В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм.
Однако он иначе не мыслил своего творчества. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Его полотно «Побежденные.
Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Это одна из самых известных картин балканской серии. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской.
На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми.
Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына.
В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Под Плевной» и «После атаки. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. В июне 1877 он получает тяжёлое ранение.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: Землянки на Шипке (Гос. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами.
Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. Эту серию он впервые выставил совместно с индийской в Лондоне и Париже, а затем она демонстрировалась на протяжении десяти лет в городах Европы и Америки. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет.
Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. И даже после смерти Василия Васильевича она не постеснялась обеспокоить просьбами о деньгах его вдову, оставшуюся с тремя детьми на руках, практически без средств к существованию. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки».
Все просто смотрят и бездействуют. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Отец будущего художника был небогатым помещиком.
Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников».
Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Два полотна – Победители и Побежденные. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле.
Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Изображен двор самаркандской крепости.
Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.
Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. В Индии Василий Васильевич Верещагин провел два года и сделал сотни эскизов для будущих работ.
исторический музей). В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова.
Василий Верещагин выезжает на русский север. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. На картине не ощущается никакого движения.
Среднюю Азию он открывает как некогда грандиозную, но выпавшую из потока времени цивилизацию. ». Это единственная принятая Верещагиным государственная награда.
В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы на свободе и просторе на интересных предметах учиться. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств.
Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств.
Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Картины Победители (1878-1879, Гос. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Верещагин приехал вСамарканд вскоре после взятия его русскими, однако практически сразу город оказался восаде, которую Верещагин вытерпел вместе срусскими солдатами и получил орден Святого Георгия 4-го класса, которым гордился доконца жизни.
Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Бейдеман. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. Семнадцать картин, объединенных названием Наполеон I в России, представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью Великой армии в снегах России. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, .
В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Мира в действительности на Земле никогда не было. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке.
Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». О конкретных причинах развода с Е. К. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Написал воспоминания об отце. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого».
И это не удивительно. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Начались трудные годы жизни. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита.
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880—1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос.
Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода.
Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. В одной из таких гор сам Василий Васильевич безуспешно пытался отыскать тело своего брата Сергея, так что картина полностью основана на его личных впечатлениях и переживаниях. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством., – писал художник.
К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Пусто и мертво там, где прошла война. Сюда вошли и трагический третий штурм Плевны и страшные бои под Телишем и победа под Шипкой. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию.
Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). За полотно «Побеждённые.
Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Художник ходил по полю битвы и заглядывал в лица убитых, страшась среди них найти своего маленького Серёжу. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи.
И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Эта картина связана с обороной Самарканды. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения.
В США он познакомился с молодой русской пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая была приглашена в Нью-Йорк для музыкального сопровождения его выставок. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). Всех ошеломил неожиданный подход к теме. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. историческом музее) и другие.
Здесь Верещагин отучился чуть больше года. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана.
Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Начались трудные годы жизни.
Душевное страдание и ужас обессилили его. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Мы много знаем о войнах.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Кауфмана состоять при нем художником. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. И только решительное вмешательство художников-передвижников и видных деятелей искусства смогло поддержать мастера. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию.
Мы живем в цивилизации войны. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.
Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Перевязочный пункт под Плевной» (1881).
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). На этой войне художник и погиб.
В 1867 с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нем художником. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.
Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю.
Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.
Два полотна: «Победители» и «Побежденные. В. Стасов по этому произведению увидел в Верещагине не только мастера живописи, а историка и судью человечества. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина.
Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Всего в нее вошли 13 картин. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими.
Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Из-за этого толки о картине шли самые разные. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением.
Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
После непродолжительной службы ушел в отставку и поступил в Петербургскую Академию художеств, где обучался с 1861 по 1863 год. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Вскоре о нём заговорила вся Европа.
Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Он решил отойти от классицизма. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
Марков, Ф. А. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год).
«Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
Жизнь Верещагина полна авантюр. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Среди преподавателей у него были А. Т. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Особый резонанс приобретают его статьи против колониальных войн, в поддержку движения за их прекращение.
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. музей русского искусства, Киев), Побежденные. В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.
Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Отбив назад оставленные позиции, русские воины находили лишь гору трупов, которые невозможно было опознать. ГТГ), Опиумоеды (Гос. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
И Верещагин тут же ринулся в гущу событий: уже в качестве военного картографа, он добровольно направляется в Самарканд. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест.
В 1869г. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину.
В то время художник много работает над психологическими портретами. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Это обстоятельство в корне изменило планы художника.
Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Напротив, многие из его пацифистских идей, которые казались современникам отвлечёнными, антипатриотичными, парадоксальными – только теперь могут быть поняты и оценены в своей провидческой сущности. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.
Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Картины «Победители» (1878—1879, Гос.
Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам, раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих На Шипке всё спокойно. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности., 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (Не замай, дай подойти. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником.
Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Успех был неимоверным.
Среди величавых заснеженных гор, среди торжественного молчания суровой природы совершает парадный объезд войск главнокомандующий Скобелев со своей свитой. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва., 1887-95, ГИМ).
Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Однако Академию он не закончил. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры.
Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Он бросает всё и мчится в Россию. Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Весной 1876 художник возвращается в Париж. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов.
На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий.
Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Баталист. Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли».
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх.
Художник объехал весь мир, ссорился с царем, воевал на трех войнах – и проклял войну в своих картинах. «Еще памятно, как двадцать лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорошивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Индийское путешествие длилось два года. продаваемость его картин.
И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
Он должен был стать военным или дипломатом. Произошло это так. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В.
Моллер, А. Е. Более двадцати полотен создано им на эту тему. носящий мундир и ружье. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи.
Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Под Плевной», «После атаки. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам.
Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. И это привело в шок его современников. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно).
Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими.
Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Никто не выразил желания ее приобрести. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек».
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии.
Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Получил домашние образование. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. Но радость победы испытывают не все. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Вместе со своими братьями, в качестве одного из адъютантов генерала М. Д. Скобелева, художник Верещагин участвует в штурме Плевны.
музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Для современников – и в России и во всем мире – он был не только великим художником, но и отчаянным революционером, порывающим с общепринятыми стандартами в жизни и творчестве. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон.
Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его пьедестала героя, на который он вознесен.
В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865).
музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. В 1901 году Верещагин вновь уехал в Америку, где познакомился с будущим американским президентом Теодором Рузвельтом и решил написать картину об его героических подвигах.
Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. А три картины посвящены партизанской войне. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы.
При этом художник ничего не привносит «от себя». Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет.
Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. В них есть и Бородинское сражение и пожар в Москве и неудачные мирные переговоры и гибель французской армии в снегах. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
Все эти годы Верещагин никуда не ходил, кроме музеев и выставок и привез в Петербург несколько десятков картин. Сам художник делил ее на две части. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только.
Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Оно производит на него глубокое впечатление. Картина «Побеждённые.
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума.
На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно). Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В.
Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок.
В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Но она была вовремя остановлена. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Художник участвует в некоторых сражениях.
Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). исторический музей). На многих из них видны следы от сабельных ударов.
В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Приехав в Самарканд после взятия него русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися местными жителями. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Русские тогда потеряли 1300 человек. Полотно «Побеждённые.
Сразу после этого он поступил в Академию художеств. За Серпуховской заставой. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы.
И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад.
В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем.
Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. Дружным Ура.
Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
Она состояла из тринадцати картин, более восьмидесяти этюдов и ста тридцати карандашных рисунков. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Если в то время там случались военные действия, то он наряду с солдатами принимал участие в сражениях.
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно».
Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Государственные музеи покупать их не собирались. Когда началась русско-турецкая война, художник немедленно отправляется в действующую армию в 1877 году.
Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Более двадцати полотен создано им на эту тему. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Деревня Нижние котлы.
С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Отсюда он снова отправляется на Кавказ, где продолжил работать над картинами из народной жизни. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае.
Старший брат Николай, успевший в качестве мичмана принять участие в Крымской войне, к тому времени уже подал в отставку, обосновался в деревне и, вопреки скептическому, даже презрительному отношению отца к этому делу, занялся сыроварением. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость».