Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Сикста в Пьяченце. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно— на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве.
Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды им получаемые. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев.
Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Плацидия. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли».
В 1513-1514 гг. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Он прожил остаток своей жизни здесь.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника.
Этот юноша с интеллигентным, симпатичным лицом, с обнаженной шеей и длинными волосами артиста, с чистыми, кроткими, девичьими глазами, напоминающими Мадонн Перуджино, вполне соответствует портрету Рафаэля, нарисованному Вазари: «Когда он представал перед товарищами исчезало в последних нерасположение духа испарялись низкие мысли. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок.
Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.
К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Ученику своему, Лоренцетти, завещал художник изваять и поставить близ алтаря статую Мадонны. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
Иоанна Крестителя и св. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.
Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова.
Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Схватил ли он простуду в катакомбах Рима при раскопках или иначе – неизвестно. Рафаэль рано потерял своих родителей – мать умерла, когда мальчику было восемь, спустя еще три года ушёл из жизни его отец. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В Риме художник также украсил фресками виллу банкира Агостино Киджи, который был его покровителем.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Леонардо, этот наиболее типичный представитель века: разносторонний, мужественный, блестящий, первый во всех состязаниях от живописи, архитектуры, скульптуры и механики до верховой езды и танцев, – не мог всецело отдаться искусству, победить своих чисто личных стремлений. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
В собрании присутствовали король и королева. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах.
Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии.
Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче.
VI). Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Бенедикта, св. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Дерево, масло. Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля, Санти. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля.
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок.
Он даже обвинил художника в плагиате. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: » Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря». К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн.
Ф. Пенни. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Лаврентия, св.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны.
Рафаэль. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета.
Работа датируется 1498 годом. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
Сын живописца Джованни Санти. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Влияние Фра Бартоломео сказывается в акценте на декоративной ритмичной компоновке фигур, — в том, что идейное содержание темы абсолютно подчинено формальным соображениям. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера.
Медичи (будущий папа Климент VII). Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Петра.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».
Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).
Несметные толпы горожан приходили поклониться его праху. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Дерево, темпера. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения.
После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
Рассказывают между прочим, что, призванный вдруг к папе, Рафаэль поспешил в Ватикан и был очень разгорячен ходьбой. По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж.
На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
У ангела слева одно крыло. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Петра).
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. большое «Несение Креста», наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке — богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами. Тело Рафаэля было выставлено в зале его дома на катафалке, окруженном восковыми свечами.
Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней.
Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Умер Рафаэль в ее постели. Это оказалось, однако, не так просто.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Первые заказы начали поступать практически сразу. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Петра в Ватикане. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Над головой покойного поместили неоконченную им картину «Преображение», как бы символ того, что и его гений должен остаться жить в мире, преображенный нетленною славой. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Ярче всех из них сияет звезда Рафаэля. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Известными стали в это период не только грандиозные творения античной скульптуры, но и произведения античной живописи. В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись.
Судьба изображений осталась неизвестна. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. 1512). В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. За эти годы он создал много картин.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Конечно, наиболее торжественно праздновал этот день Рим. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. Он должен был украсить фресками кабинет папы.
174-121 см. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в абсолютной красоте. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов.
Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Группа фигур связана с окружающим ландшафтом, так что ощущается безупречная пространственная композиция, которая была величайшим достижением Рафаэля. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Мавра и св. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Первый учитель – Перуджино. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей.
На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Каждая тень была продумана. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Ученик Платона.
Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове («Donna velata»), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). 500х770 см. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Могила была буквально засыпана фиалками, не говоря о массе других цветов.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Ромуальда, св. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Фреска «Афинская школа». Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.
Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Вот одна из фресок из греческой мифологии. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). Масло, доска.
Вся биография Рафаэля Санти тем не менее связана с написанием картин с изображением Мадонны. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама.
Подобно тому как он никогда не ссорился ни со своими заказчиками, ни со своими помощниками, а, приноравливаясь исполнял и давал приказы, так и в его искусстве нет никаких диссонансов. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. 405х278 см. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости».
Иеронима, св. В процессии участвовали 14 нотаблей, по числу округов. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Первая уполномоченная работа Рафаэля в Риме, была его самым большим и самым высокооплачиваемым заказом, чем когда-либо. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница».
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
«Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари. да Сангалло по проекту Рафаэля. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения.
Среди лиц, несших знамена, были министры, посланники и так далее. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Петра, он, вернувшись домой, почувствовал озноб – и скоро его не стало. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа».
Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. 58х43 см. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Им были созданы и архитектурные проекты. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. «Форнарина» (прибл. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Они окружены внимательными слушателями. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Вершину нижней образуют руки двух детей играющих с птичкой, а вершину верхней — голова Марии. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). Ф. Пенни.