Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов. Картина «House of the Hanged Man» (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна.
Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки».
Не разрушая единства живописной поверхности, Сезанн открыл новые способы передачи трехмерного мира в двумерном пространстве холста. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». Некоторые жанры кажутся полностью разработанными, но часто они так и не реализуются. Ортанс обрела бессмертие. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. В этот период он увлекся натюрмортом. Эмилю тогда было шесть лет. Герань была одним из любимых цветов Сезанна.
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Это восклицание ребенка стало пророческим. Критики уверены, что он стал импрессионистом наоборот. Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
Яркая сюжетность этой работы Сезанна давно уже вызывает у искусствоведов и непрофессиональных зрителей желание приписать ей какую-то особую идею или особый смысл. Сезанн обретет себя только тогда, когда поймет, что смысл его работы в поиске нового видения природы как таковой. Виктории. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Кроме Поля в доме росли две сестры, с которыми он поддерживал теплые отношения.
Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Его подозрения подтвердились. Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно.
типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Он, как говорится, звезд с неба не хватает». О папаше Танги можно без ошибки сказать, что он торговал больше из любви к искусству.
Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен". Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Он кладет краски так, чтобы соотношение тонов само по себе строило форму — свободную от подробностей, устойчивую, «вечную», — и добивается удивительных результатов.
Классицизм прославляет разум – романтизм возвеличивает чувство. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Порой, не сдержавшись, он швырял их, полуодетых, на приготовленную для них подставку, а потом возвращался к мольберту и, сжигаемый внутренним огнем, «укладывал их на ложе своих картин». В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Почему из Экса 151 понятно. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Прошли те времена, когда его пинали все, кто мог, когда газета «Ле Пти Паризьен» позволяла себе следующие высказывания: «Это своенравный, вспыльчивый, поистине непримиримый художник. В этом смысле он был даже не постимпрессионистом, а подлинным реалистом. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Он отдалился от друзей – импрессионистов, ведь это уже не было «впечатлением», теперь он пытался воссоздать не колористические оттенки, как бы изнутри вливался в свет, атмосферу пейзажа. Зримо или незримо, она оставалась данностью. Его учителем была сама природа. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Опасения эти подтвердились, когда через восемь лет тайна, наконец, раскрылась. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Поль Сезанн (фр. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. Там он завоевывал художественную сцену, а жил и творил на родине, в Эксе.
Ей нравилось одеваться по последней моде. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Художник ощущает стремление вновь погрузиться в атмосферу Экса.
Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Представитель постимпрессионизма. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Так или иначе, Поль просит отца оплатить ему курс живописи в местной художественной школе.
Для классицизма основным принципом является структурный для романтизма – цветовой. Сезанн не был еще так захвачен натюрмортом и пейзажем, как впоследствии, но и в ранние годы он создавал выдающиеся образцы этих жанров. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками.
И сам назвал рисунок «Швея». В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».
В середине 1890-гг. Та же скала справа, проем, деревья на заднем плане. Он вечно твердил о неспособности осуществить собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения.
Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Он сделал это по настоянию отца. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой».
И семья, в которой он вырос, была отнюдь не маленькая. Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы.
Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Писсарро, соблазненный «дивизионизмом» Жоржа Сера и Поля Синьяка, пытался использовать пуантилистскую технику. «Разговоры об искусстве почти бесполезны. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее.
Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле». Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.
Вскоре художник решил оставить Париж. Своими успехами он обязан не столько выдающимся способностям, сколько усидчивости и умению работать систематически. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе.
В 1880-90-е годы Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса».
Моделями ему служили крестьяне и, кроме отдельных этюдов с них, Сезанн делал зарисовки пяти, четырех или двух фигур (всего известно пять живописных вариантов). Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Он искал спасения в живописи. Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено. Через три года после их встречи родился сын, названный Полем. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Дома раскладывала пасьянс. В начале 1870-х гг. Почему отшельник.
Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени и остаётся всегда таким же.
Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. В апреле 1878 года тридцатидевятилетнему Сезанну пришлось прошагать из Марселя в Экс больше тридцати километров — ему было велено явиться к родителям на ужин.
должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Упорный и амбициозный юноша понял, что здесь он не сможет постичь заветной цели. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
К этому периоду относится его знакомство с импрессионистами. Два других варианта больше напоминают барельефы – так пастозно положены краски. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Он продолжает пребывать на вершине художественного Олимпа. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. «Тебе, – заявляет Золя, – не хватает характера, ты страшно заблуждаешься и в мыслях и в поступках, принципиально соглашаясь, чтобы все шло само по себе и полагаясь на благосклонность обстоятельств».
Он снова и снова писал яблоки. Где же он берет эту природу. Чуть менее лично упрек звучит в заключении к написанной Ревалдом биографии, где речь идет о смерти художника. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж.
Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски "Обиталище ветров". Одна многолетняя дружба с Эмилем Золя чего стоит. Он сделал это по настоянию отца.
Она сложена из того же камня, что и все вокруг. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. – У него теперь нет ни одного умного или любящего друга». Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Он не был богат, но обладал чутьем, позволившим ему собрать первоклассную коллекцию современных художников, включавшую работы Мане, Ренуара, Моне и Писсарро.
Какой уж тут отшельник. Его формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Ортанс, судя по всему, поглощена рукоделием, но ни иглы, ни нити не видно и трудно понять, что она делает, так как средоточие действия, центр рисунка, остается дерзостно пустым. Это не означает, конечно, того, что художник раз и навсегда стремился свести все природные формы к определенному числу простейших стереометрических элементов.
Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). Портреты словно ничего не значили.
По системе Сезанна учат студентов, а знаменитые художники, от абстракционистов до гиперреалистов, создают ему «Hommage» 151 посвящения и преклоняются перед даром гения. Но в замечании о Париже и яблоке мы угадываем серьезность особой концентрации Сезанна на фрукте, который должен был для него инструментом самовыражения.
Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение. Луи Огюст был оскорблен. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. Об этом «дикаре и медведе» рассказывали забавные истории: бродя с этюдником по окрестностям Парижа, он забывает среди полей написанные картины.
У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своём деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами.
Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). И то и другое Сезанн усвоил с некоторыми поправками. складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг.
Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен.
Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, "ловили на крючок". Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути. Этот взгляд на живопись отличает Сезанна от большинства его современников. Однако вопреки ожиданиям в картинах сложно встретить воздушность и свет.
начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. Правда, понять искусство реформатора тогда смогли лишь избранные. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Серия автопортретов, написанных в разные годы, 151 лучшее «пособие» по изучению отношения художника к себе и миру. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
Но это не только экспериментальные работы или не завершенные эскизы. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой.
Его мать потеряла унаследованное состояние в результате запутанного судебного процесса. Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами.
В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Среди битильонцев Камиль Писсарро был единственным, в ком Сезанн, осваивая пейзажную живопись, видел надежного наставника. Говорят— работала швеей. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Приличия превыше всего. Рисование стало всем для Поля. Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ). Список можно было бы продолжить.
Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ).
Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68). Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм).
Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. Разнообразное количество фигур изменчивость поведения персонажей доказывают только одно – он еще не «придумал» удовлетворяющую его композицию.
Посмотрите, как написана вода в этих картинах: никакой «подделки», никаких поверхностных эффектов — «чтоб как живая». Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом.
Через год они уже жили вместе. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника.
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Казалось бы, ему открывается весь мир и он 151 провинциал 151 должен его покорить. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. Первоначально эта техника повторяла свободное письмо импрессионистов, но постепенно Сезанн выбрал систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому). Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь.
В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье. Ее находчивость была под стать амбициям. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет.
Он здесь родился, вырос, учился, работал, умер и был здесь же похоронен. Этот Салон отверженных должен был дать возможность зрителям самим судить об отвергнутых работах. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. А в «Руководстве по инвестированию на рынке предметов искусства» компании Kunst Asset Management GmbH натюрморт Поля Сезанна «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (18931511894 годы) стоит на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. Время дня в них невозможно уловить, равно как и время года.
Рождение сына внесло в жизнь Сезанна новые сложности. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Но довольно цифр, хоть и убедительных, ведь речь идет об искусстве. Третий вариант «усилен» в композиции неким подобием «готического свода» из изогнувшихся вершин деревьев.
Нравилось путешествовать. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами.
Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Здесь изображен уголок мастерской художника.
В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища. Четыре обнаженных, собранных вокруг самой темной зоны треугольника (темно – синяя в центре на переднем плане), отделены от купальщиц слева и справа компоновкой, которая больше не встречается нигде в творчестве Сезанна, за исключением одной акварели.
Несмотря на пережитое унижение нация вскоре обрела былое процветание. Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году.
Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны.
Вместо этого он днями сидит в Лувре, копируя классиков. Его внимание устремилось к постоянству сочетания формы и цвета в естественной природе.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. С 70-х гг. Достаточно свидетельств о личности отца Сезанна, личности авторитарной, он всегда рассматривал сына как неудачника, как паразита, как «художника», которому не добиться успеха, то есть, человека без перспектив и социального статуса. Разумеется, в родном Провансе. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Пожалуй, самые ценные сведения о юности художника мы можем извлечь из заметок Золя к написанному много позже роману Творчество, прототипом главного героя которого явился Сезанн. Имя Сезанна постепенно приобретает известность. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. На самом деле я только переменил жилище, а скука осталась при мне".
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). При рассмотрении акварели изображающей горшок с геранью из коллекции Ганья можно попытаться понять метод ее автора. У Домье ранний Сезанн воспринял те романтические моменты, ту заостренную экспрессивность форм и динамику композиционного построения, которые, несколько по – иному свойственны и некоторым его (Сезанна) живописным работам последних лет. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс.
Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Над двумя вариантами он долго работал, откладывал, потом брался заново.
Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Фигуры центральной группы склонились как будто их что – то привлекает к земле». В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
Он пытается воссоздать не колористические оттенки, а слиться с самим пейзажем.
Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Набросок фигуры, сделанный для написанной позже картины под название «Вскрытие» передает возбуждение автора, жирными и тяжелыми карандашными штрихами зафиксировавшего неловкую позу окоченевшего тела. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
«Эскизы сплошным потоком» спускаются с потолка до самого пола, где, скопившись, образуют «оползень брошенных вперемежку полотен». Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Те же сдержанные, скупые краски, которыми написана зелень, — меняется лишь структура, направление мазка и цель достигнута.
Все случилось по писанному. Работа была для него, единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие.
Если с вами на выставку пришла женщина «в интересном положении», ни на секунду не задерживайтесь у «Портрета мужчины» кисти господина Сезанна. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую».
Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы». Он родился в Париже, его мать была француженкой, отец – греко-итальянского происхождения. Ортанс наверняка тоже присутствовала.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). Все это было неоспоримо верно.
Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Эта хижина и сейчас встречает гостей. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни.
С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. Его магически привлекала простота завершенности их формы. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Много лет спустя Сезанн говорил о «скромном и грандиозном». В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой.
Поль Сезанн искал свой путь. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Впервые он заявляет о ней в зарисовке к юношескому письму, адресованному Эмилю Золя. Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает.
«Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Даже более того, со стороны история жизни Сезанна выглядит подозрительно спокойной. На рубеже 1860-70 гг. В пейзаже под названием «Железнодорожная выемка» ощущение стремительности и непринужденности достигнуто отчасти за счет расчетливых и сдержанных цветовых отблесков.
