Брак с Валентиной стал неоднозначным событием в биографии Шагала. Конец 1920 года был ознаменован в биографии Шагала работой для Еврейского камерного театра (ЕКТ с 1921 – Государственный еврейский камерный театр, ГОСЕКТ с 1924 – Государственный еврейский театр, ГОСЕТ). Если хотите узнать, что о себе и окружающем, своем гении думал сам Марк Шагал, рекомендую прочесть автобиографическую книгу «Моя жизнь».
Дочь стала биографом и исследователем творчества Шагала, организатором его выставок и самым искренним помощником. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала Моя жизнь. Среди других известных в биографии Марка Шагала работ: «I and the Village» (1911, музей современного искусства, Нью-Йорк), «The Rabbi of Vitebsk» (институт искусств, Чикаго). На следующий год у них родилась дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.
В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Счастье написано на лицах этих двоих. Город стал для него воплощением радости и света. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь.
Грановский также написан на панно не единожды. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане.
В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
И я понял: это моя жена. По заказу главного режиссера Александра Таирова художница создала новаторскую сценографию спектакля «Фамира Кифаред» по драме Иннокентия Аненнского и расписала в свойственном ей ба-рочно-кубистическом стиле фойе, лестницу театра и портал сцены. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Высылать ничего не буду. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста.
-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Эта картина демонстрирует отношение М. Шагала к своей первой жене — Белле, а также показывает, насколько влюбленные люди становятся лучше, внимательнее, проявляют больше доверия. Большие, выпуклые, чёрные.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Можешь не рассчитывать». В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома.
И вот их-то я учил рисованию. Насыщенность зала изображениями была столь велика, что он тут же получил прозвище: «шагаловская коробочка». Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Это мои глаза, моя душа. В 1923 году он с семьей переехал в Париж.
Там полотна пребывали до лета рокового 1937 года, затем были свернуты и спрятаны. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это всё, что я могу наскрести. Беременная женщина», «Париж из окна» (обе — 1913) и другие. Это и керамическое панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и витражи собора в Меце и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других.
Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. И весь балет был пронизан потоками света и радости» 13. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. На все оставшиеся годы Вирджиния переселяется в Бельгию. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Звягинцевой.
Шагал придумывал разные уловки, чтобы заинтересовать сына рисованием. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство.
Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье на окраине Витебска, в районе Песковатик, о чём в книге "Моя жизнь" Шагал пишет: «Не помню кто, – скорее всего, мама рассказывала, что как раз когда я родился – в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска вспыхнул пожар. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Это всё, что я могу наскрести. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался».
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Как жадно они рисовали. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Они открывали настежь окна и рисовали. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Это единение с большой Вселенной. Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Шагал приобрёл известность в Российской империи.
Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». С 1950-х гг.
На бледном лице сияют глаза. Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Сам знаешь. Люди в панике. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
Повторилась давняя ситуация имевшая место во второй половине 1920-х годов: тогда в парижской среде было много недовольных тем, что маршан Амбруаз Воллар заказал Шагалу иллюстрации к «Басням» Лафонтена – работа над классикой французской литературы была поручена иностранцу. В 1944 году умерла жена Шагала. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).
Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Это всё, что я могу наскрести.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Он оказался в ловушке. С тех пор «Моя жизнь» М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Она молчит, я тоже. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений.
К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год).
Искусство, произросшее на национальной почве, благодаря акценту стократ усилило свое общемировое звучание. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Большие, выпуклые, чёрные. Но запомни: денег у меня больше нет. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). Им больше никто не нужен. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих.
На бледном лице сияют глаза. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Ползал и подбирал.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Осенью 1945-го она узнаёт, что беременна. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. У художника появились последователи. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В бытность «комиссаром искусств» он предпринял ряд шагов по приглашению Мейерхольда на пост режиссера Городского театра в Витебске в местной прессе появилось сообщение об их переговорах10.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. — я тоже.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии.
Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Его освещает яркий луч света.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. В «архаически-новаторских» лубочных спектаклях Теревсата трудно было отделить настоящий примитив от неопримитивизма. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве.
Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Отныне он – Марк Шагал. Их переполняют эмоции.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Немного ранее, до прихода Мейерхольда, Шагал был приглашен в Те-ревсат для оформления пьесы Дмитрия Смолина «Товарищ Хлестаков», написанной по мотивам «Ревизора» Гоголя (впоследствии по памяти мастер ошибочно называл эти эскизы сценографией классического «Ревизора»).
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Тогда же побывал в Египте. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. В конце 1930-х гг. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Среди его петербургских наставников был Лев Бакст – ярчайшая звезда дягилевских Русских сезонов. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. И я понял: это моя жена. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Это мои глаза, моя душа. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие). По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Решено.
Его мобилизовали в армию.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Можешь не рассчитывать». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Вспышку ярости вызвал у Шагала скучный посланец этих будней – настоящее полотенце, которое Грановский велел повесить для правдоподобия в сцене чаепития Реб Алтера в миниатюре «Мазлтов».
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Париж Шагал полюбил сразу.
Из-за заминки с переводом текста на немецкий язык в 1923 году Кассирер издал только иллюстрации в виде отдельного альбома. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Но его радость была недолгой. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине.
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Марк говорил Дэвиду, что если лист зарисовать целиком, то картина научится летать.
Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. Хелла Рибей, впоследствии многолетний директор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, впервые увидела Шагала на мейерхольдовских постановках в Париже весной 1930 года – ее поразило живейшее реагирование на спектакль одного из зрителей с необыкновенно выразительным лицом: им оказался Шагал11. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Ползал и подбирал.
Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». И я понял: это моя жена. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
У него был один брат и пять сестёр. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Талант художника проявился еще в ранней юности.
Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Большие, выпуклые, чёрные. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск.
Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.
Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. У него был один брат и пять сестёр. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.
Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). Осенью 1909г. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы.
— я тоже. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений.
— я тоже. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Это были наброски едва ли более детальные, чем просто абстрактные формы, динамичные массы. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие).
Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. В то время он был в Европе. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31.
По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества — библейскую. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск.
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. супрематическими. Между ней и Шагалом завязался роман.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. К этому моменту были готовы 66 эскизов. Практически ничего другого не писал Марк Шагал.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности.
Иисус показан как символ страданий всего человечества. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Отец учил Дэвида рисовать и прививал любовь к искусству, они много раз бывали в Лувре. В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей») жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915, Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917, Национальный музей современного искусства, Париж) и др.
Шагал всегда был свободным художником, своевольно обращавшимся со всеми эпохальными веяниями в культуре. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Вальден владел популярным изданием Der Sturm и одноимённой галереей и покровительствовал авангардному искусству, в особенности немецкому экспрессионизму.
1-ый парижский период. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Железнодорожная станция» и др. Там он проучился 2 месяца. Он очень естественно изображал фантастические вещи. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. И все же знатоки и ценители поражались. Не терпелось, чтобы все заработало. Пик актуализации, как известно, был достигнут Мейерхольдом: спектакль по пьесе «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, стилизованной бельгийским драматургом под средневековые фарсы, прогремел и навеки остался в истории благодаря конструктивистской «машине» Любови Поповой. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам художник беззаботно предлагает головокружительный перепад уровней восприятия: ментальная «оптика» зрителя должна мгновенно меняться при переходе от крохотных буковок таинственных надписей к ритму огромных геометризованных плоскостей, членящих орфеистически-ми.
Как показало дальнейшее развитие событий, у Грановского копилось раздражение против «произвола» художника – ему было невдомек, что причудливые образы Шагала дарят бессмертие своим прототипам. Кто-то сосредоточен на том, что в семье стало на одного человека больше, а другие занимаются своими делами и воспринимают событие спокойно. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Она смотрит— о, её глаза. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
Она смотрит— о, её глаза. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. Но даже хорошо знакомых с шагаловским творчеством людей его свобода в «еврейских фресках» ошеломляет. В последний этап своей жизни Шагал все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой.
Бахрушина). Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Сам знаешь. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. В Москве начала 1920-х годов до прямого сотрудничества двух великих людей, к сожалению, дело не дошло, хотя «счастье было так близко» – Мейерхольда назначили главным режиссером Теревсата весной 1922 года, но нарком Анатолий Луначарский уже сумел устроить Шагалу визу в Берлин.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. С 1950-х гг. Долгое время о семилетних отношениях Шагала с Хаггард умалчивалось, во многом стараниями его второй жены Валентины, фактически наложившей табу на одно лишь упоминание греховного романа.
Шагал Марк Захарович (наст. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей». Это мои глаза, моя душа. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918, Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916). В 1907 году Шагал приехал в Петербург и поступил в школу при Обществе поощрения художеств, а затем в частную студию Е. Званцевой, где преподавали Л. Бакст, М. Добужинский. Шагал постоянно поддерживал тесные связи с еврейскими литераторами и деятелями национальной культуры.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Она молчит, я тоже. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Шагал чутко уловил соприродность своей и мейерхольдовской дерзости и сочувственно следил за деятельностью реформатора. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Здесь его приняли, а учил Н. Рерих.
В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. При осмотре помещения Шагал внезапно объявил, что распишет также и стены.
Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Большие, выпуклые, чёрные.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. (Дом, в котором родился Шагал, находился на левом берегу Двины, близ Суражской дороги. )"., Значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в местечке Лиозно в 40 км от Витебска. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. С 1920 года, по протекции А. М.
С 1907 по 1908, Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е. Н. В перевернутых вверх тормашками изображениях, в усеянных «птичками и козликами» костюмах и бытовых предметах, в облике и игре актеров должна была царствовать праздничная условность, не смевшая иметь ничего общего с серыми буднями.
Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Немудрено, что наиболее действенную роль в возникновении нового Еврейского театра Шагал отдавал экспрессивному гротеску, пластическим метаморфозам, упразднявшим натурализм. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». В 1963-1964 годах бурю негодования вызвала инициатива министра культуры Франции Андре Мальро, предложившего «нефранцузу» Шагалу создать новый плафон главного национального театра – парижской Гранд-опера. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
Балет «Жар-птица» Игоря Стравинского продолжил сотрудничество Шагала с Американским театром балета. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Встретив гостей, режиссер переместился на правый край композиции – он с надменным видом сидит на табуретке, опустив ноги в таз с водой, дабы сконцентрироваться на «сценической литургии». Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В нем не оказалось театральной крови» 1. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). После этого Шагал некоторое время посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств с Н. К. Рерихом во главе, куда его без экзаменов приняли сразу на третий курс. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. В Париж Шагал влюбился сразу. Столица империи представлялась ему землей обетованной. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Она молчит, я тоже. И я понял: это моя жена. Раскрывается извечная тема любви. В 1911–13 гг. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Здесь он пробует себя в качестве театрального художника, некоторое время преподает рисование в подмосковной колонии беспризорников. Это мои глаза, моя душа. И я понял: это моя жена. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие).
Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка.
Сам знаешь. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. 1917), «Интерьер с цветами» (1918), — а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914).
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Затем следует Вторая мировая война.
На бледном лице сияют глаза.
Однако это были семена, развившиеся затем в птиц, деревья и чудищ» 15. Париж Шагал полюбил сразу. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Нью-йоркская премьера осенью 1945 года вызвала шквал восторженных отзывов. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм.
Станиславский. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Шагал уехал с семьёй в Москву. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица — «Окно в сад» (ок. Но запомни: денег у меня больше нет. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. После освоения азов образования в школе, до начала Первой Мировой войны, начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом.
Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Она молчит, я тоже. В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Но планы в жизнь не воплотились.
Однако продержался он не слишком долго. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Он написал сотни полотен. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
Примечательно, что последняя теревсатовская работа послужила несомненным импульсом к созданию знаменитого цикла иллюстраций к поэме Гоголя «Мертвые души» (1923-1925) в «прекрасном далеке» парижской эмиграции. Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912.
Можешь не рассчитывать». Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
С 1950-х гг. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Это мои глаза, моя душа. Переехав летом 1922 года из Каунуса в Берлин, Марк Шагал познакомился там с владельцем картинной галереи и издателем П. Кассирером, который решил издать мемуары художника с его собственными иллюстрациями.
С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. Высылать ничего не буду. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915).
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. С величайшей непринужденностью художник предъявил «городу и миру» интимную автобиографию, сумев сделать ее квинтэссенцией народного бытия. Личность и творчество Бакста оказывали немалое влияние на Шагала, пусть и подспудное. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. На бледном лице сияют глаза.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала — росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) — радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Роман художника с режиссером на этом закончился, как впоследствии об этом с печальной иронией сказано в «Моей жизни». В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
С 1950-х гг. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. сполохами всю композицию. А. С. Пушкина свои работы. Ползал и подбирал. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года.
Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Решено.
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Решено. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением». Помимо судейкинских росписей «Бродячей собаки», Шагал не мог не знать работу Александры Экстер для московского Камерного театра, вызвавшую восторженный резонанс в сезон 1916/17 года9.
В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. В 1921–22 гг. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Она молчит, я тоже.
Семь лет изобилия. Она смотрит— о, её глаза. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» — такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер). В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира.
Художники объединяли единой декорацией зал и сцену – к примеру, в «Бродячей собаке» Сергей Судейкин расписал стены общими орнаментами, превратив все пространство заведения в подмостки. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Отец объяснял это тем, что жара мешает картинам взлететь.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. К примеру, на эскизе задника «Игроков» мы видим гротескную картинку, словно бы удваивавшую театральную мизансцену, но с такой деформацией облика действующих лиц, которая разоблачает их потайные намерения. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912.
Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала.
В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» — огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Большие, выпуклые, чёрные. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. На бледном лице сияют глаза. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Новые шедевры, выставки издания, торжественные встречи Постепенно Хаггард начинает уставать от шумихи. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством «Сток» в переводе на французский Беллы Шагал. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет».
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. В такой суматохе и появился гений.
Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Почти до конца 1920-х гг. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция 25 июля 1915 г. состоялась свадьба художника с Беллой.
После премьеры «Алеко» она сообщала тем же адресатам: «Шагаловские декорации пылали как солнце в небесах. Центральными работами первого парижского периода М. З. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. В сценографии Шагал стремился выявить и зафиксировать скрытую суть происходящего на подмостках, то есть воплотить в пластическом виде сверхзадачу, как говорил нелюбимый им реформатор сцены К. С. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
«Всё покрылось тьмой». Сверхискушенный в наивности Шагал был там, надо полагать, в своей стихии. Новация Мейерхольда, получившая название «биомеханика», для него была родной – выше говорилось об отношении Шагала к цирку и циркачам с их телесным творчеством. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910. — я тоже. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. — я тоже.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. В них – неудержимое желание летать. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. 7 сентября 1941 года семейство, на тот момент осевшее в Марселе, отправилось в США на португальском пароходе, отплывающем из порта в Лиссабоне. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Кроме того, необходимо было искать средства. Два года, проведенных в этом учебном заведении Марк Захарович впоследствии назовет потерянными напрасно.
И я не щадил ни себя, ни других. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Она смотрит — о, её глаза. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Высылать ничего не буду. Там было человек пятьдесят сирот.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Шагал работал преимущественно как монументалист и график.
За несколько месяцев до премьеры «Волшебной флейты» Моцарта, в театре были торжественно открыты колоссальные панно Шагала. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой «Эллис Лак» и проиллюстрирована рисунками и офортами «Дом на Песковатиках», «Улица», «Дом на улице Покровской», «Витебск. В 1909—1911г.
Она смотрит — о, её глаза.