Пьер Огюст Ренуар краткая биография и интересные факты из жизни знаменитого живописца, скульптора изложены в этой статье.
Философия Ренуара— терпимость, милосердие, желание понять окружающих», его творчеству посвящена книга Андре Базена («лучшая книга о кино», по определению Франсуа Трюффо). Мэтр прибыл. Он пришел к Ренуару сам.
Церковь Сен-Пьер хотели снести в 1850 году. С приходом звука в кино наступил новоиспеченный отрезок времени в творчестве Ренуара. Я уже не говорю о каштанах и картошке испеченных в золе, с маленьким стаканчиком Кот дОр.
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Такова лишь видимость. Взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алин невозможно было не заметить.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Скульптура Ренуар (Венера, бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) стилистически близка произведениям А. Майоля. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Появляются Ночь на перекрестке, Сука (одна из значительных его работ), Шотар и К, Мадам Бовари, анархистский по своему духу фарс Будю, спасенный из воды.
В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы. Против них тогда поднялся всеобщий бунт возмущенного общественного мнения. С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли.
Его палитра светлеет, лёгкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается тонкими серебристо-жемчужными рефлексами, оттенёнными мягкими пятнами тёплых воздушных теней (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Они совершенно убеждены в равноправии любого аспекта современности. Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Среди них: «Маркитта» (1927)— романтические похождения принца одного из государств Центральной Европы «Турнир» (1928)— историческая реконструкция, снятая в Каркассоне «Колонии» (1929)— фильм, снятый по заказу французского правительства в ознаменование сотой годовщины завоевания Алжира «Лодырь» (1928—1929), который был комедией в американском стиле. Но они не сливаются с ним.
Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов. Много раз меняя квартиры и мастерские, Ренуар практически никогда не расставался с Монмартром. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). 70-е годы стали временем созревания импрессионизма. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты и объемы и формы предметов и ритмический рисунок и в конечном счете настроение – как, например, в картине «В саду», небольшой, но для Ренуара чрезвычайно характерной. Она жила совсем рядом, вместе со своей матерью и зарабатывала шитьем. Я немножко принадлежу школе папаши Коро. Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас.
Во французской кинопрессе 1950-х годов создаётся настоящий культ Ренуара. Ренуар сделал это раньше других, так как у него не было денег, чтобы оплачивать учебу. Это была мадам Ренуар. Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе». Появление в ателье Глейра Клода Моне не могло пройти незамеченным.
Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности. Один из рабочих Леви, Эмиль Лапорт, занимался на досуге живописью маслом. С этого момента он перестал участвовать в выставках импрессионистов.
Эдмон Ренуар рассказывает, что, когда его брат писал этот портрет в доме Шарпантье, ни один предмет не был сдвинут с того места, которое он занимал всегда, ничто не было приготовлено специально с расчетом на то, чтобы придать значительность той или иной части картины. Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. Монмартр привык видеть Габриэль с Жаном, которого она носила на спине.
Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни. В отличие от своих предшественников – барбизонцев они вовсе не собирались становиться добровольными затворниками уединенных лесов Фонтенбло и врагами «современной цивилизации», справедливо полагая, что солнечный свет и дрожание воздуха одинаково прекрасны и красочны и в кроне цветущего дерева и в звенящей ряби реки и на загорелых лицах гребцов, завтракающих на террасе кафе где-нибудь в Аржантейе и на скромном платьице молоденькой горничной и на прокопченном металлическом кожухе дымящего под сводами вокзала Сен-Лазар паровоза. И он страдал оттого, что разрушается старый Париж, его Париж. В марте он поехал в Алжир, где обжигающее солнце и буйство красок привлекли и околдовали его так же, как за полстолетия до него пленили Делакруа – художника, которым Ренуар так восхищался.
В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. Как вспоминает Воллар, «на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей» ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно. Так продолжалось два или три года.
Часто художник делал наброски Алин, кормящей ребенка. В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство. Я ошибался, тем лучше.
— Уверен, у нее хватит благоразумия не жертвовать семьей ради карьеры». Стало понятно, что его истинный путь – кинематограф. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. Базиль, Моне и Ренуар изображены там вместе с Мане в его батиньольском ателье.
Ренуара по специально сделанным для кресла рельсам выкатывали в сад, где он писал. Это славный и достойный путь многих художников. 80-е годы в творчестве Ренуара принято называть энгровским периодом. – пишет Ренуар Дюран-Рюэлю с редким для него восторгом.
Он работал до последних мгновений. Проворные пальцы все время дергают и поглаживают седые усы и бороду. По словам известного историка искусства Лионелло Вентури, «импрессионизм по-своему способствовал признанию достоинства обездоленных классов, выбирая самые простые мотивы, предпочитая розам и дворцам капусту и хижины». Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду.
Силуэт фигуры почти погашен. Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара.
В ней равнозначен любой участок холста. Появляются Ночь на перекрестке, Сука (одна из значительных его работ), Шотар и К, Мадам Бовари, анархистский по своему духу фарс Будю, спасенный из воды. Признание пришло и от государственных чиновников — картина Девушки у рояля (1892) была закуплена для Люксембургского музея.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро. – Горизонта нет совсем.
На рубеже 60-70-х гг. Ренуару нравилось, что его отец и мать были людьми простыми:. Если классическое искусство представляла вещи слишком идеальными, то Ренуар выступал за максимальную передачу естественности и реальности, где колоссальное значение играл свет, воздух, сиюминутность, спонтанность и колористическое решение. С годами все чаще он обращался мыслью к декоративной живописи великих итальянцев.
Они получали свои прозвища – Булочница, Большая Луиза. Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме – визуальное наблюдение. Я ему предсказываю блестящее будущее в искусстве сделайте для него все, что можете. Он позволяет смотреть, но не показывает то, что он только что сделал и, закончив писать, – так как во время работы он не выносит никакой аудитории и никакого собеседника именно за молчание во время работы берет реванш его быстрая речь, – он всегда находит способ по-новому страстно говорить о живописи. На каждом этапе художник все время совершенствовался и открывал нечто новое.
Ему казалось, что он не умеет ни писать, ни рисовать. Как бы то ни было, наступил период нужды, поисков заработка, но, вместе с тем и период радости новых встреч, новых живописных открытий и обретения новых друзей. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. Ренуар никогда не был склонен переоценивать себя.
Моне бросился в погоню за ускользающим и непослушным «мгновением», стараясь в бесчисленных вариациях одного и того же сюжета возможно более точно зафиксировать малейшие изменения его световоздушной характеристики. Он продолжает создавать шедевры — На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881). С этого момента имя Эдуарда Мане стало неразрывным от представления о новом искусстве. В 50-х гг.
Там он делал наброски. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. Эта попытка вновь обернулась провалом.
С 80-х гг. В изображении обнажённой натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании тёплых телесных тонов со скользящими лёгкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими поверхности картины гладкость и матовость (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876, ГМИИ). Неудобство Италии, – говорил Ренуар Жану, – в том, что это слишком красиво.
Ведь, по его собственным словам, яблоко не может созреть на сливовом дереве. Эта же черта присуща «Завтраку на траве» (1866) Клода Моне, «Семейному портрету» (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея. Каждый поет свою песню, если у него есть голос.
Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Ренуар Пьер Огюст (Renoir) (1841-1919), французский художник, график и скульптор.
Дело в том, что импрессионисты практически не делали почти никакого различия между двумя этими понятиями. Гьер великолепен.
Ренуар – певец радости. А затем, держа в руках награду, она обратилась прямо к камере и добавила: «В благодарность за все, чему ты научил молодых деятелей кино и зрителей всего мира, я говорю тебе от их имени: Спасибо, мы тебя любим, Жан». Это соприкосновение с процессом создания фильма положило финал всем сомнениям Ренуара. И в то же время он ближе остальных к театру».
Линии рисунка стали четкими и определенными. Среди друзей, оставленных Ренуару Бертой Моризо, был и писатель Стефан Малларме. За спиной почти сорокалетнего Пьера Огюста Ренуара, шестого ребенка из небогатой семьи лиможского портного с рано проснувшимся художественным даром, к этому времени были Школа изящных искусств, борьба с академизмом, дружба с Сислеем, Базилем, Клодом Моне, Писсарро и первая совместная выставка, завершившаяся провалом, после которой их назовут импрессионистами. Всего у Леонара и Маргериты родилось семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве.