В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты Фрукты, Букет цветов в вазе, Натюрморт с драпировкой, пейзажи Большая сосна близ Экса, Голубой пейзаж, Гора св. Одним из натюрмортов зрелого Сезанна, является натюрморт «Яблоки и печенье», где в наибольшей степени соблюдена чистота жанра. Сезанн также не одобрял попыток «скромного и колоссального» Камиля Писсарро, о котором всегда говорил с восхищением. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность — с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
От его раннего творчества осталось очень немного композиций и набросков на мифологические темы. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой.
Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Молодой художник воссоздал грубые черты облика своего натурщика широкими и сильными движениями шпателя, подчеркивая резкие очертания и острые цветовые контрасты, чтобы придать фигуре Доминика монументальную тяжеловесность. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя.
И хотя трёхмерность на живописном полотне — искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, так как изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна, живопись к реальности. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Выразительность как самоцель, выразительность ради выразительности, применение тех или иных живописных приёмов ради создания того или иного экспрессивного эффекта противоречили взглядам Сезанна, для которого живопись была прежде всего не искусством, а средством познания, дающим человеку возможность непосредственно соприкоснуться с некими основами мироздания. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
Когда в жизни Поля происходит перелом к творчеству. Возможно, это еще одна причина его частых приездов в родные края. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре.
Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
Сезанн любил эти карьеры. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей.
В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)».
В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Дальнейшее оказалось более хрупким. Чтобы почувствовать это, достаточно посмотреть хотя бы «Мост над прудом» или «Берега Марны» — как там написана зелень деревьев и ее отражение в воде.
Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. Число и положение фигур на них различно.
Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом.
Золя был на год младше Сезанна. Сезанн хорошо учился и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см).
В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст.
За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). Нет морщин — но есть возраст. Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль).
Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Но ничего этого здесь на самом деле нет.
Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного».
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Ортанс осталась одна. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). До франко-прусской войны его то и дело можно было встретить в лесу Фонтенбло, где он свел дружбу со многими барбизонцами. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Пейзажи пронизаны решимостью и значимостью. Особая, ярко выраженная симметрия приближает композицию картины к идеальной.
Прованс изображенный Сезанном, – проще и конструктивнее настоящего. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости. Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Но, было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Найти писарровские мотивы можно в поздних работах Сезанна.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Поль Сезанн. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков.
А. С. Пушкина в Москве). За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. Писсарро едва не с благовением: «Он был мне отцом кем-то, вроде Ангела-хранителя».
Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Общий колористический строй картины также основан на чередовании контрастных сочетаний. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Он не замечает ничего вокруг себя, для него стороной проходят и события франко-прусской войны 1870—1871 годов. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В его зрелом творчестве романтическая напряженность чувств соединяется с классической ясностью и строгостью.
(«Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде. Сезанн вел их в одиночестве, сжигаемый сомнениями, пока не сблизился с Камиллом Писарро.
Как будто и не прошло ста лет. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин».
Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде.
Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Исследователи пожимают плечами. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках. Подступила бедность.
Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. Яблоки находятся в центре внимания художника по целому ряду причин. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Не знаю известна ли была еще где-нибудь такая «узкая» профессия даже в Париже и его окрестностях, где полно было художников, такое «коробейничество» приносило не бог весть какую выгоду. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние. Поль, несомненно, страдает от отцовской зависимости и неблагоприятных отзывов о его работах. В «Курильщике» (между 1895 – 1900 гг. ) он передает ощущение спокойно – сдержанной задумчивости и внутренней сосредоточенности. Его современники 151 барбизонцы и импрессионисты 151 давно уже забыли про музеи и работают на пленэре, стараясь уловить «впечатление» (impression), а Сезанна вдохновляют классицисты и романтики, Пуссен и Делакруа.
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». Не вызывает сомнения, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видения. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни.
Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Еще более важным обстоятельством явилось то, что он охладел к своей работе. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст.
Однако Сезанн 151 не только пейзажист. Он разработал систему каналов и дамбу известную как «Плотина Золя», но умер раньше, чем строительство завершилось. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться.
Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Никому невдомек было, что здесь и не пахло чудачеством. Сезанн принадлежал к числу художников, которым не легко дается техника. Писсарро очистил и высветил палитру Сезаана и вынудил его отказаться от всех оттенков тяжелого, мрачно- землистого цвета.
Вместе с тем Сезанн стремился к максимальной вещественности в изображении предметов. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом.
В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. На рубеже 1880-90 гг.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: "Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). У Ревалда был воинственный нрав.
Ее звали Ортанс Фике. То были мучительные поиски.
Достаточно увидеть «Автопортрет в фуражке» 18731511875 годов из Эрмитажа, «Автопортрет на розовом фоне» 1875 года или «Автопортрет» 18771511880 годов (оба из музея Орсэ), чтобы почувствовать силу его личности. Таковы главные герои сезанновских композиций. С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят.
Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг. В акварели, которую мы воспроизводим, Сезанн сумел передать простое и вместе с тем исполненное достоинства выражение одного из своих соседей, быть может, еще лучше, чем в двух живописных произведениях на тот же сюжет (одно хранится в Кунст-халле в Манхейме, другое—в Музее изобразительных искусств им. Чего только не приходилось им сносить от этого нелюдима, грубияна.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Проще и точнее всего было бы сказать, что он учил мир новому зрению. Он действительно являлся настоящим трудоголиком, посвятившим всю свою жизнь живописи.
Так, в своей мастерской на улице Ботрейи он жил «среди ужасающего беспорядка. Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873). Мало что происходило в Эксе.
Потом отец умирает. Виктории (1890 г. ).
И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде. Работал он настойчиво и с большим напряжением. Но она «не закончена» только потому, что холст местами не закрашен, что является уникальным случаем, когда отсутствуют не элементы, а краски композиции.
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Исступленный, галлюцинирующий, озверелый, он либо проклинал живопись 151 «это собачье ремесло», либо в хмельном порыве безудержной радости заявлял: «Когда я пишу, у меня такое ощущение, точно я сам себя щекочу». Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. "Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать". «Папаша Танги», как его называли все, смолоду торговал вразнос красками.
Все как у обычного человека. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. Мари, большую часть своей жизни благочестиво порицавшая всех и вся, строго осуждала Ортанс. Я стараюсь наполнить свои полотна деталями, чтобы работать правдивее и совершеннее. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал воплощением, реализацией.
Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Бедные натурщицы. «Мы все, вероятно, вышли из Писсарро, – сказал Сезанн годы спустя, уже в 65 году он отказался от черного, битума, сиены и охры».
Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. Для создания структуры полотна с великолепной взаимоувязкой элементов, ему достаточно тарелки и нескольких яблок, выложенных на сундук. Позднее, самоуверенный Луи-Огюст Сезанн отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Ведь немногим более ста лет назад сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).
Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила.
Он как бы «оживил Пуссена в природе», то есть, влил в дисциплину пуссеновского пейзажа эмоции, которые испытывал при виде природы. Создается впечатление концентрации всей композиции. По своему соблазнительному виду изысканностью красок, сочности мякоти и округлости форм. Но вернемся к растущему Полю.
Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы. Большая часть составного белого пространства – вокруг купальщиц. Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ). Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе.
Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Впоследствии он называл Писарро «добрым богом» и до конца жизни именовал себя его учеником. В Девушке у пианино (ок. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Фигуры людей вообще редко встречаются в пейзажах Сезанна. Вдобавок к тому, что Писсарро сделал цветовую гамму Сезанна более светлой яркой, он внушил ему преимущества импрессионистской техники цветоприломления и короткого мазка. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. Окрестные крестьяне продавали в Эксе свою сельскохозяйственную продукцию.
