Ишчель или Иш-Чель (Ixchel) – "радуга" – в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения считалась супругой Ицамны. Бог Солнца, Кинич-Ахау (Kinich Ahaw), выглядит в кодексах очень похожим на Ицамну и может быть одним из его воплощений (однако, он мог быть и его отцом). Наконец, на керамических чашах можно увидеть и драматическую сцену убийства одного из правителей Подземного царства (бога «N») близнецом, вытаскивающим его из раковины. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.
Ишчель — в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения считалась супругой Ицамны. Он также похож на ацтекского бога смерти Миктлантекутли. Богиня Лада в славянской мифологии – Подательница всяческих благ. Богиню луны Иш-Чель просят о том, чтобы женщины благополучно производили на свет детей.
Чак, Чаак («топор») – важное божество в пантеоне богов цивилизации майя доколумбовой эпохи. Сегодня мы можем прочесть большинство имен богов списка Шельхаса, который продолжает служить своего рода катехизисом в отношении древних божеств майя. Второй рай, Тлиллан-Тлапаллан был раем для посвященных, последователей Кецалькоатля – бога-короля, символизирующего воскресение.
Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Перед ним в позе покорности и смирения сидят еще шесть неизвестных нам богов преисподней. Мецтли — в мифологии ацтеков – бог Луны. В мифологии ацтеков – молодой бог кукурузы.
В период язычества у каждого племени и народа было множество богов. Муан Чан (Moan Chan. ) часто изображается в виде старого бога в уборе из птичьих перьев иногда с сигарой во рту. Ацтеки, опосредованно восприняв многие культурные черты великого народа майя, многим богам дали имена на своем языке. Бог Полярной звезды охраняет купцов во время долгих странствий.
Согласно мифу, первое время после появления на небе Луна светила так же ярко, как Солнце, пока один из раздражённых этим богов не бросил в неё кроликом. Бог-верховный правитель Подземного царства, сидящий на троне в виде фигуры ягуара во рту у него зажженная сигара. Римская богиня Майя произошла от италийской Майесты, покровительницы плодородия земли.
Койольшауки — в мифологии ацтеков, богиня Луны. Можно обратиться к Ладе, Богине-Роженицы, Верховной Покровительнице семейных уз для получения крепкого союза в совместной жизни да много здоровых и красивых деток. Для самоубийц у майя была особая богиня – Иштаб.
Одновременно Коатликуэ – богиня смерти, т. к. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Мецтли (Metztli), в мифологии ацтеков, бог Луны. Тескатлипока — один из трех главных богов покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения он бог-демиург и одновременно разрушитель мира. Иштаб — в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками.
Коатликуэ — богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. Ах Пуч — бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Данный фрагмент рисунка из кодекса изображает бросающего копье бога Венеры.
Взглянув на список древне-италийских божеств, между которыми мы часто видим столь близкие аналогии с божествами славянскими, мы находим там богиню Concordia имя которой точно так же значит согласие. Боги – защитники людейБогиня луны Иш-Чель относится к добрым богам, женщины ее просят о благополучном произведении на свет детей. Наиболее часто встречающиеся сцены с его участием: рождение Бога Маиса и сцены с участием владык Шибальбы. Герой-близнец, убивающий бога-владыку Шибальбы: вытянув его за руку из раковины, он занес кремневый кинжал для решающего удара. Согласно некоторым историкам, майя создавали произведения искусства не ради самого искусства, а для удовольствия богов.
В мифологии индейцев Мезоамерики, богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. Чак — бог дождя, грома и молний. Камаштли (Camaxtli), в мифологии ацтеков, бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. А бог Полярной звезды во время долгих странствий охраняет купцов.
В одном из письменных индейских источников колониального приода эта богиня названа "Огненная радуга" ("Ритуал Бакабов"). Кавиль — один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Кецалькоатль — бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Среди богов майя были как добрые, так и злонамеренные. У ацтеков этот бог отождествлялся с Миктлантекутли – ухмыляющимся богом смерти.
Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года. Этрусские боги Maius и Maia, Bona Dea, древне-италийской Concordia, Faunus и Fauna, всё эти однородные весенние божества согласия, радости и любви соответствуют, по значению своего имени со славянскими божествами весны Лад, Ладо, Лада, Лиго, Лодо, Лигичус. Он являлся управленцем четырех великих даров, а именно богом огня, воды, воздуха и земли.
В мифологии майя молодой бог кукурузы известен также под именем Иум-Виила. Так ацтекский бог Кецалькоатль носит у майя с Юкатана имя Кукулькан, а у горных майя – имя Кукумац. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев. В положенный срок Майя родила ему в пещере горы Киллена сына Гермеса, который стал вестником богов и богом торговцев, путников, ораторов, спортсменов, врачей, а также мошенников и воров.
Тлалок — бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао. Тонатиу — в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета.
В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней изображался в виде скелета или с черепом вместо головы его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Этот бог покровительствовал ремесленникам и другим трудящимся людям, к нему обращались с просьбой о необходимом дожде и попутном ветре. Праздник богини Ишчель до сих пор отмечается в Южной Мексике.
Древняя Майя, богиня природы, зелени и цветов — дала название месяцу. Повелителем неба, создателем мира, дня и ночи, покровителем наук и письменности майя считали бога Ицамна. Бог смерти внешне похож на скелет. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды и божеством агрокультуры.
В других мифах Уицилопочтли у ацтеков – бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы. В пантеон индейцев майя и ацтеков входили более полутора сотен богов, так или иначе влияющих на жизнь людей и мироустройство. Так, майя области Верапас в Гватемале поклонялись как богам близнецам Хунахпу и Эшбаланкену. Боги – защитники людейЕсть у майя и очень добрые боги. На своём пути через подземное царство он становится ужасным богом-ягуаром, который зачастую изображается на монументах майя.
В мифологии майя – бог дождя, грома и молний. Здесь представлена резьба по кости из храма в Тикале изображающая трех богов дождя, ловящих рыбу. Упоминания об этой богине дошли в обрядовых весенних хороводных песнях. Это божества, в отношении которых сомнительного и гипотетического гораздо меньше, чем в отношении хронологически более ранних и локальных богов, поэтому в данном очерке целесообразно ограничиться именно ими. В мифологии майя молодой бог кукурузы известен также под именем Иум-Виила.
Тонатиу — в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия – Юм-Каша. Интересно, что, у ацтеков, богиня плодородия носила похожее имя – Майяуэль. Римляне почитали богиню Майю и назвали в ее честь месяц, на начало которого приходились ее празднества. Иштаб или Иш-Таб, Иштак (Ixtab), в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками.
Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Один из четырех богов, создавших мир. Богиня весны и весеннего расцвета природы у древних славян (поляков), ее чтили в первые дни мая.
Месяц богини Мая. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса (вырубки под поля), позднее стал богом дождя и воды, а также божеством агрокультуры. Маю говорила, что служила многим богам, два из которых являются Ято и Тендзин, её нынешний хозяин. Бог Венеры был важным божеством в пантеоне майя. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды и божеством агрокультуры.
Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Бог с раковиной улитки — один из главных правителей царства смерти. Целью человека было выполнять задачи, которые были полезны богам— то есть заниматься ювелирным делом, обработкой драгоценных камней, гончарным делом, созданием барельефов ит. д. С уважением относились майя к богу смерти, которого звали Ах-Пуч.
Самый последний праздник в году, когда праздник мог посвящаться также и Ладе – это День Осеннего Равноденствия, когда нарождалось Осеннее Солнышко, приходил в Мiръ – Бог осеннего солнца Авсень. Этот бог также занимался освобождением земель под пахоту, поэтому его символами были топор и факел. Молодая полуобнажённая женщина, которая несколько раз встречается в Дрезденском кодексе, представляет собой молодую богиню Луны, молодой вариант Иш-Чел известный ранее как Иш-Чуп (Ix Chup, «женщина»), которая имела романтические отношения с несколькими богами. Любимым богом народа был Юм-Кааш, культ которого связан с сезонными изменениями в природе. Уицилопочтли — бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати.
Кукулькан — бог четырех Святых Даров – огня, земли, воздуха и воды и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба. Он напоминает ацтекского бога смерти Миктлантекутли. Она – мать бога солнца Уитцилопочтли. В то же время и в самом классическом и постклассическом пантеоне майя встречаются науаязычные имена богов, вследствие тесных контактов с этими народами в поздний период их истории. Камаштли — бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы.
Чак (Чаак) — бог дождя, грома и молний. Бог смерти похож на скелет. Для любого человека важно, разлад в доме или лад, всё и в семье складно.
Боги небесных светил умирали чаще других и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых.
Бог (или богиня) Венеры, по всей видимости имел отношение к земным делам и являлся покровителем охотников, а также ассоциировался с одним из месяцев календаря майя. Обычно они изображаются в момент возрождения своего отца или во время игры в мяч. Однажды их шумные забавы не на шутку разозлили правителей Шибальбы — Подземного царства и они заманили братьев в свои ужасные владения. Племена разговаривали на схожих словах и имели схожие верования. В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты Венеры, основателя нескольких царских династий и крупных городов в частности считался патроном династии Кокомов в городе Майяпан. Трудно сказать.
У некоторых из них вырваны ногти и они горестно взирают на капающую с кончиков пальцев кровь. Его супругой была Иш Чель, которая, таким образом, была матерью всех богов. Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света.
Для убийства могли использоваться и стрелы. На территории майя богословские системы отличаются друг от друга в различных регионах.
Действительно, многие расписные сосуды из богатых гробниц классического периода цивилизации майя содержат изображения богов подземного мира, чудовищ, мифических правителей-близнецов и т. д. имеющих аналогии в эпосе «Пополь-Вух». По поверью славян, все семейные союза, что были сотворены по осени, считаются самыми благоприятными, крепкими и счастливыми.
Часть эпики подземного царства также описана в Пополь-Вух эта эпика очень похожа на египетскую «Книгу мёртвых». В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Так когда майя сеют маис, они посылают зерна в подземное царство, но маис «возрождается» в виде молодого ростка. Но определенные условности в изображениях богов часто делают их узнаваемыми.
По всей видимости, сами майя не знали ответа на этот вопрос. календарь майя).
В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Религия играла главенствующую роль в обществе древних индейцев майя.
Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Тогда осветился свод небес и лицо земли. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Юг В классические времена Юг считался эквивалентом «низа».
н. э. Восток Восток — это направление восхода солнца и весны. Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Он творец мира, основатель жречества изобретатель письменности. Наиболее жестоким даром богу было трепещущее сердце, вырванное у живого человека. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений.
Во-первых, многие боги майяЦивилизация майя: можно строить пирамиды, но без воды – никуда имели несколько персонифицированных проявлений, нередко не менее четырёх (например, по количеству сторон света), которые почитались под индивидуальными именами в зависимости от конкретной ситуации. Вот таким образом он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком. Но способы жертвоприношения мало чем отличались.
