Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) итальянский скульптор, архитектор Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) итальянский скульптор, архитектор «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и. Джованни-Лоренцо Бернини – гений Барокко (7 декабря1598, Неаполь 28 ноября 1680, Рим) Учитель ИЗО, МХК. Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini 1598 — 1680) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини.
Обе фигуры он сделал из чистого белого мрамора и поместил их в глубокую нишу, обрамленную цветным мрамором, – как бы раздвинутый занавес, за которым разыгрывается мистерия сновидения. Группа "Эней и Анхис" (см. Другие проекты постигла та же судьба45.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Примером раннего портрета может служить портрет кардинала Боргезе. Патетического величия полны образы герцога Франческо д. Эсте (1650 -51, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальный музей Версаля), в которых Бернини создал канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Увидев эту скульптуру, кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором.
По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46). Обрел надежного патрона в лице предпринимателя Э. Гуэля (с 1883). Он был мал ростом и очень красив. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко.
С её уст срывается крик сладостной муки. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Как «светский» скульптор Бернини — прежде всего автор многочисленных портретов. слева).
В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Одолев в конце концов все имеющиеся преграды и выполнив многочисленные, но непременные условия, группа заинтересованных лиц, помолясь, приступила к раскопкам в соборе Святого Петра. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619—1625). Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. УрбанVIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды»— гидравлики, строительные рабочие. Лаврентия».
Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. 1БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667) итальянский архитектор. «Экстаз св. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское.
Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов.
(Сейчас она стоит вне ансамбля, в нише столба, что, конечно, лишает её композицию правильной ориентации. ) Здесь в полной мере ощущаются талант и мощь стиля Дюкенуа. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (162847) продолжает традицию ренессансного триумфального надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Они-то и вернули его в Вену.
Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». В 1903–1910 осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента задуманного «города-сада» на окраине Барселоны, – в парковой планировке и сооружениях (в том числе «бесконечной скамье») ярко проявилась любовь мастера к формам, композиционно и колористически соревнующимся с самой природой. На примере «Св. Терезы» хорошо можно видеть тот живописно-картинный подход к скульптуре из которого вытекает своеобразие пластической манеры Бернини.
Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. На массивный цоколь из чёрно-белого мрамора и жёлто-красной яшмы мастер водрузил четыре бронзовые статуи дискутирующих «отцов церкви». За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. В «Экстазе св.
Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Андрея, которая является, пожалуй, самой известной и лучшей работой скульптора. Игра перспективы в скульптуре "Давид" (1623) (см.
Игнатия Лойолы. Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини).
Скульптурная группа «Похищение Прозерпины» (1621 – 1622) построена на противопоставлении двух образов – могучего бога подземного мира Плутона и нежной изящной Прозерпины (дочери богини плодородия Цереры), которую Плутон похитил, чтобы сделать своей женой. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Все они вскоре были отвергнуты.
Но не тут-то было. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью.
С самого начала классицизм в Германии имел двойственный характер. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Отличительная особенность барочного портрета итальянского мастера в парадоксальном сочетании сиюминутности и вечности. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
В этом состояло смысловое решение ансамбля. Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Там движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами. УрбанVIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве. 2 Н («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики.
Со стороны Потсдама на площадь вела приземистая триумфальная арка, увенчанная квадригой. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». В основу композиции «Аполлон и Дафна» (1622 – 1624) положен сюжет из произведения Овидия «Метаморфозы»: бог Аполлон преследует нимфу по имени Дафна, которая стремится соблюсти целомудрие. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории.
Но выполнить его задание не успели. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Начал заниматься ваянием еще в детстве. Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения.
"Аполлон и Дафна" (1622-1624) (см. Портретная галерея, насчитывающая изображения двадцати четырех персон («Портрет Шипионе Боргезе», «Бюст папы Урбана VIII»), — это поразительная по остроте и правдивости повесть о людях его времени. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скульптурное убранство тоже минимально.
В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост. принимало во внимание их не как объект, а как образ. Великолепные мраморные колонны в 4 ряда поддерживают упругую ленту, которую венчают неповторимые 140 статуй святых, выполненныe учениками школы Бернини. Внутреннее смятение Терезы скульптор передал в тревожном, бурном движении складок ее плаща, которые перемешиваются с клубящимися облаками. Над ними поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св.
Ощущение природы было присуще Античности, вот таким образом Бернини интересуется не столько природой, сколько эллинистическим натурализмом, он подражает ему в «необузданных и сочных формах эллинизма, в его родосском, пергамском и александрийском вариантах» (Фалди). Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. При жизни мастера храм остался незавершенным. Он так и не получил профессионального архитектурного образования, оставаясь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини.
Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Популярность Бернини была так велика, что во время его прогулок на улицах буквально собирались толпы. На площади находятся два фонтана. Там он и застал Луиджи с Констанцией.
Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело».