Он хотел быть не красивым, а естественным. Линии рисунка стали четкими и определенными. Это соприкосновение с процессом создания фильма положило конец всем сомнениям Ренуара. В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам. Мы видели все или почти все, от Марселя до Генуи. Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина Лиза, написанная в 1867 году.
Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. 80-е годы становятся временем, когда Ренуар вступает в полосу успеха. С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Ренуар пишет такие картины как Яблоки и цветы (1895/1896), Весна (1897), Сын Жан (1900), Портрет госпожи Гастон Бернхейм (1901). Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста.
В какой-то степени это предопределило черты торжественности, которые несколько неожиданно возникли в его интимизированном и лирическом искусстве, – «Зонтики», «Танец в Буживале», «Большие купальщицы». Я в восторге от того, что я сделал, все довольны. Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Такой была Жанна Самари известная актриса «Комеди Франсез». Так как начинается Возрождение. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. За несколько дней до смерти он сказал :" Я все еще двигаюсь вперед".
Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее. Зимой 1883 года Ренуар вместе с Клодом Моне путешествовал по Ривьере. С того дня минуло шестьдесят пять лет С позиций истории не бог весть как много.
У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. Золя в статье для Вольтер объяснял позицию Ренуара так: Месье Ренуар первым понял, что никогда не получишь заказов таким способом (с помощью выставок импрессионистов) а так как ему надо было жить, он снова начал посылать свои работы в официальный Салон, за что и был назван ренегатом. В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное кооперативное товарищество. Но в этом хрупком человеке была заключена фантастическая жажда жизни и страсть творчества.
Дочь Берты Моризо, Жюли Мане, описывает в своем дневнике похороны Малларме в 1898 году. Своей острой и нежной кистью он доставлял сердцу радость ласкать ямки на шее, складочки на кулачках своих малышей и кричать всему человечеству о своей отцовской любви, – писал Жан Ренуар. К счастью, этого не произошло и на рубеже XX века она была реставрирована. Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма. Мне понадобились бы годы, чтобы отделаться от всех их идей и видеть вещи такими, каковы они на самом деле и мои руки не были бы тогда достаточно ловкими.
Ложа (1874), Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Качели (1876), Бал в Ле Мулен де ла Галетт (1876), Портрет Виктора Шоке (1876), Первый выезд (1876), Выход из консерватории (1877), Мадам Шарпантье со своими детьми (1878), Чашка шоколада (1878), На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Он не выставлял свои работы на выставках импрессионистов в 1879-1880 и 1881 годах. По вечерам Огюст посещал школу живописи. Я вижу его не в монтаже, а в актёрской игре». Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург).
Ему повезло, что происходит не всегда. Но он не единственный. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально.
И здесь во всем как бы царит случай. После свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни.
Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. Пьер и Жан вернулись с войны ранеными. Жан начал заводиться: он считал жену хорошей актрисой, но не мог понять, почему та не любит вспоминать свое модельное прошлое у «самого Ренуара». Такова его Харчевня матушки Антони (1866), сочетающая непосредственную жизненность непритязательного бытового мотива со стремлением добиться воздушности общего живописного впечатления. Каждому из них она виделась по-разному.
Во время учебы у Глейра они собирались обычно в Клозери де Лиля. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. Его девиз «вижу – изображаю», явившийся логическим следствием всего хода развития европейского искусства нового времени, первым звеном которого был Ренессанс, а последним выпало стать импрессионизму.
Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. Лучшее из произведений подобного рода у Ренуара – «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» – пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме.
Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения «порядочной публики», события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев. В отличие от Эдуара Мане, за несколько лет до этого в своей знаменитой и скандальной «Олимпии» решавшего практически ту же самую задачу, Ренуар не прибегнул к сюжетным одеждам, чтобы оправдать свою героиню. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы.
В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». Для Ренуара это было успехом и обещанием новых заказов. В тот день он умер.
Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. Но это все уже что-то. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи. Да, возможно, он не унаследовал дарования Огюста, но жизнелюбие и легкий нрав перенял точно.
Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира. Если бы он сдался, мы были бы лишены многих прекрасных работ. В посредственность обратился и классический герой в облике ряженого натурщика с постным лицом, разыгрывающий в претенциозных полотнах академических гениев драматические спектакли по мотивам наиболее ходких в обывательской среде исторических анекдотов.
После второго ранения битва для него закончилась. Нет ни одной четкой линии. А в 1897 году с Ренуаром случилось несчастье. Так, экранизация водевиля Слабительное для ребенка произвела своего рода революцию.
Я боялся, видя большое количество выставок-однодневок. Более того, его работы этого периода жизни никак не отражают ни усталости, ни боли, в них только радость и восхищение красотой жизни и женского тела. Сюда входят практически все лучшие его работы. Этого нет у Ренуара.
Именно литература побудила живописца более пристально вглядываться в окружающий мир, увидеть его не через призму отвлеченных идеалов и догм, а в самой что ни на есть конкретной реальности. Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару. Параллельно занимается литературным трудом.
Наконец, они остановились на деревне Кань. После окончания учебы в 1864 году, Ренуар вступил в активный период своего творчества. Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. Его в первую очередь занимает игра оттенков. В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство. Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность» импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера.
В творческой жизни Ренуара 80-е годы не были столь безмятежными. Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил. Алин пыталась лечить Ренуара, они перепробовали все целебные воды Франции. В этом смысле явный перевес оказывается на стороне детей и женщин, в чьих чертах Ренуар в изобилии находил все, что было созвучно его восприятию человека. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены.
Представитель импрессионизма. Именно от родителей он получил и пронес через всю жизнь уважение к ремеслу. Клиенты не узнают своего идола. Он сам признавал, что нарисовал ее исключительно ради выгоды. когда я думаю, что мог бы родиться у интеллектуалов.
Ренуар работал несмотря ни на какие сложности. Было очень торжественно. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. Однако, кроме семьи, у Огюста Ренуара был еще один воспитатель – Париж. Городским, сельским ли был сюжет – это не имело для них никакого значения.
Художник стремился работать, поскольку считал, что еще не достиг совершенства. Почерк мастера всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования – вот козырная карта режиссера. Здесь и родился в 1894 году Жан, второй сын Ренуара и Алин Шариго. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями.
На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Параллельно занимается литературным трудом. Это пейзаж — Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло (1866), бытовые сцены — Лягушатник (1869), Понт Неф (1872), натюрморт — Весенний букет (1866), портрет — Лиза с зонтиком (1867), Одалиска (1870), обнаженная натура — Диана-охотница (1867). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы.
Но вскоре наступило ухудшение. На каждом этапе художник постоянно совершенствовался и открывал нечто новое. «Надо дать Деде остыть, — подумал Жан. Все это мастерски схвачено широкими, быстрыми, как в набросках, движениями кисти.
Несмотря на болезнь Ренуара, дом всегда был оживлен. И потом, на пленэре не видишь, что делаешь». Но это не было бы только хроникой. Ведь так трудно судить о самом себе.
«Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Нужно, чтобы они оставались тем, чем Бог их создал, фоном, как у Джорджоне.
Дома его окружали друзья, старые и новые. В торжественной обстановке она была показана Лапорту в доме Ренуаров. – так пишет в своих воспоминаниях торговец картинами Дюран-Рюэль.
Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца. От имени режиссёра (который был тяжело болен) награду за него получала Ингрид Бергман которая в своем выступлении отметила, что все фильмы Ренуара отличают присущие ему индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм, главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни проявлялась их сущность: от благородства до безумия. Нужно делать живопись своего времени. В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности.
Они упрекали Коро в том, что он перерабатывал свои пейзажи в мастерской. К этой особенности человеческого зрения и апеллируют импрессионисты именно в ней суть так называемой «мгновенности впечатления», открывающей им возможность фиксировать дыхание жизненного потока в любой ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Зачем писать, когда с таким удовольствием можно просто смотреть. Впоследствии работа па пленэре стала отличительным, «фирменным» знаком импрессионистов, группы художников, ядром которой была перечисленная выше четверка. Действительно, Фредерик Базиль был из богатой семьи, его родителям принадлежало имение около Монпелье и они могли давать ему достаточно денег для того, чтобы снимать мастерскую в Париже.