В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Реально только то, что невыразимо и непостижимо.
В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Но не забывай о свободе своего разума. Хун-Каме и Вукуб-Каме были разрублены близнецами на куски, но не воскрешены вновь. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Важное значение в пантеоне майя занимал молодой бог кукурузы изображавшийся в виде юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Второстепенным чиканам нет числа. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) – ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.
Тецкатлипока широко почитался, ему приносилось много жертв. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли. Кровь, пролитая правителями и представителями их семей имела важное ритуальное значение. Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника.
Эта кровь, как и в Европе, символизировала царское происхождение. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Другие от изнеможения лишились сознания. Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев.
Богиня новолуния Иш Чап представляла собой Иш Чель в более привлекательном виде. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз.
В народных представлениях упоминается множество Чаков. Тецкатлипока, Тескатлипока – дымящееся зеркало – В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов в историческое время – главный бог племён науа и майя. Двойственность, присущая отдельным богам, порой поражает.
Часто эти группы воспринимались как единое целое. Он – сын Коатликуэ. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку.
Каждая цветная троица правила годом. Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени.
Всякое архитектурное строительство прекратилось. По некоторым данным их более двух сотен. Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. В центре круга два танцора изображали охотника и оленя. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Во-первых, многие боги были не одной персоной, а четырьмя, соответствующими каждому направлению.
Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли – олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин – кровь жертвы, в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока – звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли – покровитель банкетов, как Тельпочтли – повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль – бог-воин, в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. В жертву приносились рабы и внебрачные дети или сироты, купленные к этому случаю. Согласно одному из вариантов теологии майя Итзамна был отцом всех других богов (кроме Хунаб Ку). Как уже отмечалось, Кетцалькоатль или Кукулькан, как правило изображался пернатым змеем. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя.
Говоря о более продолжительных временных периодах, следует отметить, что каждый катун или двадцатилетний период, на которые майя делили время, находился под покровительством одного бога, а поскольку существовало тринадцать катунов, то можно предположить, что каждый из богов рая, состоящего из тринадцати «кругов», владел правами на один из катунов. Помимо человеческих жертв в сеноты бросали всевозможные дары. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. Он является творцом мира и основателем жречества, создателем письменности. Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений.
Майя также поклоняются в Непале, Тибете, Азии и Гималаях. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание.
Однако как объяснить в таком случае обилие на этих полихромных вазах различных символов (черепа, перекрещенные кости, черная раскраска лиц и тел персонажей — цвет смерти и войны — и т. д. ). С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. «Добрый» или «злой»— часто также не постоянная характеристика богов майя. Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов.
Из других божеств – бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Она – источник всякого колдовства, она олицетворяет тленность и обманность всего земного. Запад Запад —это сторона заката солнца, владения осени.
Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). «. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох.
На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. В другом танце, носящем название «Коломче» или «Танец тростника», по описаниям епископа де Ланда, принимал участие хоровод из 150 танцоров. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal).
«Под защитой грозных богов и могущественных царей» росли старые селения и города и возникали новые. У всех народов Центральной Америки существовал такой праздник с обрядом жертвоприношения Шипе-Тотеку, на котором жрецы, облачившись в кожу принесённого в жертву людей, торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных. Однако души большинства людей, умерших обычной смертью, «в домашней постели», попадали в подземный мир — «Миктлан» (ацтекск. Одним из наиболее значимых и наиболее древних богов майя являлся Чак (Chak, Chak Xib Chak, Yaxha Chak). «Тогда они удалились от них (от обитателей преисподней.
Невинность высоко ценилась и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми» жертвами. Но остерегайся своего самомнения.
А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Специальные атрибуты Богини – это интеллект, творчество, вода и магия. и будет уничтожен 21 (или 23) декабря 2012 года, когда современный цикл так называемого длинного счёта подойдет к концу.
Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни. Индуисты и буддисты Индии поклонялись Майя, как «Материальной Вселенной», как «Матери: Создания», «Ткачихе Паутины жизни» и, как иллюзии (с санскрита Майя – обман, хитрость, волшебная сила). Естественно, что место каждой такой находки оставалось, как правило, неизвестным. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками.
— В. Г. ), — говорится в «Пополь-Вух» о божественных близнецах, — и поднялись наверх, в средоточие света в одно мгновение они были подняты на небо. Они делились на две большие группы. Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Много майя преследовались за свою веру на протяжении веков начиная с прибытия европейцев. Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому.
Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух. Когда требовался огонь, он должен был быть «девственным» огнем – жрецу полагалось заново разжечь его путем трения. Майя представляли его в виде беззубого старца с морщинами на лице. Но испанские монахи, тем не менее, считали некоторые из них неприличными и эротичными. Так, например, он поступил с тольтеками.
Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства. На изумляющих фресках в Бонампаке изображены пытки пленников. Как уже упоминалось, майя верили в циклическую природу времени (см. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений.
Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Вот таким образом Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают.
Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. и проявлениями одной и той же сверхъестественной сущности. Однако, главный бог майя это далеко не бакабы или Уицилопочтли, это Ицамна. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Большую роль в майяском пантеоне играл бог огня имевший облик старика с огромным разветвленным носом в виде стилизованного знака огня. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и в производстве керамики. Форма его головы была настолько вытянутой и заостренной, что напоминала лист маиса. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.
Жители покидали их. Хобниль был покровителем пчеловодства. Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Убивали рабов и размещали их вокруг ящика. Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды.
По представлениям ацтеков, Тецкатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, вот таким образом он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом в их ведении были и реки и озёра. Например, женщины, умершие в родах и воины всегда попадали в некое подобие рая. Духовые инструменты, такие как флейты или трубы, вели мелодию, а ударные отбивали ритм.
В этом Мировая девственница была связана с идеей иллюзии, создавая «видимое». Это универсальное имя достигло и западного полушария. Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др.
Керамика, предназначенная исключительно для того, чтобы сопровождать умерших царей и аристократов в Подземное царство, скорее всего выполняла ту же роль, что и Книга мертвых у древних египтян. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат. Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. На голове Тлалока – зубчатая корона, стан – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин вместе с водой. Кроме этих богов, в пантеоне майя существовали покровители социальных классов и профессий. Довольно часто встречаются на расписной керамике сюжеты с «юными правителями-близнецами», танцующими или совершающими сложные акробатические трюки перед владыками преисподней, особенно перед двумя богами известными в рукописях как «N» и «L».
На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. На фреске не изображены все инструменты известные майя. В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра). С точки зрения мужского принципа Духа (который находится в поисках устойчивого, вечно действительного и совершенно божественного) она — выдающаяся загадка. Среди них были боги звезд и планет, такие как бог Венеры и бог Полярной звезды. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение.
С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Имел много ипостасей из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд.
Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И. -Кавиль – олицетворение урожая, И. -Туль – плохих дождей, портящих посевы, И. -Кинич-Ахав – солнца, И. -Каб – земли, И. -Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое. В росписи ряда глиняных сосудов можно встретить изображения сигар и курильщиков.
Прослеживаются ряд и еще более странных аналогий. Он был беззубым и косоглазым и часто изображался с бородой.
Иногда его головной убор напоминал кукурузу. Он, как правило изображается в виде скелета с таким непременным атрибутом как "мертвый глаз" (обычно их несколько), который вписывается в элементы "костюма" и/или компонует ожерелье бога смерти. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. В этом случае тело жертвы, как правило, скатывали вниз по ступеням пирамиды.
Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Для исследователей история древних майя — сплошные загадки.
В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности.
Существовали и иные варианты совершения жертвоприношений. Его знаком был пернатый змей, являющийся одним из излюбленных мотивов искусства майя. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli).
Изображение и надпись на каждом таком сосуде описывают смерть майяского правителя, длительное путешествие его души по страшным лабиринтам Подземного царства и последующее «воскрешение» правителя, превращающегося в одного из небесных богов. Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Боги народов майя изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты.
Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове. Тлалок (Tlaloc) – заставляющий расти, господь дождя а также грома, сельского хозяйства, огня а также южной стороны света, повелитель всех съедобных растений около майя – Чак, около тотонаков – Тахин, около миштеков – Цави, около сапотеков – Косихо-Питао. Его символом была смерть и возрождение природы. Близнецы прошли также через ряд опасных испытаний в пяти камерах или «домах» преисподней: «Доме Холода», «Доме Ягуара», «Доме Летучих Мышей» (предводительствуемых Кама Соцем или Летучей Мышью-Вампиром) и «Доме Обсидиановых Ножей».
Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.
20 апреля 1971 года в нью-йоркском клубе Гролье царило необычайное оживление. Ящик опускали в могилу, вырытую на вершине горы. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам.
В середине надписи стоят знаки, передающие понятия, дорога» и «смерть». Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. Всякая религия, — писал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. » (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328). Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т. е. Его изображения начинают встречаются на предметах относящихся к преклассическому периоду.
Когда говорят о главных богах майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. Когда говорят главные боги майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. В его честь великие цари называли своих детей, возводили пирамиды и устраивали массовые церемонии жертвоприношений. Сперва они победили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднее стали покровителями художников, артистов и танцоров). Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом.
Вместе с ним клали золото, бумажные плащи и другие ценности. Большая часть найденной керамики имеет похоронное значение, такая керамика часто содержала пищу и воду «в дорогу». На Западе обретает конец все сущее живые существа погибают подобно тому, как еженощно умирает солнце, заходя за западный горизонт или мертвеют гонимые ветром осенние листья. Многочисленные боги майя превратились в христианских святых (как это произошло во многих странах Европы на заре развития христианства) и старинные праздники майя были увековечены в днях того или иного святого.
Бог огня, Кинич Ахау, согласно мифологии был связан с покровителем водной стихии Чааком. Я твоя свободная воля. Ведь возрождение и избавление от ужасов царства мертвых выпадали на долю отнюдь не всех людей, а только «сыновей света», т. е.
Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. Первым в этом списке идет бог смерти, чье имя Кими (Cimi). На одной изящной вазе изображена, вероятно история пребывания близнецов в «Доме Мрака»: небольшой светлячок несет в лапках сигару, чтобы имитировать затем горящий ее конец. Так, после набега «гуакерос» на руины древнего города Наранхо (близ границы Гватемалы и Белиза) из 40 резных стел уцелело не больше половины. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми».
Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Ритуальными жертвами могли быть мужчины, женщины, дети и даже животные, хотя чаще всего ими являлись взятые в плен во время войны враги. Бог Кукулькан отметился и еще одним значимым достижением. Чаки изображались с хоботом, как у тапира или слона и с выступающими вперед зубами.