В этом смысле он скорее возрождал, нежели разрушал традиции. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох.
Около 1900 года Сезанн впервые приступает за написание картин, превышающих метр по ширине. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Знак зодиака — Козерог.
Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Самый большой вариант – 2, 08 м 2, 49 м. Сезанн создал не менее трех больших вариантов «Купальщиц».
Она любила поговорить — причем не о живописи. Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Маршрут «Париж 151 Экс» становится для него также постоянным. Его опыты нередко поднимались до вершин ясности и величия.
Золя надеялся найти в столице «поощрение и любовь, которыми в двадцать лет осыпает нас Бог», но первые месяцы не принесли ему ни любви, ни поощрения. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет.
Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки – раздельными. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней.
Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Идею взаимодействия яблок и сексуального воображения проще понять, если задуматься о хорошо известном эротическом значении фруктов в фольклоре, поэзии, мифологии, языке и восточных религиях Латинское слово Fructus (обозначающее: фрукт) этимологически граничит с глаголом furor, который изначально обозначал удовлетворение, удовольствие, радость.
Появилось несколько композиций изображающих игроков в карты в кафе. Не следует работать в несколько приемов подмалевок не нужен, последовательные слои не нужны. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Сезанн связан дружбой с Пикассо.
Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. Так же как в личной жизни сюжет «отец151сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен.
Главными интересами возлюбленной Вольтера мадам дю Шатле считались книги, бриллианты, алгебра, астрономия и нижнее белье — все это Вольтер весьма ценил. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. В 1886 году Сезанн женился на Марии-Гортензии Фике.
Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Сезанн не выписывает каждый листик, как это делали академические пейзажисты, но он и не применяет «мерцающий», подвижный мазок Моне или Ренуара, чтобы передать общее впечатление, получаемое от пронизанной светом листвы. Ее место не занял никто. Надо было действовать.
Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Это больше чем живописное произведение. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст.
Такова тема «Купальщиков», включающая много работ среднего формата, которые позднее найдут свое завершение. Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс. «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Сезанн как и Курбе часто предпочитал кисти шпатель. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. При сравнении с современниками творчество Сезанна поражает обилием и разнообразием. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Сезанн в равной мере опирался на оба этих принципа: он был не только великим мастером композиции, но и великим колористом, сравнимым с Тицианом, Рубенсом и Делакруа.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Итак, Сезанн изучил эффекты света и атмосферы и пытался их перевести в цвет.
Ярлык был готов. Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. Как и другие провансальские художники, он был привязан с солнечным пейзажам родных мест. Однако пытливый и тревожный дух его не находил удовлетворения в этих вялых упражнениях.
Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. И души не чаял в сыне. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. Доминик, терпеливо позировал юному живописцу в самых разных костюмах и позах. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
Травма, порожденная конфликтом с отцом, несомненно, жестко отразилась на Сезанне. Век за веком сначала римские рабы, затем наемные рабочие «срезали» землю, уходя все глубже и создавая причудливый пейзаж из ущелий, образованных пластами вырубок. Этот сюжет часто встречается в живописи начиная с XVIII века. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе во Франции в семье шляпника и ростовщика, который ко всем окружающим относился холодно и надменно. Это философия мироздания. Он искал спасения в живописи.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. В окончательном варианте «Игроков карты» основные формы размещены насколько возможно симметрично, – бутылка посередине между двумя мужскими фигурами является сильным выражение центральной оси. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника. Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценивают потомки его талант. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
На картине «Натюрморт с корзиной фруктов» корзина и имбирный кувшин наклонены вперед, если смотреть сзади, но их передние поверхности написаны так, будто они приподняты. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе. Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Способность Сезанна выявлять сущность ландшафта, сглаживая при этом большинство его деталей, очень многое говорит о художнике и его труде.