Во-первых, мне на это наплевать. Родители Жана встретились в конце 1879 года. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. Но в этом не было пренебрежения к мотиву.
Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура. В это время в живописи и рисунках Ренуара все чаще появляется лицо молодой девушки с круглыми щечками и чуть вздернутым коротким носиком.
Его ранним работам 1860-х годов присущ подчеркнуто реалистический характер. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана. Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар.
Воллар стал маршаном, другом и биографом Ренуара. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. Вскоре трудолюбие Ренуара начало приносить плоды.
Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Она догадалась, что этот странный персонаж был гением в своем роде. Это успех. Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Все это в той или иной степени влияло на его искусство, что-то меняло в нем, становилось причиной новых поисков, хотя так и не смогло оторвать его от импрессионизма, судьбу которого от первого и до последнего дня ему выпало разделить. В сфере художественных интересов Ренуара оказалось и раннее творчество Эдуара Мане, в скандальной «Олимпии» и «Завтраке на траве» предпринявшего попытку примерить на своих современников одежды старого, классического искусства.
Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Дождь идет целыми днями, но то немногое, что я сделал или сделаю, является прогрессом.
Подобно Мане, в «Диане-охотнице» (1866) и «Обнаженной с собакой» (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой «вечного». С середины 60-х годов Мане постоянно бывал в кафе Гербуа на авеню Клиши (прежде Большая Батиньольская улица), неподалеку от квартиры, где он жил на Бульваре Батиньоль.
Иногда это лицо мелькает в толпе на площади Пигаль, оставляя ощущение мимолетного счастья. Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад. Не уверен, что он правильно меня понял, – добавил Ренуар.
Восходящее солнце». Отсутствовали лишь работы Мане и Сезанна. Мне казалось, что во Франции невозможно создать что-то свое», но, посмотрев «Пылающий костёр» с Мозжухиным в главной роли, он изменил своё мнение.
В женских портретах наряду с особенностями и тончайшими нюансами настроения модели – эмоциональность и артистичность натуры в этюде к портрету актрисы Ж. Самари (1877, ГМИИ), чистота и непосредственность юного характера в портрете Мадемуазель Гримпель с голубой лентой (частное собрание, Париж) – он выявляет и присущее им извечное женственное начало. Именно с этим фактом связано появление первой картины будущего импрессиониста. На замечательном портрете из ГМИИ им. И хотя режиссер умер в Калифорнии, его прах покоится на родине рядом с могилами предков. Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом.
В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Именно Базиль первым заговорил уже в те годы о необходимости объединиться в группу. Страдания проходят. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре.
Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Мысль о работе в кино меня не посещала. Наконец-то французское кино заговорило о современности. Приемов не устраивали, дом был открытым и собирал самых разных посетителей. 90-е годы принесли в жизнь Ренуара и радость и горе.
Бальзак и Флобер приступили к изучению «Человеческой комедии», сделав проблему «Человек и среда» проблемой века. Вторым, а может быть и первым, главным событием этого периода жизни Ренуара была встреча в ателье Глейра с теми, кто стал его лучшими друзьями на всю жизнь и единомышленниками в искусстве. А. С. Пушкина. Так, экранизация водевиля Слабительное для ребенка произвела своего рода революцию. Недаром Ренуар писал ее трижды.
В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей. Годом позже по этим эскизам и наброскам он написал картину Материнство. Да и к тому времени Катрин Хеслинг перестает позировать художникам и мечтает позировать для кино.
«Обнаженная» (1876) из ГМИИ им. Он путешествует в Нидерланды интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта. Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни.
– Мы чувствовали локоть друг друга и поддерживали друг друга. Она приехала, когда Пьер был уже большим и главной ее заботой стал Жан. Младший, Клод, стал художником-керамистом. Линии рисунка стали четкими и определенными. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений. В фильме Тони он прибегает к строгому, без малого документальному репортажному стилю. Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским».