Ниже приведены главные боги майя. Верховным богом майя являлся Ицамна. Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков (типичная роль для богов-близнецов в религиях Мезоамерики). Мудрость поможет тебе разобраться во всех сложностях и неурядицах что появляются пред тобой. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Его история начинается еще в период почитания тотемных зверей, когда согласно легендам главные боги майя еще не родились, а ящерицы, священные майянские животные, на своих головах и хвостах держали землю и небосвод.
Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. После X века развитие культуры майя, правда уже значительно измененной влияниями со стороны чужеземных завоевателей — тольтеков, продолжалось на полуострове Юкатан (Мексика). Обычно в произведениях искусства майя классического периода изображающих батальные сцены с участием правителя, он показан сражающимся с врагами или во главе своих войск (каменные рельефы и стелы Йашчилана и Пьедрас Неграса, фрески Бонампака и др. ). По приданиям именно благодаря воле бога огня индейцы стали такими, какими они известны в истории.
Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. И вот, вопреки мнению большинства коллег, Майкл Ко решает: «И сцены и тексты, запечатленные на этих изящных сосудах, относятся не к повседневной жизни майяской элиты, а к загробному миру — к Подземному царству смерти». Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку.
На его плече была выдолблена голова колибри. Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Ах Пуч, другой бог смерти изображался скелетом. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом изобретатель грамотности и покровитель образования и наук.
лет. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. Он также родом из долины Мехико, где был известен как покровитель торговцев «Бог Л», но позже стал богом войны и в этой роли появляется в Дрезденском кодексе.
Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Так что нередко два разных бога, «молодой» и «старый», были одновременно и самостоятельными фигурами пантеона, с собственными мифологическими сюжетамиМифологические сюжеты – последствия реальных катастроф. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Бог майя Кукулькан переводится как пернатый змей или крылатый змей. Движения чиканов в горах вызывают землетрясения.
В отличие от ацтеков, жрецы майя не придерживались целибата. В ряде случаев удалось связать исторических персонажей, упомянутых на керамике (в рисунках и надписях), с индивидами, запечатленными на каменных стелах. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – колибри юга, колибри левой стороны.
— «Область мертвых», «Область, где мы утрачиваем себя», «Область бесплотных»), холодное и темное царство, где и бродили до своей окончательной гибели. Наконец, они добрались к месту пересечения четырех дорог разного цвета. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (вот таким образом Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Тонатиу – покровитель союза "воинов-орлов", его символ – орёл. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя.
После этого такой хлеб разламывался, раздавался людям. Миктлантекутли) и основателем культуры. По всей вероятности, это был воинственный танец. У майя было весьма своеобразное отношение к смерти.
Верховный бакаб, носивший имя Хобнил, являлся также богом пчел и покровителем пчеловодов. Крупные морские раковины широко использовались в качестве как барабанов, так и труб. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. В изображениях на керамических сосудах прослеживается его связь с церемонией жертвоприношения.
За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Этот танец назывался «Зоно» и они танцевали его с незапамятных времен». В более поздние периоды майянской истории, ближе к закату цивилизации майя, Иш-Чел – бог ветра и по совместительству покровительница ткацкого ремесла, шитья, пряжи и всех швейных изделий.
Это был обычный годичный календарь с 365 днями. После четырехлетнего пути душа попадала в самый нижний из ярусов преисподней, где царствовала пара ужасных богов — Миктлантекухтли, Повелитель Страны Мертвых и его супруга. Очевидна и несомненна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Иконографические облики их различны.
На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля.
В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. Ее именной иероглиф есть на одной вазе из первого альбома М. Ко. Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин.
Трубачи возглавляли процессию, за ними следовали барабанщики (один играл на барабане, обтянутом шкурами животных, трое других – на барабанах, сделанных из панциря черепах) и музыканты с трещотками. до н. э. Ход человеческого времени по этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Этот персонаж, названный «Ястребом, бросающимся вдаль», облачен в защитную куртку из шкуры ягуара и вооружен длинным, украшенным перьями копьем.
Бог огня майянцев выполнял функции защитника царских династий и городов, подчинявшихся им. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Его женой была Иш-Чель (Ix Chel, «Леди Радуга»), старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Вероятно, эти действия стояли в зависимости от дат 260-дневного цикла, как мы можем судить по данным Мадридского кодекса, который преимущественно посвящён таким вопросам.
Лишь они после путешествия по Шибальбе вознесутся на небо и превратятся в небесных богов. Я человек – Эб. Ягуаролицый творец Тлалок изображался антропоморфным, зачастую вместе с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг око (иной раз такие круги помещались на его лбу), вместе с клыками ягуара а также змеиными завитками пред носом. Последним подвигом была победа над царями Шибалбы. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый).
Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) – "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) – "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) – "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) – "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) – "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) – "Ночной Ветер". Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. Наиболее известные из этих источников— сборники текстов религиозного характера Пополь-Вух (написанный языком киче) и Чилам-Балам. Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн.
В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Север Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Однако некоторые его выводы выглядят излишне категоричными.
Не исключено, что именно вот таким образом в глазах майя ягуар был связан с подземным миром. Несмотря на коллапс классической цивилизации майя в начале X века, в течение которого почти на всей территории, которая была подконтрольна этому народу, прекратилось построение монументальных сооружений, барельефов, стел с записями событий, а численность населения резко сократилась и большинство городских центров были покинуты, сам народ майя сохранился и продолжал поддерживать свою веру и традиции.
Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь или «Добрая Красная Дорога». Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Разрозненные и слабые, они были беззащитны перед лицом нового могущественного противника. У ацтеков возник и светлый двойник Тецкатлипоки – красный Тецкатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком). На одной из фресок в Бонампаке изображен оркестр из двенадцати музыкантов.
Праздновали в день Осеннего Солнцеворота свадьбы, да славили Ладу-матушку. Сапотеки считали его покровителем своей нации. Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. В Дрезденской рукописи он назван Шиб – "страх" (миром мертвых у майя киче является Шибальба – "место страха").
Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха. Пора посмотреть, что есть что: где истинна, где ложь. Важной чертой этой пещеры являются многочисленные иероглифические тексты (до нас дошли около 400 текстов) и изображения, выполненные на стенах чёрным углём. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. По мнению доктора Майкла Коу, «вполне вероятно, что в эту игру играли «не на жизнь, а на смерть» и проигравшего ждала смерть на «тзомпантли» (сцене)». Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли.
Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета.
Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя. Индивидуально крестьянин майя обычно молился богам в начале дня перед завтраком. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти.
И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта и существовал до появления её с противоположной стороны. Фигурки Тецкатлипоки в этом облике были найдены в Теотиуакане. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны.
Хурокан – бог природного начала и всех буйных природных сил. Изображенные на фреске в Бонампаке трубы сделаны из глины, но для их изготовления использовалось и дерево. Майя строили изящные храмы, гигантские дороги-дамбы, дворцы и пирамиды. Это весьма похоже на описание выступления поп-группы на современном городском празднике. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений. Она сверху донизу была покрыта раскрашенной тканью, а сверху были укреплены два флага, по одному с каждой стороны.
Не менее почитаема у майя была жена Ицамны – богиня Иш-Чел. Сверху устанавливали каменную статую правителя и ей поклонялись. По мнению де Ланда, актеры майя отличались остроумием и прекрасной мимикой. В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра). Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки).
Пожалуй, самый значимый бог. Эта церемония проходила в каждом обществе майя в ближайшие пять безымянных и несчастливых дней в конце прошлого года и предполагала сооружение специальной дороги (вероятно, подобной «тротуарам» классического периода) к идолу, размещённому в одном из четырёх направлений, сразу за городской чертой ежегодно выбиралось новое направление, с циклом в четыре года и в направлении против часовой стрелки. Жертвы могли быть небольшими животными, «кровопусканиями» высокими должностными лицами и, хотя и нечасто, человеческими жертвами. Каждый бакаб ассоциировался с одной из сторон света и определенным цветом. Целью этих действий было увеличение охотничьей добычи, производства мёда и воска ит. д. Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей.
Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Фактически этот бог тождественен мексиканскому Миктлантекутли. Расхищение культурных богатств до-колумбовой эпохи особенно усилилось в последние годы.
Входами в Шибалбу часто считались глубокие пещеры. Одному было дано Солнце, другому — Луна. Через четверть часа маленький караван вышел на небольшую круглую поляну, где стояло несколько ветхих хижин — остатки лагеря сборщиков душистой смолы «чикле». На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное.
Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). Она переживала явный упадок. Кавиль, кровавый бог майя, - защитник и покровитель больших городов, воплощение силы воинов их мужественности и стойкости. Также встречаются гравюры, на которых Кукулькан – бог с лицом птицы, телом человека и змеиным хвостом вместо ног.
Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Каждый ритуал майя диктовался календарём, самый главный цикл которого составлял 260 дней. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. И сами они часто имеют особые «метки бога».
Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Один за другим приходили в запустение города майя.
А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. В 10 – 16 вв. Наконец, нередко можно было встретить божественную пару – мужское и женское божество, которые были одновременно и отдельными богами и символизировали единство противоположностей и могли рассматриваться как одна «божественная единица». Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) – "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов и вот таким образом его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl – зеркало, Ipoka – дымящееся). Перед ними лежала еще одна бессмысленно загубленная стела майя.
Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Сопутствующим опознавательным символом Тецкатлипоки является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске или на обрубке ноги в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Эта история— важный элемент мифологии майя и зачастую изображается в искусстве.
Теперь они обитают на небесах». Даты и символы были насыщены символическими значениями. В мифологии Ицамная, центральный бог древних майя существовал в нескольких образах: в виде бога дождя, в виде бога урожая, в виде бога земли. Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя. Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана.
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). Флейты изготовляли из камыша, глины и костей (иногда человеческих). Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените.
Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. На Юкатане до сих пор проводится церемония вызывания дождя под названием ча-чак (дождь, по представлениям юкатекских майя, является продуктом жизнедеятельности Чака). Наконец, владыки Шибальбы дали близнецам в «Доме Мрака» сигары и лучины, которые они должны были курить и жечь всю ночь, но вернуть целыми и близнецы, посадив на кончики сигар светлячков и привязав к лучинам пучки красных перьев имитировали курение и таким образом справились и с этим заданием. Но «золотой век» майяской цивилизации остался позади.
Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. Чтобы избавить их от страданий, боги превратили их в голубиц. Главным среди них был Кетцалькоатль (на языке завоевателей) или Кукулькан (на языке майя), который, возможно, являлся вождем мексиканцев и впоследствии был обожествлен. Для человека боги создали время на поверхности земли. В переводе с индейского языка Ицамна – дом ящерицы или дом игуаны.
Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. Особенно это касается утверждения, что совершенно вся полихромная керамика I тысячелетия, будучи погребальной по своему назначению, отражает лишь мифологические и потусторонние темы, не связанные с реальной жизнью.