Изящество красок с акварельными нюансами (розовый – печенья и светло-голубой – ободка тарелки), кажущаяся простота композиции избирательно использующей пустые пространства вокруг нескольких простых предметов, все это можно найти только у Богена или Сурбарана. Золя, уговоривший его ехать в Париж учиться живописи, в конце концов разразился гневным письмом: «Если искусство для тебя только прихоть, которой ты предаешься в часы скуки, если это лишь развлечение, предмет разговора, предлог, чтобы не становиться юристом то ты для меня загадка – сфинкс, нечто неописуемо противоречивое и темное». Здесь возникает то же ощущение торжественности, что заметно в портретах и натюрмортах. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка.
Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Но это отнюдь не значит, что Сезанн был одинок и несчастен. Особенно это сравнение становится очевидным, когда оказываешься в карьерах Бибемю. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». Разочарование Сезанна объяснялось многими причинами, но одной из них была – тоска по дому.
Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. Так образовался тот «перевес» сознания, благодаря которому от картин Сезанна и сегодня еще исходит, как некий таинственный ток, заложенное в них могучее напряжение мысли, но не исходит необходимое тепло человеческих чувств. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Нет привычных «бликов» в глазах — но есть пристальный изучающий взгляд.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Напротив, его всегда окружали родственники и друзья. Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. 1880, частное собрание, Винтертур). В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Сезанн продолжает свои поиски.
(Другое дело, что его самого «сливки» парижского арт-мира признали не сразу. ) В какой-то момент Сезанн и сам заводит семью: его натурщица рожает ему сына. Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Они познакомились в «академии» Сюиса, где Сезанн работал ежедневно с шести утра и до одиннадцати вечера, Писарро был первым (и долгое время единственным), кто заметил своеобразие молчаливого одинокого провинциала и оценил его талант.
Там он познакомился (а затем и подружился) с Писарро, Моне и Ренуаром. О его жизни можно судить по творчеству. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. В этом смысле картина предвосхищает появление великих сезанновских пейзажей.
Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. «Игроки в карты» Ленена в музее Экса отчасти вдохновили интерес мастера к этой теме.
Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников — новаторов, таких, как Гоген, Ван-Гог, Сёра и другие именно потому, что видел в их работах перевес произвольности индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. Он получает премию за живописные этюды фигур. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Вот, например, место рождения картины «Красные скалы» (1900).
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Немногочисленные работы, представленные Сезанном на конкурс, в том числе портрет отца и автопортрет, заставили экзаменаторов вполне справедливо оценить его живопись как буйную. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста. Сезанн такой гармонией не обладал.
«Отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник.
И все-таки это невоспитанность. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана.
Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение. «Поль — моя жемчужина», — говорил художник. После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника.
По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. Это (гора Сент – Виктуар) индивидуализированная уникальная гора, а не банальная встречающаяся на каждом шагу горная местность. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Никаких слухов о ее прошлом до нас не дошло, хотя подобное положение молодой девушки могло навести на любые мысли. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65). Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
Здесь нет компаний, непринужденно расположившихся на речном берегу или прогуливающихся по полям и дорожкам. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Сыграла ли тут свою роль любовь матери Поля к романтической живописи и сюжетам типа «Поцелуй музы» или влияние друга детства Золя, который раньше уехал в Париж делать свою судьбу и понял, как там процветает современное искусство. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах». В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого.
Сезанн запрещает подметать у себя «из боязни, как бы пыль не осела на еще влажные полотна». Некоторые из них изображают небольшие группы, как в известной серии игроков в карты: именно, «Игроки в карты» – несомненно, одна из самых интересных тем в произведениях Сезанна. К ней принадлежало большинство художников, добившихся коммерческого успеха. И какие.
В рейтинге самых «ценных мастеров» художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога. Если так, то это вполне естественно. В этом контексте встреча с импрессионистами будет определяющей. И вот правда вскрылась.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
.