Я думаю, что мне удалось сделать шаг вперед к уважению публики, маленький шаг. Многогранность его таланта вызывает восхищение. Однако и первые и вторые старались понравиться зрителю.
По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи. Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Через год, вслед за тем серьезного ранения, он демобилизуется. Я абсолютно счастлив и я не умру, прежде чем не закончу мой шедевр. Чего еще желать.
В фильме словно оживают картины Пьера-Огюста Ренуара и одновременно кадры из фильмов его сына известного режиссера (два Оскара и много других наград) Жана Ренуара. Ее звали Алин Шариго и в 1880 году ей был 21 год. Этот эксперимент имел большой успех.
Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. Основное ядро составляли произведения Дега, Ренуара, Моне, Моризо, Сислея и Писсарро. «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в веселом многоцветье Монмартрского праздника, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. Подлечившись, Ренуар вновь возвращается на фронт, на этот раз уже в качестве летчика. Кисть приходилось вкладывать в его пальцы.
– говорил он. Художник уже не обдумывал заранее ее цветовое и композиционное решение, находя его готовым в естественном бытии изображаемого объекта. Это всегда только расцвет и никогда – увядание. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом.
Тем не менее даже в этом портрете Ренуар не вполне отказался от своих идеалов. Присутствие в картине трехлетнего Пьера делает ее еще одним свидетельством семейной идиллии Ренуара.
Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости. Стало ясно, что его подлинный стезя – кинематограф.
Эдмон Ренуар вспоминал: Это было как будто вчера. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный Портрет актрисы Жаны Самари (1878) и Портрет госпожи Шарпантье с детьми (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. К моменту знакомства с будущей женой он еле сводил концы с концами: картины не продавались, заказов почти не имел.
Все зыбко, неуловимо и подвижно. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как «Купание на Сене» (1869) из ГМИИ им. Несмотря на бедность именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Бал в ле Мулен де ла Галетт (1876), Обнаженная (1876), Обнажённая в солнечном свете (1876), Качели (1876), Первый выезд (1876/1877), Тропинка в высокой траве (1877). Деревня Эссуа стала постоянным местом пребывания Ренуара с семьей. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. Друзья не ленились провести время в поезде, чтобы повидаться с ним.
В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. Женщины были одной из главной тем его творчества и Ренуар, восторгавшийся Тицианом, отчасти перенес в свое творчество образ тициановской женщины, рыжеволосой (по венецианской моде того времени, когда дамы мыли для этого волосы коровьей мочой, что не сделаешь ради моды. ) и с красивыми формами.
Именно с этим портретом связаны значительные события в его жизни. Никто до него никогда и не думал запечатлеть факты из будничной жизни на холсте такого большого размера. В них заключено сияние и одновременно нежность.
Название ресторан получил из-за вкусных галет, которые здесь подавали. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. Ренуар восхищался им и всегда испытывал некоторое волнение, думая о нем. Но красота остается. Огюст Ренуар отчетливо осознавал, какую роль в его будущем сыграла семья. Однако именно это последнее падение оказалось роковым.
Ночью над ним ставили конструкцию из проволоки, чтобы простыня не прикасалась к телу. Программной работой художника этого периода может считаться картина Нагая женщина, сидящая на кушетке (или Обнаженная). Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Ренуар утверждал тогда: «Ритм превыше всего.
Именно живопись удерживала его в жизни. Монмартр постепенно обрастал жилыми кварталами. Все великолепно. Внутренне различные, но внешне сходные между собой, они словно отмечены печатью общей эпохи и среды (После обеда, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Зонтики, Национальная галерея, Лондон, – оба 1879). Осенью Ренуары уехали в родную деревню Алин Эссуа, в Шампань.
Подлечившись, Ренуар снова возвращается на фронт, на сей раз уже в качестве летчика. В ранних работах Ренуара сказывается воздействие Г. Курбе и Э. Мане. Взгляды на жизнь Дега пессимистичнее и скептичнее, в его картинах в поэтический мир вторгаются грубые разрушительные силы реальности, привносящие в бытие «маленького человека» драматическую интонацию. Характерность избранного художником мотива несомненна.
Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Его скованное параличом и подагрой тело уже было не в состоянии удерживать жизнь.
Здоровая крестьянская кухня мадам Ренуар, ее знаменитый буйабез славились в их кругу. Именно в музее учатся писать, – говорил он. Алин чистила его палитру, мыла кисти, снимала краску с неудавшихся участков полотна.
Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. Ренуар встретил девушку напротив своего дома в молочной мадам Камиль на улице Сен-Жорж. Здесь под влиянием Вергилия он более того начал сочинять вирши. Этот опыт имел здоровенный счастливый момент. В те годы на склонах холма еще не были вырублены маки, в зарослях которых мадам Ренуар с детьми собирала улиток. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств.
Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок.
Летом 1884 года Алин ждала ребенка и Ренуар ездил один. Отныне Ренуар проводил часть каждого лета и каждой зимы за пределами Парижа. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа. Подводя итог работы в немом кинематографе, Ренуар заявил: «Я снял всего один фильм— Нана остальное— это спорт и коммерция» Финансовая неудача фильма, который он же частично и финансировал, заставила режиссера перейти к постановке чисто коммерческих картин, преимущественно костюмных исторических мелодрам.
На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Это, однако, было не слишком популярно в Школе. Однако среди них уже не было импрессионистов.
Они излучают особое обаяние — «Нагая женщина, сидящая на кушетке», «После обеда», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером», знаменитые варианты «Купальщиц». Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности. Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом.
Да, безусловно, это был цвет, как и для всех его друзей. Кинематографом увлекался с самого детства, про, что он пишет в статье, опубликованной журналом «Лё пуэн» в 1938году: «Мне пришлось долгое время ходить в кино по три раза в день. Все было в движении, свет постоянно менялся. И хотя режиссер умер в Калифорнии, его прах покоится на родине рядом с могилами предков. Отец его был портным. Правда, в ту пору Ренуар отдает предпочтение американским лентам, которых пересмотрел уймище.
Ренуар говорил, «что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи Сердце мое принадлежало Диазу». На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. Завсегдатай кафе Гербуа Фантен-Латур в 1870 году написал еще один групповой портрет. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной.
Шоке провел целый ряд обсуждений с посетителями выставки, а новый друг Ренуара Жорж Ривьер начал выпускать небольшой журнал под названием Импрессионист. Выставка вместе с ними омолодила Ренуара, стала неожиданной радостью. Скульпторы, такие как Жан-Батист Карпо, создавали произведения, которые вполне соответствовали пышности стиля необарокко. Здесь есть красивые мотивы, которые я не смогу написать. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.
Случались в течение этих двадцати лет наступившего XX века и большие радости. Он был одним из семи детей в семье. Она была выставлена в Салоне весной следующего года.
И только Ренуар смог передать потомкам обаяние его независимой личности. Летом, в дождливый день в Эссуа, он упал с велосипеда и сломал правую руку. История эта началась немного раньше, примерно в 1880 году. Такой была Алина — его мать. Он часто писал в городах и на пляжах Нормандии, вместе с Алин и Полем Лотом побывал на английских островах Гернси и Джерси.
Сегодня вечером горы были розовыми. Так домашняя легенда повествует о рождении художника Ренуара. Именно сейчас, когда у меня больше нет ни рук ни ног, мне хотелось бы писать большие полотна, – говорил он молодому художнику Альберу Андре, ставшему в последние годы Ренуара ближайшим другом дома.
расписывал изделия из фарфора, веера. Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Этого, конечно, недостаточно для публики, воспитанной на занимательной живописи Салона, где все строилось на повествовательном моменте, всегда было действие, занимающие зрителя перипетии сюжета.
В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась. Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были Танцовщица и Ложа (обе — 1874).
Жизнь на Монмартре в ту пору была еще простой, как в деревне. В состоянии депрессии он уничтожил целый ряд сделанных работ. Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. Ренуар наименее театральный их всех режиссеров, он пошел дальше всех в критике театра. И потом, в один прекрасный день, вдруг никого больше не стало. С приходом звука в кино наступил новый период в творчестве Ренуара.
