человек. Письменность ацтеков. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку"). Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). Хурокан – бог природного начала и всех буйных природных сил. лет.
Миклантекутли – («владыка Миктлана») в мифологии индейцев – бог преисподней и мертвецов. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И. -Кавиль – олицетворение урожая, И. -Туль – плохих дождей, портящих посевы, И. -Кинич-Ахав – солнца, И. -Каб – земли, И. -Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое. Но не забывай о свободе своего разума.
С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Почитали также бога и богиню маиса. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.
Тонакатекутли и его жена не имели специального культа. Ее каменные символы-идолы стояли на границах полей. Наконец, Нанауатль (Усыпанный бубонами), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо.
С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину.
Жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звёзд северной части неба). В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Отождествляла собой молодую красоту и страсть.
В общем, это был добрый бог, но временами его характер портился или он гневался на людей и тогда опрокидывал кувшины, приносящие бедствия (его символом нередко был кувшин). Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух (у киче) и др. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе. В циклопической кладке фундамента встречаются камни весом более 30 т со скошенными краями.
Следовательно, Пачамама была еще и богиней плодородия. Помимо главных божеств имелось ещё множество местных, а также родовых богов, в число которых включались и обожествлённые предки и герои. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. В классический период ягуар, кроме того был, вероятно, родовым богом династий нескольких городов-государств. Боги ацтеков. В четвёртой эре (Четыре вода) Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб.
Он отказался. Внимание к богам ацтекского пантеона вполне понятно и объяснимо.
Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) – владыка царства мёртвых. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Эти племена имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки).
и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Ход человеческого времени по этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Впрочем, это детали, куда важнее то, что мировоззрение ацтеков было неразрывно граничит с почитанием богов, которых в общей сложности в их пантеоне насчитывалось около тысячи. Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев).
Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Иногда в мифах он является ипостасью Камаштли – он разжёг первый огонь использовав для этого небесный свод, который раскрутил вокруг оси как сверло. Олицетворением бога становился наиболее совершенный, красивый юноша, который в течение года считался божеством, а все его пожелания исполнялись.
Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Тласольтеотль (Tlazolteotl) – Богиня – пожирательница грязи (экскрементов). Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. Письменность майя была иероглифического типа. По легенде, он отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной.
В засушливые годы в жертву богине полагалось приносить мужчину. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Очень чёткий иконографический образ имел бог-носильщик: чёрные лицо и тело, особый глаз, торчащий нос и отвисшая нижняя губа, на лбу у него повязка для ношения грузов и тюков. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще двух, сообщающих атрибуты бога. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами.
С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Особой сложностью отличались боги-ягуары, тесно связанные с ольмекской традицией, они имели отношения к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам.
У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Богом земледелия был Шипе. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением.
Бог Мишкоатль Бог МишкоатльМишкоатль (Mixcoatl) – "облачный змей", (IxTak Mixcoatl) – "белый облачный змей". Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов их борьбы с подземными владыками и др. Кецалькоатль (Quetzalcoatl) – змея, покpытая зелёными пеpьями или драгоценный отец змей, сметающий дороги, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя.
Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее. Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Например, женщинам отсекали головы в осенние праздники, посвященные богине-Матери. Некоторые божества имели вид животных или птиц.
Кецалькоатль. Хобниль был покровителем пчеловодства. по 300 гг.
В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний — Чак (Chaak или Chac) бог смерти и владыка мира мертвых — Ах Пуч (Ah Puch) бог смерти — Кими (Cimi) владыка неба — Ицамна (Itzamna) бог торговли — Эк Чуах (Ek Chuah) богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств — Иш-Таб (IxTab) богиня радуги и лунного света — Иш-Чель (IxChel) верховый бог, пернатый змей Кецаля — Кукулькан (Gukumatz) бог кукурузы и лесов — Юм Кааш (Jum Kaash) бог огня и грозы — Уракан (Huracan) демон подземного мира — Зипакна (Zipacna) и другие. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli).
Современная, пятая эра (Четыре землетрясение) с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан.
Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь или «Добрая Красная Дорога». Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох. Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин. Инкские памятники, даже находящиеся в руинах изумляют своим количеством и размерами. Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств.
Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. По осени народ устраивал грандиозный праздник в ее честь.
Например, женщины, умершие в родах и воины всегда попадали в некое подобие рая. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Тонатиу – покровитель союза воинов-орлов, его символ – орёл. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней.
Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (вот таким образом Тлалок изображался иногда в виде кувшина). В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. Тласольтеотль – богиня плодородия, сексуальных грехов и покаяний,, в мифологии ацтеков богиня земли, плодородия, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений) владычица ночи. Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. Одним из особо почитаемых богов был Кецалькоатль, соединявший в своем облике птицу и змею. Однако письменность не получила широкого распространения из-за сложности первоначальных иероглифо-символических знаков, которые в дальнейшем не упростились.
Тонатиу – покровитель союза "воинов-орлов", его символ – орёл. человек. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи.
Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Мифология ацтеков. Из других божеств – бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Ацтеки полагали, что капающая на землю кровь способна вызвать дождь.
Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. Сопутствующим опознавательным символом Тецкатлипоки является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске или на обрубке ноги в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Его символ смерть и перерождение природы.
Я человек – Эб. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель.
В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков.
По некоторым оценкам, в строительстве было задействовано 30 тыс. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества. Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы.
Север Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Инки в этом отношении являются едва ли не исключением из общего правила.
Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Ландшафты и природные условия бывшей инкской империи отличались большим разнообразием. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок.
В текущей, пятой эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин (Четыре движения). Считается, что жрец Кецалькоатль был незаурядным мыслителем и постарался создать более или менее завершенную религиозную систему. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света.
Предполагается, что первоначально он был божеством подземной стихии, вулканов и землетрясений, а также вулканического стекла (обсидиана) из которого изготавливались орудия труда и, главное, ритуальные ножи для заклания жертв, разрезания груди, после чего жрец, вынимая кровоточащее, пульсирующее сердце, подносил его к своим губам и показывал Солнцу. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Возможно, в глубокой древности он был божественным змеем, тотемным животным. Вот таким образом Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода.
Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). На его плече была выдолблена голова колибри. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Дело здесь не столько в самобытности этих божеств (в конце концов, боги многих индейских цивилизаций Доколумбовой Америки Древние развитые цивилизации Доколумбовой Америки перекликаются между собой и дублируют друг друга) или их многочисленности, сколько в особом характере их почитания.
Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Кецалькоатль – «Пернатый змей» В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане Он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм) и богом вод и изобилия В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля.
После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т. е.
Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Либо изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос вдоль щёк. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи.
Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Вот таким образом он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком. Тецкатлипока широко почитался, ему приносилось много жертв. Он являлся мужем Майяуэль, которая являлась воплощением Шочикецаль. Но остерегайся своего самомнения. Пленника привязывали к столбу, а затем бросали в него дротики. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов – Кукульканом и Хуроканом.
Её остальные дети стали с подозрением относиться к отцу и поклялись убить свою мать. Такие жертвоприношения совершались ежегодно. У ацтеков Шиутекутли изображался с лицом, раскрашенным наполовину красной, наполовину чёрной краской, головное украшение составляли два тростника или бабочка в руках у него или жезл и щит или копал (курительная смола) и кадильница. Фигурки Тецкатлипоки в этом облике были найдены в Теотиуакане. Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб.
В результате праздновалось рождение бога молодого маиса (ритуал магии плодородия). Не исключено, что он был искусным мореплавателем. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. К юго-востоку от Боливии горы обрываются и сменяются необозримой ширью аргентинской пампы.
Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба — Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. На его плече была выдолблена голова колибри. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Он – сын Коатликуэ.
Так, например, он поступил с тольтеками. У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Ицамна становится творцом мира изобретателем письменности, основателем жречества. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. По углам скамейку подпирали змеи. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.
Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Младенец вырос и стал могучим юношей, с которым не мог бы справиться и сам Пачакамак. Богом земледелия был Шипе.
Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра (Четыре дождь) закончилась всемирным пожаром. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. Обобщил эти сведения во второй половине XX века испанский ученый Мигель Леон-Портилья в статье «Мифология Древней Мексики» и книге «Философия нагуа» (ряд племен Центральной Америки, в том числе ацтеки, говорили на языке нагуатл и вот таким образом их культуру называют нагуанской).
Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – колибри юга, колибри левой стороны. Культ Шиутекутли и его изображения засвидетельствованы ещё в доольмекское время.
Другим отличительным признаком Тецкатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Тогда колдуны обратили свои злые чары на его подданных.
Для человека боги создали время на поверхности земли. Получила она своё имя согласно легенде так – однажды она пришла к умирающему человеку, который сознался в своих грехах и она очистила его душу, съев всю грязь. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2, 5 тыс. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд.
Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Березкин Ю. Мочика. Согласно верованиям индейцев, ее свет способен причинить человеку колоссальный вред и навлечь на него всяческие бедствия.
Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень. Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т. е. Мифология майя. В его небесные владения попадали души убитых молнией, а также утопленники, прокаженные и подагрики (считалось, что он ответственен за эти болезни).
Он творец мира, основатель жречества изобретатель письменности. Инки начали строить в 1438 и закончили через 70 лет, в 1508. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву.
Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. эль-indio muere (когда большая сова поет индеец умирает). Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Культура майя начинает своё формирование с 500 г. до н. э.
Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Кульминацией события было принесение в жертву молодой женщины. Шипе-Тотек был также богом западной стороны света.
В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Иконографические облики их различны. Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.
Затем следовало ее символическое соединение с Уицилопочтли (Колибри-левшой), одним из четырех Тескатлипоков, который в этом ритуале выступал олицетворением Солнца. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле головной убор его имеет форму головы совы или каймана. На Западе обретает конец все сущее живые существа погибают подобно тому, как еженощно умирает солнце, заходя за западный горизонт или мертвеют гонимые ветром осенние листья.
По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. За ним последовал Текистекатль (Находящийся в морской раковине), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н. э. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир.
Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Это сторона света, где всегда изобилие. Часто эти группы воспринимались как единое целое.
Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Крепость (пукара) Саскауаман, защищавшая Куско, – это, несомненно, одно из величайших творений фортификационного искусства.
Письменность ацтеков. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст.
Оно проникало во все миры и связывало их между собой. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». Письменность майя. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох.
Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Бог Ах ПучДрезденский кодексВ мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада.
И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Она стала прародительницей рода человеческого. Это произошло при вожде Теноче. Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света.
Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.
Имелись и другие способы датирования. Иконографические облики их различны. На строительство крепости ушло не менее 300 000 каменных блоков. Запад Запад —это сторона заката солнца, владения осени. Это содействовало процветанию общества и установлению более гуманных нравов.
В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.
В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Гора Тепостеко место раскопок названное в честь Тепостекатля. Не менее почитаема у майя была жена Ицамны – богиня Иш-Чел.
В мифологии ацтеков – бог неба и солнца, бог воинов. Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Эти ритуалы символизируют перерождение земли.
Привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и землю. На альтиплано жило множество андских племен. Она устроила потоп (в наказанье грешникам), который уничтожил четвёртый мир. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. В 1 – 6 вв.
Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле головной убор его имеет форму головы каймана. Каждая цветная троица правила годом. Мужчин убивали особенно часто. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку.
Это был обычный годичный календарь с 365 днями. В народных представлениях упоминается множество Чаков. Как владыка мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда выступал в роли искусителя людей. Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Тонатиу (Tonatiuh) – Солнце, Куаутемок – Нисходящий орёл, Пильцинтекутли – Юный владыка, Тотек – Наш вождь, Шипилли – Бирюзовый царевич.
Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. Однако и здесь различные мифы предлагали различные варианты, какие боги какими сторонами света «заведовали». Каждая цветная троица правила годом. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Его имя переводится как существо в центре и символизирует неподвижную точку центра движущегося кольца, где всё сбалансировано, находится в равновесии и мирно покоится.
Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Сапотеки считали его покровителем своей нации. Индийцы почитали Пачамаму не только как прародительницу, но и как божество Земли. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 – 5 вв. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа Венеры (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов.
На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. По некоторым данным их более двух сотен. Шиутекутли (ацтекск. Он также убил свою сводную сестру Койольшауки, разорвав ей сердце с помощью Xiuhcoatl (синяя змея) и сбросил её тело вниз с горы. Подражая ему, ацтеки разрывали сердца их жертв и сбрасывали их тела вниз по стороны храма.
В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилияптицаягуар) или антропоморфный – старик. В Исапе найдено огромное число стел с изображением этого божества. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Вот таким образом Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея.
К нему явились колдуны, требуя возродить ритуальные жертвы людей. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). Шипе Тотек (Xipe Totec) – Наш владыка со снятой кожей, Наш вождь ободранный, Тлатауки Тецкатлипока – Красный Тецкатлипока, Ицтапальтотек – Наш вождь плоского камня. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. В текущей, пятой эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин (Четыре движения). Имел много ипостасей из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp.
Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». По его словам: «Подданные этой страны беспрекословно повиновались инкам и считали их очень умными и способными людьми, большими знатоками искусства управления государством». Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени.
В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Она являлась покровительницей путешествующих по воде. Восток Восток — это направление восхода солнца и весны. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры.
Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Эти безлесные травянистые равнины находятся в зоне континентального климата с жаркими солнечными днями и прохладными ночами. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Для человека боги создали время на поверхности земли. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. Рассерженный Миклантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца.
А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем.
В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока. Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Униженный жертвой Nanahuatl, Tecuciztecatl тоже прыгнул в огонь и стал луной. В период завоевания империи инков конкистадорами и насаждения христианства приобрел новое звучание старый миф о великом демиурге Инкарри (инке-царе), сыне Солнца и дикой женщины, создавшем все, что есть на земле (в данном случае, как обычно бывает, сотворение мира представлено как осознание, осмысление и преобразование окружающей среды человеком).
В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Я твоя свободная воля. Юг В классические времена Юг считался эквивалентом «низа».
Оно способно погубить все твои старания. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Ранее он уже создавался и погибал.
Кецалькоатль – сын Мишкоатля и Чимальмат. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век.
«владыка года»), в мифологии индейцев Центральной Америки бог огня и вулканов. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Согласно мифу, Тепостекатль был одним из четырехсот детей Майяуэль. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. Во второй эре (Четыре ветер) Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян.
В мифологии ацтеков – бог неба и солнца, бог воинов. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Но в конце этого века небесные чудища обрушились на земных и все они погибли. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя.
Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам.
По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. расположены умеренные климатические зоны, благоприятные для интенсивного земледелия. Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, они были наименее цивилизованными из всех групп, но мешики-ацтеки решили учиться и они взяли все, что могли, от других людей, особенно от древних Тольтеков (которых они, кажется, частично спутали с более древней цивилизации Теотиуакана). Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света.
Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен.
Наиболее развитые культуры Нового Света формировались в четырех относительно обособленных районах: Мексика (ацтеки), полуостров Юкатан и Гватемала (майя), округ Богота, Колумбия (чибча) и Перу (инки). Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом в их ведении были и реки и озёра. Имелись и другие способы датирования. Во время пахоты в честь ее совершались возлияния кукурузным пивом (чичей), а идолы посыпались кукурузной мукой, считая это залогом хорошего урожая.
В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Другие заявляют о своем происхождении в Чикомостоке, «места семи пещер» или в Tamoanchan (легендарный источник всех цивилизаций). В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы.
Их мировоззрение представляло собой весьма сложную политеистическую религиозную систему. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н. э. К сожалению, прямых документальных свидетельств о религиозных воззрениях и богах древних цивилизаций Америки очень мало. На землю был ниспослан потоп, все было смыто водой, а первые существа превратились в рыб.
В данной системе есть слово, обозначающее 400 летний временной период и даже можно было определить день на временном участке в 9 млн. Так проявилось антропологическое и духовное единство представителей рода человеческого. Наконец, Нанауатль (Усыпанный бубонами), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг).
Его жена – Миктлансиуатль. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. Помимо одного небесного Чака, который преимущественно «заведовал» дождями (в своем небесном доме он держал один или четыре тыквенных сосуда с водой), существовали многочисленные Чаки, обитавшие в пещерах, лесах, болотах, озерах. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). Гора стала священной для паломников. Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя. На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин с водой.
Капли и струйки крови «подпитывали» богов, а люди становились «одной крови» с богами. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки).
Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Чальчиутликуэ (Chalchiuhtlicue) – Она в одежде из нефрита, Матлалькуейе – Она в голубой одежде. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя.
Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. В области материальной культуры самых впечатляющих свершений инки достигли в архитектуре. Их покупали у родителей. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян.
Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками.
В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем.
Тонатиу – покровитель союза воинов-орлов, его символ – орёл. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Не только обреченных жертв, но и сами себя ацтеки истязали ради своих богов, нанося себе различные раны (жрецы обычно протыкали колючками свои языки). Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) – "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов и вот таким образом его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl – зеркало, Ipoka – дымящееся). Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Тласольтеотль считалась покровительницей грешников. По представлениям ацтеков, Тецкатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, вот таким образом он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу). Из других божеств – бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.
Сначала они трудились совместно, наводя порядок в мире. Эта религиозная система была установлена к архаичным временам, задолго до рассвета цивилизации майя на протяжении классического периода (II—IX века). Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной.
В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными.
Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Она символизирует полярность Запада и Востока и следовательно, процесс рождения, трансформации и перерождения. Его символ смерть и перерождение природы. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней. По углам скамейку подпирали змеи.
Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Почитали также бога и богиню маиса. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти.
Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Л., 1983. Бог позволил испанскому королю отрубить Инкарри голову. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны.
В Исапе развивается религия майя, теперь отличная от первобытных верований. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт.
Письменность майя была иероглифического типа. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов.
Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Как божество опьянения был связан с культами изобилия и принадлежит свите Тлалока. Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром.
Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) – "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) – "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) – "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) – "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) – "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) – "Ночной Ветер". Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Существа третьего века были уничтожены огненным дождем. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца.
Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) – ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев.
Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Но то, что кажется концом, на самом деле является всего лишь этапом в бесконечном процессе. На празднике в честь Тласольтеотль приносили в жертву девушку из её кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец, олицетворявший богиню. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений.
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. Как свидетельствовал конкистадор Мансио Сьерра Лехесема: «Инки управляют таким образом, благодаря которому среди индейцев не найти ни одного грабителя, ни одного обремененного пороками человека, ни одного лентяя, ни одной порочной, склонной к прелюбодеянию женщины». Сапотеки считали его покровителем своей нации.
У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т. д. Богиня земли, плодородия, секса, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений) владычица ночи.
Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека.
Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Мифология майя.
Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа. В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac) бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch) бог смерти – Кими (Cimi) владыка неба – Ицамна (Itzamna) бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah) богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab) богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel) верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz) бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash) бог огня и грозы – Уракан (Huracan) демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Страна при нем процветала и продукты питания покупались за бесценок. Для завершения творения он запер ветер в пещере и привязал Солнце к вершине холма (по мнению мифологов, так проявилась вера в магическую силу древних обсерваторий, находившихся на вершинах искусственных холмов-пирамид). Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь.
Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). Так завершился первый век.
лет. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). Были известны разные способы умерщвления жертвы.
В этом плане ацтеки удивительно схожи с древними римлянами, которые также обожествляли планеты (достаточно вспомнить культ Марса – покровителя Рима и бога войны). Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему.
В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты.
Тем самым он привёл время и солнце в движение и начал историю. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – Колибри юга, он с юга, колибри левой стороны, колибри-левша.
Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство.
Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). В дальнейшем образ бога еще более усложнился, так как его имя принял один из наиболее почитаемых верховных жрецов могущественного племени тольтеков (было это, предположительно, в IXв. ). Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). Первая эра (Четыре ягуар), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Для прироста маиса и людей он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи.
Каждому человеку при рождении даруется свобода. Тласольтеотль – одно из древнейших божеств Месоамерики, восходит к «богине с косами» Ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у хуастеков. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. Храмы их были поистине залиты кровью людей.
В горах между 2150 и 3000 м над у. м. Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней.
В 10 – 16 вв. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кетцалькоатля, Уитцилопочтли и Шипе-Тотека. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. У ацтеков возник и светлый двойник Тецкатлипоки – красный Тецкатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).
Тольтеки начали болеть и умирать. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т. д. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). Он символизировал таинственную производящую силу, которая выходит из-под земли и заставляет растения давать побеги и расцветать.
Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). Тласольтеотль считалась покровительницей грешников.
Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Однажды, когда Вичама ушел бродить по свету, Пачакамак убил его мать, а сам взял в жены Пачамаму («Мать-Землю»). Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. н. э. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца.
В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Детей убивали в честь бога дождя и плодородия Тлалока. Мифология ацтеков. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл). Он творец мира, основатель жречества изобретатель письменности. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти).
Некоторые божества имели вид животных или птиц. Попавшим к нему в Тлалокан можно было позавидовать: их ожидало изобилие пищи и цветов. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените. Письменность майя.
То же самое относится и к Тлалоку. Дуран повествует о том, что в храме стояла деревянная статуя сидящего Уицилопочтли на голубой скамейке. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. За четыре месяца плот вынесло к островам Туамоту.
Бог-Солнце по одной из частиц сына воскресил его, назвав Вичамой. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Из ее кожи изготавливали накидку, которую потом носил жрец, олицетворяющий Тласольтеотль. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству.
Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами отсюда и собственное имя Ицамна и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день.
Остальные братья были возмущены таким поступком, но их успокоил Кецалькоатль (олицетворение мудрости). Но она вновь соединится с телом в конце света, когда Инкарри сотворит страшный суд (как видим — явная аналогия с мифом о Христе- Спасителе). Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее. В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. За ним последовал Текистекатль (Находящийся в морской раковине), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух».
Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. Он – сын Коатликуэ. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству.
Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Вот таким образом в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. Ацтекский календарь Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней.
Это произошло при вожде Теноче. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. Его символом была смерть и возрождение природы. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди.
Их сменили обезьянолюди, но и их мир был уничтожен — на этот раз шквальным ветром, бурей. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Тлалок (Tlaloc) – "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.
Часто эти группы воспринимались как единое целое. Легендарный Вицлипуцли был не только племенным божеством, но и прославленным волшебников.
Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Во второй период на земле появились чудовищные создания, которые вместо приветствия говорили: «Не падай ибо тот, кто падает, падает навсегда». Помимо главного небесного божества предполагалось множество других — мелких, местных. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов.
Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д. Основным видом питания стал «подножный корм»: собирание дикорастущих съедобных растений, улиток, а также насекомых. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет.
Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года. Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля, владыками Омейокана – самого верхнего (13-ого) неба.
Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя.
Для ацтеков, Тольтеки были создателями всех культур слово «Toltecayotl» было синонимом культуры. В конце этапа мамом на Петене появляются небольшие поселения Вашактун и Тикаль.