К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Деревня Нижние котлы.
Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его пьедестала героя, на который он вознесен. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Это придаёт ощущение ещё большей трагичности и погружает зрителя в настроение уже наступившего Апокалипсиса. За бой при Шипке его представили к высокой награде— «Золотой шпаге». Мы много знаем о войнах. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников.
Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Среди преподавателей у него были А. Т. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.
Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Она стала провокационной, что возмутило правительство. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника.
Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Предвзятое отношение властей к «революционному» художнику негативно отразилось не только на психологическом состоянии Верещагина, перенесшего нервный срыв, но и на его желании продолжать заниматься батальной живописью.
«Пусть войдут», «Смертельно раненый» и «Апофеоз войны» – самое известное произведение Василия Верещагина. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. В 1867 году В. В. Верещагин отправился в Туркестан, художник пробыл там всего год, но успел сделать массу зарисовок и этюдов к будущим полотнам получившим в последствии название Туркестанская серия, самой известной картиной которой стала картина Апофес войны, на раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Вернувшись из Туркестана, В. В. Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где продолжает работать над туркестанскими сюжетами. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Литературное наследие Верещагина в основном представлено путевыми очерками, дневниками («Очерк путешествия в Гималаи», «На Северной Двине.
24 апреля император Александр II подписал манифест о войне с Турцией. У художника был явный литературный или, скорее, публицистический дар. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. В 1869г.
В Мюнхене он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезёнными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти. Отдельные картины оказались в музеях и частных коллекциях за рубежом. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865). Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств.
Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве.
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Спустя пару месяцев бухарцы попытались отбить Самарканд, занятый небольшим гарнизоном. В 9 часов 34 минуты утра, броненосец «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее.
Здесь Верещагин отучился чуть больше года. В 1903 году Верещагин уехал в недолгое путешествие по Японии, результатом которого стали картины «На мосту», «Прогулка в лодке», «Японка» и другие. 1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем.
В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. И потому, может быть, что Верещагин правдиво показал, как рядом с жизнью стоит смерть, радость победы звучит сдержанней и суровей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов.
Под Плевной», «После атаки. Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Но русско-японская война разрушила далеко идущие планы баталиста, погибшего 31 марта 1904 года вместе с командой затонувшего броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на вражеских минах в печально известном Порт-Артуре. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край., – писал художник.
В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Оно производит на него глубокое впечатление. Благодаря С. О. Макарову, художник вновь в качестве штабного офицера попал на флот, ходил на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения. 31 марта (13 апреля) 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Но вскоре после возвращения художника в Москву начинается русско-японская война. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов.
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Скобелев под Шипкой») и сатирические (триптих «На Шипке все спокойно»). Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. Почти все ребята запомнили интересные факты из жизни братьев и ответили правильно.
Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Но вот смерть неожиданно настигла солдата.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси ещё семь лет назад.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Всегда тщеславный, резкий, нетерпимый к любой критике, он к тому времени сильно изменился. Памятник Верещагину установлен на площади Металлургов перед небольшим сквером, открывающим улицу Верещагина. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей.
Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Как художник-баталист Верещагин посвятил жизнь изображению «ужасов войны», самых отвратительных ее сцен. Кстати, картины Верещагина нередко сопровождались подписями и пространными комментариями, что давало повод критикам заметить, что «подписи у господина Верещагина часто бывают интереснее картин». Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой».
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). ГТГ), Опиумоеды (Гос. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.
Он решил отойти от классицизма. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. За Серпуховской заставой.
В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Однако он иначе не мыслил своего творчества. А 31-го марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, подорвался на подводной мине и мгновенно затонул.
Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы.
Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы».
Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. От города, расстилавшегося здесь, остались одни руины, зачахли от зноя без ухода человеческой руки деревья. носящий мундир и ружье. Кауфмана состоять при нем художником. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен.
Сложно переживала этот период вся семья Верещагиных. Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким и сразу же по возвращении, в апреле 1875 года, совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. И это не удивительно. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В.
В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. продаваемость его картин. На этом полотне изображена груда человеческих черепов, над которой кружат птицы. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Путешествие по церквям»), военными мемуарами («На войне в Азии и Европе»), а также повестями («Детство и отрочество», «Иллюстрированные биографии нескольких незамечательных русских людей»).
Под Плевной» и «После атаки. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Это действительно одно из самых впечатляющих полотен художника, процитированное кинорежиссером Н. Михалковым в изобразительном ряду фильма «Утомленные солнцем. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.
Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Один из классных часов, мы посвятили теме братьев Верещагиных.
Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме.
В Балканскую серию входит около тридцати картин. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.
Художник участвует в некоторых сражениях. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов.
Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Этот результат отображается на диаграмме (приложение 2). Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). В «балканскую» серию входит около тридцати картин.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Государственные музеи покупать их не собирались. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. В то время художник много работает над психологическими портретами. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Но художник, пройдя всю войну боевым офицером, оказался по-прежнему верен своим принципам «вредоносности титулов и знаков отличия». В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Сам художник делил ее на две части. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».
Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей.
Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Из-за этого толки о картине шли самые разные. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С. О. Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин, которого знал весь мирВ феврале 1905 года японцы заставили отступить русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а 14 (27) мая 1905 — 15 (28) мая 1905 года в Цусимском сражении нанесли поражение русской эскадре.
И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом».
Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. В картине Победители изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая – Побежденные- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Какие прихоти пригрезятся ему. В этой войне принимал участие и его младший брат – Сергей Верещагин. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником.
Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. историческом музее) и другие. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). Его полотно «Побежденные.
До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Картины Победители (1878-1879, Гос. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-"автобиография" портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.
Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
Это одна из самых известных картин балканской серии. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73).
А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Но однажды на выставке Балканских картин появился священник, который с горестным видом поведал присутствующим, что именно он после боёв под Телишем проводил такую панихиду. На картине не ощущается никакого движения. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.
В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Он погиб и его тело не успели вынести с поля битвы. Из 650-ти членов экипажа удалось спасти лишь около 60-ти. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Участвовал в некоторых сражениях. В 1977 году началась русско-турецкая война и художник отправился на Балканы, чтобы принять участие в военных действиях и создать новую серию картин о войне.
Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. исторический музей). Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. На многих из них видны следы от сабельных ударов. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья.
Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен.
Что принесет очередное его появление пред народом. На раме картины есть надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Мы живем в цивилизации войны.
Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Картины «Победители» (1878—1879, Гос. С. О. Макаров называл художнику вражеские корабли, а тот быстро набрасывал их силуэты. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода.
Да и финансовые дела Василия Верещагина были не особенно хороши. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Вглядевшись, различаешь, что все поле усеяно трупами, которые даже не зарыты глубоко в землю, а лишь прикрыты сверху слоем земли. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. Он отказался получить вполне заслуженное боевое оружие. В 1878 году был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: Землянки на Шипке (Гос.
Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств.
Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. А три картины посвящены партизанской войне. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок.
На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году).
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Сам художник делил ее на две части. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Когда на горизонте показались главные силы неприятельского флота. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин – Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом. Написал воспоминания об отце.
Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. В связи с этим он уехал в Осло, где устроил свою выставку. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Начало его славе положило приглашение вкачестве художника кгенерал-губернатору Туркестана в1867году. В конце 1880-х годов он меняет концепцию. В тот же день состоялся исторический бой крейсера «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» против японской эскадры близ Чемульпо.
Он был против коллективных форм творчества, не хотел связывать себя какими-либо обязательствами в искусстве, тем более – принимать чей-либо устав или программу. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.
На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина.
Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. В июне 1877 года получил тяжелое ранение, едва не скончался в госпитале, но отказался от отправки в тыл. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные.
Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. В апреле 1874 года художник отправился в Индию.
Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ).
Индийское путешествие длилось два года. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. На улицах Новой Кульджи (Хой-Юань-Чен) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Уже с ранней молодостиВасилий Верещагин никому не угождал, не терпел фальши и порой даже впадал в неистовство, отстаивая свою позицию. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита.
Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Спустя три года академической науки, оцененной Верещагиным метким словцом «чепуха», талантливый парень оставил Петербург и целый год провел на Кавказе, беспрестанно рисуя с натуры.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов».
Все годы в корпусе Василий учился отлично. Перевязочный пункт под Плевной» (1881). Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. Однако даже такие правдивые заявления непосредственных свидетелей не заставили недоброжелателей художника прекратить высказывать публичные обвинения в его адрес.
Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Его память прочно удерживала малейшие подробности виденного и позволяла возвращаться к ним спустя много лет. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Я подготовила презентацию и рассказала о жизни Николая и Василия Верещагина. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан.
Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. исторический музей).
Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию.
Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Но художника это уже мало интересовало. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус.
Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах – живописном и литературном. Пусто и мертво там, где прошла война. В 1889 году он уехал в Нью-Йорк, чтобы представить свои картины заокеанской публике. В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: В. В. Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае.
В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Два полотна – Победители и Побежденные. Он должен был стать военным или дипломатом.
В родном городе через 80 лет после смерти художника в 1984 году был открыт мемориальный дом-музей Верещагиных. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. Все просто смотрят и бездействуют.
Панихида»), героические («Шипка-Шейново. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Впрочем, через три года учеба в Академии наскучила ему. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение.
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Василий Верещагин и сам раненый в это время, тяжело переживал смерть брата. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. В ночь на 9 февраля (27 января) японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, были серьезно повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Верещагин приехал вСамарканд вскоре после взятия его русскими, однако практически сразу город оказался восаде, которую Верещагин вытерпел вместе срусскими солдатами и получил орден Святого Георгия 4-го класса, которым гордился доконца жизни.
Но радость победы испытывают не все. На этой войне художник и погиб. Этот цикл картин всегда будет напоминать об ошибках командования и о том, какой дорогой ценой досталось русским освобождение болгар от турецкого ига.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос.
Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.
Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.
Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. Вскоре о нём заговорила вся Европа. После смерти художника часть его полотен приобрел Русский музей в Петербурге.
Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. По возвращении с Кавказа художник отправляется продолжать свое художественное образование в Париж, в Школу изящных искусств под руководством Жерома.
Предки Верещагиных были военными, вот таким образом братьев отдали в морской кадетский корпус. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Два полотна – «Победители» и «Побежденные.
Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх.
Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Его первое произведение «Из рассказов крестьянина-охотника» было написано еще в юности в подражание «Запискам охотника» Тургенева. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Душевное страдание и ужас обессилили его. Марков, Ф. А.
Весной 1876 художник возвращается в Париж. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Здесь он занялся серией исторических полотен на тему войны 1812 года: «Наполеон I на Бородинских высотах», «Не замай – дай подойти», «На большой дороге. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы.
В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Начались военные действия, ознаменовавшие собой начало русско-японской войны. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года.
Василия продолжало увлекать рисование, он стремился научиться рисовать как можно лучше. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Успех был неимоверным. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Отступление, бегство» и другие. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. ».
Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны.
Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. Дружным Ура.
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. За полотно «Побеждённые. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Произошло это так.
В балканскую серию вошли трагические полотна («Побежденные. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. О конкретных причинах развода с Е. К.
Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Смертельно раненный. Жизнь Верещагина полна авантюр.
Всего в нее вошли 13 картин. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа. И даже после смерти Василия Васильевича она не постеснялась обеспокоить просьбами о деньгах его вдову, оставшуюся с тремя детьми на руках, практически без средств к существованию.
Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисоватьна свободе. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Это вызвало возмущение в России, считавшей себя покровительницей христиан Оттоманской империи. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Изображен двор самаркандской крепости. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Отец будущего художника был небогатым помещиком. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Две картины – «Победители» и «Побежденные. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос.
На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее».
Поездка проходила вполне удачно, о чем Верещагин сообщал в письме жене 30-го марта. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку.
Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Начались трудные годы жизни.
Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Эта картина связана с обороной Самарканды.
Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Моллер, А. Е. И это привело в шок его современников.
Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой.
Позднее Верещагин привозил из всех своих путешествий не только этюды, но рукописи. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время.
Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Начались трудные годы жизни.
Василий Верещагин выезжает на русский север. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают.
1868 год он проводит в Средней Азии, участвует в боях, выдерживает вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получает орден Св. Однако Академию он не закончил. Никто не выразил желания ее приобрести. Русские тогда потеряли 1300 человек. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык.
Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Мира в действительности на Земле никогда не было. Но она была вовремя остановлена. Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». И тогда он окончательно принял решение посвятить себя живописи. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат.
В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара – Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». При этом художник ничего не привносит «от себя».
Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. Генерал-лейтенант К. П. Кауфман решил опередить неприятеля.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Большая часть работ уже была приобретена для галереи Третьякова в Москве.
Таким образом художник выразил свое отношение к любым военным действиям. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Вот где открылось буйство красок, цвета.
Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Получил домашние образование. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Он бросает всё и мчится в Россию. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. В своих записках Верещагин рассказывал современникам, что турки, взяв укрепления, обычно раненых русских в плен не брали: резали их, уродовали, раздевали и грабили. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Верещагина среди них не было. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Творческий путь Василия Васильевича Верещагина той поры ознаменован «индийским» циклом живописных полотен и «балканской» серией картин, весьма неоднозначной и скандальной, восторженно принятой демократически настроенным обществом, но не императором.
Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года.
Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. 27 июня главные силы переправились через Дунай и вошли в Болгарию. Бейдеман. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Верещагин неожиданно принимает решение ехать на Дальний Восток к местам боевых действий.
Полотно «Побеждённые. Сразу после этого он поступил в Академию художеств. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки.
Картина «Побеждённые. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ).
Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Успехи Верещагина в живописи и участие художника в минировании фарватера Дуная во время Балканской войны 1877 года не благоприятствовали сохранению супружеской верности со стороны кокетливой и вечно скучающей в одиночестве Элизабет, что привело к расставанию супругов в 1890 году.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.