Позже Габриэль стала одной из любимых моделей старого Ренуара. Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Иногда наступало обманчивое улучшение, но ненадолго. В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара.
То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины «Девушки в черном» (1885). В 1862-64 учился в школе изящных искусств, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость. Трудно любой из них отдать предпочтение.
Сменив несколько домов, Ренуары купили там виллу Колетт. Она и впрямь была худенькой. Замечательный колорист, он часто добивается ощущения монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в чёрном, 1883, ГМИИ). Он предложил Ренуару пользоваться его холстами и красками.
И Ренуару и его друзьям были бесконечно отвратительны равнодушие и лицемерие мещанина, чья узколобая мораль ломала судьбы героев Флобера, Бальзака и Мопассана и вот таким образом в своих героях, людях, с мещанской точкой зрения, незначительных, они хотели видеть поэтичность, чистоту и духовную полноценность – качества, которые в их искусстве противостояли обывательщине. После второго ранения война для него закончилась. Ренуар и здесь остается самим собой.
В новой картине Ренуара все спокойно и устойчиво, яркий свет усиливает зелень листвы и рефлексы от букета цветов на желтой соломенной шляпе. Ренуар в живописи Делакруа, вероятно, видел нечто свое, особенно близкое ему. И если бы не было счастья творчества, его дух, наверное, угас бы раньше времени, находясь в беспомощном и недвижимом теле. Сначала мы были группой, – говорил старый Ренуар Жану.
Уже во время первой недели обучения произошло столкновение между Ренуаром и Глейром. Много лет спустя Ренуар комментировал: Я изо всех сил постарался, рисуя модель. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это портрет в полный рост его молодой подружки Лизы.
Было бы абсолютно бессмысленно обвинять художника в однобокости и узости интересов, в том, что, живя в эпоху острых социальных конфликтов, он оставил их за пределами своих художественных интересов, сосредоточившись на светлой стороне человеческого бытия. И нам надо принять в нем участие, – говорил он Ренуару. Ренуар тяготеет к классической ясности и обобщённости образов, в его живописи нарастают черты декоративности и идиллизма, палитра сводится к сочетанию нескольких цветов, фигуры очерчиваются контуром. Смысл ренуаровского искусства, по существу, сводится к поиску прекрасного в обыденном и современном. Но именно там, в музее, получаешь вкус к живописи, который одна природа не может дать.
Это историческая картина. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями.
В 80-е годы Ренуар много ездил. И, что самое удивительное, письмо действительно доставили Ренуару.
В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). Всякий человек имеет право на счастье. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз («Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло», 1866). Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного.
Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. В прошлом остались трепет прикосновения, вибрация света и тени. Она не предполагает выделения центра. Вам нужно было бы сделать нос подлиннее. Для Ренуара он стал одним из самых близких людей.
Ренуар переходит к пленэрной живописи, органически включая человеческую фигуру в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ). Импрессионисты в большей степени, чем их предшественники, последовали этому призыву Торе. Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто. И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства.
Живопись Ренуара легка и стремительна. В чем-то он стал таким, какими были они. Жан с юных лет занимался живописью, затем керамикой, посещал театры, много читал. Настоящий импрессионистический период в творчестве Ренуара начинается вслед за первыми робкими попытками, предпринятыми им в Лягушатниках и охватывает десятилетие между 1872 и 1881 годами. Это стоило жизни Алин – она умерла через год, оставив Ренуара одиноким.
Сюда вошли практически все лучшие его работы, выполненные в разных жанрах. Ренуар с друзьями тоже перебрались туда с левого берега Сены. Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Он был шестым ребенком. Ренуар никогда не отличался крепким здоровьем. Здесь под влиянием Вергилия он даже начал писать стихи.
Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Любимыми художниками Пьера были А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонар, Г. Курбе. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Но жизнь, тем не менее, входила в свое русло.
Словом, я очутился в тупике». Ренуар всю дорогу заботился о социальной достоверности своих героев. Через год, после серьезного ранения, он демобилизуется. Однако на фотографиях мы видим в первую очередь цепкий горящий взгляд художника. Ренуар был шестым ребенком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргериты.