Он жил сначала в Каире, потом в Александрии — оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В то время живопись нового толка – большие холсты, смелость, быстрота исполнения, размашистость и пренебрежение точным рисунком – была в чести у молодых художников. Ассимилироваться с другим народом я не могу»6. Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути.
И это несмотря на то, что у меня уже есть все тоже самое в отдельных книгах. Уже после выхода первых иллюстрированных им сказок, его стиль становится популярным. В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Редакция была разгромлена и весь материал увезен. Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки.
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». В 1904—1905 годах он выполнил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью.
Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Их живописные акварели и гуаши многое теряли в печати. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Зимина в оформлении Билибина и в Большом театре в оформлении Константина Коровина. Время в тех местах как будто замерло. Билибин в стороне не остался 151 он начинает сотрудничать в журнале «Жупел», возникшем по инициативе Максима Горького.
Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины. В такой рамке и иллюстрации должны быть не объемно-живописные, а орнаментальные. В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».
В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. ОКоннель. Русская набойка, вышивка, лубок и икона — вот образцы, на которые наряду с японской и старой европейской гравюрой опирались, по справедливому мнению художника, отечественные графики начала XX века. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Правда, в те годы эти театры назывались иначе – Пушкинский и Кировский.
Вообще, в военные годы художник еще дальше отходит от книжного искусства. «Пять квадратных сантиметров в день и ни одного миллиметра больше – предельная норма для добросовестного графика», – считал Иван Яковлевич. Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) трактовали как упадническое, декадентское. Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей.
Второй номер, вышедший 24 декабря 1905 года, открывала исполненная в духе народного лубка карикатура Билибина, на которой были изображены «великий и премудрый Царь Горох с сыном своим смелым и могучим богатырем, преславным князем Горохом Гороховичем и со многими ближними бояры». Интеллигенция встретила ее восторженно. Идущая от сердца озорная стилизация здесь уступает место «кондовому» реализму. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир.
Всегда праздник для глаза и души. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. В Ленинграде он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ставит вместе с женой в театре оперы и балета имени С. М. Кирова оперу Н. А. Римского-Корсакова «Царь Салтан». Это все явления очень приятные и замечательные.
Рисунки были одобрены и серия выпущена в свет. Названия сказок исполнены славянской вязью. Публика, переполнившая театр, с большим интересом и одобрением слушала и смотрела»7. Piazza» в 1920 году. Много позолоты. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Он снова нарасхват.
Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Это не было факсимиле.
Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. «Билибинский стиль» узнаваем безошибочно. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.
В годы первой русской революции и столыпинской акции «Сказка о золотом петушке» воспринималась как едкий памфлет на самодержавие. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Пришло время возвращаться на Родину Приняли его в Ленинграде радушно.
«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. В 1916 году Билибина избирают его председателем. И все же работы было мало, да и резонанс был не тот, что в России. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Но только во второй графику удалось добиться ансамблевости.
В 1920 году его жизнь становиться похожа на жизнь многих людей того времени. Он приехал на родную землю не умирать, а работать.
В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). Его жертвами стали многие вернувшиеся из эмиграции деятели культуры. Названия сказок исполнены славянской вязью. Арестован на короткий срок был и И. Я. Билибин. Обе сказки Пушкина с билибинскими иллюстрациями изданы Экспедицией заготовления государственных бумаг в виде одинаковых книжек-альбомов с набором текста в три столбца. Годом позже художник с семьей вернулся на родину.
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. Качество книги – на высоте. В первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода. Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки.
Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Несамостоятелен график и в этой работе: он подражает в ней первым билибинским книжкам. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го.
Нестерова тоже присутствует XVII век, но там он лишь объект изображения. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». В них заметно влияние авангарда, который мирискусники обычно осуждали. 151 Постановка талантлива и красочна.
Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Он создавал стиль русской оперы по всему миру. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок» изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина.
Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Он родился 4 августа 1876 года.
В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича. ) для советского посольства в Париже. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). Не оставлял он работы и в сфере книжной графики.
Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. «Были на генеральной репетиции оперы Царь Салтан в постановке художников И. Я. Билибина и А. В. Щекатихиной, 151 рассказывает в своих «Автобиографических записках» Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Царь Салтан показан несколько карикатурно, но типично и остро. Он с детства с увлечением рисовал.
Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Успех оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Москве был обусловлен в немалой степени великолепными сказочными декорациями, созданными рукой мастера. Но идя по пути Билибина, эти художники перешагнули ту грань, на которой он остановился: Пушкин для них — только повод к созданию «стильных» рисунков. Художник четко разделял политическую жизнь общества и его искусство. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.
Вслед за «Сказкой о царе Салтане» Билибин проиллюстрировал «Сказку о золотом петушке» (1906—1907, 1910). Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Кроме контурной линии, очерчивающей цветовое пятно, свойственное стилю «модерн», наибольшее влияние на формирование билибинской манеры оказало народное искусство. Традиции народных картинок яснее, чем прежде, обнаружились в рисунке для обложки революционного «сатирического журнала «Жупел», где впервые у художника возник образ царя Дадона (1905).
Зворыкин. Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине. В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».
Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». За ними последовали иллюстрации к другим CK. I:) кам, былинам, а также к сказкам Л. С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910).
Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению. Бородина (1930), «Борис Годунов» М. П. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1939). Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир.
После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» – как в рассказе Бунина. В предвоенные годы новое поколение «Мира искусства» старается активизировать деятельность объединения, к которому его основатели почувствовали охлаждение. Являлся членом объединения Мир Искусства. Раскрашенные рисунки хорошо сочетаются с черно-белыми украшениями и шрифтом. До Билибина к «Сказке о золотом петушке» обратился его постоянный сателлит Б. В. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.
Затем были декорации к постановкам в Петербурге и Москве. Так кончил свои дни Жупел»2. Редактировал журнал, первый номер которого увидел свет 2 декабря 1905 года, художник и издатель Зиновий Исаевич Гржебин (18691511929). О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской.
А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. работать над серией почтовых марок, посвященной 300-летию дома Романовых. В 1900году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Тем временем день ото дня набирает скорость маховик сталинских репрессий.
И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. Предшественниками и старшими современниками мирискусников были У. Моррис, У. Крэн и О. Бердслей в Англии, Ш. Дудле и Ж. Минне в Бельгии, Т. Т. Гейне, И. Заттлер, Ю. Диц и Г. Фогелер в Германии. Вспоминая о журнале «Жупел» и о его сотрудниках, Александр Николаевич Бенуа впоследствии писал: «Сначала цензуре было не до того, чтобы заниматься их преследованием, но когда власти осознали, что острый кризис миновал, они стали притягивать особо провинившихся к ответу.
Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак». Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Случается революция, которую он не принял и эмигрировал сначала в Каир, затем в Александрию, а потом в Париж. Пушкина. Да, Билибин был и мирискусником и модернистом.
В общем – всем советую. Еще больше подражания Билибину в его иллюстрациях 1915 года к «Сказке о медведихе» 17 и в иллюстрациях к сборнику сказок Пушкина, выполненных наряду с иллюстрациями к «Борису Годунову» для парижского издательства «Н.
Ведь в орнаменте даже объемные элементы должны быть приведены к плоскости. Художник талантливо разработал стиль одежды к Дягилевскому балету. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Сохранилось несколько иллюстраций и виньеток Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» (1908—1911), которую также предполагала выпустить Экспедиция заготовления государственных бумаг. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью.
Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой. ). Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей.
Внутри – тоже, что под катом, только больше. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки. В «Жупеле», просуществовавшем недолго (вышло всего три номера) и вскоре запрещенном, появляются антимонархические карикатуры И. Я. Билибина.
В первом случае он передал светлую лирику, с мягким юмором воссоздал колоритные фигуры персонажей, в прихотливом узоре рисунка отразил плясовой ритм самой жизнерадостной и праздничной из сказок Пушкина. В то время как Коровин, по его признанию, «красотой» хотел убить грубую тенденцию, Билибин, развенчивая откровенной лубочностью своих декораций величие Дадонова царства и романтическую таинственность владений Шемаханской царицы, создает среду для развития сатирического действия. Огромный успех имели пушкинские сказки. Карьера Билибина в качестве автора театральных декораций началась с сотрудничества с Парижским национальным театром, который сделал ему заказ на эскизы к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго.
Однако большее влияние оказал на художника Малютин. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества.
Напротив. ». Пушкина. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой. ). В 1921 И. Я.
Отчетлив и ярок след, который оставил в истории мирового искусства удивительный русский художник Иван Яковлевич Билибин. «Сказка о царе Салтане» с ее картинами древнерусского быта, ориентированная, как и другие пушкинские сказки, на реалии XVII века, дала богатую пищу фантазии Билибина, позволила ему продемонстрировать со всей щедростью и блеском знание «этого очаровательного сказочного времени в отношении народного художественного творчества» н. В иллюстрациях М. В. На страницах этого издания 151 старый, но и новый Билибин. Сюда приезжали студенты со всех уголков мира.
Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Эти поездки были очень продуктивными. Для достижения целостности книги нужно было особое искусство искусство книжной графики. Постепенно вызревало желание вернуться на Родину. Там художник открыл для себя быт русского севера, его архитектуру искусство.
В 1939 году Гослитиздат выпускает лермонтовскую «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова». Что за бред. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной». Свои композиции Билибин богато насыщает орнаментом, который задает тон всей книге. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н. А. Как и вся (за редким исключением) интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно.
Царевна-Лягушка, Иван-царевич, Сестрица Аленушка и братец Иванушка – самые из них. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Учился юноша добросовестно, прослушал полный курс лекций, защитил дипломную работу. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой». Там он продолжает активно работать над иллюстрациями, что французы начинают называть «стиль рюсс», т. е. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой. ).
Браиловской к «Сказке о мертвой царевне», «лубочные» акварели М. И. Несколько раньше Билибина, в начале 1900-х годов, над сказками Пушкина работал Д. Н. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. Его влияния не избежал даже такой самобытный художник, как Н. С. Гончарова, оформившая оперу-балет «Золотой петушок», поставленную в 1914 году М. М. Фокиным на музыку Римского-Корсакова.
Там же ему приходят заказы на иллюстрации к сказкам Братье Гримм и «Тысячи и одной ночи». Бе-бе-бе Фу-фу-фу на тебя. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И. Ф. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.
Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Они разделили землю между собой с помощью жеребьевки. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.
Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки. Большую часть своей жизни И. Я. Билибин прожил в Санкт-Петербурге. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным 151 8 февраля) 1942 года художник умирает.
Княгиня на тюремной башне. На дворе стоял ХХ век и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С.
Поражаешься, как в немногих линиях ему удалось выразить сокровенные образы русской были, так, что щемит и затрагивает самые потаенные струны души. Разгадку этого парадокса, быть может, следует искать в словах из статьи «Народное творчество Севера»: «Народное искусство не государственно, но национально так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный и Пушкин». Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. В 1925 г. переехал в Париж, гдг интенсивно работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и леве Февронии» (1934) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. Огромный успех имели пушкинские сказки. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.
Только в послереволюционные годы Билибин вернулся к своему замыслу. На родине Билибин усердно учился в мастерской живописи под руководством Ильи Репина. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Билибин.
Ивану Яковлевичу Билибину довелось жить в трудное, противоречивое время: «Красное воскресенье» 1905 года, Первая русская революция, Первая Мировая Война, Февральский переворот 1917 года с его несбывшимися надеждами, эмиграция, возвращение на родину и блокадный Ленинград. Яковлева к «Сказке о царе Салтане» и ксилографии И. К.
Костюмы в стиле иконописного лубка. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями.
Это был его принцип- создавать сказку на основе реальности. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. В иллюстрациях к «Сказке о золотом петушке» влияние лубка еще заметнее: Билибин переносит в них целые композиционно-графические схемы народной гравюры XVII—XVIII веков, но, по его собственному выражению, «облагораживает», лубок, поправляя рисунок по законам профессионального искусства. Несколько лет (1898—1900 гг. ) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг. ) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Русская глубинка с её дремучими нехожеными лесами, деревянными домами, похожая на те самые сказки Пушкина и картины Виктора Васнецова, настолько вдохновила его своей самобытностью, что он, недолго думая, принялся за создание рисунков. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862—1916) инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835—1907), устали от однообразия официальной продукции. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя.
русский стиль. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Шрифт в новых изданиях другой, стилизованный под кириллицу.
Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. В конце 1909 года, через год после смерти Римского-Корсакова, «Золотой петушок» был поставлен в Оперном театре С. И. Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898). Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Русскую оперу ставили и в Европе и в Америке – и Билибин был востребован. Не прошла бесследно и работа Билибина над сценическим воплощением сказки.
Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. К домику была пристроена мастерская. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Вскоре он становится почетным членом творческой организации Мир искусства.
