Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Все здесь полно осмысленного движения. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
92 х 68 см. Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход и Дега немало преуспел в этом жанре. Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой". И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Работа над полотном Скачки. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом.
Дега находился под сильным влиянием английской живописи с ее многочисленными изображениями лошадей. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии.
Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Он жил один.
Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление.
Большинство рисунков Дега – это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880 – 1885. Таз для мытья. Есть еще одно объяснение такому несоответствию, связанное с личностью натурщицы, художницей Бертой Моризо, которая была известна своей страстью к экстравагантным шляпам. В 1873 году художник вернулся в Париж.
Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Впрочем, это тоже лишь предположение.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Мне нравится эта суровость».
Дега интересовала обычная жизнь людей. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Дега, без сомнения, наслаждался игрой света, возникающей при использовании прозрачной ткани. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен.
Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон.
Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. Балет из оперной ложи.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Это огромное полотно Дега выполнил, вернувшись в Париж в 1859 году, в новой просторной мастерской. Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. В этом их сила и слабость.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
В середине 1880-х гг. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Как ему это удаётся. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы.
1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной.
Семья недавно переехала сюда из Неаполя. 1886 г. Бумага, пастель. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). По всеобщему убеждению, эта работа была удивительным творением, действительно современным, реалистичным эссе в скульптуре, как выразился критик Чарльз Эфрусси. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека.
Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин – танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. "Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Но все это произошло только после опубликования в 1887 году книги Мейбриджа Способы передвижения животных.
Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э. Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.
Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Все здесь полно осмысленного движения. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Э. Дега. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Никто не знал, есть ли у Дега любовница.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Родился в старинной банкирской семье.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Завершив картину, он хранил ее в мастерской.
1884 г. Бумага, пастель. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели.
Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. Мне нравится эта суровость». К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Женщина примеряет шляпку перед зеркалом, стоящим наклонно к фигуре модистки, почти полностью закрывая ее. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. «Уловленные мгновения» – так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Природная пластика этих гордых животных чрезвычайно волновала и восторгала воображение живописца, отобразившего свое восхищение лошадьми в цикле картин «Скачки».
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка.
Хюттингер). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Его произведения ничего не воспевают. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Его произведения ничего не воспевают.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Не исключение и эта картина.
Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. Как писал об этом друг Дега писатель Эдмонд Дюранти, пламя современной жизни может осветить прошлое. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника.
К 1882 году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. А. С.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868 – 1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Он стал завсегдатаем встреч импрессионистов в уютном кафе «Гербуа», во время которых буквально впитывал в себя все разговоры художников о новом направлении в искусстве. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860).
Он противопоставляет также бесстрастную объективность в обрисовке персонажей – и чувство, разлитое в самой живописи, несущей в себе и иронию художника и его глубокую нежность к моделям. Не заботясь об обязательной продаже своих работ для собственного содержания, мастер смело экспериментировал с композицией, добиваясь эффекта необычности сюжетов и свежести палитры красок на своих полотнах.
Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. С выражением восторга на лице балерина завершает свое выступление, грациозно раскланиваясь перед публикой. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами.
Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Остальные выполнены пастелью.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
В 1873году художник вернулся в Париж. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Хюттингер). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников.
Хюттингер). В письмах, написанных Эдгару, когда он уже вернулся в Париж, Лаура часто упоминает о безумии, которое подкрадывается к ней и высказывает мнение, что рано или поздно она окажется в сумасшедшем доме. Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Энгра. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). В 1873 году художник вернулся в Париж.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Он был старшим из пятерых детей. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи.
В первые двадцать лет творчества Дега мы наблюдаем беспрерывный поток шедевров, для создания которых было использовано такое множество тем, стилей, приемов, что, не зная источника, зритель будет колебаться: принадлежат ли все эти работы одному и тому же автору. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Однако следует заметить, что ему категорически не удалось это сделать.
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега писал своему другу: «Один хлопок.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики.
В этом их сила и слабость. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Основой процветания города была торговля хлопком. Во французском искусстве конца века Дега в этом отношении являлся диаметральной противоположностью Сезанну. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
3.
Там он изучал рисование у трех профессоров. Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году.
Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Согласитесь, неординарное композиционное решение.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. ГМИИ им.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно – его портрет висит позади Лауры. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо».
Таз для мытья. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Его произведения ничего не воспевают. В 1873г.
В середине 1880-х гг. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Молодая женщина сидит за столом, на котором стоят несколько подставок для шляп, аккуратно облокотившись на самый край.
Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. 2. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Он жил один. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Это ему явно удавалось.
Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне – искусственная». Основой процветания города была торговля хлопком.
В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные пастель и темперу. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. Семирамида в сопровождении воинов и служителей стоит на террасе и смотрит на строящийся Вавилон, город, который она заложила на реке Евфрат. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великогоо французского живописца Ж. Д. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Дега пытался совместить новаторство, придав современные черты героям древности и педантичное следование канонам, однако негативные отзывы весьма чувствительно ударяли по его самолюбию. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
1. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Они избегают друг друга. Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Э. Дега «Абсент» (1876). Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Для этого он пользовался хорошо высушенной краской, этим создавая на грубой ткани меловой эффект, который не терялся со временем, поскольку работа не покрывалась лаком. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Так появились его ранние произведения. Открытая дверь слева и отражения предметов в большом зеркале над каминной полкой расширяют комнату – хотя она не идет ни в какое сравнение с грандиозностью дворцов, которые принадлежат позирующим Беллелли в Неаполе.
Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Он не верил, что историческая живопись была мертвой и искал пути для модернизации в этой области. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Страсть к эксперименту была у художника в крови – недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Но только не Дега. 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века.
Хюттингер). Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Его живопись стала олицетворением впечатления танца, восхищением хрупким моментом жизни, движением, которое через секунду прервется и более уже не повторится вновь. Эдгар Дега.
В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Редко он изображал исполнителей во время представления. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Эдгар Дега, относящейся именно к этой категории художников, оставил богатое наследие в самых различных областях изобразительного искусства. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Э. Дега «Мытьё» (1886).
В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Он также был известен как способный мимический актёр. Все здесь полно осмысленного движения. Более того, Дега почти ничего не продал.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ).
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Однако при более внимательном взгляде на эти картины становится ясным, что мастер не имел намерения унизить женщин. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Музей ДОрсе, Париж.
Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Дега словно проводил различие между старым и новым, традиционным и современным характерами позирующих. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Неопределенность и отчужденность выражения лица повторились и на последующих автопортретах Дега, к примеру, на том, где он снимает шляпу, написанном семью или восемью годами позже.
Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Остальные выполнены пастелью.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Оно прекрасно отражает понимание Дега тех сельских развлечений, которые любят городские жители. Палитра из черного, коричневого и темно-красного цветов, подчеркнутая белизной рукавов, воротничков и скатерти на столе, была у Дега в то время излюбленной. Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Она пишет: Жизнь с Дженнаро. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Однако, убедившись в абсолютном равнодушии Эдгара к юриспруденции, папа позволил одаренному сыну перевестись из столичного университета в школу изящных искусств. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Голубые танцовщицы. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других.
Дега явно симпатизировал своей тетушке. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Дега написал немало портретов.
В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. В этом их сила и слабость. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени.
Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц, впрочем, как и каких-либо иных сведений о личной жизни художника. Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой.
Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Благодаря таким качествам, как матовость и непрозрачность, все изменения композиции оставались незаметны. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») – в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Остальные выполнены пастелью. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника.
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Автопортрет (1854-1855). Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. В его творчестве вновь стало заметно влияние Энгра, но теперь он увлечен и красками Делакруа. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Голубые танцовщицы. В целом построение фигур на картине еще более эксцентрично, оно включает и зрителей, стоящих около стены на заднем плане, может быть, это матери, приводящие своих дочерей на занятия. Он жил один. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Контраст между довольно элегантной и, вероятно, дорогой шляпкой и незаконченным туалетом посетительницы – торопливо одевшейся, чтобы поскорее побежать к модистке, как заметил современный критик – достоин внимания: мешковатый коричневый жакет ее платья для улицы, который морщит у юбки, наверху дополнен свободной пелериной. Некоторые выставки он помогал организовывать. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду.
Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Пушкина, г. Москва.
А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева. Кроме театра Эдгар увлекался рисованием лошадей, которых он полюбил в период итальянских странствий. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Композиция здесь значительно упрощена. Э. Дега начинает использовать пастель.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. То есть, далеко не всё.
Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Эдгар Дега начинает использовать пастель. В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Балет из оперной ложи. Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Эдгар Дега. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение и Э. Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. Музей искусств Филадельфии, США. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре. Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Основой процветания города была торговля хлопком. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876 – 1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Эдгар Дега. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.
Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Картина была тотчас же приобретена Лувром. художник вернулся в Париж. Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Холст, масло.
Э. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.
Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. человеком, не занимающимся никаким сколько-нибудь серьезным делом, вскоре сведет меня в могилу. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.