Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. Учился в Академии художеств (1827–1836), как академический «пенсионер» изучал классическую и современную архитектуру во Франции, Италии, Германии (1840–1846). Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Много путешествовал (Западная Европа, Северная Африка, Кавказ, Крым, Поволжье, Средняя Азия, Дальний Восток). Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
с консервативно-охранительских позиций. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. В искусстве нет места произволу и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций. С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Окончил петербургскую Академию художеств в 1879.
Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Бенуа уже в апреле 1923 года. городов. В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955 1-е издание в России – М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий. Литература:Эткинд М. Г. А. Мастер станковой, книжной и журнальной графики («Азбукa в картинах Александра Бенуа», 1904 иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», 1903, 1905, 1916-22).
В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Гофмана (1899, Гос. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. В 1898 году вместе с С. П. Боккаччо, Дж. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Родился в Новом Петергофе 11 (23) августа 1856. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Это известный художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.
Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. Жил в основном в Петербурге. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.
Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства». Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Л., 1989. А. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Самым трудным для Александра Бенуа было то, что от него неизменно требовали высказывать свою политическую позицию.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Был членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов (с 1887). Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.
Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. С 1926 жил во Франции. БЕНУА Александр Николаевич (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург – 9 февраля 1960, Париж), российский художник историк искусства и художественный критик. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Выдающееся значение имела педагогическая деятельность мастера.
По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь.
Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858 в духе барокко). Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр – рисунки к Медному всаднику. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».
Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков.
Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Бенуа14.
Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. Пример этого – картина Парад при Павле I, где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. Активно применял новые металлические конструкции, стилизуя их под готику (вокзал в Петергофе, 1855–1857). В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.
спектакли) продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту. В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образы («Парад при Павле I, гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Их обычно связывают лишь с именем С. П. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17).
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Н. Бенуа.
(1813–1898), архитектор, старейший в этой художественной династии, появился на свет в Петербурге 1 (13) июля 1813 в семье Луи Жюля Бенуа, переселившегося в Россию в 1794 (в числе прочих французских эмигрантов, бежавших от революции) и служившего метрдотелем при петербургском императорском дворе супруга Луи была дочерью архитектора А. К. Кавоса. Все три новые серии написаны в итоге тщательного историко-художественного исследования, вдохновленного страстным поэтическим увлечением. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века»: организатор объединения «Мир искусства» (с 1899), активный участник в издании журнала «Мир искусства» (с 1902 – соредактор С. П. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.
Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Автор книг («Русская школа живописи», 1904 «Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910 «История живописи всех времён и народов», 1912-1917) и статей по истории искусства и вопросам современной культуры (газеты «Речь», «Последние новости», журнал «Русские записки» и др. ). Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
Продолжил линию архитектурного романтизма, придерживаясь в своих исторических стилизациях принципов неоклассики (с заметными элементами модерна). Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Он преподавал в петербургском Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927), был профессором (с 1892) и ректором (1903–1906 и 1911–1917) Академии художеств среди его учеников – А. Е. Белогруд, Л. А. Веснин, О. Р. Мунц, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев и др. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Александр Николаевич Бенуа (фр. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
Именно там им были написаны «Версальские серии». Был профессором Академии художеств (с 1857). «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.
Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Только после Октябрьской революции Медный всадник с рисунками Бенуа вышел, наконец, в превосходном издании.
Он не мог иначе. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.
Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В своих пейзажных композициях (созданных в путешествиях, а также в Петербурге и его окрестностях) продолжил традицию романтизма в ее элегически-мечтательных, но в то же время и собственно «видописных», документально-точных свойствах, чуждаясь гротесков и фантазий «Мира искусства». Пьермарини, G. Piermarini). Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Изображая дворцы и парки пригородных царских резиденций, Бенуа патетически прославляет красоту и величие русского искусства XVIII века. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. (1856–1928), был выдающимся архитектором. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм.
Жил преимущественно в Петербурге, часто наезжая в Москву. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. М., 1968. Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка. Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также (с 1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее Министерства торговли и промышленности).
Родился в Петербурге 14 (26) марта 1852. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Один из центров мировой оперной культуры. Жил в основном в Петербурге. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.
Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Из построек Л. Н. Бенуа в других городах заслуживают упоминания, в первую очередь, доходный дом на Моховой улице в Москве (совместно с А. О. Гунстом, 1905–1907 позже был перестроен под гостиницу «Националь») и Петербургский банк в Киеве (1911). Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.
Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Оба художники. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Совершал длительные заграничные поездки. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.
Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Но даже с большевиками А. Н. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.
Среди его особо значительных работ для Петербурга – Придворная капелла (ныне Академическая капелла имени М. И. Глинки, 1885–1889), Акушерско-гинекологический институт (ныне имени Д. О. Отта, 1897–1904), типография «Печатный двор» (1908–1910), один из корпусов Русского музея, так называемый «корпус Бенуа» (1914–1916), проект неоклассического преобразования города, созданный совместно с М. М. Перетятковичем (1910–1913). К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Александр Николаевич (1870-1960), российский художник историк искусства и художественный критик. Страдая тяжелой болезнью ног, в поздние годы находился под опекой дочери и зятя, композитора Н. Н. Черепнина.
С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). «От этих. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Две темы неизменно пользовались его вниманием: Петербург XVIII – начала XIX в. и Франция Людовика XIV.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. В течение нескольких десятилетий он являлся виднейшим представителем художественной критики. Не исключено, что А. Н. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». (1852–1936), его старший сын, получил известность в первую очередь как мастер акварельной живописи. Возникли в 15-16 веках. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Его отец был архитектором. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции «живописного театра» времен «Мира искусства». ---Николай Леонтьевич (1813-98), российский архитектор. Шаляпина и З. Е. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Л. М., 1965. Александр Бенуа размышляет / Под ред. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.
Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. А. Н. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.
Для него, человека, который всегда провозглашал, что не имеет никаких политических убеждений, подобное было невыносимо. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Среди прочих его произведений – дворцовые конюшни (1848–1854) и фрейлинские дома (1858) в Петергофе, «швейцарский» дом в подмосковном Кусково (1870).
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Чосера и У. Шекспира. ---Леонтий Николаевич (1856-1928), архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927).
Русский музей). Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
Умер в Петербурге 11 (23) декабря 1898. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает.
Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Бабушка привозила Александру из Венеции настоящих итальянских марионеток изображавших героев комедии дель арте: Коломбину, Арлекина, Пьеро Именно в искусстве театра уже взрослый А. Бенуа видел единственную возможность создать творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Сын Н. Л. Бенуа. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV (1897-98, Русский музей и др. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Знак зодиака — Телец. Идеолог «Мира искусства».
Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Был близок к императорскому двору. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15).
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления.
Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Ей недостает именно историзма. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь.
Почувствовав это, А. Н. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях.
Преподавал в Академии художеств (1885–1894), с 1894 состоял членом ее совета. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Они организовали кружок любителей искусства. В замечательных – благодаря своему тонкому, романтичному историзму – сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание – Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание – Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его «Русских сезонах».
С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства.
Точнее было бы сказать, что А. Н. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. С 1926 года жил во Франции.
Н. Соколов---де Сент-Мор (Benoit de Sainte-Maure), нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и «Романа о Трое» (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. Умер в Фонтене-о-Роз близ Парижа 16 мая 1936. Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Александр Бенуа был женат.
Дягилева), учредитель и редактор (1901-1903) журнала «Художественные сокровища России». Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Серебряковой.
Реставрационный отдел. ). и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. СПб., 1994. М. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Русский музей стр. Но и здесь перед А. Н. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский. Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16). ---Николай Александрович (1901-88) итальянский художник.
В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. С 1925 жил в Италии. Из письма художника к Ф. Ф.
Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.
В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Умер в Ленинграде 8 февраля 1928. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему.
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Художник умел ценить величие искусства прошлого.
На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Видный представитель архитектурного романтизма, свободно варьировал разные исторические стили: в ансамбле в Москве (совместно с П. С. Кампиони, 1862–1865) главный фасад центрального корпуса решен в формах классицизма и «умеренного» петровского барокко, садовый же фасад – в формах более пышного барокко эпохи Б. К. Растрелли. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация изящная орнаментальность. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Учредитель (1903) и почетный председатель (1922–1928) Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (1892–1895).