Краткая биография Куинджи говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Архип Иванович учил живописи Н. К.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Голову прикрывала соломенная шляпа. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо.
Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Этот период в жизни и творчестве художника Куинджи сыграл большую роль, так как здесь он очутился в мире настоящего искусства и осознал огромность труда художника. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Выставка 1882 года была последней для художника.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье).
У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Ах, как живо помню я его за этим процессом. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. В 1874г. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.
Солнце становится в картине главным действующим лицом. 21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. На седьмую передвижную выставку 1879 г. художник должен был представить три картины и выставку не открывали, так как Куинджи не успевал к сроку. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии.
В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. В порядке исключения Совет Академии 3 декабря 1869 года принял решение об освобождении Куинджи от экзамена по неспециальным предметам.
Вид на гору Демерджи. Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. Отец Куинджи был сапожником. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Ведь Кавказ Куинджи символичен. Однако в результате общения с передвижниками и под влиянием процессов, происходящих в обществе, у художника А. Куинджи появляются работы, указывающие на переосмысление им своего творчества. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Отныне Вера считалась невестой Архипа. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. И хотя при этом впечатление реальности не утрачивается, намеренная ковровость, аппликационность показывают отвлеченность пейзажа. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»).
Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Предусматривалось также строительство выставочных помещений.
Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Манера письма – легкая, свободная.
Пейзаж стал необратимо темнеть. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. В картине явно просматривается влияние Айвазовского.
«Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Что это такое. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Крамским – идеологом передовых русских художников. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.
Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. В северной природе царят гармония и покой. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». В родном городе это было невозможно.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Она не понята была даже Крамским. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.
Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Неужели это художественное впечатление.
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Архип стал сиротой. Зал был практически без освещения, лишь электрический луч направлялся на картину, усиливая её сияние и глубину. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. О художнике снова заговорили. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Успех картины превзошел все ожидания. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
Так же не поняты и не приняты два его полотна, написанные в 1978 г. – Закат солнца в лесу и Вечер. В 1873г. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Крым» и многое другое. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Я совершенный дурак перед этой картиной. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
Но дочь Вера заупрямилась и заявила папеньке Леонтию Спиридоновичу, что ни за кого, кроме как за бедняка Архипа, замуж не пойдет и никаких других женихов видеть не желает. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей. В 1909году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Тема грозы, непогоды, яростного порыва небесных сил увлекают Куинджи на протяжении 1880 – 1890-х годов.
Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.
Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Яйла», «Горный склон. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Не был принят художниками и «Вечер». В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь.
Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Однако в числе учеников имени Куинджи не значится.
В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». Крым», «Крым. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Это, видимо, результат недоразумения. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. – восклицал Репин.
Богаевский, А. Борисов. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится еще две: «Море ночью» и «Забытая деревня». Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Берёзовая роща – символ России. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам.
В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. В картине нет ярких световых эффектов. В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
В том же 1873г. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь.
Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Вся культурная Россия знала Куинджи. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. О нем говорили, как о маге и чародее. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Рылов, К. Б. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Картина или действительность.
Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Его просто-напросто не принимали в Академию. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Они по-детски просты и естественны. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Юному Архипу не довелось получить образование. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Рассказывают, что однажды Д. И. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Своему детищу – Обществу им. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Страдания художника были невыносимы.
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя.
Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Мальчик с детства любил рисовать. Хотя Бродский имел полное право на бесплатную, за казённый счет (то есть за счет Академии Художеств) поездку на работу в Италии, как закончивший с отличием курс в Академии. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.
После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
Тем более это относится к серии «гор». Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Цвет в этих работах становится ярче, естественней. В итоге победа осталась за последним.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет.
Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. И неустанно рисовал. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины.
Фесслер давал некоторые указания в живописи. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Часто изображается художниками и всегда по разному. Однако учеником Академии он так и не стал.
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Ученики любили и уважали Куинджи. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Кавказ». Менделеевым – хорошим знакомым художника. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. В городе имелось Общество изящных искусств.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей. Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. А. И. А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи создал сравнительно немного значительных живописных полотен.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Мир, полный неги, красоты и покоя. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий». «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.
В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной.
В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование.
В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Для курсанта Академии данная программа не была очень сложной, но для провинциала с ограниченным общим образованием она представляла трудности. Это был взрыв. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Наступили долгие годы молчания.
После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Петербург жил открытием выставки. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
«Березовая роща» – идеал природы. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. И характер художника ничуть не изменился. Среди его учеников были Н. К. получает звание классного художника.
После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни.
Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Айвазовского в это время в Феодосии не было.
Рериха. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием – некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Рерих, А. А.
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». В то время он опять работал ретушером. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. С 1894 по 1897г. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Друзья не понимали причин, волновались. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием.
Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявляет и свои практические способности. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства.
Крым», «Морской берег. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки.
Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. С этой картиной, несмотря на свой возраст, художник был современным, шёл в ногу со временем. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Определяется и творческий метод художника. Тогда Леонтий Спиридонович предложил Архипу заняться торговлей, обещая свою поддержку, но получил ошеломляющий твердый отказ: парень решил стать художником.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Куинджи же сам объяснял так:. Вот до чего доползла змея клеветы. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств.
Суворовым. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873).
Жена Репина Н. Б.