечасто, человеческими жертвами. На Юкатане до сих пор проводится церемония вызывания дождя под названием ча-чак (дождь, по представлениям юкатекских майя, является продуктом жизнедеятельности Чака). Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало.
Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. Гнев богов, обрушившийся на бывших героев, сыграл с властителями преисподней злую шутку. Его символом была смерть и возрождение природы. Ниже приведены главные боги майя. Верховным богом майя являлся Ицамна.
Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл). Из других божеств – бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) – "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов и вот таким образом его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl – зеркало, Ipoka – дымящееся). Это сторона света, где всегда изобилие.
После этого близнецы стали Солнцем и Луной. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух (у киче) и др. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах).
В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз. Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух.
Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. К примеру, она должна была преодолеть реку. Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем.
Пока первые люди спали, боги сотворили для них четырех женщин. На ней находятся насекомые, птицы и пресмыкающиеся. Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Большую роль в майяском пантеоне играл бог огня имевший облик старика с огромным разветвленным носом в виде стилизованного знака огня. Север Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг.
Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.
Тлалок (Tlaloc) – заставляющий расти, господь дождя а также грома, сельского хозяйства, огня а также южной стороны света, повелитель всех съедобных растений около майя – Чак, около тотонаков – Тахин, около миштеков – Цави, около сапотеков – Косихо-Питао. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. А в правой руке он держит четыре стрелы, символизирующие наказание, которое он может наслать на грешников людей. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат. В некоторых районах Юкатана Чака почитают до сих пор.
Это произошло при вожде Теноче. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) – ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. Хобниль был покровителем пчеловодства. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Ицамна (Itzamna) и бог Солнца, находились в небе майя.
Сперва они победили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднее стали покровителями художников, артистов и танцоров). Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Боги уничтожили его и попытались создать человека из дерева. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке.
По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д. Входами в Шибалбу часто считались глубокие пещеры. Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя.
Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз. Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. В различных легендах часто упоминается название тех мест – Тулан. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). Ицамна – одно из древнейших божеств майянцев.
А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. С точки зрения мужского принципа Духа (который находится в поисках устойчивого, вечно действительного и совершенно божественного) она — выдающаяся загадка. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа. В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac) бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch) бог смерти – Кими (Cimi) владыка неба – Ицамна (Itzamna) бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah) богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab) богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel) верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz) бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash) бог огня и грозы – Уракан (Huracan) демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие.
Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. В не затопленных в то время пещерах были построены целые города. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Иконографические облики их различны.
Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». В этой системе в центре росла сине-зелёная сейба (хлопковое дерево), так называемое «Древо мира» (англ. ) или «Древо жизни». В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Созданные уже спустя длительное время после завоевания майя тексты указывают на то, что в их традиционной религии насчитывалось свыше 160 богов и богинь. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Мифология майянцев, учит, что от злых поступков не стоит ожидать добра.
По углам скамейку подпирали змеи. Люди из мяса были смыты с земли гигантским потопом, который наслал Кукулькан. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. Попасть туда очень сложно и усопшим в этом помогали жрецы. Так когда майя сеют маис, они посылают зерна в подземное царство, но маис «возрождается» в виде молодого ростка.
Его изображения начинают встречаются на предметах относящихся к преклассическому периоду. Одним из наиболее значимых и наиболее древних богов майя являлся Чак (Chak, Chak Xib Chak, Yaxha Chak). Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками.
Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. В-четвёртых, не было чёткого разделения между человеком и животными и между видами животных, вот таким образом многие боги объединяли черты нескольких животных в причудливых формах. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. Герои выбили птицам зубы и заменили их на мягкие зерна маиса. С каждой стороны Земли находится еще по одному дереву, символизирующему стороны света.
В 10 – 16 вв. Своим покровителем Ицамну считали вожди и правители, а также майянская знать. Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Тлалок (Tlaloc) – "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.
Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко. Вне зависимости от трактовок и интерпретаций, которыми богата мифология майя, в центре вселенной всегда располагалось первоначальное древо, а в его тени размещался рай. Эта кровь, как и в Европе, символизировала царское происхождение. Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру.
Туда попадали грешники, не удостоившиеся места на небесах. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей. Чтобы избавить их от страданий, боги превратили их в голубиц. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч.
Таким образом появились первые предки майя. Обычно они изображаются в момент возрождения своего отца или во время игры в мяч. в ст. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука.
Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). н. э. Это произошло при вожде Теноче. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.
Наиболе характерными чертами являются: длинный нос, "змеиные" топоры-кельты (обухом является тело пресмыкающегося), выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока. Ягуаролицый творец Тлалок изображался антропоморфным, зачастую вместе с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг око (иной раз такие круги помещались на его лбу), вместе с клыками ягуара а также змеиными завитками пред носом. Наиболее известные из этих источников— сборники текстов религиозного характера Пополь-Вух (написанный языком киче) и Чилам-Балам.
Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Важно и то, что согласно видениям майянцев земля была прямоугольной формы. Стоит уточнить, что в мифологии майя говорится, что богом создававшим мир был Хуракан, в то время как Кукулькан и Тепеу всего лишь руководили процессом. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев.
Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. Как любая форма Кали, она была Создателем, Началом. Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти).
Он является творцом мира и основателем жречества, создателем письменности. Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли. Когда говорят о главных богах майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса.
Вход в него охраняла летучая мышь. Удивительно то, что представление о строении вселенной, вселенная и мифология, возникли у майянцев не на пустом месте. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой.
Его женой была Иш-Чель (Ix Chel, «Леди Радуга»), старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Впоследствии они убили ужасную птицу Вукуб-Какиш, у которой они выбили зубы, стреляя взрывающимися пулями и потом заменили их на мягкие зёрна маиса. Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн.
Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя. Братья совершили множество и других благодетельных и удивительных поступков.