Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Иван Иванович Шишкин – биография. Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина.
Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Он больше уделял внимания общей атмосфере картины искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Третьяков решил судьбу картины по-своему. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Характерна в этом смысле «Рожь».
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Богато нюансирован цвет. Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Природа выражает музыку человеческой души. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В них нет политики и социальной направленности.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина Полдень.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». А их было немало. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Природа – сама благородство. Лесной пейзаж кажется необъятным. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Шишкин Иван Иванович – известный русский художник-пейзажист гравёр-аквафортист академик и руководитель пейзажной мастерской.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
— Ср. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Потом он поступает в Петербургскую Академию художеств, где продолжает обучение у пейзажиста С. М. Воробьева.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Это было выступление против мёртвого академизма. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Крамским. Его отец был купцом, культурным человеком. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками.
Внушительные дубы достойны восхищения. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Эту технику художник освоил еще за границей. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Тем более, что остров славился своей живописной природой. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Быть грозе. Кроме этого увлекался археологоией историей. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Шишкин сдержан и величественен. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Его репутация была безупречной. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. А рожь наполняет всё полотно золотистыми отливами и только в середине разгибается, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Что впереди. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Это была ювелирная работа.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Сосновый бор». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Задний фон мрачен. Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Ему уже сопутствовала известность. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Ее иногда называют картиной-завещанием.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Судьба ее в настоящее время неизвестна. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
В окрестностях Москвы» (1869). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В ряду мастеров кисти второй половины XIX века он занимает свое отдельное и исключительно особое место. Мрачное настроение. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Облик этот был многолик. Над землёй летают ласточки. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. организованы две выставки работ художника.
За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Вертикали пересекаются косыми линиями. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
Лучшая работа этих лет – Полдень. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Случайность. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Много работал Шишкин и за границей. Крамским.
Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Так в реальной жизни не бывает. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Так писались и «Сосновый бор. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Там будущий художник скучал. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Это несомненно. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. К ним относятся Уголок заросшего сада. В 90-е гг. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом.
Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Биография художника зашифрована в его творениях. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Они ненавязчиво, но неотступно захватывают сердце зрителя, помогая ему ощутить подлинную красоту неброской северной природы. Обладая большим творческим даром, художник Иван Шишкин всю свою наполненную подчас весьма трагическими событиями жизнь оставался верен искусству, постоянно обогащая его мастерски выполненными картинами, этюдами и рисунками, главными темами которых были лес и поле.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкин не облагораживал природу. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Окрестности Москвы.
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Все сковано морозом и погружено в тень. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Парит.
Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Здесь его творчество расцвело. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. У работы было очень много положительных отзывов.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Густые кроны бросают на них тень. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Благодаря интересу к световоз-душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали. Шишкин работал много, ежедневно и тщательно. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.
Его картина поет. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Не закончив учёбу, он вернулся домой. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: Я помню.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Первое место занимает Шишкина Рожь. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Чувствуется глубина оврага, глушь. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Сосны придают картине величественное звучание. Художник одушевляет деревья. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
У него умерли сыновья. Особенный, тихий, погожий выдался день. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Чувствуется глубина оврага, глушь.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В окрестностях Москвы. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Мастер смело экспериментировал. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Ничуть не бывало. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. «Утро» полностью лишено всего этого. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Примером таких работ является картина Рубка леса. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Шишкин стремился к другому. В 1860-х гг. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Воробьев. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Это очевидно.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Лесная глушь (1872).