Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов.
живописная манера П. Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции (Девушка у пианино или Увертюра к Тангейзеру, 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург). После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник.
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. А. С. Виктории. Дальнейшее оказалось более хрупким.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. В Девушке у пианино (ок. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени и остаётся всегда таким же.
Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Сезанн тоже верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос и творческая сила выстраивает из хаоса гармонию. Эта вера объясняет отрицательное отношение Сезанна к живописи многих его современников: Гогена, Ван Гога, Сёра и др. В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. Ваза, стакан и яблоки (1880)Произведения Сезанна выражают внутреннюю жизнь художника.
Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним. Ее место не занял никто. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
В этот период он увлекся натюрмортом. Ортанс наверняка тоже присутствовала. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ).
Если так, то это вполне естественно. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
«Вот люди», – как бы говорит Сезанн картиной «Игроки в карты». Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж).
Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Вместе с ними он участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 году в фотографическом ателье Надар в Париже.
Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались.
Он сделал это по настоянию отца. Его подозрения подтвердились. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.
Ее звали Ортанс Фике. Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. В 1872 г. Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках. Белая фигура Пьеро кажется изготовленной из гипса.
Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Таковы главные герои сезанновских композиций. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание.
То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Он снова и снова писал яблоки. Через год они уже жили вместе. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. Поддержал юношу в Париже и Эмиль Золя, его одноклассник.
Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде.
Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе. Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром.
Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). Холст, масло.
К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». В пейзажах Сезанна почти не встречаются совершенно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон. Это прежде всего странная для линейного подхода неправильность перспективы: фигуры Пьеро и Арлекина существуют словно в разных пространственных измерениях.
жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством.
Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел.
Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Работы Сезанна иногда выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании говорить не приходилось до 1895 г., когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами (В комнатах, 1860-е гг., ГМИИ, Москва). Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Надо было действовать. Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее.
В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)».
Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой.
Зримо или незримо, она оставалась данностью. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. С 70-х гг. В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ).
Поль Сезанн (фр. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Сезанну позировали его сын Поль (Арлекин) со своим другом Луи Гийомом (Пьеро).
Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Это восклицание ребенка стало пророческим. Супруги были довольно разными людьми по мировосприятию и жизненной философии, зачастую даже жили отдельно друг от друга (он в прованском имении, она в Париже), но их отношения всегда оставались доверительными и проникновенными. 57, 8 х 92, 5 см. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости.
Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. В синтетический период (1888-1899) П. Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. В конце 1858 года, сдав со второй попытки экзамены на бакалавра, Сезанн поступил в юридическую школу при университете Экса.
Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. «Поль — моя жемчужина», — говорил художник. Богемская).
Ортанс обрела бессмертие. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. И сам назвал рисунок «Швея». Рисование стало всем для Поля.
Холст, масло. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм.
Музей Орсе (Париж)Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства. Картину Сезанна можно отнести к бытовому жанру, но ее содержание выше и значительнее, чем изображение бытовой сценки в трактире. Сезанн всегда был поглощен огромной внутренней работой, стремился к духовному совершенству, никогда не относился к людям неуважительно или безразлично. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон – выставку современного искусства, находившуюся под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным арбитром общественного вкуса. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы.
Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна Пьеро и Арлекин, Мост на Марне в Крейтеле, Дорога в Понтуазе и т. д. В 1858 г. по настоянию отца Сезанн поступил в юридическую школу при местном университете и одновременно занимался в Муниципальной школе рисования. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. Через неделю художник скончался от воспаления легких.
А. С. Пушкина в Москве). Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Государственный Эрмитаж (Петербург)Картина написана в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс.
Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников – новаторов, таких, как Гоген, Ван-Гог, Сёра и другие именно потому, что видел в их работах перевес произвольности индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. В ноябре 1862 г. он снова вернулся в Париж. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами.
В 1906 г. он, работая на природе, попал под сильный дождь. В 1861 году, когда Сезанн впервые приехал учиться в Париж, французская живопись была представлена тремя сильными противоборствующими течениями: неоклассицизмом, романтизмом и реализмом. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин». С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы.
С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. И все-таки это невоспитанность. В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье. Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж. 1876, ГМИИ, Москва). В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь».
Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила. Сезанн в этом отношении уникален. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя.
Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. После 1879 отходит от импрессионизма. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». Это был сложный период для французской живописи. Живописцачасто мучили противоречивые чувства. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Натюрморт.
Он начал посещать Ателье Сюисс, мастерскую, предоставлявшую натурщиков, но не проводившую никакого обучения и таким образом готовился к вступительным экзаменам в Эколь-де-Базар – самого авторитетного художественного училища Франции. Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено.
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Представитель постимпрессионизма. Найти писарровские мотивы можно в поздних работах Сезанна. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года. Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Холст, масло. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе. Внимательно следил за художественной жизнью, посещал знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собирались художники. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно.
Шли годы и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира. Знак зодиака — Козерог. Герань была одним из любимых цветов Сезанна. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются.
Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах». Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Так начался их роман их Битва любви. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
Работа помогала ему обрести себя. Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах (Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм). Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. 102 х 81 см.
Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Молодая жена сделалась постоянной моделью живописца и в 1872-м родила ему чудесного сына. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника).
Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Так называемый конструктивный период творчества П. Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции (Фрукты, 1879 – 1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он долго терпел насмешки и теперь считает, что они подосланы недоброжелателями, чтобы посмеяться над ним». Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ). Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает.
Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом (Купальщики, 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. На картине 1873 Дом повешенного предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой.
3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние.
Виктории (1890 г. ). Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). 55 х 74, 5 см.
На рубеже 1860-70 гг. В средней школе рисование входило в список обязательных предметов, его это привлекло и с 15 лет он обучался в художественной школе, но никогда не получал ежегодную награду за лучшие рисунки. Первые произведения Сезанна выделяются своей мрачностью и явными недочетами в плане техники рисования, что показывает его непрофессионализм. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца.
К тому же кубизм для Пикассо был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, вот таким образом и внутреннее содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержательности лучших работ Сезанна. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. В 1872-1873 гг.
В середине 1890-гг. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение.
Ранний период творчества П. Сезанна принято условно называть романтическим или барочным (1860-1872). («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. П. Сезанн.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край. Ей было19 лет. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей.
Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. 47 56, 5 см. На рубеже 1880-90 гг. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». Поль Сезанн и молоденькая, едва достигшая девятнадцатилетия натурщица Гортензия Фике – встретились в Париже в 1869-ом.
Между тем, Сезанн пристально следил за событиями в художественной жизни, часто бывал в знаменитом кафе Гербуа, где встречались художники. О его жизни можно судить по творчеству. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн.
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы (Большая сосна близ Экса, 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он стал писать в импрессионистической манере, принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов.
Речи о браке быть не могло. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68).
Красно-чёрное трико Арлекина символизирует пламя на углях. И вот правда вскрылась.
Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости». В 1869 году непризнанный обществом художник встретил милую девушку Марию-Гортензию изменившую жизнь Сезанна коренным образом. Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии.
И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом.
Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень.
живописью, Поль переносил отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, писал на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становился у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. 1894-1895 гг. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Вот таким образом в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ, Москва Мост на Марне в Крейтеле, 1888, ГМИИ, Москва). Но они всегда — некий разговор художника с самим собой.
На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Раннее творчество Сезанна, мрачное и романтичное, формировалось в стенах Лувра под влиянием бессмертных полотен Тициана, Рубенса, Делакруа. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному.
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Автопортрет (1875)Французский художник Поль Сезанн родился в провинциальном городе Экс-ан-Провансе в Южной Франции 19 января 1839 г. Его отец был торговцем шляпами, а Сезанн – единственным сыном властного отца (в семье были ещё 2 дочери). А осенью отец умер, оставив сыну большое наследство. Его внимание устремилось к постоянству сочетания формы и цвета в естественной природе.
От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ). В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Нужно вернуться к братьям Ленен, чтобы найти такое же единство величия и естественности в фигуре крестьянина. Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны.
Вместо пятна, мягко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь появляются четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Ортанс, судя по всему, поглощена рукоделием, но ни иглы, ни нити не видно и трудно понять, что она делает, так как средоточие действия, центр рисунка, остается дерзостно пустым.
старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года.
Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см).
Искусствовед А. Дубешко отмечает: «Сезанн намеренно допускает подобное нарушение в перспективе в знак отказа от привычного академического натюрморта, где все предметы рассматриваются под одним углом». Но полотно создаёт впечатление цельности материального мира. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картины не покупали. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65).
«Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Живопись помогала ему обрести спокойствие.
Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле».
Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Но ничего этого здесь на самом деле нет.
Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Ей нравилось одеваться по последней моде. Она любила поговорить — причем не о живописи. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
И души не чаял в сыне. П. Сезанн. Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки — раздельными.
Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей. «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую».
Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность – с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Ортанс стала шаблонным персонажем: пустая, вздорная, угрюмая натурщица — не яблоко, а какой-то кусок теста, паразит.
И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе.
Сезанн учился хорошо, если не блестяще и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы.
Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Картины притягивают к себе, но в то же времяи отталкивают. Одним из них был уроженец Экса Ашиль Эмперер – именно он, по-видимому, сильно повлиял на отказ Сезанна от академической манеры. Их, этих портретов, 29 – масло, акварель, графика. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсарро.
Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. Материальный мир картины сбалансирован единством людей и объектов изображения. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ».
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника.
Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. К тому же кубизм для Пикассо был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, вот таким образом и внутреннее содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержательности лучших работ Сезанна. Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую.
Луи Огюст был оскорблен. В начале 1870-х гг.
Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов (Букет цветов в вазе, 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако вопреки ожиданиям в картинах сложно встретить воздушность и свет. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное.
Да, движения Пьеро и Арлекина, если присмотреться, напряжены и изломаны, словно это люди— марионетки, управляемые рукой невидимого кукольника, но неверно думать, что таков был идейный замысел художника: первоначальный или созревший в процессе работы. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Тот открыл для молодого художника множество различных приемов и помог перестроить технику на более раздельную мазковую. Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь.
Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Нравилось путешествовать. Приличия превыше всего. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см).
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Критики уверены, что он стал импрессионистом наоборот. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс.
Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах. В 1886 г. эта дружба кончилась резким разрывом. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Ярлык был готов.
Ортанс осталась одна. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. На протяжении многих лет денег вечно не хватало и ей приходилось решать головоломку: как получить их и потратить без выяснения отношений.
До этого любой «маленький каприз» вызывал трения. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. Он стал как бы импрессионистом наоборот. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. К концу 1860-х гг.
В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Государственный Эрмитаж (Петербург)На этой картине Сезанн изобразил ткань с растительным орнаментом, белый кувшин, расписанный цветами, яблоки и апельсины на двух тарелках, смятую светлую скатерть и смятую полупрозрачную салфетку. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать.
В апреле Сезанн отправился в столицу и поселился в меблированной комнате неподалеку от Золя. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Говорят— работала швеей. Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом.
Пейзажи пронизаны решимостью и значимостью. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ее находчивость была под стать амбициям.
В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить исходя из теоретических предпосылок. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. В это время парижская пресса пишет: «Сезанн, униженный и презираемый на протяжении всей своей жизни, забрасываемый камнями уличными мальчишками в своем родном городе, пожинает запоздалые лавры на Выставке осеннего салона Все молодые художники во главе с Пикассо сбежались в Гран-Пале Тем временем старый мэтр из Экса не жалует энтузиастов, которые являются к нему в мастерскую. Портреты словно ничего не значили.
П. Сезанн «Девушка у пианино (Увертюра к Тангейзеру)» (1868). Список можно было бы продолжить. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника.
Он работал неумело и было слишком заметно отсутствие базовых знаний необходимых для работы на холсте. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Но жениться на Гортензии Сезанн не мог: точно так же, как долгие годы противился его отец-банкир занятиям сына живописью, не принимал он и его союз с натурщицей.
Дома раскладывала пасьянс. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе.
И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование (К. Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали реальной природе вещей, законам существующего мира. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его.
Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде.
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование.
Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Чуть менее лично упрек звучит в заключении к написанной Ревалдом биографии, где речь идет о смерти художника. 1880, частное собрание, Винтертур).
Здесь изображен уголок мастерской художника. Поль Сезанн был не только великим мастером композиции, но и великим колористом, сравнимым с Тицианом, Рубенсом и Делакруа. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн – Автопортрет в каскетке, написанный художником между 1873-1875 гг., тоже находится в Эрмитаже. Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». У Ревалда был воинственный нрав.
Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Выразительность как самоцель, выразительность ради выразительности, применение тех или иных живописных приёмов ради создания того или иного экспрессивного эффекта противоречили взглядам Сезанна, для которого живопись была прежде всего не искусством, а средством познания, дающим человеку возможность непосредственно соприкоснуться с некими основами мироздания. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими.
Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой» (1895). Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль). Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника).
П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888-1890). Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. Через 2 года семья возвратилась в Париж и это было время, когда Сезанн определился как художник. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ).
Государственный музей изобразительных искусств им. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения.
Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Любовь налетела стремительно и через три года родился Поль, единственный сын. Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.