Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. Картина «House of the Hanged Man» (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов.
Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. Нет привычных «бликов» в глазах — но есть пристальный изучающий взгляд. В письме к Эмилю Бернару от 15 апреля 1904 года Сезанн великолепно объяснил, как понимает он изображение пространства: Перпендикулярные линии придают горизонту глубину.
Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года. Знак зодиака — Козерог. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. У Ревалда был воинственный нрав.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира. В будущем в работах художников, работающих в кубизме хоть и была схожесть с его манерой исполнения, но не было той яркой и живописно классической передачи формы и чувств. Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Они познакомились в «академии» Сюиса, где Сезанн работал ежедневно с шести утра и до одиннадцати вечера, Писарро был первым (и долгое время единственным), кто заметил своеобразие молчаливого одинокого провинциала и оценил его талант.
Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Живописные создания Сезанна полны огрехов: фигуры неуклюжи и непропорциональны, пространство изображено недостоверно.
Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости».
Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения.
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Живописцачасто мучили противоречивые чувства. В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. И души не чаял в сыне.
«Поль — моя жемчужина», — говорил художник. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Его достаточно уединенная жизнь сделала этот образ еще более загадочным, почти легендарным. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира.
После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Дома раскладывала пасьянс.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж.
Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. Зримо или незримо, она оставалась данностью. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873). Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких.
Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Он последовал совету Писсарро и перебрался с семьей в Понтуаз, живописный городок в 15 милях ж северо-западу от столицы. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии.
И вот правда вскрылась. Однако вопреки ожиданиям в картинах сложно встретить воздушность и свет. Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок.
В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное.
Дальнейшее оказалось более хрупким. Но ничего этого здесь на самом деле нет. «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. Критики уверены, что он стал импрессионистом наоборот.
Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее.
Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Никаких слухов о ее прошлом до нас не дошло, хотя подобное положение молодой девушки могло навести на любые мысли. И хотя трёхмерность на живописном полотне – искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, так как изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна, живопись к реальности.
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Ортанс осталась одна.
Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. Через год они уже жили вместе. Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет.
В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Молодая жена сделалась постоянной моделью живописца и в 1872-м родила ему чудесного сына. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами.
С помощью нескольких чуть разбавленных водою тонов Сезанн мастерски расположил в пространстве фрукты и предметы. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Так образовался тот «перевес» сознания, благодаря которому от картин Сезанна и сегодня еще исходит, как некий таинственный ток, заложенное в них могучее напряжение мысли, но не исходит необходимое тепло человеческих чувств. Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую. При рассмотрении акварели изображающей горшок с геранью из коллекции Ганья можно попытаться понять метод ее автора.
По сюжетам их можно отнести к романтизму, но сам выбор сюжетов определённо связан с серьёзными психическими проблемами автора. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж).
Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы». На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе.
Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».
Пейзажи пронизаны решимостью и значимостью. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. Если так, то это вполне естественно. Его подозрения подтвердились. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников— новаторов, таких, как Гоген, Ван Гог, Сёра и другие именно потому, что видел в их работах перевес произвольности индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. Ортанс наверняка тоже присутствовала. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Тот открыл для молодого художника множество различных приемов и помог перестроить технику на более раздельную мазковую.
Сезанн не выписывает каждый листик, как это делали академические пейзажисты, но он и не применяет «мерцающий», подвижный мазок Моне или Ренуара, чтобы передать общее впечатление, получаемое от пронизанной светом листвы. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. У художника начался бред. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. Вскоре художник решил оставить Париж. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Отношение Ревалда к Ортанс изложено в открытом письме другому ученому, намеревавшемуся оспорить подобную трактовку. Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением.
Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом.
Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Луи Огюст был оскорблен. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. Художник был слишком самоуверенным, но одновременно с этим всегда боялся, что не сможет точно показать на картине свою задумку. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища. Никому невдомек было, что здесь и не пахло чудачеством. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока.
Приличия превыше всего. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро.
Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. Портреты словно ничего не значили.
Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Виктории. Сезанн вел их в одиночестве, сжигаемый сомнениями, пока не сблизился с Камиллом Писарро. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ).
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним.
В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. А. С. Пушкина в Москве). У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
«Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Виктории (1890 г. ). Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой».
Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. В 1869 году непризнанный обществом художник встретил милую девушку Марию-Гортензию изменившую жизнь Сезанна коренным образом.
Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. В 1872 году Гортензия родила Полю сына.
Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс. Ей нравилось одеваться по последней моде. Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника.
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Сезанн такой гармонией не обладал. Его внимание устремилось к постоянству сочетания формы и цвета в естественной природе.
Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин». Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне.
В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе. После смены круга общения и знакомства с миром художников у Сезанна стали преобладать более жизнерадостные и солнечные цвета и сюжеты.
1880, частное собрание, Винтертур). Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
Ее звали Ортанс Фике. В этот период он увлекся натюрмортом. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Его опыты нередко поднимались до вершин ясности и величия. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса».
Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Не знаю известна ли была еще где-нибудь такая «узкая» профессия даже в Париже и его окрестностях, где полно было художников, такое «коробейничество» приносило не бог весть какую выгоду. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Об этом «дикаре и медведе» рассказывали забавные истории: бродя с этюдником по окрестностям Парижа, он забывает среди полей написанные картины.
Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. Подступила бедность. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Он кладет краски так, чтобы соотношение тонов само по себе строило форму — свободную от подробностей, устойчивую, «вечную», — и добивается удивительных результатов. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Абсолютно продрогший, художник пошел домой.
Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Встревоженная Мари сообщала Полю, что необходимо его присутствие, поскольку экономке ухаживать за Сезанном одной слишком тяжело. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Живопись помогала ему обрести спокойствие. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру.
Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Она всегда защищала свое дорогое дитя от нападок скверного по характеру родителя, который, несмотря на беспрецедентную скупость, все же устроил сына в самый престижный колледж Бурбон. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Таковы главные герои сезанновских композиций. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. Учеба у старых мастеров, начатая под влиянием Эмперера, для Сезанна, в сущности, никогда и не заканчивалась.
Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Супруги были довольно разными людьми по мировосприятию и жизненной философии, зачастую даже жили отдельно друг от друга (он в прованском имении, она в Париже), но их отношения всегда оставались доверительными и проникновенными. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги.
Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, так как декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. Шли годы и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Здесь изображен уголок мастерской художника.
Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Это восклицание ребенка стало пророческим. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.
Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен.
Найти писарровские мотивы можно в поздних работах Сезанна. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Рисование стало всем для Поля. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ).
На рубеже десятилетий он создает целый ряд интересных картин, среди которых особенное внимание привлекает портрет отца, «Искушение св. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую». В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Эта протяженность мазков придает живописи Сезанна сходство с тканой или даже ковровой поверхностью и ощущение ритмического движения, свойственное таким работам, как Замок в Медане.
Поль Сезанн искал свой путь. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. О его жизни можно судить по творчеству.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история».
Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь. Временами он бормотал имя своего покойного друга Эмиля Холя и постоянно звал сына.
Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. В начале XX века Сезанн создает свою знаменитую теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Проведя весь день на улице, Сезанн простыл, у него начался жар. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах». После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. На рубеже 1860-70 гг. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Посмотрите, как написана вода в этих картинах: никакой «подделки», никаких поверхностных эффектов — «чтоб как живая». Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
В середине 1890-гг. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху.
Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Она любила поговорить — причем не о живописи.
То были мучительные поиски. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. 15 октября 1906 года Сезанн попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, где он писал этюды. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого.
Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Все это было неоспоримо верно. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими.
Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж.
Но законченность поиска, даже в рамках маленького шага, в одной работе, вообще была совершенно несвойственна Сезанну, находившегося в постоянном движении к художественно выраженной истине. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Поль Сезанн (фр. Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. Священник исполнил последние обряды над умирающим. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Список можно было бы продолжить. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Говорят— работала швеей. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Работа помогала ему обрести себя. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731).
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.
Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя.
Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле».
Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Он получает премию за живописные этюды фигур. С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел. Многие хоть и считали по началу его грубым и неприветливым познакомившись с ним ближе влюблялись в его доброту.
На рубеже 1880-90 гг. «Папаша Танги», как его называли все, смолоду торговал вразнос красками. В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. Не в силах носить громоздкие принадлежности для работы маслом, он стал писать акварелью и создал шедевры. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность.
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Картины притягивают к себе, но в то же времяи отталкивают. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку.
Нет морщин — но есть возраст. Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути. В Девушке у пианино (ок.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Надо было действовать.
3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние. Впоследствии он называл Писарро «добрым богом» и до конца жизни именовал себя его учеником. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Чтобы почувствовать это, достаточно посмотреть хотя бы «Мост над прудом» или «Берега Марны» — как там написана зелень деревьев и ее отражение в воде.
В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Ортанс обрела бессмертие. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками. Герань была одним из любимых цветов Сезанна.
Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе.
В начале 1870-х гг.
Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде. Он сделал это по настоянию отца. О папаше Танги можно без ошибки сказать, что он торговал больше из любви к искусству.
Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Главными интересами возлюбленной Вольтера мадам дю Шатле считались книги, бриллианты, алгебра, астрономия и нижнее белье — все это Вольтер весьма ценил.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание.
Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией.
Весной 1861 года Луи-Огюст окончательно уступил просьбам жены и сына, разрешив Полю оставить юридические занятия и ехать в Париж учиться живописи. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение.
Возвращаться с тяжелым снаряжением по холмистой местности, да еще в грозу, оказалось выше его сил — старый мастер упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Нравилось путешествовать. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Ее место не занял никто.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм.
Все случилось по писанному. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения. И сам назвал рисунок «Швея». Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Ее находчивость была под стать амбициям.
Он снова и снова писал яблоки. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Там он познакомился (а затем и подружился) с Писарро, Моне и Ренуаром.
Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Ярлык был готов. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль). Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. И все-таки это невоспитанность.