Билибину сказочно повезло 151 репрессии обошли его стороной. Одновременно с учебой в университете Билибин постигал науку живописи и графики в Рисовальной школе ОПХ (Общество поощрения художеств). Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Билибин делал эскизы нарядов к опере Мусоргского «Борис Годунов» и испанских костюмов к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика», а также к комедии Лопе де Вега «Овечий источник».
Стравинского (1931). С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка, что под Петербургом. Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. 30 апреля 1935 года Билибин пишет Исааку Израилевичу Бродскому (18841511939), стоявшему во главе Академии художеств: «Я уже несколько лет мечтаю вернуться на родину и работать для нее по моей специальности.
Однако вопреки тяге юного Ивана к творчеству, отец хотел видеть своего сына юристом. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». В ту пору в России случилась революция. Там он поселился на несколько лет.
Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Русский XVII век, по его словам, 151 «очаровательное сказочное время в отношении народного художественного творчества и кошмарно тяжелое в отношении политическом»3. Все это впоследствии и будет отражено в картинах Ивана Билибина. А через несколько лет поступает в художественное училище при Академии искусств. В «билибинском стиле» выражается новый тип взаимоотношений плоскости и глубины. В Париже он так же работает над костюмами к балету Стравинского «Жар-Птица» и другими постановками. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Древнего Египта (. ) и других древних цивилизаций Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи.
Дальше в этом направлении пошли художники Мира искусства. Бяка ты автор. И речи твои ОБМАНКА. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Уже исполнив первые работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения »Мир искусства», он продолжал учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в АХ.
Начиналось всё с рисовальной школы Общества поощрения художеств. Начинается война, а вслед за тем 151 ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть и не хотел. В сентябре 1936 года желание Билибина осуществилось. Иван Яковлевич его любил изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль.
В Билибине жили два ярких таланта – исследователя и художника и один дар питал другой. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Тогда же он создал монументальное панно «Микула Селянинович» для здания советского посольства в столице Франции. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. А иллюстрации Поленовой к Войне грибов (единственной выпущенной при жизни художницы сказке из многих иллюстрированных ею) вообще не удалось воспроизвести в цвете и в нескольких экземплярах книжки Поленова раскрасила контурные оттиски от руки.
По его проекту был сооружен иконостас этого храма. Аналогичными путями развивалось графическое искусство в странах Северо-Западной Европы. Бартрам (изданы И. Д. В работах Билибина заметна рационалистичность и тем не менее благодаря щедрой выдумке, графической виртуозности и декоративному дару художника они остаются одними из лучших иллюстраций к сказкам Пушкина.
Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Горизонтали, проходящие через все листы, подчеркивают формат книги, композиционным и смысловым центром которой является разворотный фриз — шествие Дадонова войска, восходящий к известному лубку «Славное побоище Александра Македонского с царем Пором Индийским». Достаточно красноречивый — популярные в свое время иллюстрации Н. А. Билибин еще в детстве проявил склонность к рисованию. Он покупает домик в Крыму, подолгу живет там, занимается пейзажной живописью.
Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. В годы войны он делает серию иллюстраций к русским былинам. Всё же большая часть поклонников таланта этого замечательного русского художника-славяниста знает его по заслугам в изобразительном искусстве.
Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил.
Однако художник нового поколения, она по-иному, чем мастера «Мира искусства» и их эпигоны, подходит к изобразительному фольклору, не «облагораживает» его, а пытается сохранить наивную непосредственность примитива, заостряя, утрируя в свободных красочных пятнах, динамичных сдвигах форм живописную броскость вывески и подноса. К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле.
Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси. Все это были акварели. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году— сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». Его впечатления вылились в публицистические произведения и научные доклады о народном творчестве, архитектуре и национальном костюме.
Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Напоминающие византийские росписи акварели Р. М. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова.
Интересно, что художник работал над оформлением русских церквей в Египте и Чехии. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. В иллюстрациях после 1904 года, начиная со «Сказки о царе Салтане» все детали костюма, архитектуры, утвари совершенно достоверны, созданы по документальному материалу. Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового «большого стиля» была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его «нестанковых» видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта.
Сотрудничество с «Жупелом» не помешало Билибину в 19091511912 годах. Царь с окладистой рыжей бородой ничем не напоминал императора Николая II, но антимонархическая направленность карикатуры была очевидна.