В написанном для студентов труде «Trattato della pittura» — подробный рассказ о секретах живописи, важности точной передачи особенностей анатомии человеческого тела в статическом положении или в динамике, выбора правильной перспективы. Рисунок «витрувианского человека», сопровождаемый пояснениями мастера, считавшего эту работу научным трудом, рассматривается как образец «канонических пропорций». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево.
Первым учителем живописи в 1466 году стал известный художник и скульптор Андреа дель Верроккио, который помог освоить различные техники рисунка, выполняя их при помощи пера, серебряного и итальянского карандаша и сангины.
Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера.
В почете у него была и музыка. Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг. ) изображающий его в старости, является таковым. Что можно говорить о человеке, который создал целую науку. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем.
Вероккио ещё на начальном этапе признал несомненный талант да Винчи. Чертежи Леонардо да Винчи содержат схему строения первой в мире модели дельтаплана. Также Леонардо описал первые представления о палеонтологии как о науке в целом.
На протяжениистолетий ееулыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Прототип дельтаплана же был рассчитан на планирующий полет. Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году. Говорят, что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью.
Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможетдо них «дозреть». В 1495 Леонардо приступил к работе надТайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). Леонардо не имел фамилии в современном смысле «да Винчи» означает просто — «родом из городка Винчи». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. Поначалу они не встретили должного интереса.
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей. Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов.
В это время он открыл собственную мастерскую и вскоре получил большой заказ от монахов. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. В 1503 – 1506 гг.
Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый.
А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками — в квадрат, при этом образуя крест. Их отличает совершенная техника живописи и безупречное построение композиции. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – это ученый инженер мыслитель.
После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем «Долина Арно» (1473).
Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Но недавно итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Отец женился повторно – и снова вскоре остался вдовцом. Он принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида и написал на щите фантастического дракона. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.
Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами) изображающий его в старости, является таковым.
Над его феноменом долгие столетия бились и учёные и историки и искусствоведы. Но открылась ли. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень.
Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину. Помощь подмастерий при создании картин маститыми живописцами была обычной практикой. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо да Винчи (родился 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – умер 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) – великий итальянский художник (художник, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат.
В Виндзоре находится полотно, на котором мастер изобразил некое загадочное существо неземного происхождения. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка.
Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени. Вот вот таким образом многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными. На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Но очень скоро радость сменяется грустью и тоской.
Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери – Катерины. В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж.
В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал своё мастерство. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями).
Вам знакома палеонтология. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайнаявечерянеоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью.
На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Второе чудо Моны Лизы в том, что она «живая». У Леонардо было много друзей и учеников. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными.
Такие его работы как Тайная вечеря и Мона Лиза занимают первые позиции среди самых известных, уникальных, популярных и наиболее часто копируемых портретов и работ на тему религиозной живописи всех времен. Но и там ему ставили палки в колеса. Кто-то из исследователей его творчества заявлял, что Леонардо намеренно писал «наоборот», чтобы его записи не были доступны невеждам и дуракам. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Механизм приходил в движение за счет вращающихся педалей, которые он крутил.
А сколько ещё задумок ждут своего воплощения. По официальной версии это Лиза Герардини, жена торговца из Флоренции. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем».
На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Он — великий итальянский художник (художник, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель). Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить. Такой далекий и такой современный. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время.
Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Однако в 2005 году ученым удалось найти прочное свидетельство в пользу версии Вазари. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками.
Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времениисточник не указан 1387 дней.
По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Доподлинно неизвестна и её национальная принадлежность. Художник долго искал подходящих моделей для лика Христа и Иуды.
Параллельно Леонардо отдаёт много времени занятиям музыкой. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Картина представляет один из самых ярких примеров мастерства Леонардо в работе со светом и формировании светотеневой перспективы.
Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как «Крещение Христа». Работа над щитом так увлекла Леонардо, что «по великой своей любви к искусству» он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями.
Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картинуБитва при Кашине. При этом жалование у него было меньше, чем у придворного карлика.
Но существует и более современная версия. в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.
Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях. А ведь именно Леонардо да Винчи является ее родоначальником. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна.
Главный шедевр великого Леонардо – это, без сомнения, Мона Лиза. В 2005 году исследователи обнаружили его тайную лабораторию, где он, предположительно, препарировал стони трупов. Я — роботСчитается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека» иначе говоря — робота. Он начал ее писать в 1481 году, но вскоре отбыл в Милан и уже к ней не возвратился.
Мальчика назвали Леонардо. Однажды Верроккьо заказали нарисовать крещение Христа. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Великий, загадочный, притягивающий.
Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Интересный факт: одно из самых популярных блюд, предложенных вегетарианцем Леонардо для праздников (он был ко всему прочему ещё и искусным кулинаром), — мясная нарезка, покрытая овощами. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет».
В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Знаменитая неуловимая улыбка Джоконды приковывает взгляд и словно опускает на портрет таинственную тень, завораживая зрителя. Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме.
Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. «Тайная вечеря» — одно из знаковых произведений в творчестве Леонардо, работа над которой была начата в 1495 году и закончилась через 3 года. Однако поиски второй модели заняли три года, пока наконец Леонардо не заметил нищего в канаве, лицо которого более чем подходило для Иуды. Окончить — значит убить.
Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, «которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд из глаз вылетал огонь, а из ноздрей — дым». Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Скончался Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Может быть их количество так невелико из-за его постоянных и часто катастрофических экспериментов с новыми технологиями и его хронической прокрастинацией. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера.
Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи.
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни – колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). Для создания статуи Давида он использовал Леонардо как натурщика. Вскоре умер и дядя Франческо, оставив и завещание и долю наследства для племянника. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. В виде эскизов остался последний крупный проект скульптуры, над которой работал Леонардо в 60-летнем возрасте: статуя маршала Тривульцио на коне.
Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Легенд и домыслов по поводу личности его матери немало. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», – писал Леонардо.
Изображение ангела получилось у молодого художника столь достоверным, что впоследствии ему неоднократно пришлось «ассистировать» мэтру в его мастерской. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Его уважали, особенно в среде аристократии.
Его называли чародеем, служителем дьявола итальянским Фаустом и божественным духом. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Всем хорошо известно, что да Винчи увлекался анатомией.
Несмотря на огромное количество рисунков, эскизов, набросков при его жизни были опубликованы те, что были созданы для иллюстраций к книге знаменитого математика Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии и пропорций». С картиной граничит столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon).
Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Именно потому так влечёт всех неуловимая улыбка Джоконды. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры. Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.
Герцог Миланский был выдающимся правителем и тираном. Позже он посвятит этому направлению не одну свою работу, создав самый известный рисунок «Витрувианскийчеловек»для иллюстрации книги ученого-энциклопедиста Витрувия. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза». Ученые так до сих пор и гадают, о чем же велась речь.
Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает.
Но и этого мало — он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину Крещение Христа (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин.
В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Оттого, быть может, в его багаже есть незаконченные произведения. Увы Шедевры раннего периода творчества да Винчи — «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта».
Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию. Мать была не просто грамотной, но и достаточно образованной женщиной. Старший сын, да еще и незаконнорожденный не входил в их планы. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин.
В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, былБитва при Ангиари (не сохранился). Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.
Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся— равномерно вокруг. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.
К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо.
Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Именно такой эффект иллюзорности присутствует на росписи. Среди приглашённых ко двору талантливых людей оказался и да Винчи.
Во время пребывания в Милане да Винчи становится основателем Художественной Академии. Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Но одно. Братья пошли на крайние меры, пытаясь подделать документ. В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж.
Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Открытия Леонардо да Винчи поражают воображение. Короли Франции, вначале ЛюдовикXII, потом ФранцискI, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо.
Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Кроме того, во Флоренции Леонардо трудился над другой работой, «Битвой Ангиари» и она отнимала очень много времени. Окончить — значит убить. Так что без суда не обошлось. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал «окна незаконченности». Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды.
В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Еще итальянец успел отличиться в стоматологии. Это в сущности идея аэроплана. «Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
Леонардо да Винчи. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех.
Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Плодом их страсти и стал да Винчи.
Леонардо написал это полотно во время обучения в мастерской художника Верроккио, но на нем уже ярко проступил его своеобразный индивидуальный стиль. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Среди бумаг Леонардо найдены проекты не только технических изобретений, но и музыкальных инструментов.
Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы дАвалос. Оказавшись в семье отца, он продолжил обучение в начальной школе Винчи — scuola dabaco. Андреа дель Верроккьо занимался также скульптурой. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано.
Номногим он известен как художник, автор таких полотен как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Тайная вечеря». Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. С 1482 начинается миланский период Леонардо при дворе Лодовико Сфорца.
В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Он или она. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. Он так и остался незаконченным.
«Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Деревянный автомобильСреди всех «земных» открытий Леонардо прежде всего следует назвать автомобиль. Именно да Винчи точно описал форму человеческого позвоночника. В сферу его интересов входят металлургия и химия.
Суть его состоит в обобщении предметов на заднем плане их размытости и меньшей чёткости.
Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Известно, что он написал портреты обеих фавориток герцога: Чечилия изображена на картине «Дама с горностаем» (это животное есть на гербе Сфорца), а Лукреция позировала ему для портрета «Прекрасной Ферроньеры». Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Предполагается, что эта идея родилась у Леонардо в далеком 1478 году. В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Много времени он уделял работе над книгой о живописи, которую не успел закончить, оставив после себя громадное количество рукописей изобретений, научных трудов и картин. Это искусство Леонардо тоже перенял.
Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда».
Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.
Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, вот таким образом для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции.
Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. Они познакомятся, когда ему будет 15, а Леонардо 26 лет. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Так вспоминал о мастере его ученик, который будет сопровождать его до конца. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Автор приводит другие сведения.
После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. У Мастера был особый состав, с помощью которого он на готовой картине, будто специально проделывал «окна незаконченности». Внутри первых должен был размещаться летчик. Гениальный изобретатель хотел парить не только в мыслях, но и в реальности. Главная из них открылась сравнительно недавно.
На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени.
Кроме того, положила начало дружбы между знатью и Леонардо. В их числе «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он опередил свое время на несколько веков вперед. Еще позже да Винчи начинает проявлять интерес к анатомии.
Картина «Поклонение волхвов» так и осталась не дописанной, но в ней автор, якобы изобразил сам себя. Начиная с середины девятнадцатого столетия исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Сер Пьеро отдал щит своему сыну.
Относительно не так давно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. В апреле 1500 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию). (а может быть и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину Крещение Христа (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника.
Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.
Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Полное его имя — Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим.
За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Так или иначе, а союз двух мастеров принес немало результатов.
Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы.
Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Эту модель опробовали в Великобритании в 2002 году. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. В 1476 открыл свою мастерскую.
Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Такая «мельница» дала толчок различным выводам.
Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция). Пространство картины наполняет удивительный рассеянный свет, а сама работа выполнена такими мастерскими и легкими мазками, что невозможно разглядеть их границ и изображение женщины выглядит странно живым. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, так как, как говорят, никогда не был доволен собой». Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.
Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Существует предположение, что на картине «Портрет музыканта» он изобразил самого себя таким, каким он был в молодости. Художественное дополнение было не только украшением, оно еще усиливало звук.
Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г. ), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В 1472 году да Винчи вступает в гильдию живописцев имени Святого Луки. Касалось ли это создания новых видов оружия и транспортных средств, проектов гражданских сооружений и строительства чистого и безопасного для жителей нового города с правильными пропорциями улиц и грамотно продуманными коммуникациями.
«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Дата рождения Леонардо да Винчи – 15 апреля 1452 года. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.
22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай – Демон). После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан.
Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо.
Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории («Битва при Ангиари»), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю д39Амбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г. ).
Он одним из первых начал использовать в работе только что изобретённые масляные краски. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции.
В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить», – до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом – образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо. Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Среди альтернативных гипотез были и предположения, что Мона Лиза – автопортрет или изображение возлюбленного и ученика да Винчи, Салаи, которого он запечатлел на картине «Иоанн Креститель».
Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. Они позволяли достичь яркости и насыщенности цвета по сравнению с традиционно применявшимися до того темперными красками. Он так сильно увлекается точной наукой, что и думать забывает о написании картин. И это, по всей видимости имело эффект.
В своей работе Леонардо прибегнул к разным интересным приёмам. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Бернарда во дворце Синьории (1478 выполнен не был) и договор на «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Скопето (1481 работа осталась незаконченной). В картине «Крещение Христа» Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
Были обнаружены и изучены заметки Агостино Веспуччи, чиновника и друга Леонардо. Недавно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Его работа заключалась в создании костюмов, масок и механических «чудес», праздники получались великолепными. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой.
Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, — это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Зрелый период творчества. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Биография Леонардо да Винчи изложенная Джорджо Вазари, живописцем и первым искусствоведом, содержит упоминание о том, что Верроккьо не просто подметил талант своего подмастерья, но отказался навсегда после этого брать кисть в руки – так задело его это превосходство.
СозданиеТайной вечеристало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы. За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам.
homo universale) – идеала итальянского Ренессанса. Справа, в углу, повернув голову, стоит кудрявый юноша.
Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями.
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой». Многим обязана гению наука. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину.
Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски.
Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо — «величайшей и необыкновеннейшей она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».
Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан.
Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству. Его скульптуры и сейчас составляют «золотой фонд» эпохи Возрождения. Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее.
Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг.
Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Отец, в 1466 году, приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. Жил он в это время у деда.
Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу.
Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта. » Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Подъем экономики, сельского хозяйства и торговли, успехи во внешней политике, развитие культуры, печати, точных и естественных наук. Исследователи, соглашавшиеся с версией Вазари, датировали Джаконду 1500-1505 годами. По заказу Лоренцо Медичи он даже изготовил одну из серебра в виде головы лошади. ЛевшаЛеонардо да Винчи был левшой и писал «зеркально» — то есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма. Вокруг такой странности мастера ходили слухи.
Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части, вот таким образом дизайн «кузова», которым могла бы обладать такая машина, до нас не дошел. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело. С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Это был уже третий или четвертый по счету вариант летающей машины.
Все загадки Леонардо да Винчи меркли перед этой. По всей видимости, в нотариальной практике он также добился существенных успехов: когда ему было уже за тридцать, он переехал во Флоренцию и основал там свое дело. Там, увидев картину, он воскликнул от удивления: она была знакома ему.
Жил он в это время у деда. Это был пьяница в сточной канаве. В 1482 – 1499 гг.
Именно потому люди и явления природы на его полотнах кажутся живыми. Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452 – 1519) – художник, скульптор, архитектор инженер, ученый. Переезд с семьей отца во Флоренцию только облегчили выбор профессии. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек.
В эти годы Леонардо да Винчи трудился во Флоренции. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Второе чудо Моны Лизы в том, что она «живая». Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Долгое время исследователи не могли найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто был моделью да Винчи.
Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину Крещение Христа (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Он отбывает в Рим и находится там 3 года, живя под «крылом» семьи Медичи.
Гений эпохи Возрождения мог погибнуть на костре, но был оправдан и избежал ужасной участи. Художник, скульптор, архитектор инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Медлительность творца была притчей во языцех.
Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Почти каждое из его значительных произведений незавершино. Он трудился над созданием летающей машины. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки».
Кантата исполненная флорентийцем, превозносила герцога и династию Сфорца, а больше всего регента Моро. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Господин Пьеро, мессэр Пьеро, которому во время рождения сына было около двадцати пяти лет, обладал впечатляющими мужскими достоинствами: он дожил до семидесяти семи лет имел четырех жен (трех успел похоронить) и был отцом двенадцати детей, причем последний ребенок появился на свет, когда ему было семьдесят пять.
Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Лишь недавно удалось воплотить в жизнь один из них. Некоторое время спустя гений понимает, что математика гораздо увлекательней живописи. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. О жизни женщины, которая в большинстве биографий художника удостаивается лишь пары слов и звания обычной крестьянки, можно написать целую книгу.
Франческо Мельци станет и его наследником. Слишком сильна была жажда перемен и движения вперёд. Принципом Леонардо было неустанное движение вперёд, отсутствие статичности как в жизни, так и на живописных полотнах. У Леонардо было много друзей и учеников. Леонардо мог часами писать, не отрываясь на еду, отдых или другие дела.
«Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. К этому периоду относится неприятная история, связанная с обвинением в содомии. Похороны омрачены склоками в семье из-за отсутствия завещания. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).
Интересы сошлись в одном. Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. Тогда он пробует заниматься различными экспериментами, но и это ни к чему не приводит. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи.
В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Через некоторое время она разрушилась. Конь– грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Как только картина была написана, великого художника не стало. Один за другим поступают крупные заказы: «Святой Иероним» и «Поклонение волхвов». «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем.
Детали словно окутаны еле заметной дымкой. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция).
Такая «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, (Франция) 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения — Леонардо. Так или иначе, загадка и наследие гения останется в истории человечества навсегда. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость.
был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Леонардо принимал участие в написании полотна «Крещение Христа». Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным.
Принёс ему первый заказ в 1483, это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). А вот термин «воздушной перспективы» и его описание предложил сам да Винчи. Даже воздух этого итальянского города словно пропитан искусством. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е.
Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо». Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству. Он даже не собирался искать для него подходящую модель.
«Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.
Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Французский период был самым счастливым в его жизни. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля».
Чуть позже Леонардо с большим успехом прошёл курс математики. Однако вероятнее всего, это только легенда. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах.
Среди них наиболее выделяются Салаино (это прозвище, которое дал ученику сам изобретатель, означающее Дьяволёнок), который был спутником Леонардо да Винчи долгие 30 лет и Франческо Мельци, который был с Маэстро до самой смерти и унаследовал практически всё достояние последнего. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия.
В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Первое механическое устройство, отдаленно похожее на то, что было предложено да Винчи, сконструировал французский механик Жак Вокансон в 1738 году. Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50. ), полностью предвосхищая направления развития современной цивилизации.
Существует легенда о начале пути великого художника. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела. Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в анатомии человека. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды.
По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). С картиной связана легенда. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.
Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек, а действующие паровые автомобили появились несколькими десятилетиями позже — в Англии и Франции. Ещё один шедевр гениального итальянца — психологический портрет «Джоконда» — был создан уже после возвращения его во Флоренцию. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г. ), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа.
Высказывалось и мнение, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
Их некоторое время изучали. Отец женился повторно – и снова вскоре остался вдовцом. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект.