Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Создана картина в Берлине.
Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. ориентация норвежского искусства меняется.
Всего он провёл там более полугода. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. В 1883 году случился публичный дебют Эдварда – он презентовал картину «Этюд головы». Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву.
Немного грязи и дыр – это им только на пользу». Помимо станковой живописи, Мунк занимался офортами, чёрной и цветной литографией, работал в технике сухой иглы, акватинты, ксилографии изготовлял гравюры на дереве. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Также совершалась кража картины Мунка «Вампир». Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления.
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. При этом обе картины были повреждены. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Проект остался нереализованным.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным и он, художник, остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери. Ей 26 лет и она замужем.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Эдвард Мунк, творчество которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин – «Ночь в Сен-Клу».
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Достоевского «Преступление и наказание». После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Они свободны от излишней повествовательности. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Портреты художника – исследование человеческой души. Делал несколько шагов. Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». После возвращения полотен в Музей на них были обнаружены царапины, следы влаги, потёртости и ободранные края.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. История зарубежного искусства. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин.
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца и это известие наносит ему сильный удар. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
В конце 1880-1900-х гг. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В его судьбу вторглась война. Осенью он едет в Париж. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией37.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Преступники плохо продумали кражу, вот таким образом через пару месяцев картина была возращена. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. В него вошло около трехсот листов. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Но и этот роман заканчивается трудным расставанием из-за странного поведения Мунка. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе.
Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. В течение всего детства Эдварда его семья часто переезжала с места на место. При этом обе картины были повреждены. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В Германии у Мунка было много друзей.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Это были первые опыты художника. На смену приходит пафос утверждения жизни. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В 1890 биография Эдварда Мунка немного светлеет: в Христиании проходит выставка его картин, где он получает более доброжелательные отклики.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». У Мунка была старшая сестра, Юханна София, брат Андреас и две младшие сестрички, Лаура и Ингер. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. Он казался странным. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В 1921-1922 гг.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Он издает вопль. Мунк упорно учился. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Здесь он проживёт остаток жизни. В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В сущности его картины 80-х гг. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Фюреру, кстати, неудавшемуся художнику и автору не плохих, но посредственных акварелей, экспрессионисты тоже не нравились. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В этом позднем и, пожалуй, самом мажорном произведении Мунка, наполненном солнцем и светом, художник воплотил свою любовь к жизни, восхищение красотой и гармонией природы.
Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Также совершалась кража картины Мунка «Вампир». В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. «Я почувствовал крик Природы»). Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни».
Хрен редьки не слаще. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Неприятие смутило Мунка и следующие его картины были консервативны.
Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Картина становится символом вечного возрождения жизни. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Хрупкое здоровье Мунка затрудняло полноценное обучение, но ему удалось получить образование в Королевской школе рисования в Христиании (ныне Осло). Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.
В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Всего он провёл там более полугода. Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
Картины Мунка все так же участвовали в выставках. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Его творчество оказывает большое влияние на современников по сей день. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Правы все.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Художник страдал бессонницей и паранойей. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден.
Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, – все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. Он проводит там полгода, активно занимаясь творчеством.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Он много экспериментировал с художественными стилями, особенно часто пробовал импрессионизм и пуантилизм. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком».
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Поиски заняли целых два года.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Э. Мунк – это настоящий талант и мастер своего дела. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
В поисках тишины и покоя он стремится к уединению – некоторое время живет в Осгорстранне, Крагерё, Витстене, на небольшом острове Йелэйя, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Он начинает все чаще проявлять агрессивность и подозрительность. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
В 1900-х гг. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё.
Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению9. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Вскоре семья переселилась в столицу. Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Неприятие смутило Мунка и следующие его картины были консервативны. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Один из первых представителей экспрессионизма. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Получается лучшая гармония красок. Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В нем многое привлекало внимание. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Мунк также верил, что когда-то лун было две. В них запечатлен духовный путь мастера.
Оборачивался, как бы ища другой дороги. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Он оставил после себя огромный архив. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Чаще всего семья находилась в Христиании, Норвегия (ныне Осло).
Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
В 1930 у него случились проблемы со зрением из-за чего он почти прекратил писать. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Живое побеждает смерть.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Его картины изобилуют темами одиночества и смерти, а также жаждой жизни. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Шел он не как все. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Грин позаимствовал наименование для своего романа.
Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Она называлась «Дорога никуда». Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию.
В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни». Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом.
Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. В 1883 году случился публичный дебют Эдварда – он презентовал картину «Этюд головы». Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Семья жила довольно скромно, можно даже сказать бедно.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». И ровно через 10 лет от этого же заболевания умерла старшая сестра Софи. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В 80-е гг. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Пластический язык обретает исключительную силу. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. De gustibus non est disputandum. Душевные потрясения Мунка усугубились ранней смертью старшей сестры, с которой он был близок, а позже и его брата, а также помещением в больницу младшей сестры, Лауры, у которой диагностировали шизофрению.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Останавливался, думая о чем-то. Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением. Рядом с ней – мать. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло).
В течение 1909-1916 гг. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
носят пейзажный характер. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию.
Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние52, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Вскоре у него завязываются еще одни отношения с виолончелисткой. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Лицо человека – застывшая безликая маска. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию. Осенью он едет в Париж. В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой.
Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией. Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, даже не сравнимых с теми, что обычно ассоциируются с настенными росписями. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Он считается представителем экспрессионизма, причем одним из первых. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Эдвард Мунк, творчество которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин – «Ночь в Сен-Клу». Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
В 1930 у него случились проблемы со зрением из-за чего он почти прекратил писать. Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам. Уже в середине 80-х гг. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Он называл это «лошадиным лечением». Картины Мунка все так же участвовали в выставках. Всего он провёл там более полугода. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки. Его отец, Кристиан, был военным врачом. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Что за чертовщину они там плетут. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Преступники плохо продумали кражу, вот таким образом через пару месяцев картина была возращена. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Но больше всего его раздражали пальцы. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца и это известие наносит ему сильный удар.
Любовников как будто скрывает мгла. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.