Входящий на площадь оказывается в объятиях двух крыльев знаменитой Колоннады. же ранние скульптуры Бернини (Давид, 1619 Похищение Прозерпины, 1621 Аполлон и Дафна, 1622 -1625 – все в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют об исключительном даровании стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, как воск, он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов. С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. К числу наиболее жизненных и одухотворенных портретов принадлежит «Бюст Констанции Буонарелли», жены одного из учеников Бернини, в которую мастер был страстно влюблен. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор.
Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Как «светский» скульптор Бернини— прежде всего автор многочисленных портретов. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Церковная скульптура и декор Любимец папского двора (ему особенно покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным.
Работая и как художник и как график, он оставил замечательные по экспрессии этюды собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей (став одним из основоположников искусства карикатуры). Тот же пульсирующий биоморфизм свойствен и знаменитым доходным домам Каса Батло (1904–1906) и Каса Мила (т. н. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. При папе Урбане VII (1623—44) перед скульптором открылось широчайшее поле деятельности, которое он не уступил ни одному придворному мастеру до конца своей жизни.
И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Лонгина в соборе св.
Дюкенуа выполнил статую св. А вместе с тем растет чувственный экстаз и эмоциональная патетика образов Бернини. Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шёлк рубашек, материю плащей. Так где же сегодня находится чудо-Копье.
Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. В центре площади стоит обелиск высотой в 42 метра из красного гранита. Бернини, напротив, шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Испытал большое влияние теории Э. Виолле-ле-Дюка, развивающей принципы готической архитектуры, но в еще большей степени – воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием (в постройках стиля «мудехар») автохтонно-европейских и восточных, мавританских мотивов.
Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.
История об этом умалчивает. Над ними поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. В 1870–1882 выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т. д. ) в мастерской архитекторов Э. Салы и Ф Вильяра. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды.
В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. Родился в Реусе (на побережье Каталонии) 25 июня 1852 принадлежал к роду потомственных каменщиков. С большой силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в работе Бернини, предназначенной для кафедры римского собора Св. Петра (1656–1665). Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
Получает развитие многоэтажное строительство. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Он улучшал существующие здания и проектировал новые.
центре площади стоит обелиск высотой в 42 метра из красного гранита. Одна из этих статуй изображает Давида (1619). Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Его первыми опытами стали произведения живописи.
Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Чтобы подчеркнуть эти моменты и быть уверенным, что зрители их оценят, Бернини задумывал для каждой скульптуры определённую точку обзора. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей.
Главное творение Бернини – грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают его к собору. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Святой стоит, опираясь на огромный крест.
По проекту Бернини фигуры четырёх святых— Андрея и Лонгина, Вероники и Елены— должны были стоять по диагонали друг к другу и обращать свои взоры и жесты на центральное сооружение средокрестия— «Балдахин» Бернини. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Архитектор и художник города Пропаганда католической веры (как главная задача Контрреформации) была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Высшее католическое духовенство в полной мере использовало талант Бернини. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46.
И это ему удалось. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории.
В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Начал заниматься ваянием еще в детстве.
павильоны) в Педральбесе (ныне в черте Барселоны 1885–1888) и городской особняк (Палау Гуэль 1886–1888), сочетая пышность пластического убранства в духе «мудехара» с конструктивным новаторством: в последней постройке были впервые применены бетонные параболические арки. Скульптор сохраняет в мраморе все особенности лепки из терракоты, в которой он выполнял предварительные эскизы и модели. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. В произведениях Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения.
То же касается и его архитектуры. Родился в 1598 г. в Неаполе в семье незаурядного скульптора и живописца Пьетро Бернини. Высшим плодом фантазии мастера явился огромный храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа), заложенный в 1882. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Одна из этих статуй изображает Давида (1619).
Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619 – 1625). И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам.
В 1887–1900 осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887–1893 Каса Ботинес в Леоне, 1891–1894 и др. ), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Впрочем, не привыкать. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся.
Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид» (1623). В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини— наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к её подножию.
В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритон», бьющий на площади Барберини. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.
Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Ещё выше клубятся облака. Каменоломня 1905–1910), общий экстравагантный облик которых и отдельные детали – типа «сюрреалистических» дымоходов Каса Мила – полны чувства природной первостихийности.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой.
Официальное папское расследование в 1680 году окончательно реабилитировало Бернини, возложив всю вину на Карло Мадерно, который заложил недостаточно мощные фундаменты для башен54. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Выступал и как реставратор (в 1904–1914 реконструировал собор в Пальме-де-Мальорка). Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Начиная с середины 1630-х годов, Бернини получил известность в Европе как один из самых искусных мастеров мраморного портрета и начал получать заказы из-за пределов Рима, к примеру от кардинала Ришельё, Франческо I дЭсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской.
Вопрос решился сам собою. Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, там же) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12.
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия. Там движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Во время правления папы Григория XV (1621—23) скульптор изваял три его бюста и получил пенсию и рыцарский крест Кавалера Христа, т. е. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12.
Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Один – работы Альберто да Пьяченца в раннем варианте, он был перестроен в 1516 году Карло Модерно, второй фонтан создал Бернини по модели первого, чтоб не нарушать гармонию площади, с единственным изменением: чаша фонтана была расширена и опущена. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667).
Они расходятся полукругом и притягивают к Храму. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий использование новых технологий (металл, стекло). Найденное Копье не замедлило продемонстрировать разуверившимся свою чудодейственную силу: неприятельские укрепления стали сдаваться одно за другим крестоносцам, последнее время терпевшим военные поражения. Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения.
Такова, например, статуя св. Петра».
Портреты Весьма рано (около 1610) он заявляет о себе и как мастер скульптурного портрета. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Он избрал самый момент борьбы и уже этим поставил своё юношеское произведение в ряд передовых, проблемных работ своего столетия. Александр немедленно поручил провести крупномасштабные архитектурные изменения города, в частности, соединить новые и существующие здания улицами и площадями.
Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Все фигуры в нем в человеческий рост, а фигурка растущего младенца меняется каждую неделю.
Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46). С большой силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в работе Бернини, предназначенной для кафедры римского собора Св. Петра (1656–1665). Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини — наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к её подножию. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации.
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). был принят в аристократическое общество.
Этот невзрачный на вид кусок потемневшего от времени железа монахи охраняют строже, чем военные ядерную бомбу. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы.
Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Есть документальные подтверждения, что он приказал отправить реликвию в Антарктиду на подводной лодке. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.
И все произошло как и было предсказано. Петра».
В 1605 г. по приглашению папы Павла V Пьетро с семьей переехал в Рим. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) итальянский скульптор, архитектор. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Выходит, это всего лишь копия.
Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Попутно работал чертежником и изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др. ) в мастерской Э. Пунти. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций (Давид, мрамор, 1623, Аполлон и Дафна, мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Выстроил для него усадьбу (или т. н.
Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Но оно ли это, так и остается загадкой. А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором.
Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно горел огонь. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении.
Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Работал каменотесом на строительстве собора св.
Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритон», бьющий на площади Барберини. Учился у Карло Мадерна в Риме. Нахмурив брови, крепко закусив губы, он наклонился и откинулся в сторону: Давид целится в своего противника, устремив на него напряжённый, ненавидящий взгляд.
Бернини ответил уклончиво. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь.
1598, Неаполь, – 12. 11. Он изобразил Давида в тот момент, когда все его силы и чувства собраны для решающего удара. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Адольф пытался спрятать Копье.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Первое направление может быть представлено произведением раннего немецкого классицизма — Бранденбургскими воротами в Берлине (1789, автор К. Г. Лангханс), простой по формам архитектурой Давида Гилли и Г. Гентце — авторов проекта Старого монетного двора в Берлине (1798 — 1800),, проектом памятника Фридриху Великому и Национальным театром в Берлине, созданных Фридрихом Гилли (1797). Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться.
Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Ещё выше клубятся облака. Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33) полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Не случайно одна из его юношеских скульптур, «Коза Амалфея», принималась еще несколько десятилетий назад за эллинистическую.
Его знаменитый памятник должен был иметь форму искусственного акрополя, воздвигнутого на Лейпцигской площади. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. Созданные в XV веке статуи Давида изображали его победителем Микеланджело представил его готовым к свершению подвига.
Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Уже зрелым мастером Бернини создал одну из своих лучших композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645 – 1652) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Бернини создал новый канон парадного портретного бюста, в который он вносил простые человеческие характеристики, показывая «главную страсть» своих героев. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью. Однако, в дальнейшем между ними разгорелась конкуренция за подряды, которая переросла в откровенную вражду, особенно между Бернини и Борромини89. Кроме того, в этот период он занимался церковью Санта-Мария дель Ассунцьоне в Аричче, с круглыми куполами и трёхарочным портиком40.
Лоренцо Бернини одним из первых предложил для церкви Санта-Бибиана новый тип фасада – свободную живописную композицию. Предложенные Леду формы вдохновили Гилли на соперничество с суровостью дорического ордера тем самым он как бы дал архитектурный эквивалент «архаической» силе движения «бури и натиска» в германской литературе. Уже первая его достаточно крупная самостоятельная работа (фонтан на площади Каталонии, 1877) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора.
Лицо ангела с двусмысленной улыбкой противопоставлено прекрасному, одухотворённому лицу Терезы. «Давид» Бернини еще один пример этого. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. На массивный цоколь из чёрно-белого мрамора и жёлто-красной яшмы мастер водрузил четыре бронзовые статуи дискутирующих «отцов церкви». Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. 1598, Неаполь, – 12. 11.
И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шёлк рубашек, материю плащей. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера.
Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Силуэты фигур усложнились. Они много разговаривали. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини.
В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Бюст Карла I был утрачен при пожаре в Уайтхолле в 1698 году и теперь известен только по рисункам и копиям, а изображение Генриетты так и не было создано из-за начала Английской революции28. С 1868 жил в Барселоне, где в 1873–1878 занимался в Высшей технической школе архитектуры.
Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века.
.