Учить составлять описательный рассказ по картине И. Я Билибина «Баба Яга», активизировать словарный запас. И. билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе».
Темный сарафан и розовая рубаха старухи давно уже все в заплатках. Досих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок— отнародных вроде «Царевны-лягушки» допушкинских «Руслана иЛюдмилы» и«Сказки оцаре Салтане». Билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе». Среди его работ: народные «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о царе Салтане» и «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, оперные спектакли «Золотой петушок» и «Садко» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки и многие другие. Четкий контур рисунка, любовь к сказочной Руси, понимание фольклорной мистики – сказочные иллюстрации Билибина невозможно перелистнуть, на них надолго останавливается взгляд. Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет.
В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки, – вспоминал потом Билибин. Так что обратите внимание на цветовую гамму картины.
Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам). При комментировании этого отрывка Г. А. Баба-яга сидит, поджав ноги, в высокой деревянной ступе, которая словно бы споткнулась о ствол упавшей березы. Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой. У славян, как и у других индоевропейцев, подобные союзы часто и называли «волчьми», а самих участников – «волками».
Иначе – к чему она. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного. Почему ест маленьких детей и почему одна живет в дремучем лесу. Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное. Он не нов для них. На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес.
Другими словами, Баба Яга – колдунья, душащая, давящая людей, обычно по ночам. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. – М. : Детская литература, 1986. Тогда, возможно, правы те, кто признает Ягу добрым божеством славянского пантеона. Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет) похитительница детей Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом160— она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки— воспоминание о Викторе Гартмане», 1874г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. Только понимали они их по-разному. Еще в середине XIX века складывается направление, которое вошло в историю искусства под названием «псевдорусский стиль».
В селе Тарховка рядом с Санкт-Петербургом 4 августа 1876 родился Иван Билибин. Баба-Яга персонаж не отрицательный.
Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у эпических богов древности) и свои секреты. – 87 с. иллюстрации. Лицо Бабы-яги очень злое, руки длинные, а весь ее образ наводит страх. Баба Яга спешит по делам. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».
Эту задачу поставил Суриков в знаменитой картине «Боярыня Морозова». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Рассмотрим внимательно одну из иллюстраций, например рисунок к сказке «Василиса Прекрасная», где изображена летящая в ступе Баба-яга. Кто она такая. Название курьи ножки, скорее всего, произошло от курных, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили избу смерти небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IXвеках).
Жизнь обремененная проблемами и заботами. Ее сарафан развевается поверх ступы. Иначе – сказки нет. Слово «русским» здесь употребляется в значении «человеческим» 151 ведь у бесплотных духов в царстве мертвых нет запахов. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Рассмотрим внимательно одну из иллюстраций, например рисунок к сказке «Василиса Прекрасная», где изображена летящая в ступе Баба-яга.
Настроение картины «Баба-Яга в ступе» ирреально, чему немало способствует стиль написания Билибина – книжный дизайн по мотивам гравюр и летописных рисунков с четкими линиями, закрашенными акварелью. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Что-то появится на нем сегодня. Название курьи ножки скорее всего произошло от курных, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили избу смерти небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX160вв. ).
Он отметил, что основная «деятельность» Бабы-яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Помимо «классической» лесной версии Бабы-Яги, существует и «степная» версия Бабы-Яги, которая живет за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц. В какой-то степени, да. Тут уж никакие обстоятельства не властны. Сказки вдохновляли будущего художника.
56, 1891—1904гг. Все деревья просто вянут от нехватки солнечного света, а на земле, от присутствия Бабы-яги появляются грибы-поганки. Это просто идеальное место для ее жилья. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. Баба Яга хмурит лоб, она о чем-то сосредоточенно думает. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет.
Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу-Ягу с «женоуправляемыми» сарматами — пастушеским коневодческим степным народом. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное.
Посмотрите на то, что она держит в руках. И даже, кажется, видишь. Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога).
Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек). Его по праву можно считать мастером, возродившим секреты древнерусской миниатюры. Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Такая особенность потусторонних существ многократно описана (вспомним хотя бы «Вий» Николая Гоголя). И такой ли должна быть вся Россия, «поднятая на дыбы» Петром, как это считали западники или «окно в Европу» им прорубленное, – роковая ошибка и у России свой, отличный от всех, как уверяли славянофилы, путь. Этнографически зафиксированы случаи, когда инициируемые наряжались волками, носили одежду из шкур, при вступлении в союз обязаны были кусаться и выть.
В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. В частности, В. Я. Пропп исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. Это видно по ее растрепанным волосам. Русский художник проявил себя блестящим умельцем соединения в книжном дизайне мотива вышивок, лубочного искусства и техники резьбы по дереву. Его по праву можно считать мастером, возродившим секреты древнерусской миниатюры. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть).
Сейчас иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» можно увидеть в Русском музее, а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Множество орнаментов и декоративных элементов создают впечатление загадочности. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. В центре картины изображена Баба Яга. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом— она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).
Живые люди не должны пробовать пищу в царстве мертвых иначе они навсегда останутся в потустороннем мире (этот запрет хорошо отражен в дошедших до нас древнегреческих мифах). В лето 1899 года в деревне Егны родилась полная чудес, любимая и детьми и взрослыми, знаменитая «билибинская» детская книга. По материалам: Семёнов О. С. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина. «Яга» является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.
Досих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок— отнародных вроде «Царевны-лягушки» допушкинских «Руслана иЛюдмилы» и«Сказки оцаре Салтане». Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта. Так почему же его душа рвалась и тосковала по простонародному искусству. Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Иван переступает порог и приносит с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди, запах человеческого тела, на что Баба-Яга мгновенно реагирует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Яга, написанная Билибиным – довольно символичный образ.
Но надо сказать, что выражение «русский дух» часто используется как доказательство «иностранного» происхождения Яги: мол, русские мазали сапоги дегтем и этот запах учуяла «нерусская» лесная жительница. Мы приобщаемся к жизни народа, осознаем себя его частицей. Руки старухи угрожающе длинные. Он вдруг требует накормить и напоить его истопить баню, уложить спать.
Жутко. На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. Что это за предмет.
Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. Оживить эти идеалы одновременно с Суриковым стремились многие художники. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет) похитительница детей Баба-Яга-воительница, с ней герой сказки сражается «не на жизнь, а на смерть». Баба-Яга встречает гостя не слишком дружелюбно, но все же сразу приступает к делу: «С чем пожаловал. » А Иван почему-то не торопится. Но то, что молодой человек, почувствовавший, что наступает для него пора свершений, устремился в такую глушь, далеко не случайно. Бесконечные линии проспектов, мерный шаг колонн перед «сиятельными» фасадами дворцов, простор площадей, на которых, кажется, происходит что-то значительное, даже когда на них ни души, повелительность золотых шпилей, удерживающих город на месте, Петром определенном, вопреки тяжелой волне Невы, тяжелому бегу облаков, – вот он, Петербург.
В ней отразилась его жизнь. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Кто же эта Баба Яга и что в этом существе нас манит и привлекает по тропинкам сказки. «Баба яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.
Она летит в своей старой деревянной ступе. Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Куда летит, куда поспешает.
Недаром бытует пословица: «Сказка – складка, а песня – быль». Радостно потому, что не один ты в лесу, в целом мире. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. И. Радостно. Она сидит в своем, так званом самолете, поджав ноги. Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес.
Посмотрите на то, что она держит в руках. Как в детство вернулась. Наибольший протест у нее может вызывать похищение героем единственной дочери (пусть и с согласия последней). Есть и другой вариант— быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Двадцать лет с перерывами писал он картину «Богатыри» – трех былинных витязей и вот, наконец, зимой 1898 года привез с другими картинами на выставку в Петербург.
Идеалы народной красоты становятся родными и близкими. «Волчьи союзы» противопоставляют себя обыденному миру как это и подобает хищникам, они похищают в деревнях продукты, хулиганят, дерутся и воюют с соперниками. С удовольствием подхватывают детишки песню Бабы-Яги из любимого новогоднего фильма Приключения Маши и Витине задумываясь, почему во втором куплете Бабуля готовится истопить печь, в которую мечтает запихать Машу и Витю, а в третьем и четвертом к ней же «приходят зверюшки гурьбой» и с детства она дружит с Белоснежкой. Баба Яга зла, но бывает на удивление доброй.
Надо было выяснить его роль в истории, чьи извечные законы диктовали развитие общества в настоящем и будущем. Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полу скелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром. Мы верим: именно в таком лесу должна стоять избушка на курьих ножках, жилище Бабы-яги.
Согласно этой позиции имя Бабы-Яги граничит с названием определённого предмета. Атмосферу таинственности и страха подчеркивают внизу, на земле, россыпи мухоморов. Скорее дело в том, что покойник Баба-Яга плохо видит (или вообще не видит) и ориентируется с помощью слуха и обоняния, определяя, что перед ней живой человек. Только едва ли это так. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых.
Обычно он просит Ягу накормить его и она даёт ему пищу мёртвых. Так сложилось, что за ним закрепилось значение «старуха». В тёмном лесу стоит избушка на курьих ножках, в которой живет Баба яга-костяная нога. Обучение военной магии и искусству занимало, естественно, центральное место в процессе подготовки воина. Сам рисунок создавался автором в модном стиле «модерн».
Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе нет» (Геродот, 1972). Почему он обратился к сказке. Стратановский указал со ссылкой на «Золотую ветвь» Д. Фрэзера, что кровь врага когда-то пили воины почти всех народов, «чтобы вместе с кровью всосать его силу».
«Мел» вспомнил самые известные работы Билибина, 140 лет содня рождения которого исполнилось 16августа. Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она пирогом подперта, блином крыта, что в детских сказках Запада соответствует пряничному домику. 160Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет) похитительница детей Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Крючковатый нос придает лицу суровый, немного рассерженный вид. Он претил настоящим художникам и патриотам. Нестеров, Рябушкин, Поленова, Якунчикова, Малютин – представители того направления живописцев и архитекторов, которое, в отличие от «псевдорусского», называют «неорусским», считали, что художник должен не рядиться в народные одежды, а понять душу своего народа. Исследователь высказал и другое предположение.
Такую технику последователи мастера назвали «билибинским стилем». Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. К чему бы это. За право называться ее прародиной решительно высказывался русский Север. А может Баба Яга – мифологическое существо.
В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). Руки старухи угрожающе длинные. Вполне реально, что направляется бабушка в свою избушку на курьих ножках. Он без колебаний открывает дверь в избушку лесной колдуньи, с порога упрекает хозяйку в недостатке гостеприимства, рассказывает ей, «с чем пожаловал» и мгновенно заручается ее магической поддержкой.
В 1925 г. переехал в Париж, гдг интенсивно работал 8212 оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы 171Сказка о царе Салтане187 (1929) и 171Сказание о граде Китеже и леве Февронии187 (1934) Н. А. Римского-Корсакова, 171Князь Игорь187 А. П. Бородина, 171Борис Годунов187 М. П. Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. В 1990-х годах экстрасенсы дружно увидели в ней «сущность низшего астрала». Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть). Лицо Бабы-яги очень злое, руки длинные, а весь ее образ наводит страх. В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Туда, в свое небольшое имение, пригласил его университетский товарищ.
И вера в то, что добро всегда побеждает. Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть).
От начала и до конца. Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды». В ней преобладают коричневые, даже оттенка хаки, тона. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Повествуя о воинских обычаях европейских скифов, называемых «цивилизованными» греками «волками и псами» и являющихся одними из предков современных славян, Геродот указывает: «Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь.
Иван Билибин (Рассказ о художнике-сказочнике): Очерк. Вокруг нее темный лес. Билибин Иван Яковлевич (Рассказ о художнике-сказочнике)ЗавязьТо, что Билибин приехал именно в Егны, – дело случая. Лихие амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга. », что принято трактовать как «ура. » или «ага». Баба— это женщина (Нывбаба— молодая женщина). Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога). Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. Но и ты сквозь горячий шелест лета слышишь кого-то. Экстремальное сообщество подростков, противопоставленное «обычному» миру, можно сравнить с волчьей стаей.
В нем художник показал свое восхитительное умение обращения с тушью и подцветкой с помощью акварели. Стиль рисования, даже имеет свое название в часть его основателя: «билибинский» – основой в котором служат линии. Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой 151 к лесной опушке (в царство живых). Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам). Он был выражением «квасного», как называл его Белинский, патриотизма, верноподданнических настроений, официозной народности.
Огромный успех имели пушкинские сказки. Все это, конечно, не случайно. Желтое лицо время не пощадило и оно густо покрыто морщинами. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Художник будто вдыхает жизнь в образы на холсте. Она размахивает ими, придавая ступе большую скорость. Неизменно только одно – твердое знание, что есть добро и что – зло.
В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом. Она нахмурена, длинные, волосатые руки вцепились в метлу и копье. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты— «Pictures at an Exhibition», созданная английской прогрессив-рок-группой Emerson, Lake Palmer в 1971 году, где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский) «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер) «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский).
Известна, к примеру, пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», советские сказки и «картинка» композитора А. Лядова «Василиса Прекрасная». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Одна из наиболее достоверных догадок заключается в том, что это образование от звукоподражательного глагола со значением «душить», «давить». А далекое облачко в небе – это уж точно Финист Ясен-Сокол летит.
Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХвеках). Этот мотив присутствует во множестве сказочных и эпических произведений («Илиада» Гомера, нартский эпос). А историки литературы предлагали «не копать слишком глубоко», оставляя за злой колдуньей роль антагониста герою сказки: Баба-Яга мешает ему выполнить задачу и тем самым способствует развитию сюжета. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» ит. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги. В этом случае Баба-Яга-Костяная Нога пускается в погоню на коне или на ступе. Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. Так что обратите внимание на цветовую гамму картины.
Такой стиль не мог выразить истинные народные идеалы. Возникает вопрос, почему главный герой обращается за помощью к мертвецу. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-Яга— каннибал). Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина.
Еще один сравнительно недавно обнаруженный раритет 151 «Велесова книга» (чья подлинность не доказана. ), повествует о племени ягов, возглавляемых шаманами и шаманками (бабами ягов) и воевавших с русскими. Псевдо – значит подражательный, поверхностный, пустой. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам — «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859—1937). Она узнавала о его прибытии по запаху— русским духом пахнет (запах живых неприятен мёртвым)». Но мало было показать, каков русский народ сегодня, надо было выяснить, каким он был вчера, сто, триста лет назад.
Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец и ею часто пугали детей. В правой руке у Бабы-яги пест, которым толкут зерно, в левой — помело (не путать с метлой. ), которым подметают под русской печи перед тем, как поставить печься хлеб. Сказку создал народ.
Все может измениться в зависимости от обстоятельств. Во всех сказках Баба Яга действует в нескольких воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары. В то же время не раз выдвигались версии об иностранном происхождении лесной ведьмы. Созерцая эту картину с драматическим сюжетом, мы испытываем подъем духа. На иллюстрации мы видим летящую в ступе Бабу-ягу.
Дело в том, что таким образом герой иносказательно сообщает Бабе-Яге: «мне тебя нечего бояться». Обычно он просит Ягу накормить его и она даёт ему пищу мёртвых. Первую из своих классических работ он создал в 1899-м – оформил книгу «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», которая переиздается до сих пор. Вокруг нее темный лес.
Сказка – складка. Иногда, впрочем, только до поры до времени. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба Яга». Поседевшие до белого цвета волосы растрепаны, они развеваются на ветру. Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса.
Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. На иллюстрации мы видим летящую в ступе Бабу-ягу. Баба Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н. А. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.
Атмосферу таинственности и страха подчеркивают внизу, на земле, россыпи мухоморов. И все в картине является выражением этих идеалов: и застенчивая красота боярышень и узорочье их платков, полушалков, душегреек и цветастая роспись дуги розвален. Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. 160Я.
Каждый искал, на что можно опереться в годину испытаний или, как тогда говорили, «уповать». В нем деревьям явно не хватает света. Летящая в ступе Баба-яга с растрепанными волосами пугает злобным видом.
Но это только одна из сторон сказки. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
Впрочем и не положительный. Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек). Это просто идеальное место для ее жилья.
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой». Лес изображен художником темным и неприглядным.
И эти секреты хорошо известны главному герою.