Хотя скульптура «Истина» и не задалась, но работа над ней помогла Бернини выйти из душевного застоя. Среди специалистов «Истина» воспринимается как одна из редких неудач Бернини.
Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было.
Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Через два месяца появились трещины. Папа принял решение уничтожить башни. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. По via Capo le Case и via Sistina можно подняться к piazza Barberini. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево.
Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Однако чтобы камень смог стать их вместилищем, скульптор каждый раз должен был преодолеть природу материала. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Драматичный натурализм мастера обычно связывают с мотивами греческой эллинистической скульптуры. В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел.
По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Трещины увеличивались. Он улучшал существующие здания и проектировал новые.
Там он и застал Луиджи с Констанцией. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Петра.
С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. — И этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Предметом спора было также и кто позировал, кого изобразил художник. А говорить о них можно очень долго. Его фигура выделяется на светлом, нейтральном фоне.
Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. В них также воплощена концепция барокко.
А Эрвин Панофски искусствовед ХХ века, полагал, что обе прекрасные женщины — Венеры (обнажённая — символ красоты чистого разума и именно она является воплощением Небесной Венеры, а одетая — Венера Обычная, олицетворяющая земную красоту). Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека.
Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Дафна превратилась в лавровое дерево.
Вместе с тем девушка, становящаяся неподвижным деревом, ещё полна жизни, а всё её существо ещё проникнуто страхом перед преследователем — повернув голову, она видит его совсем близко за собой и как самый резкий контраст картине «одеревенения» зритель видит открытый рот нимфы испускающий крик мольбы и отчаяния. На другом берегу Тибра отправляемся к piazza Navona и Fontana dei Quattro Fiumi. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Ноги, только что двигавшиеся в отчаянном беге, врастают в землю.
Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было.
Этот неподатливый материал в его руках отлично передает фактуру ткани и нежность человеческой кожи. Площадь украшает с 1643 года фонтан Тритона. Портрет «Дама с единорогом» достаточно отчётливо напоминает знаменитый шедевр да Винчи «Мона Лиза». После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Просто посмотрите на кровать Людовики. Прежде всего, до сих пор ведутся споры, кто эти прекрасные женщины. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного».
От piazza Navona доходим до Пантеона и церкви Santa Maria sopra Minerva, то есть церковь Святой Девы Марии над Минервой (на месте бывшего античного храма Минервы или Исиды), она слева за Пантеоном. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44.
Скульптура изображает Святую Терезу Авильскую – монахиню имевшую огромное влияние на католицизм того времени, она соединила в себе средневековый мистицизм и религиозность. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Называется она Экстаз св.
Донателло, Верроккио, Микеланджело и, наконец, Бернини. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624).
Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Петра. Позже было решено, что именно такой контраст и был целью Караваджо. Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию.
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Кроме «Давида» в галерее можно увидеть «Аполлона и Дафну», «Похищение Прозерпины», «Нептуна и дельфина». У всех трёх статуй различная анатомия, соответствующая их телосложениям и возрастом, что позволило Бернини продемонстрировать весь свой талант в создании текстур кожи (бархатистой для ребёнка, упругой и подтянутой для легендарного воина и морщинистой для старика).
Пусть никогда не вянет твоя зелень. Истина, как и положено, сначала была нагой, но потом по требованию папы её прикрыли.
Все они вскоре были отвергнуты. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась убегать. Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Естественные позы также говорят о многом. Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы.
Бернини называют творцом нового стиля в скульптуре – барокко. Он упросил богиню земли Теллус вырастить цветок необыкновенной красоты. Иннокентий X стал дружить с ним.
«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, — сказал Бернини. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. К числу особенностей картины принадлежит, прежде всего, реалистичность изображения.
В июле 1641 года он представил свою первую башню. Терезы. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Уже в восемнадцать лет Бернини создал скульптурную группу «Аполлон и Дафна». Бернини сильно переживал и перестал есть.
На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане.
Легенда рассказывает, что в семейство Барберини пришла беда. Он одет в простую белую рубашку, которая небрежно соскальзывает с плеча. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов).
Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого.
Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе. В капелле Корнаро (слева от алтаря) находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 году. Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов.
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38.
Воплощение этой идеи доверили Бернини. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Например, Франц Викгоф известный историк искусства XIX века, считал, что богиня Венера уговаривает волшебницу Медею помочь Ясону в его рискованном стремлении похитить золотое руно.
Фонтан довольно небольшой. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. В ход шли и подкуп и шантаж и грабёж. Между двумя створками раковины также можно увидеть трёх пчёл, которые и пускают струи воды в нижнюю раковину. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Так, на площади св. Образы каких мифологических героинь воплотил в своей картине художник.
Очень символично. Барокко — это театр. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5.
Но вот в одном он оплошал. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы. Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя.
На картине изображена девушка, чьё имя доподлинно неизвестно. Годы их создания – 1619-1625.
Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Он является автором множества портретов. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма.
Архитектура барокко — пышные декорации. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Умирал любимый сын, наследник рода. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие.
В другую сторону по via del Corso находится piazza del Popolo и церковь Santa Maria del Popolo, справа от ворот Porta Flaminia (к оформлению которых также приложил руку Бернини), строили с XI века, здесь успели потрудиться и Рафаэль и Браманте и Бернини. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. В боковых секторах находятся фонтаны.
Конечно, прежде всего, все обращают внимание на скульптуру Микеланджело «Воскресший Христос» справа от алтаря. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Между дельфинами Бернини расположил изображения герба семьи Барберини (пчёлы), глава которой папа Урбан VIII (Маффео Барберини) покровительствовал скульптору. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Голубь в золотистых лучах в апсиде собора (тоже работа Бернини) с размахом крыльев около трёх метров, а издалека кажется маленькой птичкой, еле различимой. В чём же загадочность этого полотна.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Гробница папы Александра VII и фигуры Справедливости, Благоразумия, Милосердия и Истины.
Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Он оставался в этой семье (отображается на наклонном штукатурка блока в 19 веке) до 1924 года, когда он был переведен в его нынешнем доме на постаменте в номере VIII из Галереи Боргезе. Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно»3.
Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Гримаса на лице представляет абсолютно определённое намерение.
Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини.
И знаменитая Королевская лестница (Скала Реджа) Ватикана. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Интерес к Бернини вновь вырос. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.
Со временем истина была открыта. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. На другой высечено имя Урбана VIII. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы.
По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись.
Художник вернул себе славу. В начале своей деятельности они вместе работали над Палаццо Барберини, в начале под руководством Карло Мадерно, а после его смерти, под руководством Бернини. Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624).
Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей.
Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Есть предположение, что это Джулия Фарнезе, любовница Папы Римского Александра VI Борджиа. Работа над ним была закончена в 1644 г. Фонтан сделан в виде раскрытой раковины, одна из створок которой заполнена водой. Из этих четырёх статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя – это «Давид» Бернини (1623). И это не фокус, а художественный эффект, гармоничный, прекрасный, трогающий каждого, кто видит скульптуру.
Здесь же «Автопортрет в юности» Бернини 1623 года и автопортрет 1635 года, на втором этаже – бюсты Павла V, кардинала Сципионе Боргезе (он и начал собирать коллекцию), маленькая копия памятника Людовику XIV. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике.
Он также сохраняет память о родовом гербе Барберини и поставлен в 1644 году. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Слева в углу площади у начала via Vittorio Veneto ещё одно творение Бернини – фонтан Пчел (Fontana delle Api).
Правда, по более общепринятой трактовке задумчивая, уравновешенная и роскошно одетая красавица представляет «любовь небесную», а пламенная обнажённая Венера — «любовь земную». Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство. Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию.
Следовательно, на холсте должна быть изображена незамужняя дама. Однажды до него дошли слухи, что Констанция изменяет ему с его младшим братом Луиджи, тоже скульптором и математиком. В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя – частью архитектурного сооружения. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах подземного мира. Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект.
Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.
Поднимаясь к входу в собор, обращаем внимание на его работы – конный монумент Константина Великого (стоя лицом к входу – справа) и барельеф над входом «Иисус вручает Петру ключи от рая» (поднимаем голову вверх). Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Интерес к его работам падал и скульптор мог бы закончить свою жизнь, как Рембрандт, в забвении и нищите, но судьба распорядилась иначе. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год.
В капелле Киджи (слева от входа, проект Рафаэля) две скульптурные группы Бернини – «Аввакум с ангелом» и «Даниил во рву со львом». Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. По этому поводу существуют разные мнения. Очаровательная группа «Коза Амалфея, воспитывающая младенца Зевса и сатир» долгое время вообще считалась античной.
Легенда гласит, что Прозерпина, дочь Цереры (богиня урожая и плодородия), собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил Плутон, бог подземного царства мёртвых. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Доказательство тому — Рим.
Но его противники убедили папу Иннокентия X отдать приказ о сносе башен, это было для Бернини большим ударом – моральным и финансовым. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Исступление, аффект, любая эмоция должна была быть изображена лишь в крайнем своем проявлении. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св.
Свет скорее похож на действующее лицо, чем на просто поток лучей. Сюжетом «Аполлона и Дафны» является широко известный мифологический эпизод. А перед церковью держит на спине египетский обелиск мраморный слоник Бернини. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем.
Годы ее создания – 1656-1665. Что рассказывает о Бернини Интернет. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Третья особенность картины — особое освещение, характерное только для картин Караваджо.
И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось.
Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
А Бернини выполнил скульптурные украшения гробниц Марии Раджи и кардинала Виджевано. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese).
Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Борромини представил все улики против Бернини. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели её члены.
Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
Сколько ни уговаривал её Аполлон остановится, нимфа бежала лишь ещё быстрее. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Находится в римской Галерее Боргезе.
Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. После любовных отношений с Папой Римским её брат Алессандро был назначен кардиналом, что стало первой ступенькой в его успешной карьере, которая закончилась папским престолом. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Эта работа Бернини – самое первое творение скульптора (между 1609 и 1615 годами).
А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Другие проекты постигла та же судьба45. Самые интересные его работы находятся в Риме, зачастую прямо на улицах и площадях. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск.
Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Будь вечно молодой. ». Гробницы Урбана VIII (Барберини, отсюда изображения пчёл) и Матильды Тосканской (у неё в Каноссе император Генрих IV каялся перед папой Григорием VIII). Зачастую он работал чисто интуитивно. Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары.
Таким образом была назначена специальная комиссия по надзору за сохранностью коллекции. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее. Однако все они приподняты над повседневной жизнью, проникнуты особой внеличностной энергией. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Вскоре повстречал прекрасную Дафну Аполлон и полюбил её.
И все эти чувства бесподобно изображены Бернини. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета.
Об этой беде узнал бортник, который собирал мёд диких пчёл. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).
В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Также к числу основных особенностей этого полотна относится и скрупулёзность изображения.
Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства.
Бернини так работал с мрамором, как будто это воск или пластилин. В его скульптурах соединились классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамизм маньеризма. После восшествия на папский престол кардинала Маффео Барберини в качестве папы Урбана VIII Бернини приобрёл покровительство семьи Барберини, он получил официальные должности, связанные с архитектурой, скульптурой и градостроительством. Галерея Боргезе.
Он был мал ростом и очень красив. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. По решению папы Римского – Иннокентия Х было решено установить его на площади Навона, в знак победы католичества над язычеством.
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор1. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом. Мастер отделил от человека страсть, гнев, желание, страх и заключил их в камень, прославляя стиль барокко. В 1639 году Бернини приобрёл недвижимость в Риме на углу улиц via della Mercede и via di Propaganda.
Бернини остановил в камне момент, когда ноги нимфы начинают превращаться в корни, а пальцы рук уже превращаются в ветви лавра. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Академии искусств чувствовали себя хранителями вечных ценностей, которые включали в себя идеи древности — простые и строгие. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы. Библейскому герою скульптор дал свое лицо.
Кардинал старался собирать работы полюбившихся ему мастеров разных периодов их творчества. Джованни Бернини спроектировал площадь перед собором и знаменитую колоннаду. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Вилла Боргезе была создана для размещения в ней ценной коллекции кардинала Шипионе Боргезе (Сципион Боргезе), увлеченного собиранием произведений искусства. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше.
Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Скульптора изображает библейского героя Давида, готового швырнуть камень в Голиафа. И это чуть не стоило ему карьеры. Такого эффекта Бернини достигает за счёт движения теней по скульптуре.
Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. А статуи, статуи стали похожи на актеров. «Давид» Бернини еще один пример этого. Петра для римского собора св. Рафаэль активно использует технику «сфумато», основанную на смягчении линий и придании им некоторой дымчатости, что позволяет создать максимально пластичные линии и насыщенный образ, воплощающий красоту, чистоту и невинность. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев.
Но когда мы движемся вперёд и поворачиваемся к скульптуре анфас, выражение меняется. Уничтожение заняло 11 месяцев. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15.
Врачи были бессильны. Нижние ступени лестницы шире, чем верхние, высота колонн по краям лестницы уменьшается по ходу движения вверх, пространство между колоннами также уменьшается. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII.
Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана. Скульптурное убранство тоже минимально. Камень становился воском в его руках. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям.
Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной.
Такое освещение называли «подвальным». «Похищение Прозерпины» представляет собой не менее замечательное изображение борьбы двух существ, в которой со всей остротой использована пластическая сила контраста и движения. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля. История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога.
По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели. Бернини бросил вызов камню и победил. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини).
После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Внутри собора, в оформлении декора которого он принимал участие, прежде всего, смотрим на киворий (балдахин под куполом) высотой с четырёхэтажное палаццо Фарнезе. Реки в облике античных гигантов, легко узнать по отдельным чертам.
В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне.
Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. В сильных руках юноша держит корзину фруктов, украшенных листьями. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь.
В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. А изображение Аполлона можно рассматривать как прямое заимствование из эллинистической скульптуры. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). А у меня дом. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Она легко просматривается, если внимательнее рассмотреть все три фигуры. Из созданного самим Бернини – лев и конь. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий.
Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Он вылечил юношу и в память об этом на гербе Барберини появились пчёлы. Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса.
Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св.
Результатом стала сложная, но тонко организованная среда, обеспечивающая возвышенную духовную обстановку для максимальной передачи зрителю ощущения чудесного события33. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств.
Собор и piazza San Pietro (Ватикан). Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Существовала даже версия, что юноша является автопортретом, по аналогии, как это было с другим известным шедевром «Больной Вакх», когда Караваджо, не имея возможности заплатить натурщику, срисовал для картины своё зеркальное отражение. Он отличался по-настоящему тонким вкусом и уникальной интуицией коллекционера.
Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское.