Флемальский алтарь. Предметы предстают перед нами во всей осязательной конкретности: мы видим, как сверкает бронза умывальника, как туго накрахмалено белоснежное полотенце чувствуем, как мягок мех, как выпуклы шляпки многочисленных гвоздей, скрепляющих ставни окна мы ощущаем слабое поблескивание каменных плиток пола. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Robert Campin ок. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне.
Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418160году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432160годы. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.
За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. «Алтарь Мероде»), а также т. н. В 1423году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего в Турне патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа).
В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Один из первых портретистов в европейской живописи. Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов.
Вместе с тем неравнозначность персонажей подчеркнута очень тонко и сделано это именно композиционно-пространственными средствами. В 1450 году Рогир совершает путешествие в Рим. В брюссельском музее хранятся два портрета его работы. Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, который начал эту манеру. Музей изящных искусств, Дижон5229398default7 (454x700, 264kb)Святая Троицаcampin14 (540x700, 294kb)campin13 (548x700, 296kb)mourning trinity5229398default6 (521x700, 312kb)Мадонна с Младенцем (левая панель диптиха)Картина Робера Кампена Мадонна с младенцем.
Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. Один из них представляет собой правую часть диптиха с изображением Лорана Фруамона, заказчика картины (левая створка с изображением богоматери находится в музее города Кан).
н. триптих Мероде), а также т. н. Флемальского алтарь. Впечатление жизненной достоверности в значительной мере обусловлено применением техники масляной живописи, впервые введенной в художественную практику основоположником нидерландского Возрождения Яном ван Эйком. Примерно к тому же времени можно отнести крошечный эрмитажный диптих, на створках которого изображены "Троица" и "Мадонна с Младенцем у камина". Творчество Робера Кампена приходится на первую четверть XV века. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
Еще в XIX веке исследователям удалось выделить группу картин, близких друг другу по стилю. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Флемальский алтарь. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Произведения Робера Кампена (Алтарь Верля, 1438, Прадо, Мадрид триптих Благовещение, Метрополитен-музей) наиболее архаичны, чем работы его современника Яна ван Эйка, но выделяются демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Иосиф в виде плотника (правая панель триптиха -Благовещение-)5229398231vi (700x613, 174kb)Жизнь Св Иосифа Деталь 1 (слева) Обручение с Девой Марией5229398000018 (511x700, 315kb)the nativity (detail) 15229398default16 (700x448, 62kb)Благословение5229398default17 (540x700, 315kb)Благословение (отрывок)5229398default18 (549x700, 302kb)Благословение (отрывок)5229398default25 (485x700, 318kb)Распятый вор5229398cthief1artfond (616x700, 110kb)Распятый вор (отрывок)5229398default20 (502x700, 258kb)Мадонна5229398default21 (700x614, 127kb)Обручение Девы Марии522939814101491x5831vi (512x700, 372kb)Мадонна с младенцем (ок 1410) (149 1 x 58 3) мелочь 15229398c1e078aba486d746ef6471d444a0a59d (546x700, 61kb)Дева с младенцем в апсиде с 2-мя ангелами52293982277785900 (457x700, 117kb) Мадонна с младенцем во Славе со святым Петром, Августином и донатором, 1430-е.
В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру.
Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. Он родился в Турне в 1399 или 1400 году и умер в Брюсселе в 1464 году.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена.
1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Для людей, знакомых с этой символикой, композиция алтаря Мероде, приобретала абсолютно особое звучание. Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи.
Другая особенность – скопление фигур на переднем плане сцены и ее крайне неглубокое пространство. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера.
С XIV в. распространился обычай включать в изображения на сюжеты из Священной истории коленопреклоненные фигуры заказчиков – так называемых донаторов или дарителей, поскольку заказы такого рода делались с намерением пожертвовать алтарь или икону какому-либо храму («Алтарь Верля. Рогир был тесно связан с придворным кругом герцогов бургундских. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Последним был, скорее всего, большой Рогир ван дер Вейден. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название.
«триптих Мероде»), а также т. н. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов.
Вероника5229398e9074e7ab5f2db1ca2f2d6a2cf1a7189 (420x700, 280kb)Распятие Христа5229398nc0013044descentfromthecrossbyrobertcampinandassistantdetail (600x600, 101kb)52293981103636 (590x509, 81kb)Алтарь чуда о процветшем посохе и обручения Марии, оборотная сторона св. Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников— Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе— были приняты в его студию в 1427году. Долго считалось, что первым художником, отошел от традиций готики был Ян ван Эйк. Изучение художественного наследия Кампена крайне затруднено тем, что нет ни одной картины, где бы имелась его подпись. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау).
Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. (нидерл. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438160году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Около 1427-1432.
Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Клара5229398default28 (686x700, 240kb)Кампен, Робер (ок1375-1444) – Месть Томирис522939803ce0c561c568eorig (478x76, 12kb)Рубрики: Культура, художествоКлассическая живописьХудожникиМетки: о живописце портреты верующие и мифологические сюжеты фотоподборка картин Смотрите также8 ПримечанияЭта страница была создана в 1996 году Последнее изменение 4 августа 2015 года., .
Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Этот прием дает ему возможность не только построить пространство комнаты, но и активизировать его, привнести момент своеобразного эмоционального напряжения, усложненного игрой складок одежд фигур первого плана. Художник превосходно передал холодный рассеянный дневной свет и видный за окном крошечный кусочек городского пейзажа.
Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Но главное – при малых размерах триптих производит впечатление большого.
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Но осмысление религиозных тем становится иным. Изображенный Кампеном интерьер восхищает прозрачностью окон, чистотой плиток пола и беленых стен, надежностью дверей, ставен и стропил потолка, той заботливой предусмотрительностью, с какой скамья придвинута спинкой к объемистому, щедрому на тепло камину, а рукомойник размещен в углу комнаты. Позднее его личность соотнесли с Робером Кампеном (ок. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». В чисshyле учеshyниshyков Кампена быshyли Ж. Даshyре и Роshyгир ван дер Вейshyден.
Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. Изображения святых в его картинах (триптих Благовещение, Метрополитен-музей диптих Мадонна с младенцем, ГЭ Алтарь Верля, 1438, Прадо), как правило, помещены в уютных городских интерьерах с любовно воспроизведёнными деталями обстановки. «»), а также т. н.
5229398default8 (700x352, 57kb)Святая Троица5229398default24 (627x700, 407kb)Благовещение5229398default11 (700x373, 62kb)Благовещение (триптих)Благовещение (Алтарь Мероде) – Робер Кампен. Косой поток света вливается в круглое оконце его лучи несут с собой крохотную фигурку Младенца с крестом – так художник пытается рассказать о грядущем пришествии Спасителя в мир.
Мастер проявляет огромный интерес к перспективной передаче пространства. В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. Его учителем был Робер Кампен из Турне. Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
Христофора, одно из самых ранних свидетельств существования в то время гравюры на дереве. Показательна картина "Рождество" (ок. В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена.
н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Работал в Турне.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. 1375–1444), влиятельным живописцем своего времени, работавшим в Турне. Тем самым зритель лишен возможности рассматривать композицию в целом. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет).
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру.
Copy after robert campin5229398default2 (475x700, 228kb)Портрет мужчины, 1430-еНациональная галерея, Лондон5229398default4 (469x700, 282kb)Портрет толстого мужчиныВотан из первых портретистов в европейской живописи (Мужской портрет, Картинная галерея, Берлин-Далем, парные портреты супругов, Национальная галерея, Лондон). В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде).
В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Действие происходит в комнате бюргерского дома. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Подлинный облик художника выявился лишь в XX веке в результате исследовательской работы нескольких поколений ученых. Кампен был одним из первых европейских портретистов.
(Campin) (около 1380 – 1444), нидерландский художник. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Было ясно, что художник исполнивший произведения столь высокого качества, сыграл значительную роль в формировании нидерландского искусства.
Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. Флемальский алтарь. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Яркие цветовые пятна – красные плащ Иоанна и подушка скамьи, на которой сидит Святая Варвара, зеленое, синее и золотистое в ее одежде – усиливают звучность колорита картины. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола».
За решетчатым окном видны дома городка. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Кампен (Campin) Робер (около 1378 — 26. 4. 1444, Турне), нидерландский художник. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flemalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря (Святая Троица Дева Мария с младенцем Святая Вероника, две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), Портрет мужчины в красном тюрбане (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал еще один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещением, ранее принадлежавший графине Мероде (т.
1425, Дижон, Музей изящных искусств): если перегруженность переднего плана свидетельствует о традиционности понимания пространства, то открывающийся в верхнем правом углу вид дает представление о тех исканиях художника, которые скоро увлекут многих мастеров Нидерландов первой половины XV века. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена.
52293981415198vi (491x700, 360kb)Св Иоанн Креститель (ок 1415) (Кливленд, Музей художества)5229398default26 (584x700, 155kb)Рождество 1420. В нем чувствуется величественный дух, отличавший картины ренессансных мастеров. Левая створка»). Все персонажи этой картины – от величавой коленопреклоненной Богоматери до вола, глядящего сквозь дранку обветшалой стены хлева, – переданы живо и убедительно, с замечательным совершенством.
Однако ответить на все вопросы, связанные с авторством картин, удалось не сразу. Произведения К. более архаичны, чем работы его младшего современника Я. ван Эйка, но отличаются демократичностью и простотой, подчас бытовой трактовкой религиозных сюжетов (триптих «Благовещение», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Алтарь Верля», 1438, Прадо, Мадрид). Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. В творении видимы индивидуальности художества позднего Средневековья – яркие краски, некая условность изображения и частично уплощенное место, но оно уже принадлежит Возрождению: священные персонажи, хоть и разделены от людей, но размещены с ними вблизи и Дева горькая, ангел Гавриил и Иосиф смотрятся не наименее реалистично, чем донаторы в левой створке. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок.
Флемальский алтарь. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
1379—1444), который был учителем Рогира ван дер Вейдена. «Благовещение» брюссельского музея считается авторским повторением алтаря Мерод в Нью-Йорке. К сожалению, большинство диптихов ныне разобщено.
Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Оказал сильное влияние на последующих нидерландских живописцев, в том числе на своего ученика Робер КампенРобер КампенКАМПЕН РОБЕР (campin robert) (1380-1444)Среда, 08 Июня 2016 г. 20: 47 в цитатникКампен Робер (campin robert) (1380-1444)Нидерландский художник. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы.
Отождествлен с так называемым Флемальским мастером. Центральная панель – 64, 1x63, 2, боковые – 64, 5x27, 3 Алтарь Мероде, вышеназванный так по фамилии продолжительно владевшего им семейства, поначалу приписывался Рогиру ван дер Вейдену, позже – мастеру из Флемаля, которого позднее отождествили с Робером Кампеном (1378/ 1379-1444).