В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Леди Кровь была изгнана наружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке (имена даны языком киче, а не языком классических майя). Вот таким образом Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея. Ранее он уже создавался и погибал.
Каждому человеку при рождении даруется свобода. Нам неизвестны имена майяских правителей, военачальников и жрецов. На одном сосуде, например изображен курящий сигару бог «L», который сидит на троне в виде фигуры ягуара и смотрит на иерархически расположенную группу из шести второстепенных божеств, каждое из которых имеет в иероглифическом тексте особое имя. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Жертву, выкрашенную голубой краской, укладывали в распластанном положении на жертвенном камне, а четверо помощников (чаки) держали его за четыре конечности. Чак является одним из первых известных богов обширного пантеона майя.
Она была также духом постоянно живущим в женщинах. Каждый из богов в пантеоне майя имел два обличия. Это были экспонаты выставки «Письменность древних майя». Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет.
Оба они изображаются в виде скелетов. Наиболе характерными чертами являются: длинный нос, "змеиные" топоры-кельты (обухом является тело пресмыкающегося), выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. Некоторые божества имели вид животных или птиц. Главным писцом, который соответствовал визирю при дворах Старого Света, был так называемый Ах-Кутун (Ah Kutun, «он от священных книг»), то есть государственный библиотекарь.
В 1-6 вв. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку.
С рабынями клали «манос» и «метатес» — зернотерки для приготовления муки из маиса, глиняные сосуды для варки пищи, чаши для питья, тарелки и миски. Другим отличительным признаком Тецкатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Их религия сегодня представляет собой форму христианства, впитавшего многие из их религиозных догм, – по существу это сплав христианства и традиционных учений майя.
Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Надпись в этом случае начинается с глагольного иероглифа известного и по рукописям XII—XV веков и означающего «вести происхождение», «быть потомком». Беспрерывные войны, эпидемии, засухи и неурожаи опустошали страну.
Но ничего подобного этим изображениям больше нигде не было найдено. Вот таким образом в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В более поздние периоды майянской истории, ближе к закату цивилизации майя, Иш-Чел – бог ветра и по совместительству покровительница ткацкого ремесла, шитья, пряжи и всех швейных изделий.
Еще одна из форм жертвоприношения была распространена у майя с Юкатана. Почему на них омерзительные духи и божества. Также Чак семантически связан с войной (в классику и постклассику) и последующими жертвоприношениями – непременным атрибутом войны. Каждый имеет свой цвет (как и бакабы) и ассоциируется с определенным днем. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма.
Текст Махаяны говорит, «Из всех форм Майи, женщина является самой важной». Ицамна – одно из древнейших божеств майянцев. Подготавливая в 1978 году к изданию третий альбом расписных майяских ваз, М. Ко обнаружил, что персонаж с изящной вазы 19 из Небаха (горная Гватемала) — правитель, сидящий на платформе, накрытой циновкой и правитель (Вихрь Дротиков) на сосуде 26 (из первого альбома 1973 г. ) с батальной сценой — одно и то же лицо.
Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Как любая форма Кали, она была Создателем, Началом. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев.
Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Майя-Shakti — Ив, «Вечное Женское» : она заставила своего супруга съесть яблоко.
В центре каждого хоровода обязательно должна стоять женщина, в руках которой овсяный хлеб. Ицамна становится творцом мира изобретателем письменности, основателем жречества. Спектакли, по словам де Ланда игрались для «удовольствия зрителей», одни спектакли, по его мнению, являлись «фарсами», а другие «комедиями». Она использовалась в период засухи для умиротворения бога (или богов) дождя. Дирижер пел мелодию и дирижировал оркестром.
Те приказали им явиться в подземное царство. Но для чего это делалось. В различные периоды истории в легендах индейцев Кукулькан упоминается как покровитель, бог дождя, ветра, земли и других ипостасей природы (религии индейцев были свойственны множественные воплощениях божественных существ). Это произошло при вожде Теноче. Возглавлял это число Кукулкан (Kukulkan), преемник Кавила в качестве покровителя правящей касты, культ которого возник уже в пост-классический период и достиг расцвета при приходе тольтеков на Юкатан. Его сын, Итзамна, был богом неба, а также богом ночи и дня. Скандинавская Майя, персонифицирована в беременную мать хаоса перед началом: Ginnungagap. Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени.
Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). Кукулькан был одним из важнейших существ, божеств в мифологии индейских цивилизаций.
Во-вторых, в понимании майя боги имели собственную родословную, то есть обладали таким свойством, как старение, перерождение и тому подобное. Рядом с каждым из бакабов росло дерево соответствующего цвета (хотя вполне возможно, что сами бакабы считались принявшими форму деревьев). Например, бог войны Эк Чуах являлся покровителем торговцев. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях.
Она была женой бога солнца, носящего имя Ах-Кинчил. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т. д. Например, часто встречались номера 4, 9, 13 и цветовые направления. Иногда тело в ритуальных целях съедали, с тем чтобы качества покойного перешли к участникам церемонии. Всего было двенадцать поименно названных богов Шибальбы во главе их стояли верховные владыки Хун-Каме (1-я Смерть) и Вукуб-Каме (7-я Смерть).
Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. В Центральной Мексике его имя – Тлалок.
Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. К народу майя относилось несколько племен. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). На вершинах деревьев сидели птицы.
Приближалась ночь. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см.
Оно способно погубить все твои старания. Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир. Если сразу много чиканов плывут вниз по течению, то реки выходят из берегов.
