Картина Бобовый король: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Он предложил оживить традиционные собрания шуточным обрядом выборов «бобового короля». Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Он единственный работает в «большом стиле».
В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия». но эти работы не сохранились. Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем.
На коленях у матери, розовой, дородной фламандки, ребенок невозмутимо удовлетворяет естественную потребность, между тем как она поднимает бокал с искристым вином, видимо подбадривая совсем ослабевшего «бобового короля». Размеры: 160 x 213 см. При сравнении «Бобового короля» с более ранним семейным портретом видно, что Иорданс использует не только прежние приемы, но и вводит новые. Колорит зависит от освещения, в картине намечаются элементы тональной живописи. В этот день к столу подавали пирог, в который запекали боб.
У него заказывают полотна для английского короля Карла I и его жены. Фламандский художник был вдохновлён живописью Питера Пауля Рубенса. Картины к этому времени меняют колорит. На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. Якоб Йорданс (1593-1678) родился и жил в противоречивое для его родины время. А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного.
Они сгорели во время пожара. Тот, кто находил его в своем куске пирога, провозглашался "бобовым королем". ". Объемы «лепятся» уже не только с помощью света и теней, но и цветовой моделировкой форм. «Король» готовил к следующему собранию шуточную «бобовую» речь о знаменитом философе. Какое задорное, бьющее через край чисто народное веселье.
Якоб Иорданс (1593–1678) был большим знатоком народных обычаев, поговорок, пословиц, на темы которых создал ряд картин. Он избирал «свиту» и все пили за его здоровье. Разнообразие красок и оттенков создают настоящую симфонию живописи.
Картина эта замечательна не только своим бытовым сюжетом, но и самой техникой. Улыбающейся молодой женщине, наблюдающей за игрой детей, фигура которой уже не уместилась в пределах картины, кажется, с трудом удалось «просунуть» голову, да и то сбоку. Художник ярко чувствовал жизнь и так же ярко изображал ее на своих полотнах.
Красочная гамма меняется. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». Ежегодный банкет гильдии св.
Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Якобу Йордансу удалось передать красоту обычной жизни, счастье от обычных земных радостей. В жанровой трактовке сюжета сказалось воздействие искусства Караваджо. Наиболее раннее датированное произведение Иорданса, хранящееся в Эрмитаже, – исполненная им в 1615 году картина с изображением семейной группы за пиршественным столом. Со временем в члены «общества» был избран знаменитый ученый Ф. Бессель.
Впечатление создает уже не гармония различных цветов или аккорды красочных пятен. Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально. (холст, масло). Страна раскололась на две части.
На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Картина «Бобовый король» была написана Якобом Йордансом в 1637-38 гг. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. (холст, масло).
Композиция перегружена так, что рама картины становится тесной, даже в верхней части располагаются фигурки детей (в виде парящих ангелочков Иорданс изобразил членов семейства, умерших еще в младенчестве). Кстати, в Германии «бобовая ниточка» не прерывалась, серебряный боб и сегодня собирает энтузиастов. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»5. Не только коричневатые, рыжие, кирпичные тона, но даже черный цвет кафтана молодого человека, обернувшегося к зрителю имеет золотистый оттенок, связанный с определенным освещением. Зритель смотрит по диагонали слева направо и первый взгляд падает на белокурую девчушку, которая, прислонившись к матери, держит корзинку.
Шитый золотом корсаж и золотой браслет на руке подчеркивают состоятельность семьи. Картина представляет собой жанровую сцену во время праздника "Трёх волхвов". Конкретные, почерпнутые в жизни мотивы художник трактует обобщенно и приподнято. Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. По правилам праздника "бобовый король" выбирал себе "королеву" и назначал "свиту".
На картине «Бобовый король» запечатлена веселая церемония праздника «трех волхвов», ежегодно отмечаемого в январе. Пространство комнаты намечено условно и не имеет глубины. Во всех вариантах картин па эту тему (они находятся в разных музеях и называются «Бобовый король» или «Король пьет») Иорданс прибегает к типизации и героизации отдельных бытовых сцен.
Для Оранской династии также пишет Якоб Йорданс. В середине жизни он ушел в изображение типичной бюргерской жизни и и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, а также к собственной трактовке мифологических сюжетов и религиозных тем с бытовой точки зрения. По древней традиции, в этот день в праздничный пирог запекают боб. Далее стоит розовощекая служанка в красном платье, которая держит корзинку с плодами.
Тот, кто находил его в своем куске пирога, провозглашался бобовым королем. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В праздничный пирог запекали боб и тот, кто обнаруживал его в своем куске, объявлялся «бобовым королем». В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил оказавшийся последним очередной творческий замысел – картину «Пьет», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников.
Но, очевидно, двадцатидвухлетний художник, автопортрет которого мы видим в левой части композиции (в плаще и шляпе, с вдохновенно поднятой головой играющий на лютне), запечатлен в кругу семьи отца. Уже к 40-м годам он становится самым популярным художником во Фландрии. Этот торжественный портрет с элементами юмора, который привносит маленькая кокетливая дочь, сочетает в себе и портретную убедительность и монументальность созданных образов.
Появляются более насыщенные, сочные, глубокие тона. Это период полной зрелости мастера. В пирог, подаваемый на десерт, запекался серебряный боб. Размеры: 160 x 213 см.
Картина представляет собой жанровую сцену во время праздника Трёх волхвов. В настоящее время представлена в Эрмитаже, Санкт-Петербург (поступила в 1922 году). По правилам праздника бобовый король выбирал себе королеву и свиту – от министра до шута. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно. По древней традиции, в этот день в праздничный пирог запекают боб.
В ранних произведениях присутствует обилие персонажей и деталей. Боб символизировал Вифлиемскую звезду, которая привела волхвов к младенцу Христу. Карнавалы в Средневековой Европе именно эту функцию и выполняли – мясники наряжались баронами, короли скрывались под маской булочников. Они становятся серебристо-голубыми, как огромное многофигурное пафосное торжественное полотно «Триумф принца Фредерика Оранского», куда помимо людей введены и львы и кони.