Колониальное и современное его юкатекское имя – Кизин ("скопление газов") и Вак Митун Ахау (возможно, Митун это мифический топоним, преисподняя, Миктлан у ацтеков). Кровь проливалась по важнейшим датам календаря, чаще из языка женщин и пениса мужчин. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу.
Все другие божества Подземного царства находятся у них в подчинении. в ст.
«Девственная» вода, то есть вода, набранная в подземных источниках или собранная по каплям внутри пещер, являлась одним из неотъемлемых атрибутов жертвоприношения.
Зачастую они принимали форму «аналогичного волшебства», например, выливание воды в огонь, чтобы вызвать дождь. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин с водой. Да, сомневаться не приходилось. Тлалок (Tlaloc) – "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.
На нем играли руками, но иногда пользовались палочками с резиновыми наконечниками. Эк Чуах, бог преисподней и смерти, был черным и злобным, с выдающейся нижней губой. Его символ смерть и перерождение природы.
Потому и тема подземного царства была очень распространена на найденной керамике майя. Он стоит на коленях перед троном правителя, выражая позой смирение и покорность.
По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н. э.
Ответа пока не находилось. В каждом из «кругов» рая и ада был свой бог. Но первые стрелы преднамеренно направляли в другие части тела жертвы.
Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами. Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек.
Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. Музыканта, допустившего ошибку в ритме, ждало наказание. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. По углам скамейку подпирали змеи. Некоторые спектакли напоминали до сих пор сохранившиеся в сельских районах Англии пантомимы, в которых поборники сил света ведут борьбу и побеждают поборников сил тьмы, другие были похожи на широко исполняющиеся до сих пор во многих частях Европы спектакли, связанные с пробуждением природы.
Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Поклонение богам представляло собой нечто вроде коммерческой сделки: милости можно было ждать, если боги получали щедрую плату и платой, требуемой в случае наиболее важных событий, являлось человеческое жертвоприношение. Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). Для прироста маиса и людей он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи. календарь майя). Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека.
У майя были духовые и ударные музыкальные инструменты, но не было струнных. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кетцалькоатля, Уитцилопочтли и Шипе-Тотека. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами отсюда и собственное имя Ицамна и ассоциациями со странами света и цветовой символикой.
Население южной низменности и горных регионов майя современной Гватемалы практически прекратило монументальное строительство в этот период, однако следование традиционным верованиям среди местных майя подтверждено описаниями испанских исследователей и сообщениями 16 и 17 веков. Они одержали полную победу и в ритуальной игре в мяч. Народ майя Юкатана предлагал ей жертвы так же, как это делали в северной Индии — в те же самые сезоны, определённые теми же самыми звёздами. «Звёзды майя» совпали со звёздами созвездия Скорпиона на индуистских и греческих диаграммах. Другая версия — она была Матерью-богиней Маяуель мексиканской Агавы, названа «Женщиной с Четырьмястами Грудьми», лелеющей мир и ко всем существам в мире она относится по-матерински. Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру. Это сторона света, где всегда изобилие.
самих божественных близнецов и следующих их примеру правителей городов-государств майя. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Возможно, бог грозового неба. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов – Кукульканом и Хуроканом.
Кавиль (Kauil). Богом торговцев и выращивателей какао (которое ценилось как валюта) был Эк-Чувах (Ek Chuwah), с чёрным лицом и длинным носом. Они прошли между крутыми холмами и оврагами, переплыли реку из крови и гноя. Подавляющее большинство этих красивых сосудов до сих пор вообще не попадало в поле зрения ученого мира, поскольку они хранились в закрытых частных коллекциях, куда попадали из рук «гуакерос».
Видимо, они-то и были верховными повелителями царства смерти. Итзамна обычно имел тело ящерицы или игуаны. Согласно поздним источникам, предыдущий мир умер в «большом потопе» (идея, которая также найдена у ацтеков), когда небо упало на землю и свет исчез. «Например, на четырех стелах в Наранхо изображена женщина из царского рода города Тикаля, которая вышла замуж за представителя правящей династии города Наранхо. Этот бог тесно связан с дождем и грозовыми явлениями: свечением (молния), у майя цельталь "Чахук", что означает "луч" или "гром". Видимо, это военачальник (након), причем достаточно знатного происхождения (судя по богатству его костюма и украшений). Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл).
К числу малоизвестных богов относились: бог татуировки, бог акул, бог птицы чачалака, бог балче (разновидность вина), бог оленей и бог игроков в мяч. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. Тело жертвы после ритуального убийства сбрасывалось со ступеней пирамиды.
Найти в сознании майя точки соприкосновения их старинных религиозных верований с христианством, введенным испанскими завоевателями, оказалось несложно. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. В конце они победили царей Шибалбы в игре в мяч, но всё-таки были казнены. Титул жреца, Ах-Кин (Ah Kin— «он от солнца»), говорит о связи с календарём и астрономией и в их обязанности включались не только проведения ритуалов, но и образование. Следует также отметить то, что боги майя часто не были дискретными, отдельными объектами, как греческие боги.
Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилияптицаягуар) или антропоморфный – старик. Иногда жертву привязывали к столбу для операции по извлечению сердца. «У старой богини-матери Шмукане, — говорится в эпосе «Пополь-Вух», — было два сына, Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу».
По представлениям ацтеков, Тлалок – по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Она была больше, чем Майя-Мать она была также Maga Бабушка-богиня и Almaya Мандэина Кристиана, названная «Вечностью». Танцы исполнялись под музыку. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни.